Вступление России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
1) рассмотреть экономические механизмы интеграции стран в мировой экономике и методы стимулирования ВЭД;
2) проанализировать объективные и субъективные проблемы интеграции РФ в мировое хозяйство, основные тенденции развития внешнеторговой деятельности в России;
3) выявить проблемы и недостатки, касающиеся внешнеторговой деятельности.

Работа содержит 1 файл

курсак.docx

— 662.39 Кб (Скачать)

Основными целями внешнеторгового регулирования  являются:

1) защита  экономического суверенитета страны  и обеспечение ее экономической безопасности;

2) стимулирование  национального производителя для  развития экспорта и национальной экономики;

3) обеспечение  оптимальных условий интеграции  экономики страны в мировую  хозяйственную систему и эффективного  функционирования в ней.

Экономические механизмы государственного стимулирования внешней торговли.

  Регулирование  внешнеторговой  деятельности  государство осуществляет как экономическим, так и административным путем. К внутринациональным механизмам стимулирования внешнеторговой деятельности относятся:

  1. тарифные методы;
  2. нетарифные методы;
  3. кредитные, валютно-финансовые и организационные методы.

Тарифные  методы являются классическим и основным экономическим инструментом внешнеторговой политики. Таможенный тариф главный инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка при взаимодействии его с внешним рынком. Основой его является экспортные и импортные пошлины [9].

К нетарифным методам стимулирования относятся различные решения государственных органов (законы, указы, постановления), а так же организация ярмарок, выставок.

Кредитные и валютно-финансовые методы регулирования включают такие методы государственного стимулирования экспорта или импорта, как предоставление кредитов, платежных гарантий инопартнеру, финансовых льгот, субсидирование производства экспортной продукции.

Наиболее  крупной мерой стимулирования экспорта или импорта является регулирование курса национальной валюты. Чем ниже курс национальной валюты по отношению к твердой валюте, тем эффективнее будет осуществляться экспорт товаров из страны, и наоборот, чем выше курс национальной валюты, тем благоприятнее условия для импортной деятельности [1].

Государства придерживаются различных курсов валют  — фиксированных, плавающих, смешанных. Особенно это касается развивающихся государств, где центральные банки ведут активную работу по регулированию курса своей национальной валюты, чтобы поддерживать оптимальное соотношение своего экспорта и импорта.

Важной  мерой финансового стимулирования торговли являются субсидии. Субсидия представляет собой бюджетные выплаты экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт с целью получения твердой валюты. Для подавления конкурентов субсидии могут быть так велики, что цена экспортируемого товара снижается настолько, что конкурент вытесняется с рынка. Такой прием называется демпингом. Демпинг это метод финансовой и торговой политики, обеспечивающий снижение цен до уровня существенно более низкого, чем он сложился на мировом рынке. В рамках Всемирной торговой организации демпинг является запрещенным приемом [8].

Изучив  экономические механизмы интеграции стран и стимулирования ВЭД можно сделать следующие выводы:

1) международная интеграция — управляемый процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами.

Экономическая основа интеграции заключается в снятии административных препятствий между странами и в обеспечении ускорения движения факторов производства, товарооборота, рационального распределения трудовых и материальных ресурсов, использовании эффекта масштаба экономики, специализации и взаимного инвестирования. Для интеграции необходимы предпосылки, заключающиеся в близости уровней развития экономики, географического расположения, общности экономических и политических проблем;

2) экономические механизмы, по глубине и степени развития интеграционных процёссов выделяют: первый этап и форму интеграции — зона свободной торговли; затем более развитые формы — таможенный союз и общий рынок, когда возникают стабильные надгосударственные органы. Наивысшей формой интеграции, действующее в мире в настоящее время, является экономический союз. Различие этапов по степени интеграции заключается в масштабе преференций интегрирующихся стран, степени либерализации их экономических отношений и скоординированности внутренней и внешней экономической политики;

3) в основе стимулирования внешнеторговых отношений стран и международной торговли в целом лежат два взаимопротивоположных подхода — либерализация и протекционизм. Либерализация — политика ликвидации препятствий развитию свободы торговли на основе спроса и предложения, протекционизм — государственная политика защиты внутреннего рынка и национальной экономики от иностранной конкуренции.

