Интеграционные процессы на американском континенте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 23:29, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение деятельности крупных международных интеграционных объединений на американском континенте.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Интеграционные процессы в мировой экономике. 4
1.1 Сущность, причины и цели международной интеграции. 4
1.2 Формы международной экономической интеграции 5
Глава 2. Характеристика международных интеграционных объединений на американском континенте 7
2.1 НАФТА 7
2.2 МЕРКОСУР 11
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

интеграционные группировки на американском континенте.doc

— 109.50 Кб (Скачать)
  • снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участниками соглашения;
  • создание и поддержание условий для справедливой конкуренции в рамках зоны свободной торговли;
  • привлечение инвестиций в страны-участницы соглашения;
  • обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран НАФТА;
  • выполнение и применение данного соглашения для урегулирования торговых споров;
  • создание будущего многостороннего регионального сотрудничества.

     Главным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли США, Канады и Мексики. Однако принципиальным моментом является то, что в НАФТА, в отличие от ЕС, нет каких-либо наднациональных органов.

     Главный результат соглашения состоит в  том, что значительно вырос общий  оборот торговли трех стран. За первые 7 лет деятельности НАФТА взаимный товарооборот США и Канады увеличился с 197 млрд. долл. до 408 млрд. долл., между США и Мексикой – с 80,5 до 247,6 млрд. долл. Заметно вырос объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике, экспорт услуг из США. Снизился уровень нелегальной иммиграции. Американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков.

     Вместе  с тем имеются и негативные последствия деятельности НАФТА. Многие аналитики считают, что в США  и Канаде исчезают рабочие места  по мере увеличения объемов импорта  из Мексики. У Мексики также есть причины для беспокойства: американские и канадские ТНК, проникая в страну, «сметают» отечественные малые и средние промышленные предприятия. Так в рамках НАФТА уже исчезло 28 000 малых предприятий, которые не выдержали конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний. На грани разорения находятся несколько сот тысяч крестьянских хозяйств в Мексике. Необходимо отметить также, что ранее Канада опасалась утечки рабочих мест в США, а теперь они могут переместиться еще и в Мексику. Из-за высокой зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях.

     Отмечая противоречивые последствия НАФТА  для стран участниц, трудно переоценить общий значительный положительный потенциал интеграционного взаимодействия для трех стран Северной Америки. Его рассматривают как основу для более широкой интеграции стран всего западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе «сообщества демократий западного полушария» – своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой экономикой.

2.2 МЕРКОСУР

 

     В активизации интеграционных процессов  в Южной Америке все более  заметную роль играет МЕРКОСУР (Mercado Comun del Sur) – Общий рынок стран южного конуса, созданный в 1991 году Аргентиной, Бразилией, Парагваем  и Уругваем и в короткий срок превратившейся одного из основных участников реальной региональной интеграции. В настоящее время МЕРКОСУР – это крупнейший интеграционный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения (более 200 млн чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли континента. С 1996 г. статус ассоциированного члена имеют Чили и Боливия, с 2003 г. – Колумбия, Перу и Эквадор. В 2005 г.  Венесуэла была принята в качестве полноправного члена, но без права голоса.

     Существует  несколько причин, которые привели  к ускорению интеграции в Латиноамериканском регионе.

     Первая  причина - усиливающаяся конкуренция в торговле, с одной стороны, и рост доходов от использования новых технологий и инвестиций, с другой - побуждали к созданию более крупных и открытых рынков. Стало ясно, что ограниченность и даже закрытость рынка неизбежно ведет к замедлению темпов развития по всем направлениям. 

     Второй  причиной ускорения интеграционных процессов стала предпринятая южноамериканскими странами в конце 80-х годов либерализация внешней торговли. Реализация программ по введению единых тарифов и снятию нетарифных ограничений создала условия для подписания двух- и многосторонних соглашений о либерализации торговли, что было невозможно осуществить в условиях закрытых экономик. Установление льготных тарифов или их полная отмена в определенных секторах экономики стимулировали товарообмен в регионе.

     Третья причина состоит в радикальном пересмотре механизмов интеграции в регионе. Как известно, в 1960 г. был подписан Договор Монтевидео о создании зоны свободной торговли, включающей страны-члены Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), а с 1980 года - Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ). Согласно договору была создана жесткая тарифная система, в ряде случаев себя не оправдывавшая, а с позиции сегодняшнего дня - невыгодная. Страны должны были предоставить режим наибольшего благоприятствования для всех стран ЛАСТ, а не только своим партнерам, что в дальнейшем привело бы к обоюдной выгоде. На практике страны перестали предлагать своим приоритетным партнерам товары по льготным тарифам, поскольку это автоматически распространялось и на других членов ЛАСТ. Это стало наносить, в конечном счете, ущерб национальным экономикам со стороны конкурирующих производителей третьих стран. Договор Монтевидео через двадцать лет был пересмотрен и согласно новым условиям он допускал заключение торговых соглашений с несколькими или даже с одной страной. Было констатировано, что общее снижение тарифов не служит целям латиноамериканской интеграции, которая должна углубляться постепенно, в результате подписания участниками соглашений, рассматривавшихся как строительные блоки для полного снятия тарифов в будущем.

