Курдская проблема в международных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель написания данной курсовой работы заключается в детальном изучении Курдского Вопроса на международной арене.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
-Рассмотреть историю борьбы курдской народности за независимость в течении последних 50–60 лет.
-Рассмотреть основные политические партии и организации отстаивающие интересы курдов
-Рассмотреть возможные пути решения Курдского Вопроса.

Содержание

Введение
1.Истоки и предпосылки возникновения Курдской проблемы
2.Роль рабочей партии Курдистана в решении курдской
проблемы
3.Современное состояние Курдской проблемы: пути и методы решения
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курдский вопрос-курс 2.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

 

Президент Ирака Саддам Хусейн (время правления 1979-2003гг.) преследовал  цель обеспечить доминирование Ирака  в зоне Персидского залива. Важной вехой на его пути к достижению указанной цели стало подписание им с Мустафой Барзани договора от 11 марта 1970 года, провозгласившего автономию Иракского Курдистана и, как казалось, положившего конец кровопролитной 9-летней войне с курдскими повстанцами. Однако, в созданный С.Хусейном в марте 1974г. Курдский автономный район не вошла и половина Иракского Курдистана, в том числе нефтеносный Киркук. Это послужило причиной восстания курдов, продолжавшегося целый год. Однако отказ Ирана, до того оказывавшего поддержку курдским повстанцам, привел к поражению восстания.

В дальнейшем курдский вопрос, все еще далекий от урегулирования, не только не утратил актуальности, но и приобрел стратегическое измерение  для региональной политики. Так, он доминирует ныне в ирано-сирийских  отношениях, поскольку не только Иран, но и Сирия включены США-ми в так называемую «ось зла». Со своей стороны, Исламская Республика Иран (ИРИ) сотрудничает с Турцией в подавлении вооруженным путем деятельности курдских группировок на ирано-турецкой границе. Свидетельством этого служит обстрел в сентябре 2005г. курдской деревни на ирано-турецкой границе якобы с целью пресечения деятельности функционеров РПК Турецкого Курдистана и «Пейджак» – группировки иранских курдов. В результате пострадали мирные жители.

В настоящее время  ирано-турецкое взаимодействие по курдскому вопросу определяется работой двусторонней комиссии, которая собирается дважды в год. Кроме того, ежемесячно работает двусторонняя межправительственная комиссия по пограничным делам. Всё это говорит о том, что турецкие политические круги вопреки стремлению США склонить Турцию к осуждению иранской ядерной программы опасаются открыто поддерживать американскую антииранскую политику.

Эскалация напряжения вокруг иранской ядерной программы способствует усилению нестабильности в Юго-Восточном Курдистане, ареале проживания иранских и иракских курдов и сосредоточения их военно-политических сил, что негативно отражается на положении простого курдского населения. Поэтому отнюдь не случайным выглядит создание в начале января 2006г. группой авторитетных курдских интеллектуалов Курдского объединенного фронта (КОФ) для того, чтобы мирным путем добиваться признания прав курдов, которые игнорируются властями. Возглавляет эту организацию Бахаэддин Адаб, ранее являвшийся членом парламента. Целью активистов этой организации является разъяснение курдам их прав и оказание им помощи в выборе представителей в городские советы и парламент, поскольку только таким путем, по их мнению, курды смогут войти во властные структуры.

Что касается Исламской  Республики Иран (ИРИ), то её побуждает к принятию мер против иранских и иракских курдов сложная геополитическая обстановка в регионе. Так, исламское руководство предпринимает шаги к ослаблению их политического влияния, в том числе в Ираке. К примеру, были приложены усилия для ослабления позиций курдского лобби на выборах нового парламента Ирака в декабре 2005 года. В то же время усиление роли ислама в общественной жизни курдской автономной республики (КАР), как считает автор, может оказаться на руку иранскому руководству. Исламскому влиянию среди курдов Ирака наиболее подвержены студенчество и женщины – основное ядро недовольных сдержанной позицией курдских лидеров относительно провозглашения независимости Курдистана.

В целом, курдский вопрос для руководства ИРИ становится ключевым элементом его ближневосточной политической стратегии, внутренней и региональной политики, заключающихся в необходимости полного искоренения курдского движения в стране.

В силу исторических превратностей  своей судьбы, курды, являясь непосредственным и активным участником важнейших событий на Ближнем Востоке, никогда не могли обеспечить национальное единство и создать собственное независимое государство. Более того, в годы «холодной войны» задача создания единого курдского государства в реальной плоскости фактически никогда курдами не ставилась. Идея о суверенитете, которая всякий раз приобретала актуальность, постоянно сталкивалась с геополитическими реалиями. Великие же державы вспоминали о курдской теме лишь в тех случаях, когда стремились использовать курдов в своих интересах на Ближнем и Среднем Востоке.

