Маркетинговые исследования «теневого» спроса на потребительские услуги Московской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данного исследования - определить состояние «теневого» спроса на потребительские услуги в Московской области.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- разработать концепцию маркетингового исследования;
- исследовать вторичную информацию, а именно:
* изучить состояние российского рынка услуг;
* рассмотреть факторы, которые влияют на выбор «услуг налево»;
* исследовать спектр услуг, предоставляемых жителям Московской области;
- провести анкетирование среди жителей Московской области;
- составить базу данных результатов для обработки анкет;
- сделать выводы и сравнить результаты и гипотезы, поставленные в начале исследования.

Содержание

Введение
Глава I. Исследовательская. Анализ вторичной информации по состоянию российского рынка услуг……………………………………………………………..6
Глава II. Проектная. Сбор первичной информации…………………………….10
2.1. Разработка концепций……………………………………………..10
2.2. Выбор метода сбора данных………………………………………11
2.3. Выработка рабочего инструментария…………………………….11
2.4. Обоснование выборки……………………………………………...13
2.5. Обработка результатов исследования……………………………..13
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

ОТПРАВИТЬ.doc

— 1.51 Мб (Скачать)

ТЕМА:   «Маркетинговые исследования «теневого» спроса на потребительские услуги Московской области» 
 

Содержание

Введение

Глава I. Исследовательская. Анализ вторичной информации по состоянию российского рынка услуг……………………………………………………………..6

Глава II.   Проектная. Сбор первичной информации…………………………….10

            2.1. Разработка концепций……………………………………………..10

            2.2. Выбор метода сбора данных………………………………………11

            2.3. Выработка рабочего инструментария…………………………….11

            2.4. Обоснование выборки……………………………………………...13

            2.5. Обработка результатов исследования……………………………..13

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      В настоящее время сфера услуг  в России очень развита. Для населения  предоставляется широкий спектр выбора различных услуг. Однако, оплачивая эти услуги не каждый задумывается о том, какой способ оплаты он выбирает. Именно поэтому появилось понятие оплаты «услуг налево». Поэтому очень важно определить, почему пользователи той или иной услуги выбирают данный способ оплаты.

      Основная  цель данного исследования - определить состояние «теневого» спроса на потребительские услуги в Московской области.

      Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

            - разработать концепцию  маркетингового исследования;

            - исследовать вторичную  информацию, а именно:

      * изучить состояние российского  рынка услуг;

      * рассмотреть факторы, которые  влияют на выбор «услуг налево»;

      * исследовать спектр услуг, предоставляемых жителям Московской       области;

            - провести анкетирование среди жителей Московской области;

            - составить базу  данных результатов для обработки  анкет;

            - сделать выводы  и сравнить результаты и гипотезы,   поставленные в начале исследования.

      Объектом является рынок потребительских услуг Московской области, предметом - спрос на данные услуги.

      Курсовая  работа состоит из введения, двух глав: исследовательской и проектной, заключения, списка используемой литературы и приложений. Во введении раскрывается актуальность данной темы, цели, задачи исследования, а также объект и  предмет исследования.  В первой главе представлены результаты обработки вторичной информации о состоянии российского рынка услуг, о факторах, влияющих на выбор данных услуг и способ их оплаты. Во второй главе представлена первичная информация о состоянии «теневого» спроса на потребительские услуги в Московской области. В заключении даны выводы по результатам проведенных исследований.

      В ходе работы были использованы следующие  программы:

* Statistica 6.0 – для обработки полученных данных и построения графиков и диаграмм;

* Microsoft Word – для предоставления итоговой работы.

    Практическая  значимость данной работы заключается  в том, что результаты данного  исследования могут быть использованы организациями по предоставлению данных услуг для анализа состояния «теневого» спроса, а также  выявления недостатков в работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Исследовательская. Анализ вторичной информации по состоянию российского рынка услуг. 

      Проанализировав статью сайта  информационного агенства «РосАлкоголь», можно придти к следующим заключениям. Российский рынок услуг начал развиваться в первой половине 90-х годов. До этого момента деятельность во многих секторах услуг была под жестким контролем государства, т.к. государство являлось основным поставщиком услуг. С начала формирования до настоящего момента рынок услуг находится в постоянном развитии. Наибольшая активность наблюдается в следующих сферах: банковском деле и страховании, телекоммуникациях и компьютерных технологиях, торговле и питании, туризм и другие социальные услуги.

      Параметры отечественного рынка услуг отличаются от зарубежного, прежде всего преобладанием традиционных отраслей, которые обеспечивают транспортировку и сбыт произведенной продукции. Несмотря на это экономические реформы в России привели к созданию новых видов услуг, таких как: аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги в области рекламы и другие.

