Вступление России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
1) рассмотреть экономические механизмы интеграции стран в мировой экономике и методы стимулирования ВЭД;
2) проанализировать объективные и субъективные проблемы интеграции РФ в мировое хозяйство, основные тенденции развития внешнеторговой деятельности в России;
3) выявить проблемы и недостатки, касающиеся внешнеторговой деятельности.

Работа содержит 1 файл

курсак.docx

— 662.39 Кб (Скачать)

Введение

 

Ликвидация  государственной монополии на внешнюю  торговлю и последовавшие затем  экономические реформы по внедрению  рыночной системы хозяйствования явились  детерминантами перехода России к экономике  открытого типа. Этот процесс требовал постепенной либерализации внешнеэкономической  сферы деятельности.

Однако  этот процесс был весьма болезненным для России. Он привел к падению ВВП с 1992 по 1999 годы почти в 2 раза, экономическому кризису в 1998 году, потерям темпов роста, объемов внешней торговли и валютных средств. Меры государственного регулирования оказались недостаточно эффективными для защиты ряда отраслей национальной промышленности от иностранной конкуренции. За Россией закрепился статус сырьевой державы.

Россия  с 2010 года является страной-участницей Таможенного союза, а с 2012 года вступила в ВТО. Но, несмотря на интенсивное движение к открытости экономики, стране только частично удалось решить основные макроэкономические задачи: глубокой интеграции в мировое экономическое сообщество, увеличения экспорта высокотехнологичной продукции. Неотрегулированными остаются торгово-экономические отношения с Европейским Союзом (действующий СПС закончился в 2007 году), США, рядом других развитых стран, их региональными экономическими группировками.

В основе этих проблем лежат: несовершенство законодательной базы, недостатки системы государственного регулирования внешней торговли, общая экономическая нестабильность в стране.

Международная экономическая интеграция является процессом хозяйственного и политического  объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс осуществляется через взаимодействие отраслей и хозяйствующих субъектов близлежащих стран на основе экономических механизмов, обеспечивающих наибольшую мобильность факторов производства. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе открытости экономик стран достигаемой путём формирования объединений государств с различным уровнем их экономической интеграции.

Высшей  формой межгосударственной экономической  интеграции является экономический  и валютный союз, совмещающий в  себе зону свободной торговли, таможенный союз и открытое экономическое пространство. Именно к этой цели стремятся интегрирующиеся страны, поскольку она обеспечивает наиболее благоприятные условия для развития их экономик. Так, например, для интеграции в мировое хозяйство Россия имеет позитивные экономические аспекты – мощный природно-сырьевой потенциал. По данным ООН из 80 трлн. долларов разведанных ресурсов на РФ приходится почти 35% при населении 2,2% от мирового.

Актуальность  данной темы заключается в важности решения ключевых проблем ВЭД  России и стоящих на современном  этапе задач её интеграции  в  мировое хозяйство. Также исследование этой проблемы позволит сформулировать основные задачи внешнеторговой деятельности на современном этапе.

Цель  работы:

1) рассмотреть  экономические механизмы интеграции стран в мировой экономике и методы стимулирования ВЭД;

2) проанализировать объективные и субъективные проблемы интеграции РФ в мировое хозяйство, основные тенденции развития внешнеторговой деятельности в России;

3) выявить  проблемы и недостатки, касающиеся внешнеторговой деятельности.

 

 

1 Экономические механизмы стимулирования внешнеэкономической деятельности

 

    1.1 Экономическая интеграция стран как  метод  ускорения  и развития   ВЭД

 

Международная экономическая интеграция — управляемый процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами.

Основой экономической интеграции стран является механизмы разделения труда - сосредоточение усилий и ресурсов отдельных стран на определенных сферах деятельности с учетом внешней потребности. Из этого следует, что оно предопределяет специализацию стран. Этот эффект и используется при объединении усилий группы интегрирующихся друг с другом стран с целью достижения экономического эффекта [9].

