Вступление России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
1) рассмотреть экономические механизмы интеграции стран в мировой экономике и методы стимулирования ВЭД;
2) проанализировать объективные и субъективные проблемы интеграции РФ в мировое хозяйство, основные тенденции развития внешнеторговой деятельности в России;
3) выявить проблемы и недостатки, касающиеся внешнеторговой деятельности.

Работа содержит 1 файл

курсак.docx

— 662.39 Кб (Скачать)

 

Продукция

1994

2011

Нефть

20

48

Газ

16

22

Уголь

1,1

2

Итого ТЭР

37,1

71

Металлы

25,4

11

Драгоценные металлы

3

1

Удобрения

1,5

1

Химические продукты

8,2

6

Лес

3,9

3

С/х продукция

2,6

4

Машины и оборудование

8,9

2

Готовая продукция

26

7

Сырье

74

93


 

 

Постепенно  в РФ закрылись отдельные отрасли  промышленности: лёгкая, пищевая. В 70-е годы СССР стала активно строить нефтепроводы и газопроводы, начался активный рост объемов продажи нефти и газа. С 1992 года по 2011 год доля нефти в экспорте возросла с 20% до 48%; доля газа – с 16% до 22%; а в целом доля топливно-энергетических ресурсов (ТЭК) в экспорте увеличилась с 37% до 72%.

Наращивание доли энергоресурсов в экспорте РФ произошло за счет3 факторов:

  1. рост мировых цен на нефть;
  2. за счет роста физических объемов добычи и поставов;
  3. увеличение доли экспорта продукции от ее производства.

В связи с ростом доли ТЭК уменьшилась  доля металлов. Несмотря на гигантские объемы экспорта леса из РФ доля его  стабильно держится на уровне 3% от общего экспорта, доля угля – 2%.

Потребности в импорте в РФ определяются потребностями ее таких важных отраслей, как нефтяная, металлургическая, угольная, а также спросом населения  товаров (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 - Динамика товарной структуры импорта  в 2000 – 2011гг., проценты

 

Продукция

2000

2011

Машины и оборудование

35

55

Нефтепродукты

6,7

7

Товары широкого спроса

8

10

Продукты питания

28

15

Итого готовая продукция

70

80


За последние годы активно выросли закупки машинотехнической продукции (станки, строй техника) и особенно транспортных средств.

Важнейшими статьями импорта являются машины и оборудования, товары широкого спроса, продукты питания, однако доля закупок продуктов питания постепенно снижается с 28% до 15%.

Таким образом, в РФ усилилась количественная сторона внешней торговли (ВТО  вырос в 8,3 раза) и ухудшилась качественная сторона (снижение в экспорте готовой  продукции с 17% до 7%).

Географическое распределение внешней торговли свидетельствует о расширении связей с развитыми странами и прежде всего с ЕС, доля которого стабильно превышает 50%. Динамика товарооборота России с ЕС представлена на рисунке 2.2.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 – Динамика товарооборота России с ЕС за 2000 – 2011 годы, млрд долларов

Как видно  из рисунка 2.2, с 2000 года  товарооборот РФ с ЕС резко увеличился с 86 до 395 млрд долларов. Также возросла доля торговли России с 44 до 49%. Основным партнёром является Германия. Также важно отметить, что Россия в настоящее время поставляет почти 30% энергоресурсов в Европу (газ, нефть, уголь). И в результате этого ЕС становится более зависимым от России.

Страны  Западной Европы, США и Япония сохраняют  свою роль главных поставщиков современного оборудования, передовой технологии, продовольственных товаров, необходимых  для российской экономики.

На долю Европейского союза (ЕС) приходилось в 2011 году более 49% внешнеторгового оборота Российской Федерации. Это основной рынок сбыта стратегических товаров российского экспорта (прежде всего энергоносителей). Россия заинтересована в ёмком, хотя и достаточно насыщенном по многим направлениям рынка Союза. Внешняя торговля России с ЕС традиционно складывается с положительным для России сальдо.

Так образом, на основе проведенного анализа можно  сформулировать следующие основные, тенденции развития внешней торговли с момента её либерализации за 1992-2011 годы.

