Корпоративні механізми досягнення конкурентоспроможності ТНК

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 16:50, реферат

Описание работы

1.Глобальне конкурентне лідерство ТНК

2. Фактори досягнення ТНК глобального конкурентного лідерства

3. Стратегыъ та інструменти ТНК досягнення конкурентоспроможності

Работа содержит 1 файл

2003 Работа наша.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

  ТНК  существуют и достигают успеха в конкуренции  благодаря наличию и эффективному использованию высококвалифицированных   и талантливых сотрудников. Доля человеческого капитала в совокупном капитале ведущих ТНК постоянно растет. Адаптивность как важнейшая конкурентная характеристика ТНК  обеспечивается целенаправленным отбором наиболее перспективных и мотивированных кандидатов, обучением, переподготовкой  и тренировкой работников, формированием сильной корпоративной организационной культуры. Конкурентные позиции ведущих международных компаний, особенно высокотехнологичных, все больше определяются знаниями, опытом, активностью, раскрытием творческого потенциала,  вовлеченностью в общее дело и ответственностью ключевого персонала.

     В последнее время ТНК стремятся  повысить эффективность человеческих  ресурсов за счет создания  оптимальных условий работы и  активизации интеллектуальных работников. В современных ТНК  приращение и использование знаний работников   является одним  из важнейших конкурентных преимуществ. Подготовка и переподготовка, повышение квалификации кадров напрямую связаны с задачей создания, сохранения и  поддержания глобальных конкурентных преимуществ компании. Инвестиции в персонал становятся инвестициями  в конкурентоспособность  фирмы. Обучение и профессиональная подготовка происходит в корпоративных университетах, на рабочих местах или через Интернет. Широко применяются компьютерные технологии и даже специальные игры. Например, американская ТНК  Motorola готовит своих менеджеров к загра¬ничным командировкам с помощью имитации нового рабочего места.  IBM тратит ежегодно на переподготовку персонала более 1 млрд. долл., прямой положительный экономический эффект оценивается в 200-225 млн. долл. в год. Ежегодно примерно 135 000 сотрудников компании переобучаются через различные дистанционные программы. Для новичков IBM  действуют интерактивные Интернет-программы обучения Basic Blue и  One Voice. Для менеджеров разработана программа, симулирующая поведение в разных сложных альтернативных ситуациях   Coaching Simulator.

        Ключевых факторов достижения конкурентоспособности возрастает значение различных нематериальных активов, в частности, корпоративных знаний, внутренней организационной культуры фирмы, опыта, талантов и знаний сотрудников, патентов и лицензий, брендов, программного продукта,  процедур, баз данных, стандартов  и  комплекса отношений, который складывается у компании во взаимодействии с поставщиками, клиентами, партнерами, способности фирмы приспосабливаться к изменениям внешней среды. Конкурентные преимущества ТНК, создаваемые на основе нематериальных активов, уникальны, их нельзя просто скопировать, так как на их формирование требуются десятилетия. Внутрифирменные бизнес-знания играют особо важную роль для компаний, которые работают в сегментах рынка наукоемких технологий с жесткой  динамичной конкуренцией. Анализ конкурентных позиций  ТНК показывает, что само обладание уникальным интеллектуальным капиталом автоматически не означает наличия высокой конкурентоспособности компании.  Это объясняется тем, что конкурентные преимущества компании определяются формируемой корпоративной культурой, талантами и способностями работников, внутрифирменным обменом информации  и коммуникационными каналами между сотрудниками и различными подразделениями.

3.Інструменти  та стратегії досягнення  ТНК глобального конкурентного лідерства

     К общим инструментам  достижения глобального  конкурентного лідерства  относят менеджмент, маркетинг и информационные технологии. К специальным инструментам повышения конкурентоспособности можно отнести слияния и поглощения, стратегические альянсы и аутсорсинг.

        ТНК широко применяют крупные  трансграничные сделки по международным слияниям и поглощениям и продаже непрофильных активов для передела сфер влияния между ведущими компаниями и изменения конкурентного положения на глобальных рынках. (Табл.3) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 4

Трансграничные  сделки по слияниям и поглощениям в 1988-2008 гг.  (млрд. долл.)

