Политический лоббизм в зарубежных странах и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития политический лоббизм является одним из ключевых явлений, без которого невозможно представить современное демократическое общество. Это явление имеет множество определений. В зависимости от контекста и отношения к термину, можно говорить о лоббизме, как о праве общества и его структур (в том числе бизнеса, профессиональных союзов, ассоциаций и пр.) воздействовать на власть, которая ими же и избрана. Под воздействием здесь понимают экспертизу законопроектов, рассматриваемых в законодательном органе страны, более полное донесение позиций всех заинтересованных групп до законодателей, выявление коррупционной составляющей в решениях исполнительной, законодательной и судебной власти и многое другое.

Содержание

Введение 3
1.1. Понятие и сущность лоббизма как политического явления 8
1.2. Функции политического лоббизма 13
2. Правовые основы и особенности политического лоббизма в зарубежных странах и России 21
2.1. Правовые основы политического лоббизма: сравнительный анализ 21
2.1.1. Правовые основы в зарубежных странах 21
2.1.2 Правовые основы в России 27
2.3. Сравнительный анализ политического лоббизма на Западе и в России 29
Заключение 33
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Политический лоббизм в зарубежных странах и России.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение

 
 

    Актуальность. На современном этапе развития политический лоббизм является одним из ключевых явлений, без которого невозможно представить современное демократическое общество. Это явление имеет множество определений. В зависимости от контекста и отношения к термину, можно говорить о лоббизме, как о праве общества и его структур (в том числе бизнеса, профессиональных союзов, ассоциаций и пр.) воздействовать на власть, которая ими же и избрана. Под воздействием здесь понимают экспертизу законопроектов, рассматриваемых в законодательном органе страны, более полное донесение позиций всех заинтересованных групп до законодателей, выявление коррупционной составляющей в решениях исполнительной, законодательной и судебной власти и многое другое. Но лоббизм можно рассматривать и под другим углом – как капитализацию политического ресурса в финансовый. Ведь не секрет, что чиновник или парламентарий, вступивший в теневые отношения с лоббистом и выполняя его заказ, получает за свои услуги оговоренное финансовое вознаграждение.

    Все это разные грани лоббизма.

    Проблема  политического лоббизма находится сейчас в постоянном поле зрения ученых, властных структур и общественности, она является объектом различного рода исследований, что вызвано значительными социальными сдвигами, произошедшими в нашей стране в последние десятилетия, и коренными изменениями власти и бизнеса, взаимоотношений как внутри них, так и между ними.

    Эффективная реализация правовой политики в государстве  опосредует практически все сферы  юридической действительности, поэтому  лоббизм, как комплексный политико-правовой институт, нуждается именно во всестороннем, концептуальном регулировании, расставляющим правильные приоритеты, вырабатывающим надлежащие и оптимальные юридические конструкции и, главное, использующем разнообразный и действенный набор правовых средств на пути достижения указанных приоритетов. Правильно расставленные акценты в механизме правового регулирования лоббизма в правотворческом, правоприменительном и правоинтерпретационном процессах, составляющих основу, костяк современной российской правовой политики, помогут вычленить все то позитивное, что может дать лоббизм нашему обществу, государству.

    Именно  это является самоцелью, требующей  большой и напряженной работы по созданию того правового механизма, который бы предложил каналы для  выхода той положительной энергии, которую лоббизм заключает в  себе.

    Целью данного исследования является изучение политического лоббизма в России и зарубежных странах.

    Основными задачами работы будут являться:

    • изучить сущность политического лоббизма;
    • охарактеризовать функции лоббизма;
    • выявить особенности легализации лоббизма в России;
    • определить особенности политического лоббизма в зарубежных странах;
    • выявить правовую основу лоббизма в России и в зарубежных странах;
    • сравнить лоббизм в России и в зарубежных странах;

    Объектом исследования являются политический лоббизм.

    Предметом исследования особенности политического лоббизма в России и зарубежных странах.

    Проблема  политического лоббизма недостаточно изучена с точки зрения комплексного подхода в науке, мало рассматриваются в комплексном аспекте: зарубежный опыт во взаимодействии с Россией, национальные особенности различных государств, совершенствование законодательства о лоббизме в зарубежных странах.

    В работе использованы исследования: монографии, периодическая литература как российских, так и зарубежных авторов.

