Проектное финансирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Имеются различные определения понятия "проектного финансирования". Среди них есть как трактовки отдельных ученых, так и формулировки крупных международных организаций. Так, Игонина Л.Л. определяет проектное финансирование как специфический механизм финансирования, который включает анализ технических и экономических характеристик инвестиционного проекта и оценку связанных с ним рисков, базой возврата вложенных средств являются доходы проекта, остающиеся после покрытия всех издержек, а особенностью этой формы финансирования является также возможность совмещения различных видов капитала: банковского, коммерческого, государственного, международного .

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 66.29 Кб (Скачать)

  В рамках частно-частных партнерств в качестве примера реализации типа финансирования «Частная компания +банки +крупная инвестиционная корпорация» можно привести создание инвестиционной корпорации Персидского залива ( « Gulf Investment Corporation» ), в которую вошли 6 государств Персидского залива  [ 14, с.176 ].

  Примером типа «Частная компания + Банки + Экспортное страховое агентство» является образованный «Deutsche Bank’ ом» в 2003 г. консорциум из 17 местных и иностранных банков на общую сумму 1,7 млрд. дол. США для строительства проекта « South Pars» (Иран). При этом 1,2 млрд. дол. США обеспечивалось по линии страхового общества HERMES [14, c. 140].

  Крупнейшим проектом типа «Частная компания+Спонсоры» в мировой практике является китайский проект « Vopak Shanghai Logistics» (создание «Комплекса по расщеплению этилена Шанхая ( SECCO)»). Основной спонсор проекта – датская компания « Royal Vopak» выиграла тендер на поставку комплектующих и получила 50%-ную долю в проекте. В состав акционеров вошли еще 2 китайские компании.

  В качестве примера реализации проектного финансирования типа «Частная компания+ Банки +Фонды» можно привести следующий: подразделение известного голландского банка – « ABN Amro Infrastructure» в августе 2005 г. объявило об учреждении в Австралии совместного предприятия по инфраструктурным объектам. Крупнейший австралийский банк «Westpac» в 2003 г. выкупил 51% акций в австралийском инфраструктурном фонде «Hastings Group», а в 2005 г. приобрел оставшиеся 49%. В Испании «Banco Santander Grupo» и «Ahorro Corporacion» намерены увеличить инвестиции в проекты партнерств. В Германии «Dusseldorf-based Lindner Immobilien Asset Management» основал «открытый» фонд «ImmoSafe» для строительства объектов социальной инфраструктуры. Нередко инвесторы консолидируют свои усилия путем расширения совокупной доли в инфраструктурных проектах, таким способом распределяя риск между участниками и контролируя реализацию проектов. Такие фонды, как «Australia Infrastructure Fund» (AIF) и «Hastings Group» ,в 2004 г. Совместно приобрели доли в 7 аэропортах. В конце 2004 г. AIF приобрел долю (47%) в аэропорте «Queensland», уже будучи собственником аэропорта «Gold Coast» (за 54 млн. дол. США) [4].

  Также в мировой практике имеется множество примеров реализации проектного финансирования типа «Частные компании + Банки + Международные организации». На неосвоенных рынках активно участвуют в проектном финансировании ЕБРР и МФК. Некоторые ведущие страны Европы через ЕБРР оказывают донорскую помощь Азербайджану, Грузии, Киргизии, Молдавии, Таджикистану и Узбекистану в рамках инициатив стран ранней трансформации (ИСРТ). На сегодняшний день ежегодное донорство вложений, осуществляемых через ЕБРР, составляют 25-30 млн. евро [14, c.55]. C 1956 г. МФК профинансировала 2,6 тыс. проектов в 140 развивающихся странах на сумму 50 млрд. дол. США, из которых 38% пришлось на Латинскую Америку, 29% – на АТР, 19% – на Европу и Центральную Азию; Африка (9%) и Восток (5%) замыкают перечень [14, c.57].

  В качестве примера независимого параллельного финансирования можно привести строительство гостиничного городка площадью 100 тыс. кв. км в Китае – проект « Wynn Macau». Схема источников включает: «спонсорский» субординированный кредит крупнейшего американского оператора коммерческих объектов «Wynn Resorts» в размере 222 млн. дол. США (такие кредиты приравниваются к собственному капиталу, что удлиняет финансовый рычаг), 3 млн. дол. США – обеспеченный заем. Особенностью финансовой схемы стало то, что транши носили независимый друг от друга характер. Это было необходимо для привлечения средств на создание казино, поскольку китайским банкам запрещено непосредственно развивать данный сегмент услуг [4].