Год Сумма сделок

(по текущему    курсу) 

Первичный       сектор экономики Обрабатывающая  промышленность   Сектор услуг
1988    115,62 3,91 73,73 37,99
1991      80,71 1,16 36,18 43,30
1995    186,59 8,50 84,46 93,63
1998    531,65      10,60 263,21 257,84
2000       1143,82 9,81 291,65 842,34
2003     296,99 7,71 129,71 159,56
2005     929,36    155,84 255,00 518,52
2007 1637,11    109,77 567,40 959,94
2008*    621,28      61,78 213,03 346,467

Источник: UNCTAD cross-border M &A database,World Investment Repor 2008: Transnational Corporations and the Infrastructure Challenge /UNCTAD,UN.- New York, Geneva, 2008. PP. 275-278

* - данные за январь-июнь 

Среди крупнейших нефинансовых корпораций мира выделилась группа компаний, успешно реализовавших многочисленные слияния, поглощения, а также продажу непрофильных активов, и в результате добившихся значительных преимуществ по сравнению с конкурентами. К таким компаниям можно отнести BP (Великобритания, нефтяная отрасль), ExxonMobil, ChevronTexaco, ConocoPhilips (США, нефтяная отрасль), General Electric (США, конгломерат), Glaxo Smith Kline (Великобритания, фармацевтическая промышленность), Cisco Systems, IBM, Apple (США, электронная промышленность), Nestle (Швейцария, пищевкусовая отрасль). Особое значение поглощения других компаний, обладающих инновационными разработками  или технологией, имеют для поддержания конкурентоспособности фармацевтических ТНК. Это доказывает анализ деятельности американских ТНК Pfizer, Johnson & Johnson, Abbot Laboratories, Bristol-Myers-Squibb, швейцарских ТНК Hoffman-La Roche и Novartis, английских GlaxoSmithKline и AstraZeneca, французской Sanofi-Aventis.

     Посредством слияний ТНК получают возможность наиболее оперативного и эффективного доступа на интересующие их рынки, добиваются большей устойчивости, привлекают  финансовые ресурсы на лучших условиях. Примером умелого использования слияний для повышения конкурентоспособности компаний является реализация ТНК General Electric под руководством Дж. Уэлча в течение  14 лет с 1984 по 1998 гг. 228 сделок по слияниям, приобретениям и продаже неконкурентоспособных активов на сумму 25,4 млрд. долл., что привело к изменению профиля компании и росту ее капитализации за период с октября 1984 г. по октябрь 2007 г. в 31,28 раза в сравнении с ростом стоимости за этот же период 50 крупнейших американских компаний, входящих в индекс Dow Jones Industrial Average, только в 11,54 раза.2

     Слияния и поглощения,  прежде  всего  трансграничные, нацелены на достижение конкурентных преимуществ за счет объединения финансовых, научно-технических и трудовых ресурсов фирм-участниц и получения на этой основе синергического эффекта; на достижение эффекта экономии за счет масштаба производства; получения доступа на новые рынки; диверсификацию производства; использование новых  активов, особенно нематериальных (таких, как  ноу-хау, торговых марок, организационных знаний) и т.д.  
 
 

Исключительно важным инструментом повышения  конкурентоспособности ТНК являются межфирменные стратегические альянсы, позволяющие  получить  доступ к инновациям партнера по альянсу, объединить научный и технологический потенциал, ускорить процесс внедрения в производство результатов НИОКР, снизить издержки и разделить риски освоения производства и сбыта новых сложных наукоемких изделий. Заключение альянсов представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей повышения конкурентоспособности и  реализации глобальных конкурентных стратегий ТНК. Стратегические альянсы позволяют каждой из участвующих ТНК  повысить конкурентоспособность за счет достижения долговременных целей,  оптимизации использования ресурсов и минимизации транзакционных издержек. Международные стратегические альянсы дают возможность ТНК быстро реагировать на потребности рынка, ускорить коммерциализацию технологий, лучше использовать различные системы менеджмента. Крупные ТНК все чаще образуют стратегические альянсы для получения глобальных инновационных конкурентных преимуществ.

     Создание стратегических альянсов приводит к изменению характера конкуренции, когда все чаще конкурируют группы компаний, а не фирмы-одиночки. Международные стратегические альянсы ТНК встречаются во многих отраслях, но особенно часто используются наукоемкими фирмами, которые в полной мере могут использовать весь потенциал этой формы сотрудничества.