    Теоретические разработки в последнее время отражены в исследованиях: Борева А.В., Брянцева И.И., Барановой Л.К., Любимов А.П. Исакова В. В., Лепехина В.А., Малько А.В., Меньшениной Н.Н. и других

    Так Любимов А.П., Н.Меньшенина рассмотрели  проблему истории лоббизма в России, Исаков В. рассмотрел сущность политического лоббизма в России и его правовую основу.

    Исследователи сходятся во мнении, что проблема политического  лоббизма в России является недостаточно урегулированной и что необходимо совершенствовать нормативный механизм регулирвоания.

    Положения выносимые на защиту

      Лоббизм рассматривается не только  как конституционно-правовой институт, но и как неотъемлемый элемент  правовой политики и правовой  жизни государства, создающий  возможности для обеспечения  интересов меньшинства, воплощающий принцип свободы социальных негосударственных структур, субъектов экономических отношений, несущий в себе огромный положительный заряд, реализовать который можно созданием эффективного механизма его правового регулирования.

    Предлагается  определять лоббизм как неотъемлемый комплексный институт современной политической и правовой жизни общества, подразумевающий активную деятельность граждан, любых заинтересованных лиц, различных участников правоотношений по отстаиванию и представлению своих интересов на различных уровнях власти с использованием не запрещенных законом форм и методов.

    Доказывается  то, что в определенных случаях  лоббизм может стать причиной дисбаланса интересов в обществе, вызвать кризисные явления з  законодательных органах власти, противостояния исполнительных структур друг другу и т.д. Важно умело использовать и уже существующие возможности, и потенциал правового пространства для их минимизации.

    Цели лоббизма могут быть самыми разнородными и даже, на первый взгляд, противоречивыми, но все они опосредуются желанием групп давления оказать заранее запланированное воздействие на власть, на процесс выработки решений или осуществить контрмеры инициативам "конкурентов", помешать им реализовать тот или иной проект; среди большого же многообразия функций лоббизма, одной из важнейших выделяется корректирующая, направляющая функция, способная оказать содействие органам власти всех уровней в правильном акцентировании внимания на наиболее злободневных, актуальных проблемах.

    Специальное правовое регулирование не может противостоять «международному лоббизму». И в США, и в Канаде не подлежат регистрации в качестве лоббистов дипломаты, работники консульских служб, должностные лица международных организаций. Между тем на внешнем рынке государства и транснациональные корпорации являются субъектами экономической дипломатии. Они владеют и пользуются инструментами влияния на национальные правительства, попадающие в зону их интересов, и выступают ключевыми игроками лоббирования внешнеполитических и внешнеэкономических вопросов. По общему правилу внешнеполитические цели государства совпадают с целями крупного капитала (получение сверхприбылей за счет внешнего рынка). Экспансия государства согласуется с интересами и внешнеполитическими устремлениями «своего» бизнеса, и наоборот.

    Важными для поддержания законного лоббизма являются правила финансирования избирательных  фондов кандидатов, которые ограничивают анонимные финансовые вливания и  устанавливают препятствия по объемам  и кругу «жертвователей». В законодательстве не должны допускаться соглашения о сотрудничестве в законопроектной сфере между политическими партиями и бизнес-структурами, которые можно расценивать как плацдарм для лоббирования. Заключение таких соглашений способно нарушить принцип политической конкуренции и привести к сращиванию бизнеса и власти. Этот тезис особенно актуален для государства, в котором политическая партия, имеющая большинство мест в парламенте, создает совместно с представителями коммерческого сектора консультативные структуры за пределами парламента.

    Необходимо рассматривать лоббизм как совершенно официальный и легитимный тип политической коммуникации.

    Наиболее позитивным в развитии политического лоббизма представляется необходимость четкого определения политического лоббизма в России, как путем зарубежного опыта, так и путем практических результатов существования политического лоббизма в России.

