Лоббизм за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:30, доклад

Описание работы

В частности, Закон о регистрации иностранных агентов 1938 г., в немалой степени способствовавший укреплению позиций «агентов» (т. е. лобби) в США, стал распространяться только на агентов иностранных правительств и политических партий. Иностранные корпорации, ассоциации и те, кто лоббировал от своего имени, должны отныне руководствоваться Законом 1995 г. Это означает, что к зарубежным компаниям, получающим помощь от США, должны применяться такие же требования, что и к американским фирмам.

Работа содержит 1 файл

Лоббизм за рубежом.docx

— 39.73 Кб (Скачать)

     Лоббизм за рубежом

     1 

     США

     В частности, Закон о регистрации  иностранных агентов 1938 г., в немалой степени способствовавший укреплению позиций «агентов» (т. е. лобби) в США, стал распространяться только на агентов иностранных правительств и политических партий. Иностранные корпорации, ассоциации и те, кто лоббировал от своего имени, должны отныне руководствоваться Законом 1995 г. Это означает, что к зарубежным компаниям, получающим помощь от США, должны применяться такие же требования, что и к американским фирмам.

     Наряду  с федеральным законодательством  о лоббизме в США действуют  ряд смежных законодательных  актов, косвенно контролирующих эту  сферу, - напр., федеральные законы об этике служащих государственных  органов (1978 г.), о федеральных избирательных кампаниях (1972 г.) и др. Кроме того, штаты имеют свои законы о регулировании лоббизма, а также законы, не имеющие аналогов на федеральном уровне. Например, во Флориде закон разграничивает политические и экономические интересы, поскольку не позволяет лицам, сделавшим взносы в фонды кандидатов на выборные должности, впоследствии заключать контракты с штатом. Смысл данного закона в том, что финансирование избирательных кампаний является одним из основных стимулов в лоббировании, а государственные подряды – наиболее доступная и ожидаемая форма «благодарности».

     Особенно  заметную роль лоббизм в американской политике стал играть в последние  десятилетия. Во многом это связано  с принятием федерального закона, регламентирующего расходы на избирательные  кампании. Установив ограничения для индивидуальных и коллективных доноров (доминирующую роль среди последних играют комитеты политического действия - КПД) избирательных кампаний на финансовые пожертвования отдельным кандидатам и партиям, закон превратил КПД в главный канал финансирования избирательных кампаний. Неудивительно поэтому, что в стране начался быстрый рост числа КПД, создаваемых не только корпорациями и профсоюзами, но и разнообразными ассоциациями, представлявшими по преимуществу интересы среднего класса. Всего к середине 1990-х годов было зарегистрировано около 4 тыс. КПД - в 6,5 раз больше, чем их было в 1974 г.

     Резкое  возрастание политической роли КПД  отразило общую тенденцию возрастания  в политике роли групп интересов. «Собственно говоря, и сами КПД  явились креатурами групп интересов, то есть корпоративных, профессиональных и общественных объединений американских граждан, которые с помощью сложения своих индивидуальных усилий хотят  более эффективного достижения общих  для той или иной социальной группы целей». На смену доминировавшим в 1930-1960-е гг. в американской политике общественно-политическим движениям стали приходить институционализированные группы интересов - объединения с четкой организационной структурой, собирающие взносы с участников и создающие постоянные лоббистские представительства в Вашингтоне. Только за два последних десятилетия XX века их число увеличилось в 1,5 раза - с 14,7 тыс. до почти 23 тыс. В ведущую тройку вошли: группы бизнеса - 3,7 тыс. объединений, образования и культуры - 3,2 тыс. и ассоциации врачей и медицинских работников - 2,35 тыс. Особенно активными и эффективными среди них являются те, которые занимаются лоббистской деятельностью, создавая для этой цели профессиональные подразделения. По официальной статистике, лоббистской деятельностью занимаются около 3,5 тыс. организаций, то есть от 15 до 20% от общего числа групп интересов.

