Казахстанско-китайские отношения на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

На протяжении нескольких столетий Франция занимает одно из ведущих мест в мировой политике и экономике. Франция традиционно является одним их тех государств, которые участвуют в выработке ключевых международных решений, определяющих судьбы всего мира. Образную характеристику соотечественникам дал в своей книге «Старый режим и Французская революция», изданной в 1856 г., выдающийся историк XIX в. Алексис де Токвилль: «Французы – это одновременно самая блестящая и самая опасная нация в Европе, лучше всех приспособленная стать в глазах других народов предметом восхищения, ненависти, сострадания, ужаса, но никогда – безразличия» (1, 3). Около двух с половиной веков прошло после выхода исследования, однако прозвучавшая в нем характеристика является актуальной и сегодня.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 112.32 Кб (Скачать)

Банки активно вовлекаются  в деятельность промышленных компаний через систему участия во владении акционерным капиталом, используя  холдинговые компании, инвестиционные фонды, личную унию (23, 4).

Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика  охвачена несколькими финансовыми  группами, имеющими широкие международные  связи. Это группы «Нариба», «Союз», группы Ротшильдов и Ампен-Шнейдеров. Финансовые группы оказывают серьезное влияние на формирование экономической политики. Интересы крупнейших компаний отстаивает Национальный совет французских предпринимателей (Патронат), а также различные отраслевые, межотраслевые и региональные организации предпринимателей, являющиеся мощными рычагами давления на правительство (23, 4).

Под влиянием НТР во Франции происходят существенные изменения в отраслевой структуре хозяйства. Сократилось значение промышленности, на долю которой приходится 26,7% ВВП (1980 г. – 32%). В промышленном производстве выросла доля продукции машиностроения (до 31%), главным образом за счет прироста в электротехнической и электронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении (22, 240).

 Однако во Франции  остается еще довольно высоким  удельный вес «старых» производств, продукция которых не выдерживает конкуренции на мировом рынке со стороны некоторых западных и особенно «новых индустриальных стран». Например, в таких отраслях, как производство мебели, текстильная промышленность французские предприятия недостаточно конкурентоспособны и уступают германским, итальянским и бельгийским компаниям (22, 245).

Франция – крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Западной Европе. На долю сельского хозяйства приходится примерно 4% ВВП и 6% самодеятельного населения страны, но оно дает 25% продукции в ЕС. Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, ФРГ, Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах (22, 242).

Хотя Франция считается  страной с высоким уровнем  концентрации производства и капитала, мелкий и средний бизнес играет здесь существенную роль. Мелкие и средние предприятия укрепили свои позиции в период 70 – 80-х годов. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых предпринимательских единиц терпят крах спустя 2 года, а каждое второе не дотягивает до 5 лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко. Препятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий сектор в основном ориентирован на сферу услуг и торговли (23, 5).

Сфера услуг  представляет собой важнейшую по значению отрасль экономики Франции. Доля Франции в мировом экспорте услуг – 12%. На сферу услуг приходится более половины ВВП и свыше 69% всех занятых. Услуги – наиболее динамично развивающаяся и единственная отрасль французской экономики, где занятость продолжает расти. Крупными подотраслями сферы услуг являются торговля, туризм, связь, транспорт, банковское и страховое дело (23, 5).

Торговый и платежный  баланс Франции традиционно сводится к отрицательным сальдо. Дефицит образуется главным образом за счет минерального сырья, части химических и потребительских товаров, включая бытовую электронику. В последнее десятилетие ухудшилось сальдо торговли промышленными товарами. Крупные разрывы образуются в торговле с ФРГ и Японией (22, 252).

Вынужденная действовать в условиях жесткой конкуренции, Франция сделала ставку на развитие исследований, модернизацию производства, разработку новых изделий и оборудования. Адаптация промышленных мощностей к новому ритму производства сопровождалась повышением производительности. Параллельно проходили компьютеризация отраслей и развитие математического обеспечения, что позволило внедрять в производство современные системы автоматического проектирования и управления технологическими процессами (23, 5).

 

2.2. Внешнеэкономические связи Франции

Внешняя торговля занимает важное место в экономике Франции, поскольку она обеспечивает около  трети экономического роста страны. Нынешние результаты внешней торговли являются ярким свидетельством того, что Франция сумела коренным образом изменить ситуацию конца 80-х – начала 90-х гг., адаптировать свою экономику к конъюнктурным тенденциям в мире и стабилизировать внешнеторговый баланс (24, 90).

