Курдская проблема в международных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель написания данной курсовой работы заключается в детальном изучении Курдского Вопроса на международной арене.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
-Рассмотреть историю борьбы курдской народности за независимость в течении последних 50–60 лет.
-Рассмотреть основные политические партии и организации отстаивающие интересы курдов
-Рассмотреть возможные пути решения Курдского Вопроса.

Содержание

Введение
1.Истоки и предпосылки возникновения Курдской проблемы
2.Роль рабочей партии Курдистана в решении курдской
проблемы
3.Современное состояние Курдской проблемы: пути и методы решения
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курдский вопрос-курс 2.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Для курдов, как и для  всего иранского народа, эта «революция», в которой они не смогли проявить себя самостоятельной политической силой, способной отстоять свои национальные требования, обернулась контрреволюцией, диктатурой имама Хомейни и его приверженцев и преемников. Даже в религиозном аспекте этот режим средневекового типа была опасен для интересов курдского меньшинства, в подавляющем большинстве суннитского. Хомейни отрицал наличие в Иране национального вопроса, в том числе, конечно, и курдского. Новая власть решительно отвергла проект ДПИК об административной и культурной автономии для курдов.

Разногласия уже весной 1979 переросли в вооруженные столкновения между силами курдского сопротивления и правительственными войсками, усиленными отрядами жандармерии, полиции и исламских штурмовиков. Летом 1979 бои между курдскими повстанцами и карателями происходили почти по всей территории Иранского Курдистана. ДПИК установила контроль над большей его частью, включая крупные города. В некоторых из них была установлена власть курдских революционных советов. Курдский религиозный лидер Эззедин Хосейни объявил даже джихад против центрального правительства. Одновременно руководители иранских курдов неоднократно призывали Тегеран к переговорам о мирном урегулировании конфликта и проведении в населенных курдами районах социально-экономических и политико-административных реформ. Правительство делало вид, что готово пойти на переговоры, но на самом деле готовилось к расправе над курдами. Осенью 1979 правительство, используя авиацию, артиллерию, бронетехнику, развернуло решительное наступление на курдских повстанцев и сумело оттеснить их в горы, где они начали партизанскую войну.

В результате ДПИК раскололась, чем воспользовались иранские власти, которые к середине 1980 закончили  установление своего контроля практически  над всей территорией Иранского  Курдистана [3, с.85].

В 80-е годы курдское движение в Иране и Ираке переживало тяжелые времена. Ирано-иракская война (1980–1988) создала для него крайне неблагоприятную обстановку. Военные действия частично шли на территории Курдистана, курды несли немалые людские и материальные потери. Кроме того, обе воюющие стороны пытались заручиться поддержкой курдского населения противника, что служило и Тегерану, и Багдаду предлогом для антикурдских карательных мер (в том числе и таких вопиющих как упомянутая газовая атака в Халабдже). К началу 1990-х общая ситуация в Курдистане была крайне сложная и напряженная.

Всемирно-исторические изменения, наступившие на рубеже 80-х – 90-х в связи с окончанием холодной войны и распадом СССР, прямо и косвенно отразились на внутреннем и международном положении Курдистана, на курдском национальном движении. Оно продолжало развиваться в той геополитической реальности, которая потребовала новых подходов в стратегии и тактике борьбы. Прежде всего это касалось ситуации в Иракском и Турецком Курдистане.

В 80-х, воспользовавшись войной с Ираном, режим Саддама Хусейна свел на нет все уступки, которые он прежде вынужденно сделал курдам. Автономный район стал полностью подвластен Багдаду. Проводились драконовские меры по изменению национального состава автономии и по выселению курдов из пограничных деревень. Тотальный характер принял террор против всех курдов, заподозренных в антиправительственных действиях и настроениях. К началу 90-х годов, когда захват Кувейта Ираком в августе 1990 вызвал очередной острейший кризис на Ближнем Востоке, Иракский Курдистан был накануне нового крупного выступления курдов.

В Иране как при  жизни Хомейии, так и после  его смерти в 1989 г. курдское автономистское движение жестоко подавлялось; оно могло функционировать только в подполье и в эмиграции. Однако щупальцы террора доставали его повсюду. Так, в июле 1989 г. иранскими спецслужбами в Вене был убит генеральный секретарь ДПИК А. Касемлу, в сентябре 1992 г. от тех же рук в Берлине погиб новый генеральный секретарь ДПИК С. Шарафканди. Организуя эти покушения, исламское руководство Ирана сорвало начавшийся было переговоры с курдскими националистами об автономии Иранского Курдистана.

