Интеграционные системы в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Развитие международных экономических и политических отношений за всю историю человечества привело к новым всеобщим тенденциям развития мирового хозяйства в конце ХХ - начале XXI в.- регионализации и глобализации. Они приводят к масштабным изменениям в функционировании и управлении хозяйственной деятельностью.

Содержание

Оглавление
Введение 3
1. Международная экономическая интеграция: понятие, причины, развитие 5
1.1. Понятие экономической интеграции 5
1.2. Причины, предпосылки возникновения МЭИ 6
2. Формы международной экономической интеграции
2.1. Формы интеграционных объединений 8
2.2. Основные современные интеграционные группировки 12
3. ЕС – наиболее развитая интеграционная группировка 15
3.1. Становление ЕС, его состав 15
3.2. Система управления ЕС 17
3.3. Бюджет ЕС и основные направления финансирования 18
4. Россия и интеграционные процессы со странами ближнего зарубежья 19
Выводы и предложения 22
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

     Европейский союз имеет собственную официальную символику – флаг и гимн. Флаг утвержден в 1986 г. и представляет собой синее полотнище в форме прямоугольника, в центре которого расположены по кругу 12 золотых звезд. Впервые этот флаг был поднят перед зданием Европейской комиссии в Брюсселе 29 мая 1986 г. Также ЕС имеет свой собственный гимн – «Ода радости» Людвига Ван Бетховена.

3.2. Система управления ЕС

     К настоящему времени произошло своеобразное разделение межгосударственных властей  ЕС на законодательную, исполнительную и судебную власти.

     Законодательным и представительным органом ЕС является Европейский парламент в количестве 626 депутатов, избираемых гражданами во всех государствах-членах ЕС сроком на 5 лет. Парламент утверждает бюджет, контролирует деятельность Комиссии ЕС.

     Система исполнительных органов включает: Европейский  Совет (Евросовет), Совет министров и Европейскую комиссию.

     Евросовет имеет статус форума политического сотрудничества стран - членов ЕС. В его состав входят главы государств и правительств, министры иностранных дел, председатель Комиссии ЕС.

     Совет министров, или Совет Европейского союза, состоит из министров государств, обеспечивает участие стран в принятии решений по реализации единой политики Евросоюза.

     Комиссия  Европейского союза (КЕС) - исполнительный орган, представляющий Совету министров проекты законов. Комиссия осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, налоговой политикой и т.д., финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, регионального, аграрного), ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит право распоряжаться общим бюджетом. Одним из важнейших направлений ее деятельности является приведение в соответствие национальных законодательств, стандартов и норм. Комиссия состоит из 20 членов и председателя. Члены Комиссии независимы от своих правительств, контролируются Европарламентом. Срок пребывания в Комиссии - 5 лет. Аппарат Комиссии состоит из нескольких тысяч человек.

     Суд Евросоюза - высший судебный орган. Он осуществляет контроль за правовыми  нормами и разрешает возможные споры между участниками или органами ЕС.

     Правовые  акты ЕС - неотъемлемая часть национального права его участников. Они подчиняются национальным властям и обладают преимущественной силой в спорных с национальным правом случаях. Не допускаются какие-либо национальные нормативные акты стран-участниц, противоречащие праву ЕС. И еще одна особенность - субъектами системы права являются не только государства - члены ЕС, но и их граждане.

3.3. Бюджет ЕС и основные направления финансирования

     Европейский союз располагает собственными финансовыми средствами, т.е. не зависит от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета ЕС определяется Советом и Парламентом ЕС и утверждается последним.

     Доходная  часть бюджета ЕС формируется  за счет отчисления от налога на добавленную  стоимость, таможенных пошлин, налогов на импорт сельскохозяйственной продукции из третьих стран, отчислений от ВВП всех входящих в ЕС стран в зависимости от их доли в валовом продукте ЕС.