  В качестве примера софинансирования можно привести организацию финансирования крупномасштабного проекта «Евротоннель». Впервые кредитование проекта в сфере инфраструктуры было обеспечено на частнопредпринимательской основе без вовлечения средств государственного бюджета и без государственных гарантий. Международный кредит под проект был предоставлен банковским синдикатом, состоящим из 198 банков (впоследствии 209). Это был самый крупномасштабный синдицированный кредит, предоставленный на условиях ограниченной ответственности заемщика, погашение которого обеспечивается только поступлением доходов данного проекта [4].

  В рамках государственно – государственных партнерств (ГГП) в качестве примера проектного финансирования на региональном уровне можно привести Совет по сотрудничеству стран Персидского залива ( Gulf Cooperation Council – GCC), который объединяет Саудовскую Аравию, Оман, Катар, Бахрейн, Кувейт. В качестве примера, получившего статус «общеевропейского», можно привести строительство 44-километровой высокоскоростной железной дороги, из которой 8 км проходит над Пиренейским перешейком. Еще одним примером регионального сотрудничества в рамках проектного финансирования служит проект « Perpignan Figueras»,  целью которого является строительство на территории Франции и Испании высокоскоростной железной дороги. Стоимость проекта 1,1 млрд. евро, из них долговая составляющая чуть менее 50% – 532 млн. евро, сроки погашения кредита рассчитаны с учетом на 35 лет [14, c.58].

  Сотрудничество стран в рамках проектного финансирования на глобальном уровне характерно, прежде всего, для проектов в нефтегазовом секторе. В качестве активного участника сделок проектного финансирования на мировом уровне можно привести Японию. В феврале 2005 г. японский консорциум подписал контракт на сумму 2 млрд. дол. США, по которому он получает право на разработку месторождения « Azade-gan» в Иране. Японские компании также надеются на проведение до Японии завершающего отрезка трубопровода «Ангарск – Находка» в Сибири (протяженность 3,7 тыс. км, стоимость которого оценивается в 6,5 млрд дол.США) [4].

  В качестве специфичных механизмов финансирования в рамках проектного финансирования можно выделить:

– Бриджевое финансирование. Бриджевый кредит представляет собой  краткосрочный банковский кредит (обычно на 1,5 года), который входит в собственные  средства инвестора, если их не набирается 30 %. Данный вид кредита является довольно дорогостоящим и в среднем  составляет 14-18 %. К нему можно прибегнуть, если есть уверенность, что на ранних стадиях проект будет генерировать значительными денежными потоками. Примером является энергетический проект «AI Azzel» (Бахрейн). Под него было привлечено заемное финансирование 10 арабских и европейских банков (организованных Национальным Банком Бахрейна и Международным  Банком Персидского Залива) в размере 378,4 млн дол., США (75 % проектных издержек) сроком на 20 лет, оставшаяся сумма представляет собой «бриджевое» заимствование [14, c. 133].

– Финансирование за счет эмиссии  облигаций. Так, например, рефинансирование части ранее сформированного, но проекту «Ras Laffan» долга (поставка сжиженного газа из Катара на мировой рынок) проводилось за счет эмиссии облигаций, 80 % которых были размешены на рынке Северной Америки. Полученные средства использовались на покрытие ранее привлеченных кредитов по линии экспортного страхового агентства (в размере 900 млн. дол. США) [14, с. 136]. Другим источником средств на рефинансирование проекта, изначальные расходы которого составили 3,2 млрд дол. США, стал синдицированный кредит европейских банков в размере 450 млн. дол. США. Успешное привлечение ресурсов на проект «Ras Laffan» по линии эмиссии облигаций определяет благоприятные перспективы последующих проектов Катара, которые являются иногда более выгодными, чем банковские кредиты. Во-первых, сроки оформления соответствующего соглашения составляют 3-4 месяца, в кредитного договора, обеспеченного страховым покрытием, – 12-18 месяцев. Во-вторых, облигационный заем не сопряжен с четкими оговорками и ограничениями деятельности инициатора. Кроме того, стоимостные условия таких заимствований более привлекательные для заемщика.

– Мезонинный кредит. Это  относительно крупный кредит, как  правило, необеспеченный, т.е. предоставляемый  без залога имущества, или имеющий  глубоко субординированную структуру. Срок возврата займа обычно превышает 5 лет при погашении основной суммы  в конце срока кредита. В рамках типовой формы заем сопровождается отрывным сертификатом (купоном),  дающий право на приобретение определенного  числа акций или облигаций  по указанной цене в течение определенного  срока. Например, финансирование нефтехимического проекта « Keris Petro Finance» в Индонезии, под который было привлечено 200 млн. дол. США основного кредита посредством концерна «Mitsui» по страховому покрытию Японского банка международного сотрудничества, 65 млн. дол. США в форме «мехонинного» финансирования и 217 млн. дол. США торговых кредитов.