     Ведущими  группами интересов являются предпринимательские, профессиональные, фермерские и профсоюзные  объединения. И если предпринимательские группы интересов, имеющие наиболее мощные и высокооплачиваемые лоббистские подразделения, традиционно принадлежат к числу наиболее влиятельных, то во второй половине XX века существенно усилили свои позиции и иные, особенно профессиональные (например, медиков) группы интересов, которые по численности намного превосходят предпринимательские объединения, а потому не могут быть проигнорированы ни одним из политиков.

     В последней трети XX века самой многочисленной группой интересов, увеличившей  за годы существования свою численность  с 1 до 33 млн. членов и зарегистрировавшей влиятельное лобби в Вашингтоне, стала Американская ассоциация пенсионеров (возникла в 1958 г). О масштабах ее влияния и роли в общественно-политической жизни страны красноречиво свидетельствуют, например, такие факты. Ассоциацией были подготовлены тысячи законопроектов по улучшению пенсионного и социального обеспечения, многие из которых одобрены; она выступает надежным гарантом сохранения и упрочения сложившейся системы помощи пожилым американцам. В частности, в 1980-е гг. Ассоциация активно и успешно противодействовала попыткам администрации Р. Рейгана снизить уровень отдельных социальных выплат пожилым американцам, а также увеличить возраст выхода мужчин на пенсию с 65 до 68 лет. На конференциях, проводимых Ассоциацией, присутствуют представители Конгресса США, которые внимательно выслушивают мнение участников. Именно Ассоциация пенсионеров стала главным и надежным гарантом сохранения и упрочения сложившейся в США системы пенсионного и социального обеспечения пожилых людей.

     Весьма  активно и успешно действуют  в США объединения, защищающие права  потребителей, – в  частности, Американская федерация потребителей, основанная в 1967 г., и организация «Гражданин-общественник», созданная в 1971 г. Эти организации практикуют судебные иски против недобросовестных компаний и правительственных органов, ущемляющих права массового потребителя. Влиятельными группами интересов стали экологические объединения (численность «Гринпис» составляет сегодня в США порядка 15 млн. человек). Эффективными лоббистскими политическими структурами стали объединение «Общее дело», инициировавшее принятие серии законов, направленных на демократизацию деятельности Конгресса США, а также женские организации (в первую очередь - Национальная организация женщин).

     Конечно, последствия лоббистской деятельности не всегда являются положительными. Нередко  наиболее влиятельные, «эгоистичные»  группы интересов, имеющие лоббистские  подразделения, навязывают свою волю обществу. Например, ставя во главу угла собственные  корпоративные интересы, предпринимательские  объединения часто добиваются от властей выгодных для себя решений, одновременно ущемляющих интересы других групп, и тем самым дают повод  рядовым гражданам усомниться в  демократическом характере политической системы, в декларируемом ею принципе «равенства возможностей». Однако нельзя отрицать и того, что при соответствующей активности и принципиальности других групп интересов и их лоббистских организаций подобный «перекос» в политике можно существенно выправить и добиться (как это хорошо видно на примере с Ассоциацией пенсионеров и другими упомянутыми выше организациями социального характера) более внимательного и заинтересованного отношения к себе властей различных уровней.

     Канада 

     Закон о регулировании лоббистской деятельности (Lobbyists Registration Act) был принят сравнительно недавно — в 1988 году. Закон LRA не распространяется на следующих лиц, действующих строго в рамках своих компетенций: члены законодательных или исполнительных органов власти провинций; члены дипломатических миссий, представляющих в Канаде интересы иностранных государств; члены представительства ООН, а также других международных организаций, для которых законодательно предусмотрены иммунитет и привилегии;

     Лоббизмом согласно закону LRA не считается:

     Любое устное или письменное обращение к парламенту, совершенное в ходе процедур, письменные стенограммы которых доступны общественности; 
Любое устное или письменное обращение к госслужащему со стороны физического лица с целью применения или интерпретации любого Акта парламента в интересах этого физического лица или компании, которую он представляет;

     Любое устное или письменное обращение к госслужащему, совершенное в ответ на письменный запрос со стороны госслужащего с просьбой дать совет или комментарий касательно разработки законов, заключение контракта для удовлетворения потребностей государства.

