Политический лоббизм в зарубежных странах и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития политический лоббизм является одним из ключевых явлений, без которого невозможно представить современное демократическое общество. Это явление имеет множество определений. В зависимости от контекста и отношения к термину, можно говорить о лоббизме, как о праве общества и его структур (в том числе бизнеса, профессиональных союзов, ассоциаций и пр.) воздействовать на власть, которая ими же и избрана. Под воздействием здесь понимают экспертизу законопроектов, рассматриваемых в законодательном органе страны, более полное донесение позиций всех заинтересованных групп до законодателей, выявление коррупционной составляющей в решениях исполнительной, законодательной и судебной власти и многое другое.

Содержание

Введение 3
1.1. Понятие и сущность лоббизма как политического явления 8
1.2. Функции политического лоббизма 13
2. Правовые основы и особенности политического лоббизма в зарубежных странах и России 21
2.1. Правовые основы политического лоббизма: сравнительный анализ 21
2.1.1. Правовые основы в зарубежных странах 21
2.1.2 Правовые основы в России 27
2.3. Сравнительный анализ политического лоббизма на Западе и в России 29
Заключение 33
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Политический лоббизм в зарубежных странах и России.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

    В Великобритании нет закона о лоббизме. По сравнению с многими другими странами особое внимание уделяется обеспечению традиционных механизмов учета общественного мнения – например, праву на обращение, через которые по большому счету и могут продвигаться частные интересы. Формализация контактов общественных институтов и власти зажжется на правовых и этических требованиях к действиям (бездействию) должностных лиц, вступающим в контакты с общественными институтами, а также запретах ряда их деяний. Особое место в системе регулирования продвижения частных интересов занимают кодексы поведения членов парламента, министров, служащих и доклады Комитета по стандартам публичной жизни, формально входящему в структуру Администрации Кабинета министров18. Возможно, что институциональные условия работы органов, ориентированные на широкий диалог с обществом, правовые и этические требования к поведению должностных лиц, позволяют обходиться без формализации лоббизма. Кроме того, в Великобритании делается ставка на саморегулирование деятельности общественных институтов по продвижению интересов. «Лоббисты» объединены в ассоциации и альянсы политических консультантов, которые разрабатывают кодексы поведения для представителей их профессионального сообщества и пытаются самостоятельно осуществлять контроль в этой сфере 

2.1.2 Правовые основы  в России

 
 

    Вопрос о законодательном регулировании лоббизма в России вновь стал актуальным в середине 2008 г. Правотворческую активность подхлестнуло принятие Указа Президента РФ от 31 июля 2008 г., утвердившего Национальный план противодействия коррупции. В нем предлагается рассмотреть вопрос о подготовке нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность. Представители исполнительной власти приступили к подготовке соответствующего законопроекта13. Депутаты Государственной Думы расходятся во мнениях относительно необходимости принятия закона о лоббизме. Одни сетуют на отсутствие закона о лоббизме и заявляют, что это мешает работать им и их коллегам14. Другие считают, что к принятию такого закона страна не готова. Пока нет ответа, каким образом описать отношения лоббизма, формализовать и легализовать их, какие институты создать, чтобы бизнес не прятался. Однако это не означает, что над законом не надо работать. Работа над ним позволит сформировать определенную культуру15.

    В России, в настоящее время, нет закона о лоббизме. Соответственно основным законом является Конституция РФ.16

    Участие граждан в управлении делами государства  относится к основополагающим правам гражданина (ст. 32 Конституции РФ). Кроме  того в ст. 3 Конституции Российской Федерации указывается, что народ осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, а в ст. 33 Конституции РФ содержится право граждан обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Все эти статьи Конституции закрепляют правовую основу общих и лоббистских взаимоотношений между органами власти и гражданами, их объединениями.

    Не  менее важной конституционной нормой, затрагивающей сферу лоббистских правоотношений и лоббистского процесса, является статья 104, Конституции РФ и особенно ее первая часть, в которой определены субъекты права законодательной инициативы.

    Всего их, согласно Конституции, 23.

    Активная  реализация этого права субъектами законодательной инициативы в форме внесения в федеральный законодательный орган законопроектов может быть и является объектом лоббистского интереса.

