Лекции по "Международной єкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:49, курс лекций

Описание работы

Цель курса “Международная экономика”: изучение теоретических основ мировой экономики, специфики формирования, особенностей и тенденций современного развития.
Предметом теории международной экономики являются:
Законы, закономерности, тенденции и особенности функционирования и развития в международном масштабе рыночной системы хозяйствования.
Закономерности формирования совокупного спроса и совокупного предложения на товары и факторы производства, находящиеся в международном обороте.

Содержание

Тема 1. Характеристика основных понятий и положений международной экономики 3
1.Сущность международной экономики. 3
2. Этапы формирования и развития международной экономки. 4
3. Структура современной международной экономики. 8
4. Основные показатели развития мирового хозяйства. 13
Тема 2. Система и среда развития международных экономических отношений 16
1.Сущность, объекты, субъекты, формы международных экономических отношений. 16
2.Международное разделение труда. 18
3.Среда международных экономических отношений. 22
4.Основные типы государств и их экономических объединений. 24
Тема 3. Международная торговля 28
1. Классические теории международной торговли 28
2.Сущность и формы международной торговли 33
3.Показатели международной торговли 36
4.Ценообразование в международной торговле 37
5.Государственное регулирование мировой торговли 40
Тема 4. Международное движение капитала 46
1.Сущность, причины и формы международного движения капитала 46
2.Международный кредит и его виды 48
3.Мировой рынок ссудных капиталов 50
4.Инвестиционный климат в Украине 51
Тема 5. Международная миграция рабочей силы 53
1. Сущность, история развития, причины международной трудовой миграции 53
2.Виды, типы и направления международной миграции рабочей силы 55
3. Последствия международной миграции рабочей силы 57
4.Регулирование международных миграционных процессов 58
Тема 6. Международное движение технологий 62
1.Основы развития международного движения технологий 62
2.Формы международного движения технологий 63
3.Регулирование международного движения технологий 66
Тема 7. Мировая валютная система 68
1.Понятие и структура мировой валютной системы 68
2.Понятие валюты, классификация валют, валютный курс и его формирование 70
3.Регулирование валютных отношений 74
4.Основные этапы эволюции МВС 76
5. Валютные рынки: виды и структура 80
Тема 8. Международная экономическая интеграция 83
1.Сущность и основные черты МЭИ 83
2.Формы МЭИ 84
3.Предпосылки и цели МЭИ 86
4.Основные интеграционные группировки мировой экономики 88
Тема 9. Интеграция Украины в современную мировую систему 94
1.Предпосылки и пути интеграции Украины в мировую систему 94
2. Перспективы участия Украины в европейских интеграционных процессах 97
3. Украина в интеграционных процессах восточноевропейских стран 101
Тема 10. Сущность международного бизнеса 105
1. Сущность и черты МБ, причины и цели его развития. 105
2. Этапы развития МБ. 108
3. Типы, виды и формы МБ. 112
4. Характерные черты современного МБ. 116

Работа содержит 1 файл

Ivanenko_I.A._Megdunarodnaya_ekonomika.rtf

— 2.07 Мб (Скачать)

Цены на товары и услуги на мировом рынке устанавливаются под влиянием определенных факторов:

      1. Общеэкономические  факторы - действуют независимо от вида продукции и  конкретных условий ее производства и реализации:
  • экономический цикл;
  • состояние совокупного спроса и предложения;
  • инфляция.
      1. Конкретно-экономические факторы - обусловлены особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации: 
  • затраты;
  • прибыль;
  • налоги и сборы;
  • предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
  • потребительские свойства (качество, надежность, внешний вид, престижность).
      1. Специфические факторы - действуют только относительно некоторых видов товаров и услуг:
  • сезонность;
  • эксплуатационные затраты;
  • комплектность;
  • гарантии и условия сервиса.

4. Внешнеэкономические факторы - связаны с  действием внешнеэкономических инструментов:

  • государственное регулирование;
  • валютный курс.

5.Специальные факторы - связаны с действием особых механизмов: 

  • политические;
  • военные.

На мировом рынке  происходит сравнение разных национальных цен на товар, и мировая цена образуется под влиянием тех национальных цен, в основе которых лежать среднемировые общественно-необходимые в мировом масштабе затраты производства, то есть как интернациональная цена производства. Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта.

На практике в качестве мировых цен принимаются цены значительных, систематических и устойчивых экспортных или импортных договоров, которые заключаются в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок, какао бобы и т.д.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

На мировом рынке процесс ценообразования имеет свои особенности, связанные с тем, что участники международной торговли сталкиваются на рынке с большим количеством конкурентов, чем на внутреннем. Поэтому они должны постоянно работать в режиме сравнения своих затрат производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми.

Мировой рынок характеризуется множественностью цен, что объясняется действием разнообразных коммерческих и торгово-политических факторов.                             

Множественность цен - наличие набора цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере оборота на одинаковой транспортной базе. Например, цены в клиринговых договорах, цены по программам в рамках государственной помощи и т.д. Т.о. мировые цены являются одним из подвидов из этого множества.         

