Конституция Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:06, практическая работа

Описание работы

КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ. О ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЯХ ВЫСШИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ. РОЛЬ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФРАНЦИИ В ПРОВЕДЕНИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Работа содержит 1 файл

РАБОТА 2.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

       французский Парламент весьма стеснен в пользовании  обоими институтами, реализующими ответственность Правительства. Воп­рос о доверии — обоюдоострое оружие, поскольку и Правительство, и Национальное собрание в результате отрицательного голосования могут оказаться не у дел. Поэтому после сформирования Правительство решает, стоит ли представлять Национальному собранию свою программу или декларацию. Решают по-разному, но в большинстве случаев представляют декларацию. Когда же вопрос о доверии ставится в связи с законопроектом, то это — открытый нажим, ибо в случае принятия резолюции порицания Президент может распустить Национальное собрание.

       Кроме форм контроля за Правительством, указанных выше и могущих вызвать отставку Правительства, парламентарии обладают и другими возможностями, которые, однако, не могут повлечь смещение Правительства или министров. Такими средствами являются вопросы, которые скорее предоставляют собой возможности получения информации, чем контроля. Они могут быть письменными, на которые Правительство должно ответить, по общему правилу, в месячный срок; ответ публикуется в «Жур-наль офисьель». Число таких вопросов весьма значительно: около 13 тыс. в год; в Четвертой республике в среднем их было 4 тыс. В ст. 48 Конституции предусмотрено, что одно заседание каждой палаты Парламента в неделю резервируется для устных вопросов. Их существует три типа: устный вопрос   без дебатов. Парламентарий располагает двумя Минутами для постановки вопроса, а после ответа министра — ещё пятью минутами для того, чтобы дать реплику по поводу ответа или выразить свое отношение к нему; Устный вопрос с дебатами. Эта процедура осуществляется по решению конференции председателей политических групп, когда несколько парламентариев желают выступить по одной и той же теме. Автор вопроса в течение 15 минут излагает свою точку зрения, а после ответа министра имеет право на реплику; другие ораторы также имеют возможность выступить; вопрос политической группы.

       В 1974 г. в Регламент Национального  собрания была включена еще одна, третья, процедур вопросов Правительству, поскольку к двум формам устных вопросов депутаты относились весьма сдержанно. Новый вид вопросов не требует для включения в повестку дня согласия конференции председателей; они вносятся политическими группа-ми, а министры обладают ограниченным временем для ответа В 1982 г. эта процедура была включена и в Регламент Сената но она осуществляется только один раз в месяц. В Национальном собрании сначала каждая фракция имела одинаковое время для постановки вопросов, но затем оно стало устанавливаться пропорционально численности фракций. В 1985 г. фракция Объединения в поддержку республики располагала каждый раз 30, фракция социалистов — 15, коммунисты — 10 минутами.

       Однако  классические устные вопросы продолжают задаваться в обеих палатах, несмотря на новые процедурные возможности.  Помимо рассмотренной нами политической ответственности Правительства следует остановиться на уголовной ответственности его членов. Согласно ст. 68-1 Конституции, члены Правительства  несут  уголовную  ответственность  за  деяния, совершенные при осуществлении их функций и квалифицируемые в момент их совершения как преступления или проступ-ки. Судит  их   Суд   правосудия    республики,   о   котором  речь пойдет ниже. В соответствии с ч. 2 — 4 ст. 68-2 Конституции лицо,   считающее   себя   потерпевшим   от   преступления  или проступка, совершенных членом Правительства при осуществлении   его   функций,   может   подать   жалобу  в комиссию по заявлениям. Комиссия либо отказывает в возбуждении производства по делу, либо направляет дело генеральному прокурору при Кассационном суде для возбуждения производства в Суде правосудия   республики.  На  основании заключения комиссии по заявлениям   Генеральный  прокурор  может  и сам возбудить такое производство.                                                 

         В случае неисполнения судебного решения Посредник может предписать компетентному органу выполнить это решение и установить срок, при несоблюдении которого он публикует специальный доклад в «Журналь офисьель». Министры и все публичные органы должны способствовать Посреднику — обязывать своих служащих отвечать на его вопросы, являться по его вызову, обеспечивать проведение требуемых им проверок и расследований. Служащие и контрольные органы обязаны отвечать на обращения Посредника и передавать ему результаты проверок и расследований. Они заботятся о том, чтобы по предписаниям Посредника были приняты действенные меры. Вице-председатель Государственного совета и первый председатель Счетного суда организуют по просьбе Посредника изучение различных вопросов.

