Казахстанско-китайские отношения на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

На протяжении нескольких столетий Франция занимает одно из ведущих мест в мировой политике и экономике. Франция традиционно является одним их тех государств, которые участвуют в выработке ключевых международных решений, определяющих судьбы всего мира. Образную характеристику соотечественникам дал в своей книге «Старый режим и Французская революция», изданной в 1856 г., выдающийся историк XIX в. Алексис де Токвилль: «Французы – это одновременно самая блестящая и самая опасная нация в Европе, лучше всех приспособленная стать в глазах других народов предметом восхищения, ненависти, сострадания, ужаса, но никогда – безразличия» (1, 3). Около двух с половиной веков прошло после выхода исследования, однако прозвучавшая в нем характеристика является актуальной и сегодня.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 112.32 Кб (Скачать)

В 80-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. Инвестиции в основном направляются в металлургию, угольную, химическую и нефтяную промышленность, а также в производство автомобильных шин (22, 328).

В развивающихся странах  сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в «третьем мире». В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных предприятий с ориентацией на местный рынок (22, 332).

Франция также является крупным  импортером капитала. Ведущее место  среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой европейской страны в отдельности значительно уступают им. В Западной Европе Франция занимает третье место после Великобритании и Германии по объему американских капиталовложений. Большинство иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия, многие из которых входят в число первых десяти фирм в отрасли (22, 334).

С середины 80-х гг. французское  правительство проводит политику последовательной либерализации притока иностранных инвестиций в страну. В условиях осуществления широкой модернизации национальной экономики эта политика носит целенаправленный характер по привлечению в страну капиталовложений, стимулирующих развитие передовых, наукоемких отраслей, расширению экспорта, созданию новых рабочих мест и ускоренному развитию промышленно отсталых районов. В начале 90-х гг. был прекращен контроль за новыми инвестициями из-за границы и за расширением существующих иностранных предприятий (22, 340).

Ныне иностранный капитал  контролирует более половины всех предприятий передовых отраслей французской промышленности, прежде всего, химической и пищевой, машиностроения, торговли. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3 товарного экспорта. Иностранный капитал сконцентрирован в ключевых, новейших отраслях промышленности, где он нередко занимает лидирующие позиции. Так, в нефтеперерабатывающей промышленности он контролирует 52% оборота отрасли, в химической – 55%, в сельскохозяйственном машиностроении – 50%, в производстве ЭВМ и средств информатики – 49%, в точном приборостроении – 36% (22, 344).

В обеспечении внешнеэкономической  экспансии компаний на внешних рынках развивающихся стран важная роль отводится экономической помощи. За счет финансовой поддержки со стороны  государства компании компенсируют свою слабость при освоении внешних  рынков. Доля помощи в финансовых ресурсах, направляемых в развивающиеся страны, составляет 20%. Франция занимает пятое место в мире по общему объему помощи развивающимся странам (более 4 млрд. долл.), восьмое место в мире по доле официальной помощи развитию – ОПР (более 5 млрд. долл.) и восьмое место по величине помощи на душу населения (88 долл. ежегодно). ОПР включает поставки сырья, полуфабрикатов и услуг, а также пользование кредитами. Одним из основных реципиентов ОПР, согласно Ломейским конвенциям, является Африка. В 1996 г. Франция выступила перед МВФ и Всемирным банком с инициативой о списании и пересмотре долгов наиболее бедных стран с высоким уровнем задолженности, к числу которых относятся 39 развивающихся стран, 33 из которых находятся на африканском континенте. Консолидированная задолженность африканских стран превышает 120 млрд. долл., из них на Францию приходится более 30 млрд. долл. В течение 20 лет 11 африканским странам (Сенегал, Мавритания, Koт-Д'Ивуар и др.) будет аннулирована задолженность. На 22-й франко-африканской встрече в феврале 2003 г. Франция заявила о намерениях удвоить ОПР и довести ее к 2007 г. до 0,5% ВВП, а к 2012 г. – до 0,7% (22, 358).

В настоящее время, несмотря на возрастание значения многосторонней помощи в связи с членством Франции в ЕС, приоритетное место остается за двухсторонней помощью. В условиях структурной перестройки экономики развивающихся стран и усиления процессов интернационализации производительных сил, увеличился объем технической помощи, которая стала важным средством обеспечения деятельности ТНК в обрабатывающих отраслях. Как и раньше, значительная часть помощи идет на сооружение объектов инфраструктуры, но увеличивается доля аграрных и обрабатывающих отраслей (22, 370).

