Культурологическая характеристика Бельгии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 02:17, курсовая работа

Описание работы

Первые археологические находки на территории Бельгии относятся к ашельской культуре. Около 300 г. до н. э. здесь поселились кельтские племена белгов (отсюда название страны). Завоёванная в 57 г. до н.э. Юлием Цезарем, страна белгов стала дальней периферией римского рабовладельческого государства; юго-западная её часть вошла в состав образованной в 16 г. до н. э. римской провинции Белгика, северо-восточная часть — в состав образованной в 89 н. э. римской провинции Германия Нижняя. В 3—5 вв. н. э. территория Бельгии заселялась германскими племенами — франками, отчасти фризами и саксами, в значительной степени германизировавшими прежнее белго-римское население Северной Бельгии (впоследствии стало составной частью фламандской народности); германизация белго-римского населения Южной Бельгии была незначительной (здесь сложилась впоследствии валлонская народность).

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 175.00 Кб (Скачать)
tify">    На  творчество бельгийских драматургов 18 в. большое влияние оказывала  французская драматургия 17 — нач. 18 вв. Драма «Сабин, или Бельгийцы» Неэля (1782 г.) — первая попытка создать пьесу на сюжет из жизни Бельгии. После образования независимого бельгийского государства (1830) и до конца 19 в. в драматургии получил распространение романтизм (пьесы на французском языке П. Нуайе, Ф. Богартса, Э. Ваккена и др.).         Началось активное развитие драматургии на фламандском языке. Открылись театры в Генте (1847), «Национальный театр» в Антверпене (1853), «Национальная сцена» (1883), «Фламандский театр» (1864, с 1895 — «Королевский фламандский театр») в Брюсселе и др[3].

    С конца 19 — в начале 20 вв. большое  влияние на развитие бельгийского театра оказало творчество драматургов-символистов  Метерлинка Ш.ван Лерберга, Ж. Роденбаха, М. Дютерм, произведения которых ставил театр «Дома искусств» в Брюсселе. С 19 в появляется жанр социальной драмы.

    Репертуар театров 20-30-х гг. характеризовался эклектизмом.

    В годы немецко-фашистской оккупации (1940—1944) открылся передвижной «Театр Сопротивления», ставились патриотические по направленности пьесы ( «Четыре сына Эмона» X. Клоссона)

    Наряду  со старейшими театрами — «Дю Парк», «Де Галери» в Брюсселе, «Королевский национальный театр», «Нидерландский камерный театр» в Антверпене и др., работают театры «Ле Ридо» (основан  в 1942—43), «Де ла Бурс» (основан в 1948) в Брюсселе, государственная труппа в Генте. Ставятся пьесы Х. Хенсена, Х. Клауса, П. Виллемса, Ж. П. Сартра, Б. Брехта, А. Миллера, П. Вайса, Э. Олби и др. Театральных деятелей готовят Королевская консерватория в Брюсселе, школа драматического искусства Королевской фламандской консерватории и др[4]. 

    3.4. Музыка

    Музыка  Бельгии складывалась на основе национальных музыкальных традиций народов, населяющих территорию современной Бельгии  – фламандцев (северная часть страны), связанных с нидерландскими культурными  традициями, и валлонов (южная часть), испытывающих воздействие французской культуры. Эти различия национальных культур проявляются и в музыкальном фольклоре, и в профессиональной музыкальном искусстве Бельгии. Общую основу для развития бельгийской музыки составляет т.н. франко-фламандская нидерландская школа 15-16 вв., полифоническое искусство которой, сформировавшееся в эпоху Возрождения на базе народно-песенного творчества, стало важнейшим по влиянию на композиторские школы Западной Европы. Её крупнейший представитель – Я. Обрехт, А. Вилларт, Жоскен Депре и Орландо Лассо, происходившие из бельгийских провинций, - создали высочайшие образцы культовых и светских хоровых многоголосных произведений. Впоследствии их традициям следовали церковно-певческие школы[3].

    С 17 в. музыка Бельгии утратила своё ведущее значение в европейской музыкальной культуре, многие крупные композиторы бельгийского происхождения работали во Франции. В дальнейшем музыка Бельгии была главным образом подражательной: бельгийские композиторы во всех жанрах тяготели к французским, итальянским и немецким образцам.

    В начале 18 в. в театре «Де ла Монне» ставились оперы и оперы-балеты Ж.Б. Люли, А. Детуша, А. Кампра и других французских композиторов; в конце 18 в. – оперы А.Э.М. Гретри, Ф.Ж. Госсека, П.А. Монсиньи, Ф.А. Филидора и др. В 1759 поставлена первая опера-комедия «Маскарад-пастораль» бельгийского композитора П. ван Малдере. Однака музыка Бельгии продолжала оставаться эклектичной. Её национальное своеобразие определилось после образования независимого государства Бельгии (1830).