       Ему предоставляются даже секретные  или конфиденциальные материалы, кроме относящихся к национальной обороне, безопасности государства или внешней политике. Профессиональная тайна должна соблюдаться По-средником: он не вправе публиковать данные, которые позволили бы установить лиц, чьи имена были ему сообщены. Ежегодно Посредник представляет публикуемый доклад Президенту и Парламенту о результатах своей деятельности. Посредник имеет назначаемый им вспомогательный аппарат, у сотрудников которого имеют тот же срок полномочий. Задачи Посредника финансируются из бюджета Премьер-министра, а финансовые отчеты представляются им в Счетный суд. В  1986   г.  декретом   Правительства  в департаментах  была учреждена должность делегата — личного уполномоченного Посредника. Число обращений к Посреднику возрастает: в 1974 г. их было 1659, в  1984 г. — 12745, в  1991  г. — 30 тыс.

         В Конституции определен ряд весьма важных полномочии Президента, относящихся к внешним сношениям, обороне безопасности. 

       Он  аккредитует чрезвычайных послов и  посланников в иностранных государствах, а чрезвычайные послы и посланники этих государств аккредитуются при нем (ст. 14); ведет переговоры о заключении международных договоров и ратифицирует их (ч. 1 ст. 52), однако для ратификации или одобрения мирных договоров, торговых договоров, договоров или соглашений, относящихся к международной организации, договоров, обременяющих финансы государства, изменяющих законодательные положения, относящихся к статусу лиц либо к уступке, обмену или присоединению территории, необходим закон, причем для территориальных вопросов — также согласие заинтересованного населения (ч. 1 и 3 ст. 53). Президента информируют обо всех переговорах о заключении соглашений, не подлежащих ратификации (ч. 2 ст. 52). В соответствии со ст. 15 он является главнокомандующим Вооруженными силами и председательствует в высших совета и комитетах национальной обороны. Чрезвычайно важное значение имеет не урегулированное Конституцией право Президента вводить в действие стратегические ядерные силы; это право предоставлено Президенту в январе 1964 г. обычным декретом Правительства. 

       Акты, издаваемые Президентом в осуществление  полномочий, вытекающих из ст. 14, 15, 52 Конституции, требуют контрасигнатуры. А вот для введения чрезвычайного положения в соответствии со ст. 16 контрасигнатуры не нужно. Эта статья изначально представляет собой объект острой критики со стороны демократически ориентированных авторов. Согласно этой статье, «когда институты Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение её международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой и нормальное функционирование конституционных публичных властей прервано, Президент Республики после официальной консультации с Премьер-министром, с председателями палат, а также с Конституционным советом принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами» 

       ч. 1).Он информирует об этом нацию посланием, после чего парламент собирается по праву и Национальное собрание не подлежит роспуску (ч. 2, 4 и 5). Принимаемые  Президентом меры должны быть продиктованы стремлением в кратчайшие сроки обеспечить конституционным публичным властям средства для выполнения их миссии, и об этих мерах надлежит кон­сультироваться с Конституционным советом (ч. 3). 

       Считают, что ст. 16 Конституции, не имеющая  аналогов во французской конституционной  истории, позволяет Президенту ввести единоличную диктатуру, что эта статья стала «оружием политической борьбы»60. Правда, в статье оговорены условия, при которых только и возможно ее применение, однако отсутствие достаточных юридических и политических гарантий, а также весьма призрачный механизм контроля за Президентом в это время делает данное полномочие наиболее грозным оружием в арсенале Президента. Не контролируется сам момент введения чрезвычайного положения: официальная консультация председателей палат и Конституционного совета Президента никак не связывает. Парламент хотя и заседает во время чрезвычайного положения, однако сдерживающей силой стать не может, ибо не обладает контрольными полномочиями в отношении Президента. Единственное, что он может сделать, — это обвинить Президента в государственной измене перед Высоким судом правосудия, однако, как отмечалось в Общей части учебника (п. 7 § б гл. VIII), во

Франции официального толкования этого термина не существует.