     К четвертой причине ускорения интеграционных процессов следует отнести положительные изменения в политической жизни континента. Начавшийся процесс демократизации, в общем, дает основания полагать, что конфликтные ситуации типа футбольных войн исчезнут, и не будут влиять на экономические преобразования.

     Договором о создании МЕРКОСУР предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами; установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран; свободное движение капитала и рабочей силы; координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи; согласование стратегии в валютно-финансовой сфере. В результате предпринимаемых усилий взаимный товарооборот вырос с 3,5 млрд долл. в 1991 г. до 11,5 млрд долл. в 1995 г.

     В январе 1994 г. страны–участницы МЕРКОСУР приняли программу продвижения к таможенному союзу и наметили срок, когда 85% взаимного внешнеторгового оборота будут освобождены от тарифных барьеров.

     Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел; исполнительный орган – Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со штаб-квартирой в Монтевидео; 11 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней торговли, таможенное регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая политика, наземный и морской транспорт, промышленные технологии, сельское хозяйство и энергетика.

     Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об определенных успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершенность становления таможенного союза. Объем внутриблокового экспорта в 1991–2007 гг. увеличился с 5,1 до 13,6 млрд долл., то есть более чем в двое, и составил почти половину экспорта стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Доля внутризональной торговли в товарообороте стран МЕРКОСУР со всем миром в 2007 г. повысилась до 16,5%, в 1990 г. этот показатель составлял 10,1%.

     МЕРКОСУР  оказал положительное воздействие  на качественные показатели внешней торговли стран-членов, способствовал росту промышленного экспорта. 70% бразильских предпринимателей ведут деятельность в рамках блока. Аргентина реализует 30% своего экспорта (против 17% в 1991 г.), Уругвай и Парагвай – более 50%. Значительное развитие получила кооперация на уровне отдельных фирм и предприятий. В этот процесс вовлечены крупнейшие аргентинские и бразильские объединения «Групо Архентино» и Групо Бразил». Кооперация и сотрудничество особенно распространены в машиностроении, металлургии и энергетики.

     Интеграционные  процессы в МЕРКОСУР сталкиваются с проблемами, которые тормозят развитие практически всех интеграционных объединений развивающихся стран. Главные из них – это разновидность стран-участниц и относительно низкий уровень их экономического развития. Они не сумели прийти к согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к первоначально намеченному сроку – 1 января 1995 г. Не удалось также согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из третьих стран.

     Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики  оценивают как благоприятные. На пути дальнейшего развития странам-участницам этой группировки предстоит преодолеть существующие противоречия, значительную разницу в экономических потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных механизмов с регулирующей ролью государства в условиях специфики латиноамериканского региона.

Заключение

 

     В начале XXI в. международная экономическая интеграция стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран–участниц интеграционных группировок.

     Дальнейшее  развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции (зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, экономического и валютного союза), возможно, приведет к образованию политического союза. Интеграционное объединение превратится в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, включая образование центральных органов с еще большими полномочиями и властью, чем наднациональные институты управлении.

     Получившая  наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, то есть слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.

     Распространяющееся  мнение, что создание экономических союзов может привести к тому, что в будущем причастность к одному из них во все большей степени будет определять эффективность национальных экономик и мировой статус государств. Иногда даже высказывается опасение, что будущее мировое хозяйство может разделиться на небольшое число торговых группировок, замкнутых в первую очередь на себя и ведущих бесконечные экономические войны между собой. Но это крайняя точка зрения.

     Высокая степень интернационализации хозяйственной  жизни не позволит новым блокам замкнуться в своей «скорлупе». Верно, однако, и то, что при таком раскладе выбор у стран, оставшихся за пределами группировок, будет невелик – либо надеяться на получение по определенным видам товаров статуса наибольшего благоприятствования, либо пытаться вступить в ближайшее региональное сообщество, либо создавать собственную торговую зону.

Список  использованной литературы

 
  1. Международные экономические отношения: Учебник  для студентов вузов, обучающихся  по экономическим специальностям / Под ред. В.Е. Рыбалкина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 591 с.
  2. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2008. – 734 с.
  3. https://www.cia.gov/ - The Central Intelligence Agency (CIA) (официальный сайт ЦРУ)
  4. http://www.un.org/ - Официальный сайт ООН
  5. http://www.naftanow.org/
  6. http://www.mercosur.org./

Информация о работе Интеграционные процессы на американском континенте