Основными методами стимулирования внешней торговли являются тарифные (пошлины, акцизы, НДС), которые могут сдерживать или  ускорять товарооборот стран, валютно-финансовые и административные методы, которые заключаются в предоставлении кредитов и ссуд участникам ВЭД, регулировании валютного курса (ускорение экспорта или импорта), а также организационные меры (ярмарки, выставки).

Таким образом, экономические методы стимулирования внешней торговли обеспечивают гибкие условия для ускорения товарооборота. Анализ экономических механизмов процесса интеграции и внешний торговли показал, что для страны, стремящейся интегрироваться в открытую экономику, имеются эффективные инструменты стимулирования её экономики и повышения конкурентоспособности в мировом хозяйстве.

 

2 проблемы интеграции России в мировое хозяйство и тенденции развития ее внешнеэкономической деятельности

 

    2.1 Субъективные и объективные экономические проблемы интеграции России

 

Россия  имеет самое большое жизненное пространство в мире. Её территория при населении 2,2% от мирового, занимает 13%. По суммарному природно-ресурсному потенциалу Россия является одной из крупнейших держав мира. Согласно данным ООН из 80 триллионов долларов разведанных запасов полезных ископаемых в мире на Россию приходится 29 триллионов долларов, то есть почти 35% на одну страну. [11].

Среди стран  мира Россия лидирует по запасам топливно-энергетических ресурсов. В России находится 50% мировых  потенциальных запасов угля, 23% – запасов нефти, 33% - запасов природного газа. Кроме этого Россия богата запасами железной и титановой руды, и руд цветных металлов - медных, алюминиевых, никелевых. Крайний Север и Сибирь богаты запасами алмазов и благородных металлов. Первое место в мире Россия занимает по запасам минеральных удобрений. Лидирует Россия по запасам древесины – 23% мировых запасов.

В России находится 1/5 мировых запасов пресных  вод, основная масса приходится на озеро  Байкал. Суммарные гидроэнергоресурсы России оцениваются в 2395 млрд. кВт/ч, но экономическая эффективность их составляет 852 млрд. кВт/ч. Удобным является расположение крупных городов на пересечении важнейших коммуникаций. Всё указанное создает благоприятные условия для социально-экономического развития страны [9].

Наряду  с позитивными показателями, территориальные и ресурсные преимущества перед другими странами, Россия имеет объективные и субъективные проблемы, существенным образом влияющих на её интеграцию в мировое хозяйство и функционирование в открытой экономике.

К  объективным  проблемам относятся проблемы связанные  с её естественными природными условиями.

1. Суровость  климата. Среднегодовая температура  страны -5,5C, разность зимней и  летней температуры 80-90C. В сравнение с Россией среднегодовая температура в северной Канаде +2,5C, в северном Лондоне +10C, в Финляндии +1,5C; В связи с северным расположением, уровень освещенности ниже, чем в Европе на 20-30%, по сравнению с восточной Евразией в 2 раза. Все это приводит к высокой затратности производства. В связи с этим, например себестоимость строительства в России в 2,5 раза выше, чем в Европе.

2. Большие масштабы территории. Удаленность большинства регионов от границ и их протяженность, от Новосибирска до западной границе – 4000 км, до восточной – 5000 км, до южной – 1000 км, поэтому статья – «транспортные издержки стоимости продукции» в России выше чем в среднем в мире: в РФ 8-10% от стоимости продукции, в мире 4-5% [9].

3. Сложность  горно-геологических условий минеральной  базы. Многие месторождения в  России находятся в Сибири, особенно  в северных труднодоступных местах, нефть, газ, металлы расположены в сейсмоопасных зонах (БАМ) и усугубляется диспропорцией между преимущественным размещением ресурсов на севере и востоке страны и концентрацией населения на западе и юго-западе. Этим объясняется высокая стоимость добычи природных ресурсов, что отражается на конечной стоимости многих  металлов  в РФ, большей, чем в мире.  

4. Низкий  уровень пригодности земли к  сельскому хозяйству. В России только 30% территории пригодно для сельского хозяйства, 15% из них находится в зоне рискованного земледелия [9].

К субъективным относится проблемы, связанные с деятельностью человека.

