Проблемы международного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Выбирая данную тему, мы поставили перед собой следующую цель - рассмотреть международный туризм как форму международных экономических отношений. Для достижения этой цели обозначили несколько задач:

рассмотреть понятие и классификацию туризма;
проанализировать значение международного туризма на отдельные регионы мира;
обозначить проблемы, связанные с развитием международного туризма.

Содержание

Введение 3 стр.
1. Международный туризм как форма МЭО 5 стр.
1.1. Характеристика международного туризма:
понятие и классификация
7 стр.
1.2. Развитие международного туризма 10 стр.
1.3. ВТО – Всемирная туристская организация 12 стр.
2. Значение международного туризма в экономике отдельных регионов мира 16 стр.
2.1. Страны Западной и Восточной Европы, США 16 стр.
2.2. Страны Азии, Африки и Латинской Америки 21 стр.
2.3. Россия 23 стр.
3. Проблемы международного туризма 26 стр.
Заключение 30 стр.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

    Туризм  находится в Германии в руках  банков и туроператорских агентств. Международный туристический союз (МТС) – одна из самых крупнейших фирм в Европе, которая обладает значительными возможностями бронирования мест в самолетах и гостиницах, использует современные программные системы организации и управления. У германских туристов популярны Италия, Франция, Великобритания, Испания, Югославия. Австрия, Швейцария, Греция.

    Привлекательным местом для европейских туристов являются Нидерланды. Посещение таких городов, как Амстердам (центр ювелирного дела, имеет большое количество музеев, интенсивную вечернюю и ночную жизнь), Гаага (резиденция королевы и правительства, дворец Мауриц, где размещаются картины известных художников мира), Мадуродам (уникальный музей под открытым небом), оставляют незабываемые впечатления.

    Нидерланды  являются примером эффективной организации  систем отелей, мотелей и центров  отдыха, построенных на новых принципах  и с новой концепцией. Система  Van der Valk, например, - это более 50 трехсотместных четырехзвездочных мотелей и отелей, 9 крупных ресторанов в Нидерландах, Бельгии, Франции, Испании, Германии, национальный парк птиц Авиафауна, 2 туристических агентства, агентство по распределению карточек, винодельческие и ювелирные фабрики. Основной принцип – размещение в точках интенсивного автомобильного движения, демократичность и доступность цен, комфорт, первоклассное обслуживание, интересные архитектурные и инженерные решения построения комплексов.

    Важную  роль туризма в экономике Швейцарии обуславливают великолепные условия для зимнего лыжного отдыха – чистый воздух, солнечный свет, неповторимые пейзажи, спрос у туристов на дорогие и качественные швейцарские часы, продукты и другие товары. Классический тур по этой стране включает архитектурно-историческими ценностями. Удельный вес доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг составляет в Швейцарии 10-12 %.

    В экономике Венгрии туризм – традиционная статья доходов, имеющая 4 место по значению. Притягательны для туристов венгерские геотермальные воды, квалифицированные на мировом уровне лечебно-санаторные отделения. Однако туризм в Венгрии развивается сейчас медленно. Количество иностранных граждан, посещающих страну, относительно невысоко. Основной поток направляется на запад страны и в Будапешт – из Австрии, Германии и Голландии.

    В Югославии туризм переживает сегодня не лучшие времена. Сами югославы более охотно едут в Грецию, чем на свою Адриатику. Страна обладает чудесными городами и городками, в которых причудливо перемешана архитектура Австро-венгерской империи, восточные и национальные мотивы, монастыри и храмы V-VI вв., горнолыжные курорты, уникальны минеральные источники.

    Качество  услуг, отношение населения криминогенная  обстановка в Югославии лучше, чем  в той же Турции, но кто об этом знает? Основной поток туристов, прежде всего из Чехии и СНГ, перехватывается соседями-конкурентами. Следовало бы окончательно отказаться от надежд на запланированные посещения и государственную поддержку, активно проводить политику туристическим агентствам, установить на первое время низкие цены, ликвидировать разницу цен своих и иностранцев, дороговизну комнат у частников.

    В Польше развитию туризма придается большое экономическое и политическое значение. Доходы Польши от туризма в 2002 году оценивалось в 5,5 млрд. долларов, а в 2005 году – в 6,8 млрд.долларов. Доходы от лиц, проводивших отпуск внутри Польши и за ее пределами, составили 2 млрд. долларов. 

    Страна  вкладывает значительные средства в  строительство и развитие инфраструктуры, расширяются и модернизируются отели, прежде всего, средних размеров для размещения семей. Предпринимаются меры и по совершенствованию системы технического обслуживания туристов. В Польше функционируют 3500 турбюро, занимающихся, в том числе, размещением туристов в гостиницах. В развитии туризма в Польше принимают участие иностранные инвесторы (Испания, страны ЕС).

