Культурологическая характеристика Бельгии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 02:17, курсовая работа

Описание работы

Первые археологические находки на территории Бельгии относятся к ашельской культуре. Около 300 г. до н. э. здесь поселились кельтские племена белгов (отсюда название страны). Завоёванная в 57 г. до н.э. Юлием Цезарем, страна белгов стала дальней периферией римского рабовладельческого государства; юго-западная её часть вошла в состав образованной в 16 г. до н. э. римской провинции Белгика, северо-восточная часть — в состав образованной в 89 н. э. римской провинции Германия Нижняя. В 3—5 вв. н. э. территория Бельгии заселялась германскими племенами — франками, отчасти фризами и саксами, в значительной степени германизировавшими прежнее белго-римское население Северной Бельгии (впоследствии стало составной частью фламандской народности); германизация белго-римского населения Южной Бельгии была незначительной (здесь сложилась впоследствии валлонская народность).

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

    Пасха – праздник не шумный. Для многих это просто обычный выходной, и  празднуют его исключительно  из-за детей, которые ищут в саду пасхальные яйца.

    У бельгийских детей два Рождества. В первый раз Рождество празднуют 6-го декабря (день святого Николая). В сочельник, накануне самого Рождества, вся семья собираются за праздничным столом, а после трапезы посещают мессу и хором поют с другими прихожанами[4].

    В Бельгии, как и во многих других любящих  веселье католических странах, издавна повелось устраивать перед Великим постом карнавальные шествия.

    Больше  других известен карнавал в Бинше. В последний день масленицы на улицы города высыпают ряженые мужчины[15]. 
 
 

    2.4. Еда, жильё, одежда, быт

    Бельгийская кухня - это тонкое смешение местных традиций с кулинарными веяниями соседних земель - Франции, Германии, Италии, Голландии, Испании и Скандинавии. Бельгийцы любят говорить, что их блюда готовятся с французским изяществом и подаются с немецким великодушием. Результат - разнообразные рецепты, в которых местные продукты замечательно уживаются с продуктами, попавшими в Бельгию из других государств[2].

    В современной бельгийской кухне  по сей день прослеживается влияние  средневековых кулинарных традиций - использование горчицы, пряных трав и специи для получения вкуса, в котором смешено сладкое с кислым или сладкое с соленым. Примеры блюд в средневековом стиле - цыпленок тушеный с виноградом или мясо с медом и горчицей в пряно-фруктовой заливке[13].

    Бельгийцы славятся на весь мир своими дорогими шоколадными конфетами, или, как они их называют, пралине. Шоколад здесь продается в огромных количествах и сравнительно дешев. Основу пищи как фламандцев, так и валлонов составляют картофель, овощные и крупяные блюда, а также соленая рыба, преимущественно сельдь. У фламандцев большой популярностью пользуется народное кушанье вотерзен — своеобразная куриная похлебка. Любимое лакомство почти всех бельгийцев — ломтики жареного картофеля «помм фри».

    Жилище  бельгийца – это укрепленный средневековый замок. На зеленеющих окрест городов лугах постепенно вырастают небольшие архитектурные сооружения с башнями и остроконечными крышами. Если заглянуть внутрь, то можно увидеть голые балки, огромные открытые очаги, охотничьи трофеи, причудливые пистолеты и ружья или макеты старинного боевого оружия. Витражное стекло в окнах придает помещениям мрачный вид, а кафельный пол уносит в золотой век Нидерландов[10].

    Бельгийцы испытывают настоящий ужас перед  грязью, поэтому у них дома царит  идеальная чистота. Внушительных размеров дом на собственном участке, гараж на две машины – вот мечта каждого бельгийца. К дому также прилагается сад.

    Народная  одежда надевается только по праздникам, однако отдельные ее элементы (например, черная шаль с бахромой, чепец) сохраняются в повседневной одежде пожилых женщин Фландрии. Полный же традиционный фламандский женский костюм состоит из белой кофты, корсета, нескольких юбок с кружевами. Пожилые мужчины надевают в праздники сюртуки из плотного темного сукна. У валлонов народная одежда близка к одежде жителей соседних районов Франции. Она включает узкую полосатую юбку, пеструю кофту, темный фартук, перекрещивающуюся на груди косынку, широкополую шляпу или небольшой головной платок. Многие валлонские фермеры и рабочие (как и фламандские) носят берет и длинную, чаще всего синюю, блузу навыпуск[16]. 