    В 19 в. из фламандской ветви сформировалась антверпенская школа, опиравшаяся  на фламандский фольклор и немецкую композиторскую школу. Её возглавляли  П. Бенуа, автор опер, кантат и симфоний, стремившийся бороться за национальную самостоятельность музыки Бельгии, его ученик Я. Блокс, известный музыкально-драматическими произведениями, Л.Дюбуа, подражавший Р. Вагнеру, П. Жильсон и Э. Тинель. Второе, валлонское, направление ориентировалось на французскую музыкальную культуру, главным образом оперу, и творчество С. Франка. Видные представители этого направления – О. Дюпон, Л.Г. Юберти, Г. Лекё, В. Врёльс и Ж. Йонген. Среди произведений, созданных в жанре ораторий и кантат, имеющих давние традиции, выделяют сочинения П. Бенуа и Э. Тинеля. Стимулом для развития этого жанра, а также различных жанров культовой музыки, было хоровое искусство, популярное в Бельгии с давних времён. На рубеже 19-20 вв. сложилась национальная вокальная школа; выделяются певцы Э. Дейк, Э. Блауварт, позднее – певица В. Бови. В симфонической музыке сказываются сильные влияния К.М. Вебера, Ф. Листа, в оперной – Р. Вагнера. В 1890 – 1900-х гг. в творчестве некоторых бельгийских композиторов проявляется влияние русских композиторов «Могучей кучки».

    Наибольшие  развитие в музыке Бельгии получил  инструментальный концерт, особенно виртуозный скрипичный, что связано с формированием бельгийской школы скрипичной игры, имевшей мировое значение и выдвинувшей крупнейших артистов, в т.ч.: Ш. Берио, А. Вьётан, Э. Изаи, Ю. Леонар, П. Марсик, С. Томсон. Некоторые из них известны и как авторы виртуозных скрипичных сочинений; выдающихся виртуозов выдвинула и бельгийская виолончельная школа, среди них: Ф. Севре, А. Батта, Ф.Деемунк.

    В 20 в. в музыке Бельгии получил  отражение импрессионизм и различные  авангардистские течения[6]. 

    3.5. Кинематография

    В 1908 г. Харревелде была создана первая киностудия и началось отечественное производство фильмов, прерванное 1-й мировой войной 1914—18 гг. В 1919 г. организована «Бельгийская кинокомпания», в 1922 г. — киностудия «Бельгийский фильм» в Машлене (близ Брюсселя) и др. В 20-е гг. выпущено около 20 игровых фильмов некоторые из них поставлены иностранными режиссёрами. С конца 20-х гг. некоторые бельгийские деятели кино под влиянием достижений английского, немецкого, советского киноискусства занимались поисками новых средств выразительности, снимали экспериментальные фильмы. Режиссёры Ш. Декёкелер, А. Сторк, А. Ковен, позднее П. Хасартс выпускали этнографические, видовые, искусствоведческие фильмы и добились значительных успехов в этой области. Среди бельгийских игровых фильмов: «Банкет контрабандистов» (1952 г., режиссер А. Сторк), «Чайки умирают в гавани» (1955 г., режиссеры Р. Кёйперс, И. Михилс, Р. Верхаверт), «Уже опадает хилый цветок» (1960 г., режиссер П. Мейер), «Поезд отходит каждый час» (1962 г. режиссер А. Каванс), «Человек с бритой головой» (1966 г., режиссер А. Дельво), «Прощание» (1966 г. режиссер Р. Верхаверт), «Долгое объяснение» (1968 г., режиссер Э. Дежелен). В Брюсселе работает Бельгийская синематека, издаются журналы «Синеграфи Бельж», «Рейш'с»[2].

    Особого внимания заслуживает процесс культурного  обмена, которому бельгийцы уделяют  очень много внимания. В богатой  культурными традициями Бельгии  ежегодно проходит большое количество фестивалей, карнавалов, музыкальных и театральных конкурсов, других развлекательных мероприятий, ориентированных на привлечение туристов. Фландрский фестиваль, Брюссельский кинофестиваль, музыкальный конкурс королевы Елизаветы и т.п. проводятся каждый год примерно в одно и то же время[14]. 

    3.6. Музеи и библиотеки

    Бельгию можно без преувеличения считать  музеем под открытым небом. Сохранившиеся  в неприкосновенности исторические центры Антверпена и Гента, замершие в средневековье Лувен, Мехелен  и особенно Брюгге заставляют забыть о современности и наслаждаться обаянием маленьких старинных городков.

    Живопись 15 в. - золотого века нидерландского изобразительного искусства - наиболее разнообразно представлена в музейных собраниях Антверпена, Брюгге, Гента и Брюсселя. Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Ганс Мемлинг и другие художники североевропейской школы определяют лицо бельгийских музеев. Крупнейшими из них являются Королевский музей в Антверпене, Королевский музей в Брюсселе, Музей изящных искусств и Музей Ганса Мемлинга в Брюгге[15].

    Среди многочисленных музеев Антверпена наибольший интерес представляют Королевский музей изящных искусств, Музей Майер ван ден Берг и музей Плантена-Моретуса.