Экономическая интеграция — процесс управляемый, происходящий на основе необходимых экономических предпосылок – близость экономического развития субъектов, их территорий и экономических проблем, с одной стороны, и специализация производств, с другой.

При хозяйственном  взаимодействии двух неинтеграционных стран всегда существуют определенные экономические препятствия:

- административные (разные схемы управления);

- таможенные (таможенные склады, пошлины);

- сертификационные (проверка качества импортного товара);

- различие стандартов при производстве товаров;

- транспортные (перегрузка товаров) и другие.

Страны решают вопросы устранения этих препятствий, в свою очередь это способствует ускорению мобильности факторов производства, товарооборота и движению капитала (рисунок 1.1).


 

Рисунок 1.1 - Экономическое взаимодействие стран до (вариант 1) и после (вариант 2) интеграции

 

На рисунке 1.1 отображен пример экономического взаимодействия стран до (вариант 1) и после (вариант 2) интеграции. Так, страна 1, понимая, что страна 2 имеет больше возможностей производить конкурентоспособный товар А, посылающий в страну 1, стремится оказывать помощь стране 2 в наращивании этого производства. С другой стороны, подобнее стремиться делать страна 2 в производстве товара В, поступающего к ней из страны 1. Иными словами, ресурс одной страны добавляется к ресурсу другой. Это способствует концентрации производства и определенной монополизации данной страны на внешнем рынке, то есть укреплению ее конкурентоспособности. Таким образом, МЭИ позволяет получить качественный скачок в развитии стран, а, следовательно, и мировой хозяйственной системы в целом по сравнению с простой суммой результатов производства в условиях изолированно развивающихся экономик [10].

Экономически  это объясняется увеличением  скорости товарооборота, то есть большей мобильностью факторов производства и более рациональными путями использования капиталовложений в развитие экономики стран. Концентрация производства данной продукции, имеющей спрос на внешнем рынке, способствует также притяжению инвестиций других стран.

В процессе обмена товаров страны стремятся унифицировать их качество (путем введения единых стандартов) таким образом, чтобы с максимальной эффективностью использовать их в своем производстве. В условиях всей мирохозяйственной системы, естественно, это сделать невозможно.

Итак, основой  экономической интеграции является МРТ, и эффект ускорения движения факторов производства за счет снятия экономических препятствий на основе договоренностей стран.

Процесс интеграции стран способствует развитию открытости их экономике и повышению устойчивости их в мировом хозяйстве. Для достижения наибольшей эффективности интеграции необходимо наличие следующих объективных условий и предпосылок:

1) близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. В случае объединения неравноразвитых стран более сильные вынуждены тратить свои средства на подтягивание слаборазвитых, а не на развитие интеграционных процессов. Примером может быть отказ высокоразвитых стран ЕАСТ (Швейцария, Люксембург, Исландия, Норвегия), имеющих самый высокий ВВП на душу населения, войти в единую зону «евро» стран ЕС;

2) географическая близость стран, наличие общих границ. При значительном удалении стран друг от друга отрицательную роль играет такой фактор, как транспортные расходы, что не позволяет в полной мере использовать эффект интеграции. Для последней важной основой является общность транспортной инфраструктуры, например, у стран ЕС, СНГ, НАФТА;

3) общность экономических и политических проблем. Этот фактор является стимулом для принятия решений политическим руководством стран по объединению их хозяйств, созданию механизмов и единой структуры  надгосударственного управления, ущемлению отдельных элементов национального достоинства при делегировании полномочий  этим органам. Примером учета этого важного фактора являются ЕС.

В процессе экономической интеграции достигаются  следующие цели:

1) использование  преимуществ экономического масштаба  и концентрации производства, специализации  и взаимного инвестирования стран;

2) создание  благоприятной внешнеэкономической  среды и условий взаимной торговли, ускорение движения товарооборота  и факторов производства;

3) содействие  структурной перестройке экономики  и поддержка новых развивающихся  отраслей хозяйства;

4) более рациональное распределение капитальных вложении, трудовых ресурсов и повышение занятости населения.