    2.5. Семейные отношения

    Бельгийская семья славится крепостью и сплоченностью. В воскресные дни бельгийцы, как  правило, навещают родственников. Родственники обычно живут по соседству. Бельгийские семьи испокон веков были многодетными. И это поощрялось государством. Бельгийские дети в большинстве своем спокойны, благоразумны, покладисты и вежливы. Бельгийцев с малых лет учат слушаться старших и оказывать им помощь. Родственники обычно живут по соседству[10].

    До  недавнего времени можно было услышать такую присказку: идеальная  бельгийская семья – это муж-фламандец  и жена-валлонка (или наоборот). В Бельгии полно подобных семей. Но из-за политической поляризации общин их положение в последнее время, к сожалению, изменилось в худшую сторону. Теперь уже брачные союзы с "инородцами" заключаются редко. Супругам, покинувшим свою общину, с каждым днем становится все трудней стать своими среди чужих. Они чувствуют себя неуютно.

    Бельгийским мужчинам хотелось бы считать, что в доме командуют они, что все здесь происходит по их законам, за их деньги, в назначенный ими срок, и желания их должны выполняться беспрекословно. Поскольку, по мнению бельгийских женщин, супружеская жизнь вознаградила их сполна, они позволяют мужьям тешить себя подобными иллюзиями. Лишь изредка они обращают их внимание на то, что это им, а не кому-то другому, приходится стоять за кухонной плитой, бегать по магазинам, планировать семейный бюджет, устраивать праздничные мероприятия и воспитывать детей, не говоря уже о том, чтобы за всех думать. Мужья, считающие себя в доме хозяевами, и не замечают, что они уже давно подчиняются воле своей супруги, умело прикидывающейся кроткой овечкой.

    Проходит  несколько лет, и женам больше нет надобности ломать комедию. Ее величество бельгийская женщина берет бразды семейного правления целиком в свои руки[15]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.КУЛЬТУРА  СТРАНЫ

    3.1. Литература

    Вследствие  исторических особенностей государственно-территориального формирования Бельгии её государственные границы не совпадают с границами исторически культурных областей. В период феодальной раздробленности (10-14 вв.) феодальные владения на Юге нынешней Бельгии мало отличались по культуре от Северной Франции, а на Севере – от территории нынешних Нидерландов.

    Литература  бельгийского народа развивалась в  основном на двух языках: в южных  провинциях на французском языке, в  северных провинциях на фламандском  языке.

    Литература  на французском языке.

    Первые  памятки письменности на французском  языке в Бельгии восходят к 1200 г. Основные жанры средневековой бельгийской литературы: исторические хроники, эпические сказания о крестовых походах.

    В 13-14 вв. развивалась куртуазная литература. Известны менестрели Ж. де Конде, В. де Кувен. С 15 в. развивался жанр новеллы («Сто новых новелл» А. де ла Саля)[7].

    В эпоху Возрождения гуманист 16 в. Ж. Лемер де Бельж боролся против засилья церкви. В 17 в. в период религиозных  войн литература Бельгии находилась в состоянии кризиса. Французский  эмигрант Э. Брёше де ла Круа писал на светские темы стихи и прозу.

    С середины 18 в. литературы возникли просветительские мотивы. Центром становится г.Льеж, где издавались сочинения Вольтера, «Энциклопедический журнал».

    В годы Великой французский революции  появлялось много революционных песен, стихов, басен, главным образом анонимных.

    В середине 19 в. в литературе Бельгии  господствовали реалистические тенденции с элементами натурализма. За национальную самобытность бельгийской культуры боролась группа писателей, издававших журнал «Молодая Бельгия». С 90-х гг. в литературе Бельгии распространился символизм. Драмы М. Метерлинка проникнуты мотивами обречённости и одиночества, однако его пьеса-сказка «Синяя птица» (1908) отличается гуманистической верой в победу человека над тёмными силами.

    В начале 20 в. преобладал жанр так называемого  «регионального» романа, изображающего  нравы и быт разных уголков  Бельгии ( Ж. Гарнир, Ж. Виррес, М. дез  Омбио)[3].

    В 20-30-е гг. 20 в. социальный роман характерен для творчества Ф. Элланса. Р. Блик воспевал мужество антифашистов.

    Литература  на фламандском языке

    Фламандская литература до 18 в. была частью нидерландской. Й. Хардёйн является автор цикла  духовных стихов «Хвалебные песни Богу» (1620). В. Огир писал злободневные фарсы «Семь смертных грехов».