Структура французского экспорта имеет определенные особенности. В  нем более высокий удельный вес  имеют сельскохозяйственные товары и сырье – 20%. В настоящее время лидирующие позиции во внешней торговле страны занимают машины и оборудование (43% экспорта и 39% импорта). Наибольший удельный вес в этой группе мировой торговли занимают гражданская авиатехника, электротехническое оборудование и комплектное оборудование для строительства крупных промышленных объектов, различные виды вооружения (военные корабли, самолеты, армейское вооружение) (22, 265).

Французская экономика широко открыта для внешних связей. Франция занимает четвертое место в мире по экспорту товаров, уступая лишь США, Германии и Японии, и третье – по экспорту услуг, пропуская вперед только США и Великобританию. Величина внешнеторгового оборота на душу населения во Франции в среднем равна 8700 долл. в год (в США – 4800 долл., в Германии – 11000 долл., в Великобритании – 7200 долл.). Импорт товаров и услуг составляет 23,5% от ВВП, экспорт – 23% (22, 264).

Рост открытости французской  экономики проявляется в увеличении экспортной направленности производства в ведущих отраслях промышленности. Экспортная квота по обрабатывающей промышленности превышает 36% при явном преимуществе отраслей электротехнического и транспортного машиностроения (22, 265).

Франция играет значительную роль в мировом экспорте следующих  промышленных товаров: электротехнического оборудования (9%), цветных металлов и продуктов органической химии (около 9%), продукции тонкой химии и черной металлургии (10%), фармацевтических товаров (более 12%), изделий из каучука и пластмасс (около 13%), стекла (второе место после Германии – 14%) (22, 265).

По объему сельскохозяйственного экспорта Франция  отстает только от США. На внешних  рынках реализуется свыше 1/3 производимой продукции. В аграрном экспорте преобладают «массовые» продукты – пшеница, ячмень, кукуруза, молочные продукты. Доля продуктов высокой степени обработки (кондитерских, мясных изделий, шоколада, консервов) ниже, чем в других ведущих странах. Страна остается первым в мире экспортером переработанных пищевых продуктов (10,3%), опережая Нидерланды (8,9%) и США (7,9%). В то же время Франция закупает в больших объемах сельскохозяйственную продукцию: рапс, подсолнечник, свинину, баранину, конину, тропические фрукты и т.д. (22, 266)

Франция проводит исследования по широкому кругу направлений. По целому ряду из них она занимает ведущие позиции: атомная энергетика, авиационная техника, оборудование связи, некоторые виды электроники промышленного назначения. По другим сильно отстает: информатика, электроника, биотехнология. В настоящее время на долю электронной, авиакосмической, автомобилестроительной промышленности, химической и фармацевтической приходится более 60% ассигнований на НИОКР в промышленности. В то же время в таких отраслях, как общее машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность и др. эти расходы незначительны. В машиностроении доля затрат на НИОКР значительно ниже, чем в других ведущих отраслях (22, 270).

Переход к энергосберегающему типу производства, высокая зависимость  от импорта топливно-энергетических ресурсов вызвали переориентацию в  энергетической стратегии Франции. Основное внимание стало уделяться развитию атомной энергетики, а также альтернативным источникам энергии. Развитие ядерной энергетики позволило поднять степень самообеспеченности Франции в энергии. По мере ввода в действие новых АЭС и вывода из эксплуатации ТЭС на жидком топливе сокращается импорт нефти (22, 271).

В группу товаров с относительно низким уровнем конкурентоспособности  включают продукцию бумажной, мебельной, текстильной и кожевенно-обувной  промышленности, бытовые электроприборы и некоторые изделия бытовой  и промышленной электроники, станки, металлургическое и кузнечнопрессовое оборудование (22, 277).

Экспортная специализация  Франции значительно уступает другим крупным странам. Так, в общем  машиностроении только одно производство относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд – к умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины). Вместе с тем французские товары серьезно уступают своим основным конкурентам (Японии, США, Германии, Италии и Великобритании) по неценовым факторам, роль которых значительно усилилась в последние годы. Это, прежде всего, касается качества товара и его безопасности, своевременной поставки и послепродажного обслуживания, гибкости товарного экспорта, расходов, рекламы и степени изучения изменений потребностей рынка (22, 278).