    Развитие  туристической деятельности в  США рассматривается как важная часть общего экономического развития всей страны. Один из самых показательных примеров развития этой отрасли в США – Гавайские острова. Доходы от туризма там являются основной статьей и более, чем в 4 раза превышают поступления в бюджет от обороны, в 45 – от производства сахара. Более 40 % работающих занято в сфере обслуживания  туристов, в  транспорте, производстве продуктов питания и товаров для гостей Гавайев.

    В стадии постоянного развития находятся  прекрасные автодороги, национальные парки и заповедники, теннисные  корты, тысячи музеев,, памятников и мемориалов. Прекрасным местом для отдыха является Флорида с замечательным климатом и лучшими в мире пляжами, миллионы посетителей привлекают Диснейленд, прекрасные курорты «Marco Island», «Key West».  
 

    2.2. Страны Азии, Африки  Латинской Америки

    Многие  государства Азии, Африки и Латинской  Америки отдают предпочтение развитию именно туристического сектора, а не форсирование экспорта такой продукции, как, например, бананы, рис или тракторы, поскольку первый вариант позволяет быстро и эффективно мобилизовать имеющийся потенциал. Ведущие туроператоры проявляют активность по всему региону, за исключением, может быть, Ближнего Востока и остальной Азии, в которой лишь в бассейне Тихого океана число прибытий иностранных туристов в 2004 году увеличилось на 14,2 % до 75 млн. и в 4 раза быстрее, чем в мире в целом.

    Турция  по сумме доходов, получаемых от международного туризма среди средиземноморских страна вышла на второе место после Египта, обогнав Грецию, Италию, Испанию, ставит целью обойти и Египет. Перелом в оценке роли сферы услуг в стране начался с «экономической перестройки», проводимой премьер-министром Турции с 1983 года Т.Озамом. За короткое время была создана разветвленная сеть отелей, кемпингов, построены отличные дороги, подготовлены высококвалифицированные гиды, произведена реконструкция старинных достопримечательностей, построены новые аттракционы, созданы удобства международного класса для туристов. Доходы от иностранного туризма (свыше 9 млн. человек) выросли втрое, достигнув 6 млрд. долларов в год (1/4 выручки за экспорт товаров).

    Образец рождения маленького экономического чуда – свободная зона Анталия, которая еще 3 десятка лет назад была тихим,  провинциальным, не привлекающим внимания предпринимателей городком. И только решение правительства об обращении района Анталии вместе с Измиром, Стамбулом и Мерсиром в свободную зону обратило к нему взор. В считанные месяцы в городе реконструирована инфраструктура, построен аэропорт международного класса, модернизирован морской порт, появилась спутниковая связь, возникли на берегу пятизвездочные отели типа «Хилтон» и «Шератон».

    Субтропический  умеренно влажный климат, сочетание  зелени и снежных гор, которым  обладает только соседний Ливан,  музеи, носящие этнографический характер, памятники римской и эллинистической культуры (театры, стадионы, скульптуры, мечеть Сулеймане в г.Сиде, г.Демре – родина легендарного Санта-Клауса) привлекли сюда множество туристов.

    Сейчас  сюда приезжают из 30 стран мира, в  том числе и из России. Главным конкурентом Анталии в Турции является экономический центр Кушадаси, известный своим ковродельческим промыслом, редким смешением культур Востока и Европы. Он принимает ежегодно более 840 тыс. иностранных туристов, располагает почти 300 отелями, 210 пансионатами, 10 мотелями, 60 ресторанами.

    В Индии определенный интерес представляет ее сотрудничество в области туризма и гостиничного дела с Россией. По оценкам индийской стороны, прежде  оно развивалось достаточно эффективно, чему в немалой степени способствовало действовавшее тогда Соглашение по сотрудничеству в области туризма и гостиничного дела. В Индии полагают, что настало время заключения нового, учитывая рыночное направление развития экономики России и трансформацию ее отношений с Индией. Прежде туристический обмен регулировался на государственном уровне, теперь он все более приобретает индивидуальный характер. Меняется география туристического бизнеса  - если раньше излюбленными местами туристов из СССР  был прекрасный, но все же ограниченный список таких объектов, как пляжи Гоа, штатов Керала, Орассы или Тамилнада, то наряду с положением их развития индийская индустрия туризма намерена предложить российским такие районы, как Гималаи. Выявив рост интереса не только к посещению традиционных туристских объектов, но  и в опережающем темпе к торговым  центрам, индийская сторона готова предоставить свои услуги и в этом направлении, число чартерных рейсов, организуемых с этой целью, будет расти.