Мировые цены - это цены, по которым осуществляются значительные экспортно-импортные операции, что достаточно полно характеризует состояние международной торговли конкретным товаром.

Мировые цены характеризуются определенными признаками, которые отличают их от внутренних цен:

  • регулярность, то есть цены внутренних контрактов носят более случайный, эпизодический характер, что не характерно для мировых цен;
  • раздельность коммерческого характера, то есть исключаются товарообменные операции, поставки товаров в рамках государственной помощи и т.п., поскольку эти договора предусматривают особенные взаимоотношения между партнерами. Цены в этих условиях могут существенно отклоняться в ту или другую сторону от уровня цен отдельных операций;
  • открытость торгово-политического режима, т.е. в качестве мировых цен не могут выступать цены в рамках замкнутых экономических группировок, т.к. эти цены за счет субсидирования национальных производителей со стороны государства могут быть выше цен других значительных поставщиков данной продукции на мировой рынок;
  • свободная конвертация валюты платежа.

В международной торговле применяются два вида цен:

1) расчетные цены - индивидуально определяются фирмами-экспортерами на конкретные виды промышленных товаров;

2) публикуемые цены - это цены, которые сообщаются в специальных и фирменных источниках информации.

К публикуемым ценам относятся:

  • справочные цены - это цены товаров во внутренней оптовой и внешней торговле. Наиболее широко применяются в международной торговле и представляют собой т.н. базисные цены, т.е. цены товара определенного количества и качества в том или ином заранее установленном географическом пункте. Базисные цены устанавливаются в соответствии с базисными условиями поставок, которые определяют, включаются ли затраты по доставке в цену товара или нет. Базисные условия поставок изложены в “Международных правилах толкования торговых терминов” (Инкотермс), разработанных Международной торговой палатой;
  • биржевые котировки - отражают реальные цены операций на бирже;
  • цены аукционов;
  • цены торгов;
  • цены фактических контрактов;
  • цены предложений крупных фирм.

Характерной чертой структуры мировых цен является разнонаправленное изменение цен на промышленные товары, с одной стороны, и на сырье, топливо и продовольственные товары - с другой.

В то же время способы определения мировых цен на разные виды продукции также разнообразны:

1) цены на сырьевые товары определяются как экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. Например, на пшеницу мировыми являются экспортные цены Канады; на нефть - экспортные цены стран-членов ОПЭК; на мех - цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов и т.д.;

2) цены продукции обрабатывающей промышленности определяются как экспортные цены значительных компаний-производителей и экспортеров этой продукции.

В целом оба вида цен  в мировом хозяйстве имеют тенденцию к росту, но это происходит не постоянно и на разные группы товаров цены растут по-разному. Резкие колебания цен характерны для рынка продовольствия (например, в связи с погодными условиями) и в последнее время для сырьевых рынков, в частности рынка нефти (в связи с нестабильными политическими условиями).

5.Государственное регулирование мировой торговли

Государственное регулирование международной торговли - это комплекс инструментов, используемых государством в управлении внешнеторговыми операциями.

Виды государственного регулирования:

  • одностороннее: инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).
  • двустороннее: такие инструменты согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.
  • многостороннее: инструменты согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многостороннего государственного регулирования могут служить Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран--членов Европейского союза (ЕС).

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на:

  1. Тарифные: основанные на использовании таможенного тарифа.
  2. Нетарифные:
  • количественные;
  • скрытые;
  • финансовые методы.

Основная задача государства в области международной торговли -- помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Классификация инструментов торговой политики

Методы

Инструмент торговой политики

Регулирует преимущественно

Тарифные

Таможенные пошлины

Тарифная квота

 

импорт

импорт

Н

е

т

Количественные

Квотирование

Лицензирование

“Добровольные ограничения”

 

экспорт

экспорт

импорт

импорт

а

р

и

ф

н

Скрытые

Государственные закупки

Требование о содержании местных компонентов

Технические барьеры

Налоги и сборы

 

импорт

импорт

 

импорт

импорт

ы

е

Финансовые

Субсидии

Кредитование

Демпинг

экспорт

экспорт

экспорт

 

 

Главным инструментом государственного регулирования внешней торговли выступает таможенный тариф.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина (customs duty) -- обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таблица 3.3.

Классификация таможенных пошлин

Классификационный признак

Виды пошлин

1. По способу взимания:

адвалорные

специфические комбинированные

2.По объекту обложения:

экспортные

импортные

транзитные

3. По характеру:

сезонные

антидемпинговые компенсационные

4.По происхождению:

автономные

конвенционные (договорные) преференциальные

5.По типам ставок

постоянные переменные

6.По способу вычисления:

номинальные

эффективные


 

Количественные ограничения (quantative restrictions) -- административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и “добровольное” ограничение экспорта.

Квота (quota) -- количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

  • экспортные;
  • импортные.

Информация о работе Лекции по "Международной єкономике"