Латвия и ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:06, реферат

Описание работы

Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных преимуществ, международная экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Однако на практике свободная торговля сталкивается с большим количеством барьеров.
Целью данной работы является – получения знаний и практических навыков в вопросах Всемирной Торговой Организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 3
1.1.Задачи ВТО 3
1.2.Практические принципы работы ВТО 5
1.3.Структура Всемирной торговой организации 7
1.4.Противоречия между странами-членами ВТО 9
2.ЛАТВИЯ И ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 11
ВЫВОД 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Работа содержит 1 файл

Всеми́рная торго́вая организа́ция.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

     Генеральный совет, чтобы рассмотреть вопросы, связанные с правилами разрешения споров между странами-участницами (обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для  рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций) и проанализировать общие проблемы торговой политики, собирается как Арбитражная комиссия и Совет по вопросам торговой политики.

     Еще три совета (Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет  по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности), каждый из которых наблюдает  за определенной областью торговли, представляют доклады непосредственно Генеральному совету. Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль соблюдения принципов ВТО.

     Совет по торговле услугами осуществляет контроль выполнения соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля выполнения соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

     Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет Генеральный  Директор ВТО. Секретариат ВТО, в  отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

1.4.Противоречия между странами-членами ВТО

     Хотя  устав ВТО декларирует равноправие  всех стран-участниц, внутри этой организации  существуют сильные объективные  противоречия между развитыми и развивающимися странами.

     Развивающиеся страны обладают дешевой, но не слишком  квалифицированной рабочей силой. Поэтому государства «третьего  мира» могут импортировать в  основном традиционные товары – прежде всего, ткани и одежду, сельскохозяйственную продукцию. Развитые страны, защищая свою текстильную промышленность и агробизнес, ограничивают импорт из развивающихся стран, налагая на импортные товары высокие таможенные пошлины. Свои протекционистские меры они обычно обосновывают тем, будто развивающиеся страны применяют политику демпинга. В свою очередь, развитые страны лидируют на рынках высокотехнологичных товаров, и теперь уже развивающиеся страны используют против них меры протекционистской защиты.

     Таким образом, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени практически все страны. Поэтому взаимное снижение протекционистских барьеров становится довольно трудным процессом.

     Либерализация мировой торговли затрудняется также  тем, что развитые и развивающиеся  страны сильно различаются по экономической силе. Поэтому страны «бедного Юга» постоянно (и не без оснований) подозревают страны «богатого Севера» в том, что те хотят навязать им такую систему мирохозяйственных отношений, которая более выгодна развитым, чем развивающимся странам. В свою очередь, развитые страны справедливо отмечают, что многие государства откровенно спекулируют на своей слаборазвитости, стремясь вместо осуществления экономической модернизации выпрашивать уступки и льготы в международных торговых отношениях.

     Асимметричность взаимоотношений развитых и развивающихся  стран наиболее четко прослеживается в вопросе о защите интеллектуальных прав собственности. Речь идет, прежде всего, о борьбе с подделкой –  главным образом в странах  «третьего мира» – торговых марок известных фирм развитых стран. Естественно, что в этой борьбе страны «богатого Севера» заинтересованы гораздо сильнее, чем государства «бедного Юга».

     Либерализация мировой торговли все же объективно выгодна как развитым, так и  развивающимся странам. Известно, например, что вступление развивающихся стран в ВТО резко повышает приток в них иностранных инвестиций. Поэтому страны-члены ВТО ищут и находят компромиссные решения трудных проблем.

     Стратегией  развития ВТО стало постепенное  привлечение в нее все новых и новых стран, но при этом чем менее развитой является экономика страны, тем более длительный период предоставляется ей для полной реализации принципов свободной торговли.

     Борясь  против ограничений, вводимых в развитых странах на импорт из «третьего мира», развивающиеся страны прибегают к арбитражу ВТО и добиваются отмены «антидемпинговых» мер. Так, в первые годы 21 века Индия обратилась в ВТО с протестом против США и ЕС, которые вводили ограничения на импорт изготовленных в Индии тканей и одежды; после длительных разбирательств ВТО обязал ответчиков отменить протекционистские меры.

     Впрочем, подобного рода конфликты часто  возникают не только между развитыми  и развивающимися, но и между разными  развивающимися странами. Например, во второй половине 2001 Индия инициировала в ВТО 51 антидемпинговое разбирательство, из них 9 в адрес Китая, 7 – Сингапура, 3 – Таиланда.

 

2.ЛАТВИЯ И ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

     Быть  или не быть в ВТО – добровольный выбор любой страны, и поэтому  переговоры ведут как большие, так и маленькие государства. Причины того, что все большее количество стран хотят присоединиться к данной системе, скорее позитивные, чем негативные; они заложены в ключевых принципах ВТО, таких как не дискриминация и прозрачность.