курдский политический партия социальный

 

 

 

 

2.Роль рабочей партии Курдистана в решении курдской проблемы

 

В Турции проблема создания независимого Курдистана, пожалуй, стоит наиболее остро. Мощнейшая Рабочая Партия Курдистана (РПК) является одной из многочисленных политических организаций среди населения Курдистана. Её лидером с момента создания долгие годы оставался А. Оджалан, – курдский военный и политический деятель. РПК была основана 27 ноября 1978 года в деревне Фис уезда Лидже (Северный Курдистан).

Под руководством А. Оджалана в июле 1981 года состоялось первая конференция РПК. В ней приняли участие 80 членов партии и руководителей курдского движения. В августе 1982 года под руководством А. Оджалана состоялся второй съезд РПК. В отчетном докладе Центральный Комитет РПК подверг серьезной критике деятельность отдельных членов партии, определив задачи на перспективу, призвал курдских патриотов в случае если турецкое правительство не признает права курдов мирным путем, приготовиться к вооруженному выступлению. Отказ турецких властей признать законные права курдского народа и жестокое преследование за политические взгляды вынудили руководство РПК – в августе 1984 года встать на путь вооруженной борьбы. В марте 1985 года был создан Фронт Национального Освобождения Курдистана (ФНОК), целью которой было проведение политической и дипломатической работы за пределами Курдистана.

На третьем съезде, состоявшемся в октябре 1986 года, было принято решение о создании Армии освобождения народов Курдистана (АОНК)

По инициативе А. Оджалана в мае 1990 года прошла Вторая Конференция РПК, которая определила политические, военные и экономические задачи партии на последующие годы [12, с.14].

В декабре 1990 года под руководством А. Оджалана состоялся четвертый съезд РПК, на котором были рассмотрены вопросы, связанные с определением тактики и стратегии партии. Важное место в развитии национально-освободительного движения Курдистана было отведено в политическом докладе А. Оджалана на пятом съезде РПК, состоявшемся в июне 1995 года. В докладе А. Оджалан уделил внимание таким важным вопросам, как политико-идеологические проблемы РПК, состояние национального самосознания народа в условиях «специальной войны», организованной властями Турецкой Республики. С октября 1998 года на лидера РПК начались гонения, которые закончились в феврале 1999 года его арестом в Кении. Необходимо отметить, что еще до ареста А. Оджалана усилилась борьба за лидерство внутри РПК. По оценкам турецких специальных служб в РПК к лидерству претендовали более 10 членов партии. Среди них: М. Карайылан, Д. Байык, О. Оджалан, Н. Таш, М. Карасу.

Одновременно с преследованием лидера курдских повстанцев А. Оджалана его соратники подготовили и созвали очередной VI съезд Партии Рабочих Курдистана. Основной задачей съезда было недопущение раскола партии, а главным источником междуусобиц могла стать борьба за власть в партии. В качестве решения было принято вновь избрать на пост председателя РПК А. Оджалана. На время же его отсутствия РПК должна управляться коллективным органом, состоящим из десяти наиболее опытных и видных членов партии. Таким образом, управляющим партией стал Совет Президиума РПК. Также на съезде была пересмотрена кадровая политика партии и принята конкретная программа, определяющая основные направления деятельности партии и первоочередные задачи в сложившейся ситуации. Съезд РПК призвал весь курдский народ сплотиться вокруг партии, усилить акции протеста в Турции, а также активизировать дипломатическую и политическую работу с тем, чтобы убедить международное сообщество оказать давление на Анкару, заставить её прекратить политику геноцида курдского населения и признать его политические и национальные права. Необходимо отметить, что в это время проходил судебный процесс над А. Оджаланом. После встречи А. Оджалана со своими адвокатами все разногласия в партии были устранены и Совет Президиума РПК заявил, что отказывается от ведения боевых действий и готов вывести бойцов Армии Освобождения народов Курдистана (АОНК) из территории Турции. Отныне борьба за национальные права курдов в Турецкой республике будут вестись мирными средствами, и курдский народ удовлетворится национальной автономией в рамках территориальной целостности Турции [5, с.18].

В январе 2000 года был созван и работал  VII чрезвычайный съезд Партии Рабочих Курдистана, в ходе которого был проведен подробный анализ современной внутренней и внешней обстановки, перемен и преобразований, происходящих вокруг курдского национально – освободительного движения в мире и в самой Турецкой республике. В соответствии с этим, основной формой борьбы на VII съезде партии было принято политическое и мирное разрешение курдского вопроса в стране. Во время работы съезда было принято решение реорганизовать Армию Освобождения народов Курдистана (АОНК) в Народные силы самообороны Курдистана (НССК), реорганизовать политическую структуру организации, т. е. Фронта национального освобождения Курдистана (ФНОК) и создать вместо него Народно – Демократический союз (НДС) с целью продолжения политической работы в мире в новых условиях для партии и курдского народа.

