МВФ как институт современной международной валютной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение роли и места МВФ в современной мировой валютной системе, анализ его развития и перспектив.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть сущность и направление деятельности МВФ;
2.Выявить роль и место МВФ в мировой экономике;
3.Проанализировать деятельность МВФ в период мирового финансового кризиса;
4.Рассмотреть необходимость реформирования МВФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….… 4


1 Общая характеристика МВФ ……………………………….…. 6


1.Цели и функции МВФ …………………………………………….…… 6
2.Кредитные ресурсы МВФ ……………………………………….……. 9


2 Основные направления деятельности ……………………...... 13


2.1 Предоставление кредитов на реализацию экономических программ .13

2.2 Регулирование ликвидности и курсовая политика ……………..…… 16


3 Перспективы развития МВФ …………………………………. 20


3.1 Меры по преодолению финансового кризиса ……………………….. 20

3.2 Уроки финансового кризиса …………………………………………... 22


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………..………... 25


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………… 27


ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

      ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….… 4 

     1 Общая характеристика МВФ ……………………………….…. 6 

    1. Цели и  функции МВФ …………………………………………….…… 6
    2. Кредитные ресурсы МВФ ……………………………………….…….  9
 

    2 Основные  направления деятельности ……………………...... 13 

    2.1 Предоставление  кредитов на реализацию экономических программ .13

    2.2 Регулирование  ликвидности и курсовая политика ……………..…… 16  

    3 Перспективы  развития МВФ …………………………………. 20 

    3.1 Меры  по преодолению финансового кризиса ……………………….. 20

    3.2 Уроки  финансового кризиса …………………………………………... 22 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………..………... 25 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………… 27 

    ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………29 

ВВЕДЕНИЕ 

     Институциональная структура международных валютно-кредитных  и финансовых отношений включает многочисленные валютно-кредитные и финансовые организации, которые в той или иной мере выполняют функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений. Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства.

     Особое  место среди международных валютно-кредитных  институтов в системе ООН занимает Международный валютный фонд (МВФ). Фонд является организацией, которая определяет международные принципы, имеющие решающее значение для развития всей мировой валютной и финансовой системы.

     Крушение  Бреттон-Вудской и создание Ямайской мировой валютной системы явилось  отражением серьезного изменения в  расстановке сил между промышленно-развитыми  странами. США утратили господствующие позиции в мировой экономике и образовались три «центра силы»: США, ЕС и Япония. Одновременно произошла модификация страновой географии деятельности МВФ. Основными объектами его кредитной деятельности стали развивающиеся страны.

     В этом контексте анализ деятельности МВФ в качестве мирового кредитора имеет актуальное значение как с точки зрения адаптации к потребностям мировой экономики и его способности оказывать своевременную помощь странам-членам в случае возникновения финансовых кризисов, так и с позиций усиления необходимости координации политики международных организаций и государств в валютно-финансовой сфере.

     В 2008- 2009 годах мировая экономика  переживала период финансовой нестабильности, который сопровождался самым  тяжелым за много десятилетий глобальным экономическим спадом и обвалом показателей торговли. МВФ играл одну из ведущих ролей в содействии государствам-членам в решении насущных задач, связанных с преодолением кризиса, и создании новой более прочной глобальной финансовой системы.

     Предметом данной работы является исследование инструментов и методов деятельности МВФ, используемых для  поддержания стабильной международной валютной системы.

     Объектом  данной работы является МВФ как один из институтов международной валютной системы.

     Целью данной курсовой работы является определение роли и места МВФ в современной мировой валютной системе, анализ его развития и перспектив.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть сущность и направление деятельности МВФ;
    2. Выявить роль и место МВФ в мировой экономике;
    3. Проанализировать деятельность МВФ в период мирового финансового кризиса;
    4. Рассмотреть необходимость реформирования МВФ.

     Методы, применяемые при выполнении данной курсовой работы: методы анализа научной  и информационной базы, метод синтеза полученных данных в теоретические выводы. В основу данной курсовой работы были взяты годовые отчеты МВФ за 2007, 2008 и 2009 годы.   
 
 

 

     1 Общая характеристика МВФ 

     1.1 Цели и функции МВФ 

     Одно  из центральных мест в системе  институциональных структур регулирования международных валютных отношений принадлежит МВФ, который был учрежден на Международной валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе и начал свою работу в 1947 году, на сегодняшний день в его состав входят 186 стран. [2, с.329]

     Необходимость в создании МВФ, стала очевидной  во время Великой депрессии, поразившей мировую экономику в 30-е годы. Страны пытались укрепить свое неустойчивое финансовое состояние в экономике резким повышением барьеров для внешней торговли, девальвацией своих валют, чтобы конкурировать друг с другом за экспортные рынки, и установление ограничений на проведение валютных операций. Эти попытки оказались обречены на провал. Занятость и уровень жизни резко упал во многих странах, сократился объем мировой торговли. Возникла необходимость создания института, который бы контролировал систему валютных курсов и международных платежей, а также обеспечивал стабильности обменных курсов и устранение валютных ограничений.