    По  мере утверждения в Бельгии французской  культуры национальная фламандская  культура приходит в 18 в. в упадок. Её традиции сохранялись в фольклоре, легендах, исторических преданиях. Национально-демократический  подъём вызвал движение за возрождение  фламандской культуры, очагом которого становится Гент ( Я. Ф. Виллемс «К бельгийцам», Х. Консианс «Лев Фландрии»).

    В 19 в. демократическое движение «восьмидесятников» ставило своей целью внести во фламандскую литературу широкие общественные темы ( С. Стрёвелса «По дорогам», Э. де Бом «Обломки»).

    В начале 20 в. ведущую роль начинают играть декадентские школы ( Х. Тейрлинк «Иоганн  Докса», Ф. Тим-Под «Паллитер»).

    После второй мировой войны группа прогрессивных  писателей выступает за мир и  демократию. М. Дейзе написал книгу о героическом сопротивлении бельгийского народа гитлеровским оккупантам («Священный гнев»). На эту же тему писали П. Ван Акен «Только мёртвые могут спастись». Х. Клаус в модернистской форме говорит о пороках империализма (пьеса «Невеста на рассвете»)[7].

    3.2. Изобразительные  искусства

    16 в. в искусстве Бельгии отмечено творчеством П. Брегеля Старшего (между 1525 и 1530-1569 гг.) по прозвищу "Мужицкий", чьи образы и сюжеты оказали сильное воздействие на мастеров 17 в. На полотнах Брейгеля Старшего национальные фольклорные мотивы своеобразно переплелись с юмором и тонким, проникновенным миросозерцанием.

    Одним из самых известных произведений того периода является Гентский алтарь Яна Ван Эйка. Яна Ван Эйка создал предпосылки для последующего колоризма фламандской живописи.

    Работам Ганса Мемлинга художника присуща душевная просветленность человеческого образа[3].

    "Золотым  веком" в искусстве Фландрии стал 17 в. Эпоха барокко дала миру плеяду живописцев во главе с художником Питером Паулем Рубенсом (1577-1640 гг.). Его работам присущи монументальность, декоративность, резкие эффектные контрасты светотени, бурные, стремительные жесты.

    Антонис Ван Дейк (1599-1641 гг.) прославился как автор парадных портретов. Человек у Ван Дейка как бы приподнят над повседневностью, лишен отпечатка обыденности и заурядности[6].

    Почетное  место среди плеяды живописцев 17 в. занимает Якоб Йорданс (1593-1678 гг.).

    Одним из направлений фламандской живописи 17 в. был натюрморт. Наиболее известным художником, работавшим в этом жанре, был Франс Снейдерс (1879-1657).

    Персонажи работ Брауера почти всегда относятся  к так называемым "низам общества", однако художник находит красоту  и занимательность в повествовании  об их незатейливых развлечениях[3].

    Временем  нового расцвета бельгийской живописи стала первая половина 20 в., связанная с именем Рене Магритта. Возникновение искусства абсурда было новым и интересным явлением культурной жизни[4]. 

    3.3. Театр

    Театральная культура Бельгии развивалась на французском и на фламандском языках. Истоки театрального искусства страны — в религиозных обрядах средневековья, содержавших элементы театрального действия. В 13—15 вв. ставились литургические драмы (на латинском языке), моралите и мистерии (на французском и фламандском языках). В начале 15 в. театральная жизнь активизировалась в связи с появлением в Генте, Антверпене, Брюсселе и др. городах т. н. камер риторов — объединений цехового типа. В 16 в., в эпоху Возрождения, среди известных авторов драматических произведений на французском языке — Л. де Мазюр, Ж. де Вивр, на фламандском языке — М. Кастелейн, К. Эверерт[6].

    Развитие  театрального искусства в 16—17 вв. тормозилось  религиозными преследованиями и  войнами. Для драматургии 17 в. характерна религиозная тематика. Наиболее известные  драматурги, писавшие на французском языке, — Д. Коппе, Б. А. де Валеф, П. Белло, Ж.Б. Лагранж, на фламандском языке — М. де Сван, В. Ожье.. Открытый в 1700 г. Брюсселе театр «Де ла Монне» имел наряду с оперной драматическую труппу, ставившую преимущественно произведения французских драматургов . В 1782 г. Брюсселе построено театральное здание, позднее названное «Дю Парк».

Информация о работе Культурологическая характеристика Бельгии