    Тунис предлагает туристам богатый исторический потенциал (следы византийцев, вандалов, римлян), 1200 километров средиземноморского побережья, 900 из которых – прекрасные песчаные пляжи, редкое смешение культур Востока и Запада, древнего и современного, Европы, Азии и Африки, религиозные традиции (Кайруан – одна из мусульманских святынь), все условия для полноценного и разнообразного отдыха, хотя пока придирчивому туристу есть, на что посетовать в плане бизнеса. Особенно привлекательны расположенные близи тунисской столицы руины Карфагена, уникальная архитектура Сфакса, Монастира, Барка. Первенствуют среди гостей немцы ( более 900 тыс.), несколько реже посещают Тунис французы и итальянцы, туристов из России насчитывалось 15 тыс. Расценки на обслуживание иностранных туристов ниже, чем в том же Египте, гарантируется политическая безопасность.

    Туризм  является основным фактором экономического развития стран бассейна Карибского моря. В 1994 году количество туристов, посетивших эти страны, выросло на 5 % по сравнению с прошлым годом до 1,7 млн. человек (без учета Пуэрто-Рико, Кубы и Доминиканской республики). В сфере туризма в этих странах занято прямо – 216 тыс.человек, косвенно – 580 тыс.

    Туризмом  в основном занимается Ангилья, темпы роста ВВП которой составили более 7 %. По мнению западных экспертов, особый интерес представляет Куба, Тринидад и Тобаго. Они планируют стать членом НАФТА. В 1993 году фирмы США инвестировали в его экономику 428 млн. долларов, а в 1994 году – уже 600 млн.

    На  Кубе туризм стал приоритетным направлением вложения иностранного капитала. Быстрая отдача от капиталовложений в туризм и хорошие перспективы в этой отрасли привлекают иностранных инвесторов в строительство гостиниц, создание предприятий, обслуживающих туризм, завода по производству туристских автобусов. Фирмы Испании, Нидерландов, Германии, Аргентины строят на острове новые гостиницы, модернизируют старые, развивают инфраструктуру гостиничного бизнеса.  
 

    2.3. Россия

    В бывшем СССР иностранный туризм практически  был бременем для местных властей: для приезжающих в нашу страну иностранцев требовалось выделение  лучших ресурсов за счет местных, а  оплата туристических услуг производилась  по искусственно-установленными чиновниками из Минфина «пределам», причем вся заработная валюта отбиралась в бюджет. Туризм рассматривался как отрасль народного хозяйства, а как «пропаганда на хозрасчете». На рекламу иностранного туризма в СССР правительство выделяло 1,5 – 2 млн. долларов и 5-6 млн.рублей в год, в то время как на Гавайях на аналогичные цели поступало 21 млн. долларов в год.

    Резкая  смена направления туристических  потоков имела место после  отмены в 1988 году государственного регулирования  и бюджетного финансирования туризма в стране. Динамика показателей была снижена также из-за разрыва традиционных связей между странами бывшего Союза, очагов напряжения на популярных у туристов маршрутах, отсутствия координации между регионами, ужесточения пограничных и таможенных формальностей. В начале 1991 года было зарегистрировано свыше 1000 фирм в сфере туризма, а в середине – более 1500, в основном это небольшие фирмы, занимающиеся приемом и обслуживанием иностранных туристов. Новым стимулом деловой активности послужила либерализация выезда из бывшего Союза. Однако общая нехватка валюты в стране и отсутствие возможности оплаты в валюте поездок советских туристов за границу ориентировали фирмы преимущественно на прием иностранных туристов. За период с 1970 по 1991 год доля бывшего СССР по числу прибытий в мире возросла с 1,3 до 1,5 %, а по поступлениям снизилась с 1,14 до 1,06 %.

    В настоящее время Россия занимает 7-е место в мировом рейтинге по посещаемости иностранными туристами (около 3 % всего мирового рынка туризма). В страну ежегодно въезжает порядка 20 млн.человек, принося в среднем 6-7 млрд.дохода. При этом число занятых российских граждан, прямо или косвенно участвующих в организации гостиничного и туристического бизнеса, уже достигло 10 млн.человек (7-е место в мировой отрасли).

    Более 70 % посещений России иностранными туристами  приходится на крайне ограниченный круг объектов посещения – Москву, Санкт-Петербург  и города Золотого кольца России. Главная  причина тому, относительно развитый по сравнению с другими регионами России туристский сервис и наличие необходимой инфраструктуры в этих районах.

    У России, имеющей достаточно выгодное географическое положение и обладающей целым рядом уникальных природных  и историко-культурных памятников, есть великолепная возможность интенсивно развивать   и в дальнейшем сочетать многие виды туризма: познавательный, курортный, деловой, научный, экологический и т.п.

    В 2000-2005 гг. Москва и Санкт-Петербург  стали главными деловыми центрами не только в масштабе страны, но и во всем мире, что подтверждается серьезной активностью иностранных инвесторов, а также регулярным проведением там крупных конгрессов и выставок. Кроме того, в этих городах активно работает большое количество филиалов и представительств крупнейших западных корпораций, авиакомпаний, банков, куда ежедневно приезжают новые сотрудники и деловые партнеры из разных городов мира.

Информация о работе Проблемы международного туризма