    В этих условиях, разрабатываемый федеральный  закон о регулировании лоббистской  деятельности можно отнести к группе законов об обществе и государственной власти. Фактически этот акт станет формируемой на базе Конституции РФ основой законодательства об отношениях между гражданским обществом и государственной властью, основным предметом регулирования которых является взаимодействие граждан, общественных объединений, некоммерческих и других организаций с различными органами государственной власти и местного самоуправления. Принятие федерального закона по анализируемой проблематике явится практической реализацией конституционных положений о праве граждан России участвовать в управлении делами государства и призвано восполнить существующий пробел в законодательстве в части развития правового института лоббизма. 

    1. Сравнительный анализ политического  лоббизма на Западе и в России
 
 

    По  мнению В.В.Исакова  «отстаивая собственные  параметры модели регулирования  лоббизма в России, для России более  применимы принципы, заложенные в  американской модели регулирования  лоббизма»17. Чтобы стимулировать регистрацию лоббистов в России, где еще не сложились демократические традиции и многие привыкли решать вопросы «теневыми» методами, недостаточно просто предложить в обмен на регистрацию лоббистов выдавать пропуск в здание парламента или в другие федеральные органы. Необходимо предоставить лоббистам существенные права, которыми бы они могли воспользоваться при получении официального статуса зарегистрированного лоббиста.

    Анализ  зарубежного опыта и России в  сфере регулирования политического  лоббизма показывает, что одним из основных отличий является неурегулированность политического лоббизма не на практическом ни на законодательном уровне.

    В России особенно остро стоит проблема законодательного урегулирования, и  затем уже применение норм на практике. В Англии например, тоже нет закона о лоббизме, однако практически механизм регулирования отработан.

    Многие  сферы общественных отношений в  области лоббирования не охватываются специальным регулированием. Как  правило, определяется, какие контакты по характеру близки к лоббистским, однако с точки зрения права таковыми не являются. Речь, в частности, идет о деятельности СМИ, о позициях независимого эксперта, о свидетельских показаниях на заседаниях внутрипарламентских органов, о праве на обращение, о вливании финансовых средств в избирательные фонды кандидатов на выборные должности. Вместе с тем в ходе смежной с лоббизмом деятельности также может иметь место продвижение частных интересов. Специальное регулирование лоббизма не исключает иные правовые и институциональные механизмы продвижения частных интересов – право на обращение, влияние на общественно-политическую жизнь альтернативных организаций и движений. В частности, предложения альтернативных структур в США в адрес органов власти расширяют возможности эволюционирования общественной и государственной системы страны в целом18. В формировании политического курса США активное участие принимает множество полугосударственных (частных и общественных) организаций, представляющих интересы различных бизнес-групп – Торговая палата, Национальная ассамблея промышленников, Совет бизнеса, Круглый стол бизнеса, Американский совет по развитию международного бизнеса19.

    Вместе  с тем правовое регулирование  близких к лоббизму контактов  ориентируется на иные процедуры  и не подчиняется тем же, что  и в отношении лоббирования, формам контроля. Исключением является необходимость соблюдения требований к поведению должностных лиц и запретов определенных их деяний.

    Существуют  и «теневые» механизмы лоббирования, которые представляют собой отклонения реальной практики от нормативной или этической моделей поведения субъектов. В США «электронная» демократия используется как во благо – в целях распространения информации, необходимой для развития лоббистских контактов, – так и во вред – в целях информационного давления на должностных лиц21. Лоббистские фирмы создают профессиональные интернет-сайты, чаты, посредством которых можно в режиме реального времени обсуждать поправки к законопроектами22. Такие контакты лоббистов и должностных лиц, как правило, не подлежат контролю в установленном законом порядке.

    Посредством специальной процедуры невозможно урегулировать некоторые явления  общественной практики, которые непосредственно  сопряжены с лоббизмом – афиширование результатов общественных опросов, популяризация определенных позиций  через СМИ, кино-индустрию и шоу-бизнес. Таким образом, периодические изменения и дополнения правовых актов США и Канады свидетельствует о больших сложностях правового закрепления и практического воплощения лоббизма.

