Инструменты протекционистской политики

Автор: o********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является рассмотрение инструментов протекционистской политики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Определить сущность и инструменты протекционистской политики;
Рассмотреть понятие и функции таможенного тарифа;
Изучить классификацию таможенных пошлин;
Рассмотреть нетарифные методы регулирования торговли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и инструменты политики протекционизма…......…………5
Глава 2. Тарифные методы регулирования международной торговли. Их классификация………………………………………………………………….....8
2.1.Понятие и функции таможенного тарифа……………...……………………8
2.2. Классификация таможенных пошлин…………………….........................12
Глава 3. Нетарифные методы регулирования международной торговли.…...17
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

курсовая ВЭД.docx

— 58.49 Кб (Скачать)

      Наряду  с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные  барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и  даже местной власти.

      Виды  скрытого протекционизма.

      По  некоторым оценкам, существует несколько  сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут  в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:

  • Технические барьеры - скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа.

      Наиболее  распространенные барьеры технического характера - требования о соблюдении национальных стандартов, о получении  сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая  проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных  таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и  многие другие. Например, правительство  Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропускать все  их партии через одну тесную таможню  в небольшом городке Пуатье, что  не позволяло быстро провозить в  страну большие партии. Товары, импортируемые  в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи  надписями.

      Технические барьеры далеко не всегда являются только методом протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения.

  • Внутренние налоги и сборы (domestic taxws and charges) - скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке.

            Могут вводиться  как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные  товары, весьма разнообразны и могут  быть прямыми (налог на добавленную  стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию  и выполнение других формальностей, портовые сборы).

            Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную  роль только в том случае, если они  накладываются только на импортные  товары, при том что товары местных  производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего  налогообложения одинаковы как  для национальных товаров, так и  для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве.

            Во многих случаях  внутренние налоги превышают по стоимости  размер импортной пошлины и, более  того, их ставка может изменяться в  зависимости от внутренней конъюнктуры  местного рынка.

  • Политика в Рамках государственных закупок (state procurements) - скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

       Наиболее  типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности.

  • Требование о содержании местных компонентов (local content requirement) - скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.

      Обычно  требование о содержании местных  компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и  наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем, чтобы  в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных  компонентов, чтобы избежать перемещения  производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой  и сохранить тем самым уровень  занятости. 
 
 
 
 

Заключение

      На  протяжении длительного исторического  периода внешнеторговая политика мира носит главным образом протекционистский характер. 

      Протекционизм — это система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков.  Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

      Государства, проводя протекционистскую политику, используют таможенно-тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные ограничения. Основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, понизив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке. Часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и относится прежде всего к импорту. Другая группа методов соответственно имеет своей целью форсирование экспорта.

      Итак, мною был рассмотрен вопрос, касающийся инструментов протекционистской политики. В своей работе я попыталась раскрыть сущность протекционизма, для того чтобы определить его инструменты.

      Также я наиболее полно попыталась отразить классификацию тарифных и нетарифных  методов регулирования торговли. 
 

Список  использованной литературы

1) Антология мировой экономической мысли. - М.: Проспект, 1998. - 726 с.

2) Афанасьев Ю. Н. Теневая экономика в России: прошлое и настоящее. - М.: Изд-во РГУ, 2009. - 208 с.

3) Горбань М. Россия в ВТО: Мифы и реальность // Вопросы экономики. – 2010. – № 2. 
4)Дайнеко А.Всемирная торговая организация: Механизмы функциониро-вания и практика вступления. – М.: Дикта, 2008. – 407 с. 
5) Кулишер И. Основные вопросы международной торговой политики. – М.: Социум, 2008. – 480 с. 
6) Максимова М. Вступление в ВТО: выиграем или проиграем? //Человек и труд. – 2008. – №4 – с.13-14.

7) Медведков С.А. США в 80-е годы: погоня за лидерством. - М.: Мысль, 2008. - 299 с. 
8) Миклашевская А., Холопов А. Международная экономика. – М.: Дело и Сервис, 2009. – 352 с. 
9) Оценка социально-экономических последствий присоединения России к Всемирной торговой организации. – М.: Экономика, 2007. – 536 с. 
10) Пивоваров С., Тарасевич Л., Майзель А. Международный менеджмент – СПб: Питер, 2009. – 656 с.

11)Разумнова Л. Современная международная торговля. Внешняя торговля России. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 204 с.

12) Россия на путях рыночного реформирования. - М.: Аналитика-Пресс, 2007. - 258 с.

13) Терехов А.Б. Свобода торговли. Анализ зарубежного опыта. - М.: Экономика, 2009. - 190 с. 
14) Щебарова Н. Внешнеторговая политика. – М.: Международные отноше-ния, 2009. – 256 с.

 

Информация о работе Инструменты протекционистской политики