     Присоединяясь к ВТО, даже небольшая страна автоматически пользуется всеми гарантированными преимуществами членства. Альтернативой присоединению могли бы быть переговоры по двусторонним соглашениям с каждым торговым партнером, однако для этого правительствам понадобилось бы больше средств, что является серьезной проблемой для небольших стран. Кроме того, их переговорные возможности в двусторонних переговорах слабее, чем они могли бы быть в ВТО, где небольшие страны объединяются в союзы с другими государствами, с которыми у них есть общие интересы.

     Вступая в ВТО, страна берет на себя обязательства, не требуя взаимности, по снижению таможенных тарифов, внося тем самым свой вклад в процесс торговой либерализации. Формой этих обязательств является список тарифных уступок, состоящий из уровней ставки пошлин, которые страна-участница обязуется не превышать. Это требование едино для всех новых членов, и страны при вступлении также соглашаются на его выполнение добровольно. В торговой системе ВТО все придерживаются одних и тех же правил, что расширяет переговорные возможности маленьких стран. Так, в рамках процедуры разрешения споров, развивающиеся страны успешно оспаривали в ВТО действия, предпринятые индустриальными государствами. Вне данной системы эти страны были бы бессильны в своих действиях против более влиятельных торговых партнеров. Именно поэтому Латвия хотела и присоединилась к Всемирной Торговой Организации.

     Цели, которые в большей степени  Латвия преследует своим участием в  ВТО можно считать следующие:

  1. получение лучших условий для доступа латвийской продукции на иностранные рынки;
  2. доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  3. создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате

приведения  законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

  1. участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  2. завоевание статуса полноправного участника международной торговли.

   Латвия  является членом Всемирной Торговой Организации с 10 февраля 1999 года. Процесс  вступления Латвии в ВТО (в 1993 году – ГАТТ) начался с 1993 года, когда Кабинет министров ЛР принял решение о начале процесса присоединения с целью получения статуса полноправного члена ВТО (ГАТТ).

   14 октября 1998 года в Женеве был  подписан протокол вступления Латвии во Всемирную Торговую Организацию. Согласно Правилам Кабинета министров №45 «Порядок осуществления участия Латвии во Всемирной Торговой Организации» 31 марта 1999 года был создан Консультативный совет, в состав которого включены представители Министерства иностранных дел и т.д.

   Основными функциями Консультативного совета можно назвать рассмотрение предложений  членов совета об осуществлении деятельности Латвии в ВТО, поручать ответственным  министерствам разработку проектов и их подачу на утверждение Кабинету министров.

   После вступления Латвии в Европейский Союз 1 мая 2004 года изменился порядок, согласно которому Латвия осуществляет свое участие в ВТО. Латвия как полноправный член Европейского Союза свои интересы в рамках общей торговой политики Европейского сообщества реализует через участие в соответствующих институциях Европейского Союза. Европейская Комиссия, которая ответственна за разработку и осуществление единой торговой политики ЕС, согласно 133 статьи XI раздела «Единая торговая политика» Договора образования Европейского сообщества сформировала особый комитет – Комитет 133 статьи Совета ЕС, в котором страны-члены ЕС участвуют в разработке и осуществлении внешней торговой политики ЕС. Комитет 133 статьи Совета ЕС – это консультативный орган, ответственный за многосторонние и двусторонние вопросы торговли, и в вопросах, связанных с развитием и применением правил ВТО (например, в таких сферах, как доступность рынка, поощрение торговли, субсидии, антидемпинг и другое).

 

ВЫВОД

   Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан.

   Преимущества  торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях:

   - выгоды ВТО для потребителей (понижение стоимости жизни, более широкий выбор товаров и услуг);

   - выгоды ВТО для экономики страны в целом (экономические выгоды: повышение доходов, повышение занятости, повышение эффективности внешнеэкономической деятельности; политические выгоды: защита от лоббирования, борьба с коррупцией; выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами: обеспечение равных шансов для всех участников, эффективный механизм разрешения споров, укрепление международной стабильности).

   Общие преимущества от членства в ВТО можно  суммировать следующим образом:

   - получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО;

   - устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

   - возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Покровская  В.В. Организация и регулирование  внешнеэкономической деятельности: Учебник. – М.: Юрист, 1999. – 456 с.
  2. Официальный сайт Всемирной Торговой организации www.wto.org
  3. Официальный сайт Министерства иностранных дел ЛР http://www.mfa.gov.lv
  4. А. Е. Дайнеко, Г. В. Забавский, М. В. Василевская  Всемирная торговая организация. Механизмы функционирования и практика вступления Спб.: Дикта, 2006. – 324 с.
  5. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. – 174 с.
  6. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 592 с.

Информация о работе Латвия и ВТО