     Важной тенденцией последнего  времени стало широкое применение  крупнейшими ТНК аутсорсинга, представляющего собой передачу сторонней фирме любой функции не ключевой компетенции, которая ранее осуществлялась в рамках данной ТНК. В результате  проведенного анализа в диссертации доказано, что в условиях глобализации аутсорсинг оказывает большое влияние на рост конкурентоспособности ТНК за счет сокращения издержек, концентрации усилий на ключевых компетенциях и перспективных направлениях бизнеса, передачи непрофильных функций и бизнес-процессов внешним специализированным фирмам, ускорения корпоративных функций и операций, повышения гибкости и мобильности, получения преимущества от использования высококвалифицированной рабочей силы, НИОКР и технологий компаний-аутсорсеров. Для повышения конкурентоспособности ТНК широко применяют разные виды аутсорсинга: производственный аутсорсинг (или контрактное производство); аутсорсинг бизнес-процессов; аутсорсинг информационных технологий, инновационный аутсорсинг. В настоящее время все более важное значение для ТНК приобретает оффшорный аутсорсинг, под которым понимают такой вид аутсорсинга, когда услуги предоставляются вне страны базирования компании-заказчика. Так, оффшорным аутсорсингом активно пользуются все крупнейшие компании информационно-коммуникационного сектора, в частности Dell, Hewlett-Packard, Philips, Motorolla, SonyEricsson, Nokia. Американская  компьютерная ТНК Apple производит по аутсорсингу у тайваньской компанией Hong Hai свои наиболее инновационные товары - музыкальный цифровой плеер    iPod и смартфон   iPhone3. В последние годы активно развивается инновационный аутсорсинг, который позволяет повысить конкурентоспособность ТНК за счет использования внешних ресурсов. В подходах ведущих высокотехнологичных ТНК к реализации инновационного аутсорсинга наблюдаются заметные различия. Например, американская компьютерная ТНК Dell, одной из первых приступив к подобной практике, передает во внешнее исполнение все возрастающую долю своих разработок в области персональных компьютеров и цифрового телевидения. Лидер мирового информационного сектора американская ТНК  Hewlett-Packard оставляет у себя в подразделении HP Labs решение ключевых технологических вопросов, хотя и передает на аусорсинг   создание части новых моделей широкой номенклатуры — от серверов до принтеров.

    В современных условиях для  ТНК резко возросло   значение  информации – экономической,  финансовой, политической, научно-технической.  При этом конкурентные позиции всех ТНК, независимо от отраслевой принадлежности, все более определяются применяемыми информационными технологиями (ИТ). Деятельность высокотехнологичных ТНК прямо базируется на применении ИТ  (разработка программного обеспечения, телекоммуникации, интернет-услуги и др.). Для других международных фирм информационные технологии  являются необходимой инфраструктурной частью, без которой операции были бы  просто неэффективны. Но для ТНК всех отраслей  информационные технологии  обеспечивают  быстрое и качественное выполнение основных и вспомогательных процессов производства, управления, учета, анализа и т.п. Широкое применение ТНК, особенно компаниями  высокотехнологичных отраслей промышленности и сектора услуг, самых современных информационных и сетевых технологий является важным инструментом поддержания высокой конкурентоспособности. Большое влияние на изменение  конкурентных позиций многих ТНК  оказал Интернет, который предоставляет уникальные возможности дешевой и мгновенной глобальной связи.

    В условиях формирования глобальных  рынков в конкурентоспособности  фирм резко возросла роль управленческой  и маркетинговой составляющих.     Крупнейшие нефинансовые международные  фирмы для обеспечения  конкурентоспособности  широко применяют стандартизацию рыночных действий и оптимизацию издержек в глобальном масштабе. Центр конкурентной борьбы в примерно одинаковых условиях предложения товаров конкурирующими фирмами переносится на завоевание лояльности покупателей. В настоящее время конкурентные позиции ведущих ТНК формируются под влиянием  новых тенденций в маркетинге, которые характеризуются усилением клиентоориентированного подхода, возрастающим значением  брендов, уменьшением значения доли рынка, концентрацией усилий на сохранении и удовлетворении уже существующих клиентов, партнерством с поставщиками и активным применением  Интернет-технологий. Для победы в конкурентной борьбе ТНК разрабатывают новые маркетинговые технологии, организуют новые методы продвижения товаров, добиваются стандартизации потребительских предпочтений и образа жизни, разрабатывают  глобальные продукты.

     Важнейшим фактором конкурентоспособности  ТНК выступают передовые приемы  управления. Исход конкурентной  борьбы  все больше определяется  не наличием  ресурсов, а искусством разработки и реализации высокоэффективных, адаптированных под конкретные условия стратегий развития  ТНК. Глобализация изменила подходы ТНК к разделению функций между материнской компанией и дочерними компаниями и филиалами, соотношению общекорпоративной стратегии и стратегии развития бизнес-подразделений. Важнейшим инструментом конкурентоспособности для большинства  ТНК стала комплексная интеграционная стратегия, в рамках которой фирмы превращают свои географически разбросанные филиалы и фрагментированные системы производства в производственно-сбытовые сети, интегрированные глобально или регионально. Формируется единая корпоративная система с объединенной стратегией и под общим управлением, в рамках которой одно из подразделений может отвечать  в глобальном масштабе за НИОКР, другое - за финансы, третье - за маркетинг и т.д., при этом благодаря Интернету и современному программному продукту деятельность всех подразделений координируется в режиме реального времени. Важным источником конкурентоспособности ТНК становится  компетентное применение высшим руководством компании эффективных технологий менеджмента, т.е. стандартизированного набора принципов и методик управления, в частности, сбалансированной системы показателей эффективности деятельности, управления отношениями с клиентами,  аутсорсинга, реинжиниринга бизнес–процессов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Корпоративні механізми досягнення конкурентоспроможності ТНК