В последнее десятилетие  в экономике страны значительно  возрос импортный компонент (23,5% ВВП), что связано с усилением международного разделения труда и изменением конкурентоспособности французских товаров. Наиболее высока доля импорта в производстве продукции машиностроения и химической промышленности (40 – 60%). Это в значительной мере связано с особенностями развития научно-технического потенциала страны и внедрением научных достижений в производство. Франция отстает от своих конкурентов по доле НИОКР в ВВП (3,3% в 1991 г., тогда как у ФРГ – 3,6%). Характерной чертой научно-исследовательской деятельности выступает ее военная направленность. Доля средств, направляемых на военные исследования, достигает 19% всех расходов на НИОКР, а в ФРГ – около 5% (22, 285).

В последние годы происходят значительные изменения в механизме  государственного регулирования внешней торговли страны, и, прежде всего, экспорта. Регулирование направлено на повышение конкурентоспособности французских товаров, носит комплексный характер и затрагивает, помимо сферы реализации товаров, и стадию экспортного производства. Значительно расширены методы и средства государственного вмешательства, которое отличают селективность и целенаправленность, а также возрастающая взаимосвязь его основных рычагов в кредитно-финансовой и административной областях (23, 5).

 

2.3. Внешнеэкономические партнеры Франции

Главными внешнеэкономическими партнерами Франции являются государства-члены Европейского Союза. На страны ЕС приходится 60% товарооборота страны, они поглощают 60% французского экспорта, а по вывозу сельскохозяйственной продукции их доля доходит до 78%. В автомобилестроении соответствующий показатель равен 70%. Основным торговым партнером в этом регионе является Германия, на долю которой приходится 16% экспорта и 20% импорта. На втором месте – Италия (12%), далее следуют Ирландия и Нидерланды. Особое место занимает Великобритания, в которой стремительно возрастает продажа электроэнергии, вырабатываемой на АЭС. В целом экспорт Франции в другие страны ЕС состоит в основном из товаров высокой степени специализации, в то время как высококачественное оборудование и продукты массового потребления в его структуре представлены недостаточно (22, 296).

Другим важным партнером  Франции являются Соединенные Штаты  Америки, их удельный вес равен 6,1%. Франция поставляет в США продукцию металлургической промышленности, а также сельскохозяйственные продукты высшего качества (вино, сыры и т. д.). Присутствие товаров американского происхождения в импорте Франции является весьма ощутимым практически по всем основным видам промышленной продукции (энергетика, химическое производство, компьютеры, авиадвигатели, продукция личного потребления всех категорий) (22, 302).

Однако следует хорошо понимать, что франко-американские торговые отношения выходят за рамки связей строго двустороннего характера. Они затрагивают всю совокупность внешних экономических отношений между развитыми странами. Евро-американский конфликт во время последней фазы переговоров Уругвайского раунда в рамках ГАТТ отразил, как известно, противодействие интересов между Францией и США в отношении контроля над крупными сельскохозяйственными рынками, в отношении продажи услуг и авиаоборудования гражданского и военного назначения (22, 303).

По сравнению с экономическими связями с США франко-японские отношения представляются более скромными.

Французский экспорт в  Японию составляет менее 3% и наполовину состоит из электронных компонентов  и материалов. Что касается японских продуктов массового потребления, таких как фотоаппараты, мотоциклы, магнитофоны, телевизоры, то они фактически заполнили французский рынок. И хотя для японских промышленников французский рынок является второстепенным, франко-японский торговый дефицит увеличивался в огромных пропорциях. Если в 80-х гг. он находился на втором месте среди двусторонних дефицитов, ранжированных по размерам во французской внешней торговле, то с 1992 г. он стал первым, превысив величину дефицитов в торговле с США и Германией (22, 307).

В странах третьего мира, помимо бывших колониальных владений, позиции Франции очень неоднородны  и в целом имеют тенденцию  к ослаблению. Относительно неплохо развит торговый обмен с новыми индустриальными странами, в первую очередь с Тайванем. Однако французские фирмы продолжают осваивать этот рынок только в традиционных и очень узких областях, таких как парфюмерия, кожгалантерея, шампанское, ликеры (22, 310).

Латинская Америка поглощает  только 3% французского экспорта, на ее долю приходится лишь 2% импорта Франции (22, 312).

Доля Африки во внешнеэкономических  связях Франции сократилась с 13,3% в 80-х гг. до 7% в 90-х (22, 315).

Французские компании прилагают  большие усилия для расширения внешнеэкономической экспансии. Важным ее средством выступает экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема прямых заграничных инвестиций. При этом в 80-е гг. произошло сокращение ее доли. Страны Европейского союза являются и основной сферой французского зарубежного инвестированного капитала (около 70% от объема зарубежных инвестиций). Основные объемы французского капитала инвестированы в экономику Германии и Великобритании (22, 326).

Информация о работе Казахстанско-китайские отношения на современном этапе