    Ученые  – юристы, политологи – расходятся во мнениях относительно существа лоббистской деятельности и ее влиянии на систему демократии государства. Некоторые авторы весьма настороженно воспринимают лоббизм в общественно-политической системе. По их мнению, он размывает народовластные устои общества и превращает демократические институты в инструменты влияния на власть отдельных групп интересов20. Лоббизму необходимо противодействовать как явлению, которое не должно сопутствовать народному представительству, поскольку противоречит его сути. Ряд исследователей полагают, что российский механизм продвижения частных интересов фактически сросся с коррупцией, и предлагают рассматривать лоббизм как форму ее проявления21.

    Несмотря  на минусы, которые несет лоббирование для демократической системы  государства, немало исследователей смотрит положительно на сущность этого процесса. Лоббизм признается инструментом отстаивания законных интересов и каналом выхода той общественной энергии, которую нельзя подавить и на пути которой нельзя поставить нормативные барьеры, запрещающие диалог граждан с властью7. Через лоббистскую деятельность можно выражать различные интересы, которые не дойдут до публично-властных решений иными путями и останутся нереализованными8. В зарубежной литературе довольно распространенным является мнение, что любая демократия нуждается в лоббизме.

 

Заключение

 
 

    В современной мировой политологии  в анализе лоббизма выделяют две основные модели: англосаксонскую и континентальную.

    Англосаксонская модель интерпретирует суть лоббизма в обязательности государственной регистрации лоббистских организаций и определения рамок деятельности групп давления в сфере влияния на принятие властных ресурсов. Континентальная модель, к которой относится и современная Россия, не признает официальный лоббизм легально существующим явлением, но дает право заинтересованным группам воздействовать на власть через официальное участие в работе специально созданных совещательных и общественных структур при государственных органах.

    В развитие англосаксонской модели внесли свой научный вклад американская и английская школы.

    Термин «лоббист» употребляется в двух значениях. В широком смысле он равнозначен термину «группа давления»; в другом смысле – это организация (юридическое агентство, служба политического консалтинга), оказывающая за деньги воздействие на процесс принятия решения в пользу клиента посредством прямого обращения к государственным служащим.

    Основными функциями лоббизма являются:

    - посредничество между обществом и государством;

    - замещение политического представительства.;

    - структурирование плюрализма общественного мнения;

    - информационная функция;

    - постановка актуальных проблем. 

    В настоящее время несколько стран  пошли по пути законодательного регулирования лоббизма и приняли соответствующие законы (США, Канада, Польша, Литва). В ряду иных механизмов влияния на власть и продвижения частных интересов в государственные решения лоббизм признается исключительным видом деятельности. Эта деятельность регулируется как специальным нормативным правовым актом, так и кодексами этики поведения должностных лиц законодательной и исполнительной властей, правилами и руководствами, резолюциями парламента, другими документами.

    В США и Канаде правовое регулирование  лоббизма распространяется на основной понятийный аппарат.

    Принятие  федерального закона по анализируемой проблематике явится практической реализацией конституционных положений о праве граждан России участвовать в управлении делами государства и призвано восполнить существующий пробел в законодательстве в части развития правового института лоббизма.

    Лоббизм в современном мире выступает важнейшим средством политической коммуникации в обществе.

    Долгое сдерживание исследований в этой области в России привело к тому, что до сих пор явление только уточняется в категориальном смысле.

    Необходимо рассматривать лоббизм как совершенно официальный и легитимный тип политической коммуникации.

    Наиболее позитивным в социальном смысле является необходимость четкого определения субъектов и объектов лоббизма в системе государственного управления Российской Федерации. В качестве положительного примера в данном случае мы бы привели определение сущности лоббистской деятельности, данное в проекте закона «О лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти», где лоббистская деятельность понимается как взаимодействие физических лиц и представителей юридических лиц с федеральными органами государственной власти, их должностными лицами, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, непосредственной целью которого является оказание влияния на подготовку и принятие решения федеральными органами государственной власти». 
 
 

Информация о работе Политический лоббизм в зарубежных странах и России