 

  1. Сущность  лоббизма как общественно  – политического  явления и его  функции
    1. Понятие и сущность лоббизма как политического явления
 
 

    Термин  «лобби» пришел в английский язык из средневековой латыни и первоначально обозначал крытую площадку для прогулок (коридор). С 1553 г. так стала называться прогулочная площадка при монастырях. Столетие спустя – помещение для отдыха и прогулок в Палате Общин в Англии. Политический оттенок это слово приобрело лишь еще через два столетия, в США, когда им стали обозначать покупку голосов за деньги в коридорах Конгресса. Традиции лоббизма уходят своими корнями в годы президентства У. С. Гранта (1869-1877), генерала, сыскавшего славу во время гражданской войны в США (1861-1865 гг.). Вечерами восемнадцатый Президент США и его команда после «трудов праведных» имели привычку отдыхать в одной из гостиниц, точнее, в ее вестибюле, который назывался лобби. Там же министры и сенаторы встречались с представителями различных слоев общества, выслушивали их просьбы и давали слово – зачастую не бескорыстно, а за «звонкую монету» – выполнить их. Лоббистами в XIX в. называли просителей, приходивших в государственные учреждения. Тогда, в Европе, в основном в Англии, считалось, что допускать таких людей в залы заседаний, где принимаются законы, нельзя. Поэтому они и не могли пройти дальше вестибюлей (лобби), приемных, то есть кулуаров политического механизма.

    Изучение  лоббизма как явления политической жизни и важного фактора принятия государственных решений стало осуществляться в России после 1991 г., в условиях демократизации. Согласно словарю иностранных слов, изданному в советский период, «лобби», «лоббизм» – «это система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий воздействие в пользу того или иного решения при принятии законов, размещении правительственных заказов, на законодателей и государственных чиновников (вплоть до под- купа)»1. «Лобби» назывались также агенты этих контор и агентств (иначе лоббисты). Аналогичное определение было дано в кратком политическом словаре2.

    Таким образом, в Советской России под лоббизмом понимались явно негативные явления социальной и политической жизни общества, направленные на реализацию интересов корпоративных структур, в том числе и в ущерб государству. Особо отмечалась не вполне ясная юридическая природа этого явления, прежде всего, в методах и механизмах его реализации (шантаж, подкуп).

    В современной мировой политологии в анализе лоббизма выделяют две основные модели: англосаксонскую и континентальную.

    Англосаксонская модель интерпретирует суть лоббизма в обязательности государственной регистрации лоббистских организаций и определения рамок деятельности групп давления в сфере влияния на принятие властных ресурсов. Континентальная модель, к которой относится и современная Россия, не признает официальный лоббизм легально существующим явлением, но дает право заинтересованным группам воздействовать на власть через официальное участие в работе специально созданных совещательных и общественных структур при государственных органах.

    В развитие англосаксонской модели внесли свой научный вклад американская и английская школы3. Американские ученые Д. Джонсон. Дж. М. Бери считают, что лоббисты – это управленцы, занимающиеся бизнесом (лоббизм – вид бизнеса) и убеждающие законодателей принимать желанные законы и отклонять нежеланные. Такие люди действуют в  интересах своих клиентов. Лоббисты – эксперты в вопросах государственного управления, его структуры, программ, политики и законодательного процесса. Они должны обеспечивать информацией, отстаивать позиции клиентов.

    По  мнению американских исследователей, термин «лоббист» употребляется в двух значениях. В широком смысле он равнозначен термину «группа давления»; в другом смысле – это организация (юридическое агентство, служба политического консалтинга), оказывающая за деньги воздействие на процесс принятия решения в пользу клиента посредством прямого обращения к государственным служащим. Ряд американских специалистов считают лоббизм одним из ведущих факторов поддержания политического плюрализма, так как группы давления могут представлять организации всех слоев населения. Так, Л. Милбрэт призывал смириться с некоторыми злоупотреблениями лоббистской практики ради ее сохранения в целом. В английской школе (Г. Джордан, Дж. Гринвуд) относят к важнейшему признаку лоббистских групп формирование и продвижение ими политических интересов. Дж. Гринвуд выделил в этой связи «политические сообщества» – ограниченное число участников, объединенных взаимозависимостью на длительное время, и «целевые сетевые группы» – широкий круг участников, объединенных на короткий промежуток времени общей проблемой. Британские исследователи трактуют категорию «лоббизм» как попытку индивида или группы интересов оказывать влияние на решения властей. В первоначальном значении лоббизм понимался как действия, корректирующие результаты голосования законодателей; но само лобби группируется вне законодательных палат. В целом же лоббизм в англосаксонской модели выступает как реализация права каждого гражданина обращаться с ходатайством к своему правительству, а государство является органом, аккумулирующим поступающие импульсы и ограничивающимся выявлением их «равнодействующей» силы.

Информация о работе Политический лоббизм в зарубежных странах и России