В целом, РПК встала на путь более  демократического решения Курдского  вопроса. Весной 2000 года руководство  РПК, анализируя происходящие события вокруг Курдистана, приняло решение создать при Рабочей Партии Курдистана законодательный орган для легализации политических вопросов, осуществляемых представителями курдского национально – освободительного движения. Таким образом, в апреле 2000 года, по одобрению А. Оджалана из острова Имрали, был учрежден Народный Конгресс Курдистана (НКК), избираемый курдами Турции, Ирака, Ирана, Сирии и курдской диаспоры из Европы для законотворчества. Учредители новой организации избрали А. Оджалана почетным председателем НКК, председателем стал З. Айдар, председателем исполнительного совета НКК – М. Карайылан, председатель комитета по вопросам политики НКК – Д. Байык.

Ситуация вокруг РПК коренным образом  изменилась после 11 сентября 2001 года, в  связи с нападением террористов на военные и гражданские объекты в США. Партия Рабочих Курдистана оказалась в списке террористических организаций. С учётом сложившихся обстоятельств РПК временно прекратил свою деятельность и создал новую организацию: Конгресс свободы и демократии Курдистана (КСДК – КАДЕК). Председателем был выбран, в очередной раз, А. Оджалан. Политическое крыло КСДК Народно – Демократический союз Курдистана в странах Европы призвал всех курдских патриотов и друзей курдского национально-освободительного движения выступить в защиту новой организации Конгресса свободы демократии Курдистана (КСДК). С тем, чтобы решить курдский национальный вопрос в Турции при участии КСДК мирными средствами, так как КСДК являлся единственной организацией, способной реализовать мирный план А. Оджалана. Мировое сообщество не признало КСДК и через полтора года в ноябре 2003 года КСДК было переименовано в Конгресс народов Курдистана (Конгра – гел). В программных документах новой политической организации указывается, что она отказывается от вооруженной борьбы и будет отстаивать права курдского населения страны строго политическими и правовыми методами [7, с.54].

30 мая 2004 года КНК – Конгра  – гел, оценивая обстановку, пришла  к выводу, что предпринимаемые  мирные шаги ни к чему не  привели, и возобновила военные действия. Кроме того, Совет Президиума КНК – Конгра – гел по указанию А. Оджалана приступил к подготовительному этапу созыва восстановительного IX съезда РПК. В начале апреля 2005 года в горах Южного (Иракского) Курдистана прошел восстановительный IX съезд РПК, на котором признались ошибки прошлого, в том числе и решения XIII съезда РПК (2002 г.). После возобновления своей деятельности в 2005 году в рядах Партии Рабочих Курдистана произошли серьёзные изменения. В 2006 году её ряды покинул Осман Оджалан, брат Абдуллы Оджалана. Власть же в партии, по крайней мере в период отсутствия А. Оджалана, окончательно перешла в руки одного из старейших членов партии М. Карайылан.

Очередной X съезд РПК работал с 21 по 30 августа 2008 года в Кондильских горах Южного (Иракского) Курдистана. На Х Съезде Рабочей партии Курдистана утверждены понятия «активная» и «пассивная» самооборона, подразумевающие ведение вынужденных атак, в случае нападения со стороны агрессора, в отношении которого объявлено перемирие. Съезд вновь избрал А. Оджалана почетным председателем РПК, призвал сплотить вокруг него и вести борьбу за освобождение Курдистана мирным демократическим путем.

Неурегулированность курдского  вопроса, выражающаяся в препятствовании  властей Турции, Ирана и Сирии в реализации прав курдов на национальное самоопределение и образование Курдистана как единого этнополитического пространства, усугубляет нестабильность на Ближнем и Среднем Востоке, а поэтому требует неотложного решения.

Для стран расселения курдов курдская проблема превратилась в важный фактор межгосударственных отношений, принимающих время от времени острый характер и затрагивающих глобальные геополитические интересы мировых

Созданию единого централизованного  государства курдов всегда мешали крайне неблагоприятные внешние условия, в которых курдский народ оказался со времени арабского завоевания и его насильственной исламизации, а в дальнейшем – шовинистическая позиция по отношению к национальным меньшинствам, которую занимало руководство Турецкой Республики после окончания Первой мировой войны и в последующие десятилетия. С другой стороны, в нынешних условиях справедливому урегулированию курдского вопроса препятствует политика «двойных стандартов», проводимая западными странами, их намерения разыграть курдскую карту, установить контроль за нефтяными месторождениями Курдистана.

Изменения внешне и внутриполитической ситуации в странах Ближнего и  Среднего Востока, вызванные эскалацией вмешательства США в жизнь  региона, настоятельно требуют совершенствования стратегии и тактики курдского движения и его идеологической подпитки. В качестве примера нового подхода, отвечающего особенностям менталитета и социальной организации курдского сообщества, может служить создание в начале 2006 года Курдского объединенного фронта в Иране, поставившего целью признание прав курдов мирным путем.

Информация о работе Курдская проблема в международных отношениях