  Проектное финансирование приемлемо для различных видов бизнеса, среди которых строительство промышленных объектов, различных объектов инфраструктуры, реализация проектов, связанной с добычей природных ресурсов. Все это обусловливает на протяжении последних 10 лет не только рассматриваемого вида финансирования, но и заинтересованности значительного числа государств в его внедрении, что проявляется в расширении отраслевой структуры и  географии реализации инвестиционных проектов на основе проектного финансирования. На рисунке 3 представлена структура реализации ГЧП - проектов по отраслям в мировой экономике.

  Таким образом, можно сделать вывод, что реализация ГЧП – проектов характерна в основном для сферы транспортной инфраструктуры и очистных сооружений.

  В зарубежных промышленно развитых странах осуществляемые в рамках государственно-частного партнерства проекты применяются в самых разных отраслях экономики и общественных отношений.

– финансовый сектор – частные  страховые и управляющие компании, имеющие компании, имеющие опыт работы с потребителями на конкурентных добровольных рынках; занимают все  более прочные позиции в секторах обязательного социального страхования и государственного пенсионного обеспечения;

– общественный порядок  и безопасность – обеспечение  порядка на транспорте и в общественных местах, эксплуатируемых частными компаниями (парках, общественных зданиях); эксплуатация городских парковок;

– недвижимость – строительство  и эксплуатация общественных объектов и муниципального жилья в обмен  на право застройки и развития в коммерческих проектах;

– образование и медицина – школы и больницы строятся и  переоборудуются частными компаниями, получившими право коммерческой застройки и развития соседних или  других земельных участков;

– природоохранная деятельность и развитие инфраструктуры туризма  – обслуживание и развитие городских  и загородных парков, национальных парков и заповедников, уникальных природных объектов, совмещенных  с правом эксплуатации природных  или рекреационных ресурсов, в  том числе получения доходов  от посетителей и туристов;

– муниципальные услуги – обновление и эксплуатация, а  также строительство новых коммунальных сетей (водопровод, канализация, , тепло – и электроснабжение), уборка улиц, вывоз и утилизация мусора, муниципальный транспорт;

– телекоммуникации – создание телекоммуникационной инфраструктуры и монопольные права на ее эксплуатацию, сопровождающиеся обязательствами  по предоставлению услуг потребителям (или установленным государством социальным категориям потребителей);

– транспорт – строительство, эксплуатация и обслуживание систем мониторинга и управления движением, строительство и эксплуатация автомагистралей, терминалов аэропортов и множество  других проектов в автомобильном, железнодорожном, воздушном, городском, трубопроводном, морском и речном транспорте, в  портах, на внутренних линиях [4].

  Таким образом, подробный анализ инвестиционных проектов, реализованных с помощью механизмов проектного финансирования, позволяет сделать вывод о том, что они обычно используются в капиталоемких отраслях экономики. Их спонсоры, как правило, недостаточно кредитоспособны и либо не могут получить традиционное финансирование, либо не желают рисковать и принимать долговые обязательства, связанные с ним. Проектное же финансирование позволяет привлечь значительные объемы финансовых ресурсов (в том числе иностранных) и при этом разделить риски, связанные с такими проектами, среди множества участников и снизить их до уровня, приемлемого для каждой из сторон. Мировой опыт показывает, что проектное финансирование  наиболее эффективно при реализации крупномасштабных инвестиционных программ, ориентированных на создание объектов международного значения.

 

 

  3. Перспективы использования проектного финансирования в Республике Беларусь

 

 

  3.1 Особенности использования проектного финансирования в Республике Беларусь

 

   

  При необходимости  модернизации и создания новых  мощностей капиталоемких отраслей  белорусской экономики проектное  финансирование, основанное на качественной  подготовке проектов, представляется  весьма эффективным инструментом  привлечения инвестиций. Проектное  кредитование может стать одним  из основных методов кредитования  экономически жизнеспособных проектов  в Республике Беларусь. Иностранные  партнеры в этом случае вносят  капитал, оборудование, технологию, менеджмент. Относительно отечественной  практики проектного кредитования  следует отметить, что такой метод  кредитования находится на начальной  стадии своего развития [18]. Среди  трех рассматриваемых форм проектного  финансирования (государственно-частного  партнерства, частно-частного партнерства  и государственно-государственного  партнерства) в Республике Беларусь  на данный момент осуществляется  только договор концессии (в  рамках государственно-частного  партнерства).

  Концессии позволяют привлечь в государственный сектор экономики дополнительные ресурсы, в первую очередь, инвестиции, ослабить остроту бюджетных проблем, переложить на предпринимательский сектор основную часть рисков и одновременно сохранить передаваемые в концессию объекты государственной собственности. По существу, переход к концессиям означает частичную приватизацию некоторых, определенных законодательством и концессионным договором, функций государства [19].

Информация о работе Проектное финансирование