Инструменты протекционистской политики

Автор: o********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение инструментов протекционистской политики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Определить сущность и инструменты протекционистской политики;
Рассмотреть понятие и функции таможенного тарифа;
Изучить классификацию таможенных пошлин;
Рассмотреть нетарифные методы регулирования торговли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и инструменты политики протекционизма…......…………5
Глава 2. Тарифные методы регулирования международной торговли. Их классификация………………………………………………………………….....8
2.1.Понятие и функции таможенного тарифа……………...……………………8
2.2. Классификация таможенных пошлин…………………….........................12
Глава 3. Нетарифные методы регулирования международной торговли.…...17
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

курсовая ВЭД.docx

— 58.49 Кб (Скачать)

      Совет таможенного сотрудничества (ныне Всемирная  таможенная организация) в 1950 г. разработал Брюссельскую товарную номенклатуру, а в 1983 г. - Гармонизированную систему  описания и кодирования товаров. Последняя представляет собой многоцелевую классификационную систему, используемую "для публикации таможенных тарифов, ведения статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций и т.д.". Гармонизированная  система - это база национальных номенклатур, включая и ТН ВЭД России. Первые шесть знаков кодового обозначения  товара тождественны цифровому шифру, принятому в номенклатуре Гармонизированной  системы. Седьмой и восьмой знаки  означают дополнительную детализацию  в соответствии с Комбинированной  номенклатурой Европейского Союза. Девятый знак соответствует коду товара по ТН ВЭД СНГ. Десятый знак введен Постановлением Правительства  РФ от 22 февраля 2000 г. N 148 "О таможенном тарифе Российской Федерации - своде  ставок ввозных таможенных пошлин и  товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности".

      Таможенные  тарифы имеют все страны мира. Современные  тарифы унифицированы на базе Гармонизированной  системы описания и кодирования  товаров, что облегчает пользование  тарифами на разных языках и сопоставление  ставок пошлин на одинаковые товары. Тариф, используемый на территории Российской Федерации, являет собой образец  договорного, или конвенционного, тарифа, так как он устанавливается по взаимному соглашению государств. Антиподом  ему выступает автономный тариф, определяемый государством самостоятельно.

      Необходимость цифровых кодов обусловлена тем, что они используются для определения  ставок таможенных пошлин, так как  на основе ТН ВЭД составляется таможенный тариф - система таких ставок. Основополагающей характеристикой ТН ВЭД является "строгое соблюдение правила однозначного отнесения товаров к классификационным  группировкам".

      Таким образом, таможенный тариф устанавливает  соотношение между товарной номенклатурой  и ставками таможенной пошлины. Главный  вектор развития таможенного тарифа - создание наиболее приоритетных направлений  в структуре российской экономики. При этом должны быть учтены и максимально  сбалансированы интересы государства  и общества в соответствии с проблемами, условиями, целями и возможностями, имеющимися в стране.4

      Использование таможенного тарифа, содержащего  оптимальные ставки таможенных пошлин, обладает рядом достоинств. Так, если страна может оказывать влияние  на мировые цены, оптимальный уровень  ставки таможенной пошлины может принести ей существенный выигрыш.

      В зависимости от того, какая сторона  торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих  друг друга определений таможенного  тарифа.

      Таможенный  тариф в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

        Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.5

      Таможенная  пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

      Таможенные  пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
 

2.2. Классификация   таможенных пошлин

      В настоящее время существуют различные классификации таможенных пошлин. Одна из таких классификаций – это деление все таможенных пошлин по способу взимания. В связи с этим существуют следующие виды пошлин:

  • адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
  • специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);
  • комбинированные сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т).

      Адвалорные  пошлины аналогичны пропорциональному  налогу на продажу и применяются  обычно при обложении товаров, которые  имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы.  Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. — сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%.

      Слабой  стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость  таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под  воздействием  многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов,  применение  адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

      Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары.  Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

      По  объекту обложения таможенные пошлины  делятся на:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны.

      Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.

      Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних "регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

      Встречаются крайне редко и используются преимущественно  как средство торговой войны.

      Классификация пошлин по характеру предполагает их деление на следующие виды:

  • сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
  • антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
  • компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

      Обычно  эти особые виды пошлин применяются  страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

      По  происхождению таможенные пошлины  подразделяются на:

  • автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны.

      Обычно  решение о введении конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются  соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или  экономики) и одобряются правительством;

  • конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) или соглашений о таможенном союзе;
  • преференциальные — пошлины имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.

      Цель  преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран  за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

      По  типам ставок таможенные пошлины  бывают:

  • постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

      Подавляющее большинство стран мира имеет  тарифы с постоянными ставками;

  • переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).

      Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

      Кроме  перечисленных  ставок,  размер  которых  устанавливается  заранее, таможенные  тарифы  предусматривают  возможность   введения   дополнительных пошлин.  

        К    дополнительным    пошлинам    относятся:

  • антидемпинговые;
  • компенсационные;
  • картельные.

Информация о работе Инструменты протекционистской политики