      Наиболее  важной основой инфраструктуры всей экономики являются транспортные, телекоммуникационные и финансовые сектора. Многие услуги этих секторов являются фактором социальной стабильности, т.к. обеспечивают рабочие места в стране. Также большое значение имеют сектора промышленности, здравоохранения, образования, социального страхования, услуги по организации досуга. Основным фактором, который влияет на развитие отечественной сферы услуг является характеристика трудовых ресурсов. В этом отношении есть потенциальные возможности: достаточно низкая стоимость рабочей силы, это особенно важно для трудоемких услуг, а также высокий образовательный уровень рабочей силы.1

      По  мнению Инны Абрамовой, руководителя консалтингового  департамента Консалтинговой Группы «СЭТ»  существует пять основных отличительных  черт сферы услуг:

*  неосязаемость:  нельзя «проверить на зуб»  тренинг, работу страховой компании, профессионализм репетитора или парикмахера до того, как вам данную услугу оказали;

* неотделимость  от человека, оказывающего услуги: потребителю не все равно, кто  именно будет делать ему массаж  или обслуживать в кафе, т.к.  качество сервиса зависит от конкретного человека — тренинг от тренера, консалтинг от консультанта и т.п.;

* одновременность  производства и потребления: услуга  производится именно в тот  момент, когда она оказывается.  Если товар — результат деятельности  производителя, то услуга оказывается потребителю в прямом взаимодействии с ним;

* несохранимость: из-за того, что услуги оказывают  различные люди, находящиеся в  разном душевном состоянии и  настроении, услугу характеризует  возможное непостоянство качества;

* невозможность  передать услугу в собственность: приобретая книгу, потребитель покупает наслаждение — но не возможность внести в нее изменения.2

    Одной из важнейших проблем на российском рынке потребительских услуг  на  данный момент является увеличение «теневого» спроса. 

Различные теневые рынки формируются и функционируют в таком важнейшем производственном секторе экономики, как «сфера потребительских услуг»

      Либерализация экономики началась несколько лет  назад, и  в первую очередь она  коснулась именно этой сферы. Ремонтные мастерские, автосервис, парикмахерские, пошивочные ателье, фотоателье, медицинские центры и прочие предприятия, оказывающие повседневные услуги населению, были первыми объектами, подлежавшими приватизации. На сей день эта отрасль в основном контролируется частным капиталом и представляет собой развитый легальный рынок. Ему свойственны и свободное ценообразование, и относительное равновесие спроса и предложения, и конкуренция производителей.

      Однако  цифры и факты показывают, что  наряду с легальными рыночными операциями в сфере услуг часто практикуются различного рода нерегистрируемые сделки, общее число которых, по-видимому, позволяет говорить о существовании обширного теневого рынка.

         Во многих случаях теневые операции требуют весьма значительных издержек (платежи чиновникам, милиции и т. д.), которые по природе своей напоминают некую параллельную налоговую систему. И такая система, понуждающая предпринимателя к использованию "черного нала", вполне устраивает, по мнению наших собеседников, и контролирующие органы, которые заинтересованы в ее сохранении. Таким образом,  круг замыкается.

      Исходя  из вышесказанного, рынок может эффективно работать и развиваться только в  том случае, если представление о  выгоде производителя товара и его  потребителя совпадает. Следовательно, перед потребителем на рынке потребительских услуг возникают три варианта выбора: (1) обратиться к зарегистрированной, легальной фирме и расплачиваться через кассу; (2) обратиться к зарегистрированной, легальной фирме, но расплачиваться неучтенными наличными "из рук в руки" и (3) иметь дело с незарегистрированными, неформальными производителями услуг – и платить наличными. Эти три способа ведения операций конкурируют между собой, и важно понять, чем руководствуется потребитель, определяя свой выбор.3

          Если потребитель  имеет дело с зарегистрированной фирмой, то ему при прочих равных условиях безразлично, платить в  кассу по квитанции или непосредственно  мастеру наличными, и он обычно платит так, как предлагает исполнитель  работ. Возможности легальной фирмы получать от потребителя наличные деньги без официального оформления ограничены, т.к. потребитель, обращаясь в такую фирму, хотел бы полностью использовать преимущества именно легальной операции и получить гарантии качества, которые должны быть оформлены официально. Однако эти преимущества легальной фирмы могут оказаться недостаточными, и тогда потребитель находит более удобным обратиться к неформальному производителю.

      Выбор, перед которым оказывается потребитель, касается содержания и качества услуги, а также формы оплаты, причем предпочитается именно платеж неучтенной наличностью, который не всегда принят при расчетах с легальной фирмой, но оказывается единственно возможным для незарегистрированных предприятий или для индивидуальных мастеров.

      Таким образом, можно сделать вывод, что бизнес, основанный на операциях с "черным налом", выигрывает конкуренцию у бизнеса, официально регистрирующего свои финансовые потоки. Причины очевидны, наличный платеж не только

а) дешевле,

б) удобнее технически, т.к. связан с меньшими издержками,

в) гарантирует  лучшее качество,

г) более привлекателен  психологически, ибо позволяет установить прямые межличностные отношения  между потребителем и исполнителем работы.

    В результате таких прямых контактов  могут сложиться долговременные взаимовыгодные отношения, и тогда у потребителя появляется свой парикмахер, свой автослесарь, свой сантехник, свой специалист по бытовой технике и т. д.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II Глава. Проектная. Сбор первичной информации

2.1. Разработка концепции.

    Постановка проблемы: увеличение «теневого» спроса  

    Цель: изучить факторы, влияющие на увеличение теневого спроса 

    Задачи. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач: 

    
  1. выявить наиболее популярные потребительские услуги, которыми пользуются жители Московской области;
  2. выявить наиболее потребляемые услуги лицами женского пола;
  3. выявить наиболее потребляемые услуги лицами мужского пола;
  4. выявить, какой возраст среди респондентов, преобладает;
  5. проанализировать, с каким месячным доходом на одного человека в семье жители пользуются предоставленными услугами;
  6. изучить, какой уровень образования респондентов  ответивших на вопросы, преобладает;
  7. выявить методы пользования услугами;
  8. выявить причины выбора данных услуг респондентами.

Информация о работе Маркетинговые исследования «теневого» спроса на потребительские услуги Московской области