Формы и  этапы интеграции:

1) зона  свободной торговли (ЗСТ) — первый  этап и форма интеграции стран, когда по отношению друг к другу они начинают создавать различные торговые преференции (режимы благоприятствования, предпочтения), выравнивают, снижают или отменяют таможенные тарифы, сохраняя свои национальные тарифы по отношению к третьим странам. ЗСТ является преференциальной зоной, в рамках которой поддерживается свободная торговля на наиболее льготных по отношению к третьим странам условиях. В основном это относится к промышленным товарам и ограниченно к сельскохозяйственным. Примером функционирования такой группировки являются страны ЕАСТ — Европейской ассоциации свободной торговли (Швейцария Норвегия Исландия, Лихтенштейн с 1960 года) [9];

2) таможенный  союз (ТС) — более развитая, чем  ЗСТ форма интеграции стран,  когда они отменяют, существенно  снижают таможенные тарифы или  применяют только один вид  пониженного тарифа (например экспортный), скоординированную систему тарифного и нетарифного регулирования по отношению к третьим странам. ТС требует создания межгосударственных органов, координирующих внешнеэкономическую политику. Примером такой группировки может быть Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) — форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России (с 2010 года);

3) общий  (единый) рынок (ОР) — форма интеграции более высокого уровня, чем ТС. Страны договариваются о практически полной свободе движения товаров и факторов производства (капитал, рабочая сила). Координация стран осуществляется на уровне глав государств, министерств финансов и торговли, центрального банка и других ведомств. Работает постоянно действующий секретариат. Примером такого уровня интеграции является ЕЭС — Европейское экономическое сообщество, которое функционировало в Западной Европе с 1968 по 1992 годы — до образования на его основе ЕС (Европейского союза);

4) экономический  союз (ЭС) — наиболее высокая степень  и форма интеграции стран, когда  национальные правительства делегируют  значительную часть своих функций надгосударственным органам с сохранением своего национального суверенитета. Наряду со свободным движением товаров и факторов производства страны координируют макроэкономическую политику, унифицируют ключевые позиции своих законодательных и валютных систем, ведут работу по выработке единых стандартов качества продукции. Примером такой степени интеграции является пока что единственная в мире группа 27-ми стран Западной и Восточной Европы — Европейский союз с 1992 года;

5) политический  союз государств — принципиально  возможная и высшая форма экономической  интеграции, схожая с конфедерацией государств, когда большая часть функций государственных органов стран делегируется надгосударственным органам объединения. Примером такой группировки может быть Союз РФ и Белоруссии [9].

Таким образом, экономическая интеграция стран  и участие страны в мировом  хозяйстве способствует:

1) рациональному  использованию ресурсов страны;

2) повышению  мобильности факторов производства;

3) повышению  конкурентоспособности производства и снижению себестоимости продукции;

4) ускорению  развития экономики страны и  укрепление её конкурентоспособности на мировом рынке.

 

    1.2 Экономические механизмы стимулирования внешней торговли

 

Механизмы внешнеторговой международной политики.

В мире сложилось две разновидности политики в международной торговле. Как известно внешнеторговая политика это совокупность мер страны по целенаправленному воздействию государства на торговые отношения с другими странами. Международная торговая политика это политика крупных группировок стран (ЕС, ЕАСТ, НАФТА, АТЭС и другие), международных экономических и финансовых организаций по формированию условий торговли на международном уровне, затрагивающая интересы мировой хозяйственной системы в целом (МВФ, ВТО, ЮНКТАД и другие) [10].

В основе стимулирования внешнеторговых отношений лежат два основных взаимно противоположных подхода — либерализация и протекционизм.

Либерализация ориентируется на политику ликвидации препятствий, свободу торговли, которая развивается на основе ведущих рыночных сил — спроса и предложения. Протекционизм лежит в основе волевой защиты внутреннего рынка и национальной экономики от иностранной конкуренции. Главная проблема в разрешении этого противоречия — поиск путей их рационального сочетания.

Информация о работе Вступление России в ВТО