1. Низкая  производительность труда. ВВП  на душу населения в мире  5,5-6 тыс. долларов, в развитых странах  20-25 тыс. долларов, ЕАСТ – 50-55 тыс.  долларов, в России ВВП на одного  человека в 2007 – 2008 годах составляло 7-7,5 тыс. долларов. По производству труда Россия находится после 50-тых мест и в 3,5 раза ниже среднеразвитых стран. Низкая производительность труда приводит к высокой себестоимости продукции.

2. Нерациональное, с позиции мировой экономики размещение производственного потенциала страны. Главные производства страны сконцентрированы в центральной её части, на Урале, в Сибири, эти производства находятся вдали от мировых центров торговли, крупнейших потребителей их продукции. [10].

Всё это  объясняется тем, что Россия пережила много войн и стала размещать  свои жизненно важные производства в  наиболее защищенных местах, таких  как Урал и Западная Сибирь. Многие экономисты Запада считают это, важнейшей проблемой России на пути к интеграции в мировое хозяйство.

 

    2.2   Анализ тенденций развития внешней торговли РФ в современных условиях

 

После выхода Указа Президента в 1991 году «О либерализации ВЭД на территории РСФСР» и в 1995 году Федерального Закона «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» внешняя  торговля РФ была в значительной мере либерализована. Все эти документы способствовали росту и развитию внешней торговли. Динамика роста объемов торговли с 1992 года по 2011год была активной положительной, со спадами в периоды кризиса.

Развитие  внешней торговли в этот период защищало экономику страны, население в  связи с глубокими экономическими реформами. В этот период ВВП РФ неуклонно  падал, а торговля росла. Однако в 1998 году в России разразился финансовый кризис, который привел к резкому  снижению показателей торговли. Кризис начался с дефолта в августе 1998 года в связи с падением цен  на нефть. Рост курса доллара привел к падению импорта. В результате произошло падение объема торговли в РФ со 167 млрд. долларов в 1997 году до 115 млрд. долларов в 1999 году.

С ростом мировых цен на нефть  положение экспорта стабилизировалось. К 2008 году объем торговли РФ составил 735 млрд. долларов, то есть по сравнению с 1998 годом в целом он вырос почти в 6 раз. В целом динамика внешнеторгового оборота России показана на рисунке 2.1 [12].

 

 

Рисунок 2.1 – Динамика внешнеторгового  оборота России за 1992-2011 годы, млрд. долларов

Активный рост объема внешней торговли после 2000 года связан с тремя факторами:

1) стабилизация курса доллара;

2) рост физических объемов экспорта;

3) рост мировых цен на нефть.

В течение 2010-2011 гг. происходил период стабилизации и дальнейшего роста  внешнеторгового оборота. Оценивая динамику в целом, можно сделать  выводы:

  1. важнейшей причиной роста внешнеторгового оборота были условия либерализации;
  2. основной причиной роста объемов торговли РФ был рост стоимости нефти (70%);
  3. рост физических объемов добычи главных компонентов экспорта нефти и газа;
  4. рост доли поставок на экспорт от добытых нефти и газа (в 1992 году поступало 40% от добытого, а в 2011 году – 60%).

Сальдо внешней торговли РФ за весь период было положительным. Экспорт превышал импорт в 1,5 – 1,6 раза. В 2011 году экспорт составлял 499 млрд долларов, а импорт – 310 млрд долларов. Такое сальдо объясняется двумя причинами:

1) высокой долей отчислений в  валютный запасна случай падения мировых цен;

2) необходимостью рассчитываться  с внешним долгом.

Товарная структура экспорта российской внешней торговли на протяжении многих лет практически не меняется, как  не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку [10].

Экономические возможности РФ определяются её внешнеэкономическим потенциалом, основанном на крупных природных ресурсах. В советский период доля готовой продукции в экспорте составляла приблизительно 40-45%. В настоящее время – 5-7%. В связи с интеграцией России в мировое хозяйство потребность мирового рынка в российской готовой продукции резко сократилось, с одной стороны. С другой стороны, потребность в российских товарах на внутреннем рынке также снизилась. Основные партнеры России – Европейский Союз, Восточно-европейские страны, страны СНГ. Все они готовы закупать в РФ нефть, газ, уголь, лес, металлы, удобрения (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – Динамика товарной структуры  экспорта в 1994 – 2011гг., проценты

Информация о работе Вступление России в ВТО