1) динамичный  рост товарооборота внешней торговли – в 8,3 раза с некоторым снижением в период экономического кризиса (1998-1999 годов);

2) активное  торговое сальдо с превышением экспорта в 1,5-1,6 раза;

3) увеличение  в экспорте доли сырьевой продукции с 74% до 93% и снижением доли готовой продукции в первую очередь, машиностроительной (с 26% до 7%);

4) увеличение  в экспорте ТЭР (нефть + газ) с 37% до 71%;

5) увеличение  доли закупок машинотехнической продукции с 35,2 до 54,3% и снижение доли продуктовых товаров с 27,7% до 13,7% в импорте;

6) увеличение  объемов торговли с ЕС до 50%.

 

3 Основные задачи внешнеторговой деятельности

    3.1 Основные проблемы внешнеторговой деятельности  РФ

 

Рассмотрев  экономические проблемы интеграции России в мировое хозяйство и проанализировав её внешнеэкономическую деятельность можно выделить основные проблемы внешнеторговой деятельности (таблица 3.1).

1 Сырьевая направленность экспорта.

В России сформировавшаяся в 70-80-х годах прошлого века топливно-сырьевая специализация  сохраняется и по сегодняшний  день, однако масштабы такой специализации  и степень ее влияния на внутриэкономические  процессы существенно возросли.

Зарубежные  продажи энергоносителей стали  в последние годы, ключевым фактором улучшения макроэкономической динамики, обеспечивая от 1/3 до 2/5 ежегодного прироста ВВП. Россия, несмотря на статус крупной  промышленной державы, фактически стала  монокультурным экспортером: три вида энергоносителей - нефть, нефтепродукты  и природный газ – обеспечивают в настоящее время 63-65% всего экспорта товаров.

Энергетическая  мобилизация приносит дополнительные валютные доходы в условиях благоприятной  мировой конъюнктуры, но приученная к стабильному притоку нефтедолларов  экономика в подобной ситуации коллапсирует, свертываются инвестиции и важные социально-экономические программы, страна очень быстро оказывается в состоянии дефолта. Сокращение нефтяных цен на 1/3 в 1998 году вызвало дестабилизацию и разрушение валютно-финансовой системы России, строившейся на внутренних и внешних заимствованиях, инфляция приобрела угрожающие масштабы [11].

 

 

Таблица 3.1 - Проблемы и недостатки внешнеторговой деятельности РФ

 

Недостатки

Показатели

1 Высокий уровень сырьевой

составляющей в экспорте

85 - 90%

2 Высокая себестоимость готовой продукции в сравнении с развитыми

странами

 

По отдельным видам  продукции в 2–2,5 раза

3 Низкий уровень капитализации внешнеторговых компаний, банковских и

страховых услуг

   Мировые ТНК в десятки раз  крупнее  

   большинства компаний  РФ

4 Низкая доля высокотехнологической продукции в экспорте

   В РФ 3 - 5%, зарубежном

   25 - 30% всего экспорта

5 Отставание по экспорту на одного человека в сравнение с развитыми странами

   2,5 тыс. долларов против

   6 – 11 тыс. долларов

6 Отставание в сфере торговли услугами в сравнении с развитыми странами

  10% от внешнеторгового оборота РФ 

7 Неэффективная деятельность свободных экономических зон и технопарков

  Из 18 ОЭЗ только 2-3 работоспособны

8 Несоответствие правовой базы требованиям ВТО

Основные:

1) дотации в сельское  хозяйство;

2) несоответствие внутренних  цен на

 энергоносители и ж/д  тарифов;

3) высокие ввозные ставки  в 2-2,5 раза,

 чем в ВТО; 

4) ограничение доступа  иностранных

 банков  и страховых  компаний в РФ;

5) несоответствие таможенного      

 контроля мировым стандартам.


 

На сегодняшний  день специализация России на сырьевом экспорте фактически означает превращение  национального богатства из овеществленной, нетоварной формы в ликвидно-денежную форму. Это приводит к постепенному истощению природных ресурсов страны. Топливно-сырьевая специализация России порождает в период глобализации абсолютно неприемлемые текущие и долгосрочные системные риски для страны, а потому совершенствование международной специализации РФ должна стать приоритетной задачей для государства (таблица 3.1).