     Внедрение единой валюты имеет большое значение с точки зрения осуществления валютно-финансовой политики ЕС: ликвидации различий в организации кредита, расчетов, курсовой политики, платежей, сопоставимости налогов; избегания валютных рисков, успешной борьбы с инфляцией.

     Что касается расходов бюджета, то они в  последние годы распределялись примерно следующим образом: аграрная политика – 54 %, администрация – 4%, региональная политика – 21%, погашения и резерв – 2%, социальная политика – 9%, сотрудничество в целях развития – 4%, исследования, энергетика, промышленность – 6%.

     На  основе структуры расходов можно сделать вывод, что финансирование аграрной политики представляет крупнейшую статью расходов в бюджете ЕС. В ее основе лежит субсидирование внутренних и экспортных цен. В результате ЕС превратился во второго после США мирового сельскохозяйственного экспортера. Часть финансовых средств сосредоточивается в слаборазвитых районах, где ВВП на душу населения не превышает 75% среднего для ЕС показателя. В соответствии с Маастрихтскими соглашениями создан Фонд содействия экономическому и социальному сближению наименее развитых стран. Также ЕС отдает приоритет интеграции в области НИОКР. Она направлена на усиление конкурентоспособности европейской промышленности в области новейших технологий на мировом рынке в противовес США и Японии. Причем ЕС финансирует только те виды НИОКР, научные и технологические программы, которые отражают общие, а не национальные интересы.

4. Россия и интеграционные  процессы со странами  ближнего зарубежья

     Организацией, регулирующей экономическую деятельность социалистических стран, стал созданный в 1949 г. (как видим, опередивший ЕЭС) Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Помимо стран Восточной Европы в него входили Монголия (1962), Куба (1972) и Вьетнам (1978). По доле мирового экспорта он находился в 1980-е на втором месте, отставая от ЕЭС, но опережая следующий за ним ЕАСТ, не говоря уже о блоках развивающихся стран.

     В главе 2.2 я упоминала о том, что  в СЭВ входили страны с невысоким уровнем развития; к этому прибавилась не совсем добровольная позиция «братских» республик СССР, не были пройдены все этапы экономической интеграции и это был союз с политической подоплекой, поэтому с изменением политической конъюнктуры он канул в Лету. Социалистические страны Восточной Европы свое участие в СЭВ использовали для стимулирования своего экономического развития в основном за счет материальной помощи СССР – в частности, через поставки дешевого (в сравнении с мировыми ценами) сырья. Когда же правительство СССР попыталось ввести в СЭВ оплату товаров по реальным мировым ценам, то в условиях ослабевшего политического диктата бывшие советские сателлиты предпочли отказаться от участия в СЭВ. Они создали в 1992 собственный экономический союз, Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (CEFTA), и начали переговоры о вступлении в ЕС. Надежда России

на экономическую  интеграцию со странами Восточной Европы в 1990–2000-е оказались окончательно похороненными. Некоторые возможности для развития экономической интеграции сохранялись только в отношениях между бывшими республиками СССР.

     Первой  попыткой создания экономического блока на постсоветском пространстве был в 1993 г. Союз независимых государств (СНГ), объединивший 12 государств – все экс-советские республики, кроме стран Балтии. Когда в 1994 г. была предпринята попытка создать зону свободной торговли, то половина стран-участниц (включая Россию) посчитали это преждевременным. Многие экономисты полагают, что СНГ и в 2000-х выполняет главным образом политические, а не экономические функции. Причиной неудачи считается затяжной экономический спад, длившийся в странах СНГ до конца 1990-х.

     Следующим опытом экономической интеграции стали  российско-белорусские отношения. В 1996 Россия и Белоруссия подписали  Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 – Договор  о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. Налицо новый политический союз. Не пройдя всех ступеней интеграции, оно обречено, как в случае с СЭВ. Эксперты полагают, правда, что выживание возможно, но необходимо подвести под него прочную основу – пройти последовательно все «пропущенные»ступени.