       Министр иностранных дел является официальным  посредником в сношениях данного государства с другими государствами. Его деятельность регулируется законами и традициями его государства, а полномочия могут изменяться в зависимости от политического устройства того или иного государства.

       Иностранные правительства обращаются к министру иностранных дел данной страны или через своих дипломатических представителей за границей, или через того дипломатического представителя, который представляет монарха или правительство этой страны в их собственной столице. По общему правилу ноты, а также сообщения, касающиеся отношений с другими странами, подписываются министром иностранных дел или от его имени. По его распоряжениям составляются документы, связанные с внешними отношениями, проекты договоров и конвенций, официальные заявления фактического и юридического характера, декларации и манифесты. На него возлагается ведение переговоров о заключении международных договоров, и он наблюдает за выполнением этих договоров. Им или его представителями производится обмен ратификациями договоров. Он представляет главе государства кандидатов на посты дипломатических представителей, он же составляет их верительные грамоты и полномочия, которые подписываются главой государства, он же дает инструкции дипломатическим представителям. Он дает главе государства советы о приемлемости тех лиц, которых предполагают аккредитовать при нем другие государства, а также выдаче экзекватур персоналу иностранных консульств. От него же получают приказы должностные лица консульской службы данного государства. К нему обращаются иностранные представители, чтобы получить аудиенцию у главы государства.

       При вступлении в должность министр  иностранных дел уведомляет об этом дипломатических представителей иностранных  государств и по возможности немедленно после этого принимает их   в своей официальной резиденции, чтобы обменяться с ними приветствиями. Он извещает о своем вступлении в должность также дипломатических представителей своей страны, аккредитованных за границей.

       При всех сношениях с правительством того государства, в котором они аккредитованы, дипломатические представители должны обращаться к министру, иностранных дел, как в тех случаях, когда они просят ознакомить их со взглядами или практическими мерами данного правительства по тем или иным вопросам, так и при сообщении о взглядах или практических мерах, принятых их собственным правительством.

       Барон де Мартене, характеризуя функции лица, занимающего этот высокий пост, говорит:

       «Работая  в области внешних сношений, приходится требовать, просить, договариваться; малейшее необдуманное слово может оскорбить целую нацию; ложный шаг, неверный расчет, ложная или рискованная комбинация, простая нескромность могут подвергнуть опасности достоинство правительства и национальные интересы. Внешняя политика государства проявляется в отношениях столь многообразных, столь сложных, столь изменчивых и в то же время столь изобилующих подводными камнями и всякого рода препятствиями, что легко можно себе представить, как трудны  и деликатны должны быть функции лица, призванного к руководству этой отраслью управления... Все так привыкают — по характеру, принципам и личным качествам министра внешних сношений судить о его политической программе, что его назначение или отставка всегда рассматриваются как политическое событие...1

       Министр иностранных дел должен обладать точными знаниями торговых интересов, сближающих государства, всякого рода материальных ресурсов, создающих мощь этих государств; тех договоров и соглашений, которыми эти последние связаны между собой, тех принципов и взглядов, направляющих их политику; государственных деятелей, которые определяют курс этой политики; придворного окружения, в атмосфере которого преломляется направление принятого курса; союзов между царствующими фамилиями, оказывающих влияние на этот курс, и соперничества держав, осложняющего осуществление этого курса. Являясь некоторым образом хранителем чести и высших интересов своей страны в области ее внешних отношений, он должен стремиться хорошо изучить людей, чтобы всегда безошибочно выбирать себе сотрудников на посты своих представителей за границей и доверять охрану столь важных интересов и столь тонкого чувства национальной чести только способным и достойным людям. Необходимыми условиями его доверия служат приобретенный каждым кандидатом опыт, его прошлые заслуги, общепризнанная одаренность и внушаемое им уважение»

Информация о работе Конституция Франции