2 Высокая себестоимость и низкая конкурентоспособность продукции.

Следующей важнейшей проблемой на современном  этапе развития является высокая  себестоимость продукции производимой на территории РФ. Согласно расчетам В.Д. Андрианова в связи с объективными особенностями России (суровый климат, большие масштабы территории, сложные горно-геологические условия минеральной базы и другие), себестоимость готовой продукции возрастает в 2-2,5 раза в сравнении с развитыми странами (таблица 3.1) [4].

Современная Россия в силу недостаточной  конкурентоспособности большинства  отечественных обрабатывающих отраслей, а так же низкой конкурентоспособностью внешних компаний, банковских и страховых услуг выступает в международном обмене в роли поставщика сырья и потребителя готовой продукции. Такая роль характерна для развивающихся стран, не прошедших периода индустриализации. Изменение нынешнего незавидного положения страны на мировых рынках возможно только при условии ее выхода на более высокие стадии конкурентоспособности [7].

Будущая модель вхождения России в  мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном  учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. К наиболее значимым преимуществам можно отнести следующие:

  1. крупные и в основном комплексные минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям мировое значение;
  2. наличие отвечающих мировому уровню, а иногда превосходящих его промышленных и научно-технических мощностей;
  3. многочисленные трудовые ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;
  4. крупные масштабы основных производственных фондов в промышленности и транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных затратах [6].

Одновременно на внешнеэкономических  связях и всей экономике страны сказываются  слабости, устранить которые в  сжатые сроки без крупных финансовых и иных затрат, нельзя. А именно:

  1. преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации производства, его чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность;
  2. колоссальный износ основных фондов, ограниченные возможности внутреннего накопления;
  3. слабая мотивация и низкая интенсивность труда, инерция бюрократизации экономики;
  4. резкая неравномерность в экономическом развитии регионов и разрывы в стандартах жизни между ними;
  5. большая зависимость стандартов жизни и производственной модернизации от импорта и экспорта сырья.

Набор механизмов для сохранения ценовой конкурентоспособности внешних компаний, а значит основной массы российских экспортных товаров - сырья и полуфабрикатов, а также импортозамещающей продукции - в условиях рынка достаточно ограничен (таблица 3.1) [12].

Высокая себестоимость продукции и низкая конкурентоспособность внешних  компаний, банковских и страховых  услуг, всё это должно послужить стимулом для развития производства высокотехнологических товаров и технологий. В начале прошлого десятилетия Россия потеряла примерно половину своего экспорта высокотехнологичных товаров, с 25% в 1992 году, до 12% в 2002 году. В настоящее время отрасль показывает незначительный рост и составляет 3-4%, сказывается низкая конкурентоспособность российских товаров и технологий, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Важнейшей задачей на сегодня, ставится проникновение и укрепление позиций на мировых рынках высокотехнологической продукции, а так же экспорта с максимальной долей прибавленной стоимости. Именно по этому, в последнее время уделяется большое внимание нанотехнологиям, регулярно проводятся конференции выставки в сфере достижений нанотехнологий, последняя такая выставка состоялась в ноябре 2008 года, в Москве. Но на данном этапе развития Россия не достигла такого уровня, когда прирост экспорта и прирост производства товаров с высокой добавленной стоимостью опережает прирост экспорта сырьевых товаров. Эта задача является основополагающей в развитии экспорта готовой продукции и диверсификации российской экономики [14].

 В  развитых странах развитие наукоемких  производств и технологий, более  50% финансируется частными компаниями  и малым бизнесом, в России  этого и вовсе нет. Правительство  должно не только вкладывать  деньги в развитие наукоемкого  производства, но ещё и стимулировать  его выгодность и популярность  для малого и среднего предпринимательства,  тем самым усиливать конкурентоспособность  на мировом рынке (таблица 3.1).

Информация о работе Вступление России в ВТО