Франция выступает как  чистый импортер технологических достижений. Дефицит сделок по патентам и лицензиям  в отдельные годы превышает половину отрицательного сальдо внешней торговли страны. В свою очередь, 73% всего дефицита технического обмена приходится на долю таких отраслей, как электроника, химия, информатика, 60% французских расходов на покупку патентов и лицензий идет в США (22, 383).

Таким образом, Франция сегодня  активно участвует в мирохозяйственных  процессах. К началу нового тысячелетия  экономика Франции оказалась  широко вовлечена в деятельность европейских и мировых рынков сбыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что Франция на современном  этапе – это страна, успешно  продвигающая свои внешнеполитические интересы, экономически сильная и уважаемая на мировой арене. Защищая свои национальные интересы, Франция одновременно остается важнейшей страной «западного мира» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Н. Саркози стремится вернуть ей роль локомотива европейской интеграции. Переживающий трудности Европейский союз, тем не менее, представляет собой значительный международный фактор, и Париж в большей степени, чем когда-либо, связывает с ЕС свои внешнеполитические амбиции. При этом речь идет о взаимовлиянии. С одной стороны, при выработке внешнеполитического курса страны французский президент учитывает позицию как отдельных членов ЕС, так и Евросоюза в целом. С другой – стремится стимулировать евростроительство и прилагает значительные усилия для реализации Лиссабонского договора ЕС, призванного заменить отвергнутый проект конституции (3, 48).

В условиях, когда ответ  на новые угрозы не найден, и это  особо остро ощущается странами Запада, Н. Саркози уделяет большое внимание улучшению отношений с США. Во Франции усиливаются проамериканские настроения, и растет «соблазн» вернуться к более тесному союзу с заокеанским лидером. Однако укрепление трансатлантической солидарности не может быть панацеей. Очевидно, что американская агрессия в Ираке и ее последствия не прошли бесследно как для французской политической элиты, так и для общественного мнения и экспертного сообщества. К тому же, полностью солидаризируясь с США по всем международным вопросам, Франция рискует потерять лицо. Поэтому, по мнению Н. Саркози, она должна сохранять и приумножать возможности для проведения самостоятельной внешнеполитической линии (3, 48).

Стремясь к укреплению собственных позиций, Франция направила  усилия на активизацию связей со странами Средиземноморья. Реализация проекта  Средиземноморского союза должна позволить ей закрепиться в регионе, привлечь к своим планам ресурсы стран ЕС и усилить влияние в Евросоюзе в качестве одного из его лидеров. Это особенно важно в условиях, когда на так называемом восточном направлении она не может претендовать на ведущую роль, как это было во времена холодной войны (3, 48).

Утверждению положительного имиджа Франции в мире была призвана способствовать политика активной поддержки и распространения французского языка и культуры – «франкофония». С помощью этой политики Франция предполагает сделать из франкоговорящего сообщества (131 миллион человек, т.е. 2,5% населения земного шара) настоящую арену сотрудничества. Начиная с 1986 г., состоялось восемь совещаний франкоязычных стран на высшем уровне. Встреча глав государств и правительств франкоговорящих стран, состоявшаяся в Ханое (Вьетнам) в ноябре 1997 г., узаконила политические контуры франкоговорящего сообщества и назначила Генерального секретаря Франкофонии, выразителя политической воли сообщества и координатора его программ по экономическому, культурному и языковому сотрудничеству (1, 84).

Характеризуя  общий контекст международных отношений  в начале ХХI века, президент Франции Н. Саркози констатирует, что, несмотря на окончание «холодной войны» и «крушение несправедливого ялтинского порядка», положение не стало спокойнее. В мире, который стал одновременно глобальнее и мозаичнее, доминируют тенденции потери контроля и управляемости, нарастания конфликтов, грозящих серьезными последствиями для всего человечества. По мнению Саркози, Франция в ближайшие годы столкнется с тремя главными вызовами. Первый вызов – как предупредить столкновение между исламом и Западом? Второй вызов – как интегрировать в новый мировой порядок таких «поднимающихся гигантов», как Китай, Индия и Бразилия? Третий вызов – вопросы потепления климата, новых пандемий и устойчивости снабжения энергоресурсами (3, 48).