     Главная задача МВФ – регулирование валютно-расчетных отношений между государствами и оказания финансовой помощи странам-членам путем предоставления кратко- и среднесрочных займов в иностранной валюте при возникновении валютных затруднений, вызванных нарушениями равновесия платежных балансов, поддержании валютных паритетов. Фактически за МВФ закрепляется роль институциональной основы международной валютной системы.

     Во  всей своей политике и решениях Фонд руководствуется целями, изложенными в уставе МВФ:

     1) способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами;

     2) способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики;

     3) содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;

     4) оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;

     5) за счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне;

     6) в соответствии с вышеизложенным – сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений. [14]

     Универсальность МВФ по сравнению с другими  организациями определяется тем, что  он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции, которые были поручены ему участниками Бреттон-Вудской конференции. Функции МВФ.

     1) Надзор — функция МВФ, предусматривающая его право осуществлять наблюдение за политикой стран-членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой. Главная цель надзора заключается в том, чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, могущие повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению. МВФ выполняет свой мандат по надзору на двусторонней, региональной и многосторонней основе.

     2) Финансовая помощь — использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в МВФ программу реформ, показывающую намерения правительства по преодолению этих трудностей. Использование финансовых ресурсов МВФ предусматривает их выделение частями по мере выполнения страной согласованной с МВФ программы экономических реформ.

      3) Техническая помощь и подготовка кадров предназначены для оказания странам-членам содействия в выполнении обязательств, которые принимаются ими при вступлении в МВФ, с тем, чтобы проводить политику, способствующую финансовой и макроэкономической стабильности, устойчивому экономическому росту и упорядоченной работе валютных режимов, а также представлять МВФ своевременные, точные и высококачественные данные о своей экономике. Техническая помощь осуществляется через направление миссий в центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь, посылку экспертов в эти органы на 2-3 года, проведение экспертизы готовящихся законодательных документов. [7]

     МВФ – организация, которая стоит во главе иерархии международных финансово-кредитных организаций. Фонд не работает с отдельными частными или государственными банками, его основная задача – поддерживать монетарную стабильность в мире через сотрудничество с правительствами разных стран.

     За  время своей деятельности МВФ  превратился в универсальную  организацию, признан в качестве главного межгосударственного органа регулирования международных валютно-кредитных  отношений. Вместе с тем в настоящее  время многие страны–члены МВФ вполне обоснованно добиваются совершенствования как институциональных механизмов Фонда, так и реализуемых им программных установок к выгоде всего мирового сообщества. 

        1.2 Кредитные ресурсы МВФ 

     МВФ устроен по образцу акционерного предприятия: его капитал формируется из взносов государств-членов по подписке. Квота выступает важным  звеном во взаимоотношениях стран-членов с МВФ. Она определяет:

     1) сумму подписки на капитал; 

     2) возможности использования ресурсов  Фонда; 

     3) сумму получаемых страной-членом СДР при их очередном распределении;

      4) количество голосов страны в  Фонде. 

     Размеры квот определяются экономическим потенциалом страны и ее ролью в мировой экономике и международной торговле, поэтому квоты распределяются неравномерно. До 1978 года до 25% квоты оплачивались золотом, ныне – в широко принимаемой иностранной валюте (такой как доллар США, евро, иена или фунт стерлингов) или СДР (специальные права заимствования); 75% - национальной валютой. [1, c.390]

     Крупнейший  представитель МВФ - Соединенные  Штаты Америки, при квоте 37,1 млрд. СДР (около 56,7 млрд. долл. США), а наименьший член Палау, при квоте 3,1 млн. СДР (около 4,7 млн. долл. США) (см. Приложение А, таблица А.1). МВФ использует формулы квот для руководства оценки относительной позиции государства-члена. Формула расчета квот содержит четыре переменные – ВВП (50%), открытость (30%), изменчивость (15%) и резервы страны (5%). Переменная ВВП представляет собой сочетание 60% ВВП по рыночным обменным курсам и 40% ВВП по обменным курсам на основе паритета покупательной способности. «Коэффициент сжатия» умножает формулу на 0,95, что приводит к сокращению рассчитываемой по формуле доли крупнейших стран-членов и увеличению доли всех других стран. [11]

     МВФ проводит общий пересмотр квот членов не реже одного раза в 5 лет с целью оценки достаточности его ресурсов и корректировки квот отдельных членов с учетом изменений их относительного положения в мировой экономике. С 1947 по 2010 года общие пересмотры квот проводились 13 раз (с учетом нерегулярного пересмотра в 1958-59 годах – 14 раз) (см. Приложение Б, таблица Б.1). Из таблицы видно, что тринадцатый пересмотр не привел к увеличению квот, но произошло увеличение квот по некоторым странам, а не всех членов МВФ, так называемое специальное увеличение квот. В 2008 году были увеличены квоты Китая, Мексики, Кореи и Турции представленные в таблице 1. [11] 

     Таблица 1 -  Специальное увеличение квот (2008 год) 

Информация о работе МВФ как институт современной международной валютной системы