Наиболее серьезным подходом к интеграционному объединению является Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), созданное по инициативе президента Казахстана Н.Назарбаева в 2000 году. Договор подписали президенты Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В результате понижения внутренних таможенных барьеров удалось стимулировать взаимную торговлю. Достижениями ЕврАзЭС стали создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России (в 2007 году), учреждение Антикризисного фонда и Центра высоких технологий ЕврАзЭС.

     Россия  является также участником объединения АТЭС – Азиатско-тихоокеанского форума экономического сотрудничества. АТЭС основан в г. Канберра по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989 г. Первоначально в нее вошли 6 стран бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 г. членами стали Гонконг, КНР, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Тайвань, Чили. Позднее в состав АТЭС вошли Россия, Вьетнам и Перу, Индия и Монголия.

     В 1994 г. было оформлено партнерство России с ЕС. Соглашение предусматривает расширение сотрудничества в многочисленных направлениях (стандартизации, науке, технике, космосе, связи), расширение торговли товарами и услугами, поощрение частных инвестиций и т.д.

     Евросоюз  является главным торговым партнером  России. На его долю приходится 40% ее внешнеторгового оборота. Вместе с тем Евросоюз считает, что необходимые экономические и правовые предпосылки для вступления России в ЕС еще не созрели.  
 

     Выводы  и предложения

     Целью международной интеграции является объединение общественных и научных потенциалов нескольких стран с целью решения не отдельных каких-либо временных задач экономического или социального порядка, а о выводе стран на принципиально новые производственно-технические и социально - экономические рубежи, о таком движении вперед, какое поднимает их экономическое сотрудничество на более высокий уровень развития. Так, в результате курса на интеграцию должно произойти постепенное тесное сближение их национальных хозяйств, осуществится совместное международное производство.

     Исходя из предпосылок, особенностей и примеров развития интеграционных процессов в мире можно сделать следующие выводы: 

    1.  Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX - начала XXI вв.  
    она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран — участниц интеграционных группировок. 

    2.   Будучи экономическим и политическим союзом, ЕС, безусловно, является наиболее развитой интеграционной группировкой в мире с наиболее тесными экономическими связями между странами, валютным союзом и развитыми органами управления. На примере этого интеграционного объединения мы можем увидеть перспективы развития мировых интеграционных процессов и в других регионах мира, так как углубление интеграции - одна из основных тенденций в мировой экономике. 

    3.   Интеграционные процессы в странах СНГ носят противоречивый характер. Проблемы интеграции в этом регионе лежат в кризисном состоянии экономик многих бывших советских республик и политических противоречиях между правительствами отдельных стран. Дальнейшее развитие интеграции будет зависеть от многих факторов, наиболее важный из которых - экономическое развитие России как интеграционного ядра СНГ.

  1. Международные интеграционные процессы способствуют ускорению экономического роста и развития торговли и производства стран- участниц; структурной перестройке экономик и переходу на новый технологический уровень; развитию международного разделения труда и специализации; формированию мирового рынка.

   В связи с этим, задача государств - участников интеграционных процессов в современном мире – это выработка стратегий, объединяющих и примиряющих интересы стран и международные интересы с целью создания условий для эффективного развития экономик стран и мирового хозяйства в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы

  1. Батманова Е.С., Томилов П.С./ Мировая экономика и международные экономические отношения/Учебное пособие — изд. Екатеринбург, 2005, 111 с
  2. Булатов А.С./Международная экономическая интеграция/М.-Экономист, 2005, 308 с
  3. Международные экономические отношения/Учебное пособие/под редакцией проф. Рыбалкина В. Е., М., ЮНИТИ, 2003, 312 с
  4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б./ Современный экономический словарь/ — М.: ИНФРА-М, 2007, 564 с
  5. Шевчук Д.А., Шевчук В.А./Макроэкономика/ Конспект лекций/ М.: Высшее образование, 2006 г., 269 с
  6. Хейфец В.Л.,Оводенко А.А./Международная интеграция/СПб,2003, 68с
 

 

Информация о работе Интеграционные системы в экономике