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Шадурский В.Г. Внешняя политика Франции (1945 – 2002): Учеб. пособие. – Минск, 2004. – 175 с.
  2. Обичкина Е.О. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире. – М.: МГИМО, 2004. – 486 с.
  3. Зверева Т. Внешняя политика Франции после прихода к власти Николя Саркози // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – №6. – С. 34-48.
  4. Рубинский Ю.И. Николя Саркози: прагматизм и преемственность // Россия в глобальной политике. – 2007. – №4. – С.111-123.
  5. Байзакова К.И. Вопросы европейской безопасности и обороны во внешней политике Франции // Вестник КАЗНУ: Сер. Международные отношения и международное право. – 2005. – №3. – С.36-42.
  6. Макашева К.Н. Процесс европейской интеграции и позиция Франции // Вестник КазНУ: Сер. Международные отношения и международное право. – 2005. – №3. – С.51-56.
  7. Байзакова К.И., Губайдуллина М.Ш., Макашева К.Н., Жамбатырова Г.Ш., Мовкебаева Г.А., Черных И.А. / Под общ. ред. Ибрашева Ж.О. История международных отношений: Учеб. пособие: В 3-х ч. (Для студентов высших учебных заведений). – Алматы: Казак университеті, 1998.
  8. Кожемяков А.С. Франция: внешнеполитический механизм // Международная жизнь. – 2001. – № 6. – С. 38-48.
  9. Тимофеев П.П. Европейское направление внешней политики Франции после окончания «холодной войны». – М.: ИМЭМО РАН, 2011. – 219 с.
  10. Федоров С.М. Внешнеполитическая стратегия Саркози: начало эры постголлизма? [Электронный ресурс] // http://www.perspektivy.info/rus/desk/

vneshnepoliticheskaja_strategija_sarkozi_nachalo_ery_postgollizma_2007-10-10.htm.

  1. Европеизм и атлантизм в политике стран Европейского союза / Отв. ред. – Н.К. Арбатова. – М.: ИМЭМО РАН, 2009. – 118 с.
  2. Акульшина А.В., Артемов В.А. Франция и Германия в европейской интеграции. – Воронеж: Изд. ВГУ, 2006. – 254 с.
  3. Борко Ю.А., Буторина О.В. Перспективы Евросоюза в новом веке // Современная Европа. – 2001. – № 3. – С. 9-13.
  4. Уткин С. Основные инструменты внешней политики и политики безопасности ЕС // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – № 11. – С. 11-25.
  5. Хухлындина Л.М. ЕС, ЗЕС, НАТО и проблемы европейской безопасности // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 1999. – № 1. [Электронный ресурс] // http://evolutio.info/index.

php?option=com_content&task=view&id=276&Itemid=50.

  1. Андреева Т.Н. Англо-французское сотрудничество в политических интеграционных процессах Западной Европы (1980-е – 1990-е гг.). – М., 2005. – 185 с.
  2. Ханс-Георг Эрхарт. Становление политики безопасности Европейского Союза // Internationale Politik. – 2004. – №3. – С. 33-45.
  3. Бородкина Н.В. Ближневосточная политика Франции в период президентства Ж. Ширака (1995-2007 гг.): диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. – Ярославль, 2010. – 197 с.
  4. Волков В. «Новый мировой порядок» и балканский кризис 90-х годов: распад ялтинско-постдамской системы интернациональных отношений // Новая и новейшая история. – 2002. – №2. – С.11-50.
  5. Рубинский Ю.И. Политика западноевропейских держав в отношении косовского конфликта // Косово: международные аспекты кризиса. Ред. – Тренин Д., Степанова Е. – М.: Московский центр Карнеги, 1999. – С. 212-246.
  6. Канинская Г.Н. Военная акция в Ираке: позиция Франции // Иракский кризис. Международный и региональный контекст. Материалы круглого стола. – М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2003. – С. 34-43.
  7. Черников Г.П. Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции. – М.: РОССПЭН, 2002. – 416 с.
  8. Данилов И.Я. Экономика и внешнеэкономические связи Франции // БИКИ. – 2004. – №9. – С. 1-5.
  9. Островская Е. Франция // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. – № 8. – С. 89-97.
  10. Смирнов В.П. Франция: страна, люди, традиции. – М.: Мысль, 1988. – 286 с.
  11. Рубинский Ю.И. Политические перемены во Франции: причины и последствия. – М., 1997. – 49 с.
  12. Рубинский Ю.И. Франция. Время Саркози. – М.: Международные отношения, 2011. – 319 с.
  13. Франция в поисках новых путей / под ред. Ю.И. Рубинского. – М.: Весь мир, 2007. – 624 с.
  14. Нар

Информация о работе Казахстанско-китайские отношения на современном этапе