Вместе с тем, политические противоречия и разногласия, равно  как и племенные раздоры между  различными курдскими группировками  и движениями внутри стран проживания курдов и на межгосударственном уровне, были и остаются одной из главных причин слабости курдского национального движения как в Турции, так и в других странах их расселения. Данное положение усугубляется тем, что идея создания независимого курдского государства не поддерживается ни одной из стран региона, потому что представляет, по их мнению, угрозу территориальной целостности указанных стран. Однако, тот факт, что курдская карта разыгрывается двумя сторонами (США и упомянутыми странами), усложняет ситуацию. Так, например, американцы обещали Турции в случае оказания ею давления на Тегеран сдерживать активность курдских националистов.

Совершенно очевидно, что США, с одной стороны, а  Турция, Ирак, Иран и Сирия, с другой, преследуют свои собственные интересы в данном регионе. При этом курды вновь оказываются заложниками большой политической игры указанных держав за сферы влияния. Поэтому Вашингтон, скорее всего, отдаст предпочтение закреплению Турции в рядах НАТО, нежели укреплению курдской автономии на ее южных границах. Большое значение позиции США по вопросу о курдском самоопределении, которая, однако, не отличается последовательностью, оставаясь неоднозначной и противоречивой. Так, сразу после вторжения в Ирак Соединенные Штаты обещали иракским курдам широкую автономию за счет включения в состав КАР районов, подвергавшихся при режиме С. Хусейна насильственной арабизации. Но вскоре их планы изменились. Возникла пауза при решении курдского вопроса, которая, очевидно, была связана с поиском выхода США из иракского кризиса. Как правило, Соединенные Штаты реализуют только выгодные для себя политические и экономические проекты, в частности, проекты строительства нефте- и газопроводов. Автор разделяет точку зрения российских аналитиков, согласно которой «усилия американской «трубопроводной» дипломатии направлены по трем основным векторам: полная изоляция Ирана, минимизация участия России и максимальная направленность трубопроводов из Каспийского региона на территорию Турции». Одновременно американцы поддерживают тенденции, способствующие возникновению курдского государства в Иракском Курдистане. Об этом свидетельствует их содействие избранию М. Барзани президентом КАР, закрепление нового наименования Курдистан вместо КАР, обещание курдам сделать Киркук столицей Курдистана. Подобная позиция Вашингтона вместе с тем служит инструментом давления на Турцию, усиливающую, со своей стороны, протестную политику против решения проблемы Киркука в пользу иракских курдов и выступающую против проведения в назначенные сроки референдума по вопросу о Киркуке.

Таким образом, курдская проблема представляется современному цивилизованному миру как не имеющая решения. В результате международное сообщество предпочитает  просто закрывать на нее глаза. Однако нерешенность курдской проблемы на Ближнем и Среднем Востоке создает постоянный очаг напряженности в регионе. Поэтому без политического диалога в странах компактного проживания курдского населения установление прочного мира и стабильности не представляется возможным. Отсюда – необходимость оказания широкого международного давления на руководящие круги стран с курдским населением. Этому, однако, мешает отсутствие у мирового сообщества четкого отношения к проблемам курдов. Особенно это касается западных стран, продолжающих придерживаться двойных стандартов в отношении решения курдского вопроса.

 

Заключение

 

В заключении сделаем  основные выводы.

Проблема обретения  курдским народом национальной независимости  и собственной государственности  относится к числу наиболее острых и сложных. Будучи одним из основных факторов нестабильности на Ближнем и Среднем Востоке курдское движение оказывает значительное влияние на внутриполитическую ситуацию в этом регионе. Однако стремление курдов, одного из древнейших и самобытных народов, к национальному самоопределению не находит ответного отклика у руководства государств, разделивших Курдистан, то есть территорию в Западной Азии, расположенную главным образом в курдистанских горах, в пределах Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Так, в Турции курды как национальное меньшинство лишены элементарных прав со времен Первой мировой войны. В Турции отсутствуют социальные и политические условия для развития культуры, языка, традиций курдов (которые официально провозглашены «горными турками»). Между тем курды занимают 31% территории современной Турции и составляют большинство населения в Северо-Западном Курдистане. Развитие событий в Северо-Западном Курдистане и вокруг него способствует дальнейшей интернационализации курдского вопроса, что при современном раскладе сил на международной арене может иметь судьбоносное значение на пути поисков решения курдской национальной проблемы.