     Классификация лоббистов, согласно LRA:

лоббисты-консультанты (Consultant Lobbyists);

корпоративные «встроенные лоббисты» (in-house lobbyists (corporate));

     «встроенные лоббисты» от организации (in-house lobbyists (organizations)).

     Рассмотрим каждый из видов более подробно. Лоббисты-консультанты определяются как лица, которые за плату в интересах любой организации или частного лица:

     Во-первых, обращаются к госслужащему с целью:

     а) разработки проекта закона;

     б) введения, изменения или отмены любого законопроекта или иного законодательного акта;

     в) разработки любого регламента;

     г) разработки или изменения государственной политики или программы; 
д) получения любой субсидии, гранта и т. п. от государства.

     Во-вторых, организуют встречу госслужащего и третьего лица. Лоббисты-консультанты не позднее, чем через 10 дней после начала любого из вышеописанных действий должен отправить в регистрирующий орган

     следующую информацию:

     свое имя и место работы;

     имя и юридический адрес работодателя;

     организационно-правовую форму компании-работодателя, а также любой

     аффилированной компании, заинтересованной в действиях лоббиста;

     вид деятельности компании-работодателя;

     вопросы, по которым лоббист обращался к государственным служащим;

     государственные органы, в которых работают госслужащие, с которыми

     общался лоббист;

     методы коммуникации между лоббистом и госслужащим (например, grass-roots communication и т. п.)

     Корпоративные «встроенные лоббисты» — это лица, нанятые какой-либо организацией или частным лицом, значительную часть (20 % и более) обязанностей которых составляет общение с госслужащими в интересах работодателя или аффилированной компании (если работодатель не физическое лицо) по вопросам:

     разработки проекта закона;

     введения, изменения или отмены любого законопроекта или иного законодательного акта;

     разработки любого регламента;

     разработки или изменения государственной политики или программы;

     получения любой субсидии, гранта и т. п. от государства.

     Корпоративный «встроенный лоббист» должен в течение двух месяцев отправить в регистрирующий орган следующую информацию: 
свое имя и место работы; имя и юридический адрес работодателя; 
организационно-правовую форму компании-работодателя, а также любой

     аффилированной компании, заинтересованной в действиях лоббиста; вид деятельности компании-работодателя;

     вопросы, по которым лоббист обращался к государственным служащим; 
государственные органы, в которых работают госслужащие, с которыми общался лоббист;

     методы коммуникации между лоббистом и госслужащим (например, grass-roots communication и пр.)

     «Встроенные лоббисты» от организации (in-house lobbyists (organizations)) — это лица, которые являются сотрудниками организации, и любую часть обязанностей которых составляет общение с госслужащими в интересах компании-работодателя по вопросам: разработки проекта закона; 
введения, изменения или отмены любого законопроекта или иного законодательного акта; разработки любого регламента; разработки или изменения государственной политики или программы; получения любой субсидии, гранта и т. п. от государства.

     Регистрацией «встроенных лоббистов» от организации занимается компания-работодатель, в том случае, если общее количество времени, в течение которого все работники организации заняты лоббистской деятельностью, составляет не менее 20 процентов общего времени занятости всех сотрудников. Если это условие выполняется, компания-работодатель должна отправить в регистрирующий орган информацию обо всех своих сотрудников, занятых в лоббистской деятельности (даже тех сотрудников, чье индивидуальное время занятости лоббистской деятельностью меньше 20 процентов).

     Органом, регистрирующим лоббистов в Канаде, является Центральное бюро регистрации Канады (Registrar General of Canada), которое каждый год публикует финальный (итоговый) отчёт.

     За соблюдением требований закона LRA следит специально назначаемый советник по этике (Ethics Counsellor). Советник по этике руководит работой по составлению «Кодекса поведения лоббиста» (LOBBYISTS' CODE OF CONDUCT). При нарушении лоббистом правил LRA или кодекса советник по этике организует расследование инцидента. По завершении расследования отчет, включающий сведения обо всех полученных лоббистом сумм, и совершенных им расходах, отправляется в Центральное бюро регистрации Канады (Registrar General of Canada) и в каждую из палат парламента, которые на основе отчета выносят заключение.

Информация о работе Лоббизм за рубежом