    В центре города находится небольшой музей Майер ван ден Берг - один из самых интересных и богатых музеев Антверпена. Основную часть экспозиции музея составляют произведения прикладного искусства средневековья. Представлены также скульптура и живопись фламандских мастеров 13-18 в.

    Основу  Королевского музея Антверпена составляют картины, принадлежавшие некогда гильдии св. Луки - ассоциации художников, основанной в 1442 г. Гильдия распалась в 1773 г., после чего находившиеся в ее владении картины Рубенса, Иорданса и других знаменитых голландских мастеров 16-17 вв. перешли к музею[2].

    Музей Гронинге  связан с полями Гронинге в бельгийском местечке Кортрейк (Куртре), где 11 июля 1302 г. фламандское народное ополчение наголову разбило блестящую конницу французского короля. Победа в этом сражении, получившем впоследствии название "Битвы золотых шпор" (700 золотых шпор французских рыцарей были в качестве трофеев вывешены в соборе Куртре), до сих пор - предмет национальной гордости фламандцев.

    Внутри  музея Ганса Мемлинга в Брюгге находится лазарет и аптека. Главной  достопримечательностью музея является бывшая капелла госпиталя, где хранятся шесть шедевров одного из величайших нидерландских художников - Ганса Мемлинга (1435-1494).

    Крупнейшей  библиотекой Бельгии является Королевская библиотека Бельгии неофициально известная также как Альбертина. Основная цель библиотеки — собирать и хранить все издания, публикующиеся в Бельгии, а также работы бельгийцев, живущих за границей. В ней содержаться восемь миллионов книг, десятки тысяч газет и журналов. Помимо основной, библиотека содержит шесть особых коллекций: ценные работы, карты и планы, музыка, рисунки, рукописи, монеты и памятные медали.

    Одной из самых интересных является нумизматическая  коллекция.           Нумизматический кабинет содержит монеты от древнеримских и древнегреческих и до современных, памятные и наградные медали, жетоны, а также банкноты. В общей сложности коллекция содержит двести тысяч предметов, в том числе: восемьдесят три тысячи монет, тридцать семь тысяч медалей, восемнадцать тысяч банкнот, четырнадцать тысяч жетонов, две тысячи гирек, использовавшихся в старину менялами для определения веса монет, двадцать две тысячи наградных медалей и двадцать четыре тысячи прочих предметов[16]. 

    3.7.Архитектура

    В архитектуре Бельгии представлены почти все стили из арсенала западноевропейского  зодчества. Тем не менее, архитектурный облик этой страны сохраняет неповторимое своеобразие. В эпоху Средневековья, быстро богатевшие города Бельгии становились крупными культурными центрами. Не только правители, но и жители не жалели денег на их украшение и благоустройство.

    В 11–12 вв. в Бельгии господствовал романский стиль. Замечательным примером служат такие постройки как церкви в Льеже и Турне, замок графов Фландрских в Генте и др[6].

    На  смену романтике в 13–14 вв. пришла готика. Городские пейзажи обогатились новыми высотными доминантами в виде прозрачных изысканных шпилей (соборы в Брюгге, Генте, Брюсселе, Антверпене). В это же время складывается особый тип городского дома, который будет доминировать в Бельгии вплоть до конца 18 в., – многоэтажный дом с узким в 3-4 оси фасадом и высоким фронтоном. Соприкасаясь боковыми глухими стенами, здания выходили на улицу фасадами, которые составляли сплошную уличную застройку. В 12-17 вв. доминировал стиль барокко.

    Конец 19 в. оказался золотым временем. Бельгия стала родиной модерна.  Примером модерна служат особняки Тасселя и Сольве, магазин "Инновасьон). Конструкции часто уподобляются природным формам, обильно применяются металл и стекло, а в качестве орнамента он охотно использовал цветы ирисов, лотосов, тростника.

    В общем с архитектурой русле развивалась и скульптура Бельгии.

    Фламандская скульптура имела ярко выраженный декоративный характер. Наиболее известными скульпторами стали Жером Дюкенуа (1570–1641 гг.), создавший знаменитый "Манекен-пис" в Брюсселе и Арт Квеллин Старший (1609-1668 гг.), чьи скульптуры во множестве украшают Антверпен[3]. 

    3.8. Народные ремёсла

    Одним из самых популярных народных промыслов в Бельгии является кружевоплетение. Искусство плетение кружев из шёлковых или хлопковых нитей зародилось в начале 17 в. В этой первой разновидности кружев, известное как шитое иголкой кружево, в качестве основы использовались нити, к которым прикреплялись петельки. Более поздняя разновидность, или бобинное кружево, появилась во Фландрии, и для его вязания используются коклюшки, вокруг которых перекрашиваются и плетутся нити. Кружево производят не только в Брюсселе, но и в других бельгийских городах, причём каждый из них выработал свой стиль. Центрами производства кружева так же считаются Брюгге, Антверпен, Бенш, Тюрнхаут, Поперинге и Синт-Труйден. Мода на кружево прошла, однако кружева по-прежнему пользуется спросом[2].

Информация о работе Культурологическая характеристика Бельгии