Обсуждение курдского  вопроса на международной арене  позволяет выявить две основные проблемы в преодолении конфликта. С одной стороны, положение курдов – это внутренне дело стран, на территории которых они проживают, а по международным нормам вмешательство во внутренние дела других стран недопустимо. С другой стороны, сегодня курды поживают на территории четырех сопредельных государств, следовательно, курдская проблема становится международной, хотя бы в масштабе данного региона.

Помимо этого проблемы этнических групп, которым отказывается в праве на национальное самоопределение  и которые подвергаются гонениям и геноциду, как и происходит с  курдами, становятся международными проблемами, и их необходимо рассматривать в аспекте борьбы за права человека.

Однако на сегодняшний  день курдское освободительное движение не достигло степени политического  единства, необходимой для выступления  на международной арене на более  или менее унифицированной политической платформе. А без этого сложно добиться истинного разрешения данной проблемы, когда она могла бы решаться на международном уровне.

Проблема курдского  народа и борьба этого несуществующего  государства Курдистан за независимость  имеют многовековую историю. Понятно, что распутать клубок накопившихся проблем и противоречий в одночасье невозможно. Курдская проблема должна решаться поэтапно. Главное, реалистично подходить к решению конфликта: здесь недопустима как потеря уже достигнутых результатов, так и слишком стремительное развитие событий. Курдская проблема должна решаться неукоснительно и последовательно, без промедлений или спешки, с ориентировкой на развитие курдского освободительного движения. Очень важен здесь постоянный строгий международный контроль со стороны правительственных организаций, а также мирового общественного мнения.

На данный момент существуют все предпосылки для окончательного разрешения турецко-курдского конфликта. Однако в истории уже существуют примеры, когда курдский вопрос ставился на повестку дня, когда это было выгодно мировому сообществу, и снимался, когда необходимость в его решении отпадала. Сейчас необходимо серьезно подойти к решению проблемы и не допустить возобновления кровопролития, которое и так уже длится слишком долго.

 

 

Список использованных  источников

 

1.Авдои Т.С. Курдский вопрос и геополитическая ситуация на Ближнем и Среднем Востоке (политико-правовая составляющая)//Вестник Российского нового университета. Сборник научных трудов. Выпуск 2. Раздел Юриспруденция. – М., РосНОУ, 2008.

2.Авдои Т.С. Курдский вопрос в стратегических планах США на Ближнем и Среднем Востоке//Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. Серия «Региональная экономика». – М., МАРТИТ, 2006.

3.Авдои Т.С. Проблемы толерантности и экстремизма на рубеже XX и XXI веков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «толерантность в россии: история и современность». – ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы», 2008.

4.Ахмедов Т.А. Двадцать пять лет вооруженной борьбе курдов в Турции (1984–2009 гг.) // Ист. Науки. – М., 2009. – № 5.

5.Ахмедов, Т.А. Партия рабочих Курдистана: десять лет без А. Оджалана (1999–2009 гг.) // Ист. Науки. – М., 2009. – № 4

6.Вертяев К.В. Курдский вопрос в Турции в свете текущей ситуации на 7.Ближнем и Среднем Востоке // Ближний Восток и Современность. – М., 2009. – Вып. 40.

8.Вертяев К.В. Вопрос демократизации и курдский вопрос в Турции в начале XXI в. М., 2006.

9.Вертяев, К.В. Курдский Вопрос и интересы Турции в Ираке // Турция накануне и после парламентских и президентских выборов 2007 г. – М., 2008.

10.Гасратян M. A. Патриотический союз Курдистана // Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Специальный бюллетень. № 6 (270). М., 2008.

11.Жигалина, О.И. «Курдская угроза» Ирану и пути её предотвращения // Ближний Восток и современность. – М., 2008. – Вып. 36.

12.Жигалина, О.И. Некоторые аспекты проблемы самоопределения курдского автономного района в Ираке // Ближний Восток и Современность. – М., 2007. – Вып. 31.

13.Жигалина О.И. Проблема курдской независимости в период политического кризиса в Ираке (начало 2006 г.) // Ближний Восток и Современность. – М., 2007. – Вып. 30.

14.Загорнова, Е.В. Этапы становления и взаимоотношения наиболее влиятельных курдских партий // Ближний Восток и современность. – М., 2005. – Вып 26.

15.Касаев, Э. «Курдский вызов»: ответы международного права // Вестн. Аналитики. – М., 2009. – № 1.

16.Оджалан А. В защиту народа. М., 2007

 




Информация о работе Курдская проблема в международных отношениях