Проектное финансирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Имеются различные определения понятия "проектного финансирования". Среди них есть как трактовки отдельных ученых, так и формулировки крупных международных организаций. Так, Игонина Л.Л. определяет проектное финансирование как специфический механизм финансирования, который включает анализ технических и экономических характеристик инвестиционного проекта и оценку связанных с ним рисков, базой возврата вложенных средств являются доходы проекта, остающиеся после покрытия всех издержек, а особенностью этой формы финансирования является также возможность совмещения различных видов капитала: банковского, коммерческого, государственного, международного .

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 66.29 Кб (Скачать)

  Некоторые основы применения проектного финансирования в Республике Беларусь заложены в Инвестиционном кодексе, предусматривающем осуществление инвестиционной деятельности на основе концессий. В соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, инвестиционная деятельность в отношении недр, вод, лесов, земель и  объектов, находящихся только в собственности государства, либо деятельность, на осуществление которой распространяется исключительное право государства, могут осуществляться на основе концессий. Под концессией   понимается договор о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории  Республики  Беларусь отдельного вида  деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.

     

 

  Сторонами в концессионном договоре выступают:

– с одной стороны –  Республика Беларусь в лице Правительства  Республики  Беларусь или уполномоченного  им республиканского органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь) (концессионный орган);

– с другой стороны –  национальные инвесторы, в том числе  юридические лица частной формы  собственности либо (и) юридические  лица, в имуществе которых доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных  единиц, а также государственных  организаций составляет не более 25 процентов, или (и) иностранные инвесторы (концессионеры).

  Объектами концессии могут являться:

– право на осуществление  отдельных видов деятельности, на которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь закреплено исключительное право государства, - по решению Президента Республики Беларусь;

– недра, воды, леса, земли, а  также объекты (в том числе  предприятия как имущественные  комплексы в целом либо их части), которые в соответствии с законом  могут находиться только в собственности  государства, - в соответствии с перечнем, утвержденным Президентом Республики Беларусь.

  По одному концессионному договору концессионеру может быть передано одновременно несколько разных объектов [21]. Что касается сроков концессии, действующее законодательство о недрах и природных ресурсах устанавливает максимально возможные сроки для использования недр, а именно 25 лет со дня предоставления их в пользование (ст. 13 Кодекса Республики Беларусь о недрах), водных объектов – до 25 лет (ст. 29 Водного Кодекса Республики Беларусь), земель – до 99 лет (ст. 45 Кодекса Республики Беларусь о земле), лесов – 15 лет (ст. 37 Лесного кодекса Республики Беларусь). Мировая практика свидетельствует о том, что договоры, заключаемые на более продолжительный срок, перестают действовать по различным обстоятельствам [22].

  Инвестиционный кодекс Республики Беларусь выделяет следующие виды концессионных договоров:

– полный концессионный  договор;

– концессионный договор  о разделе продукции;

– концессионный договор  об оказании услуг (выполнении работ).

При полном концессионном  договоре за концессионером сохраняется  право собственности на произведенную  им продукцию [22, с.79]. Концессионный договор о разделе продукции устанавливает условия, согласно которым произведенная продукция делится между концессионером и Республикой Беларусь в порядке и размерах, определяемых договором. В соответствии с договором об оказании услуг (выполнении работ) право собственности на произведенную продукцию передается республике, концессионер же за оказанные им услуги (выполненные работы) получает вознаграждение. При этом все перечисленные договоры могут содержать разные условия уплаты налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством, или порядок освобождения от этих платежей [4].

  Концессионер определяется посредством проведения конкурсов или аукционов. Без проведения конкурса или аукциона заключение договоров допускается в случае, когда поступила единственная заявка, либо по решению Президента Республики Беларусь путем прямых переговоров с определенным инвестором [23, с. 161].

 

 

 

  3.2 Возможности и условия использования проектного финансирования в Республике Беларусь.

 

 

  Анализируя опыт реализации финансирования инвестиционных проектов банками, следует отметить, что доля активов банковской системы Республики Беларусь низка даже по меркам стран Восточной Европы. Так, например, отношение активов банков к ВВП в Польше составляет 63%, в Чехии – 68%, в Республике Беларусь – только 27,8% [24].

  К системно-специфическим факторам, объясняющим слабость национальной банковской системы, относятся:

–низкая капитализация банков. Совокупный капитал банков не превышает 5% ВВП, что значительно меньше аналогичных  показателей не только в развитых, но и основной части развивающихся  стран;

–повышенный кредитный риск. В банковском секторе Беларуси кредитный  риск, связанный с несвоевременным  возвратом заемщиками предоставленных  банками кредитов, характеризуется  значительным уровнем проблемных кредитов [4].

  Однако Республика Беларусь обладает большим потенциалом для развития концессий: среди субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм государственную форму собственности, включая унитарные и казенные (без государственных учреждений), имеют 55 % общего количества организаций и предприятий. Наибольший их удельный вес (60-90 %) характерен для таких отраслей, как транспорт и связь, строительство, лесное хозяйство. Удельный вес республиканских унитарных предприятий в стране ориентировочно составляет 36 % (в РФ – около 24 %). Из всех предприятий, находящихся в государственной собственности, в концессии могут быть переданы лишь те из них, которые дадут максимальную отдачу [25, с. 70].

  Развитие концессионной деятельности в Республике Беларусь представляется целесообразным в следующих отраслях:

– разработка полезных ископаемых;

– развитие транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги);

– туризм;

– жилищно-коммунальное хозяйство [25, с. 70].

  Во Франкфурте-на-Майне 17 ноября 2010 г. прошел инвестиционный форум, среди его участников были представители международных организаций, инвестиционные фонды, консалтинговые компании и фирмы. В портфеле предложений белорусской стороны находилось более 40 проектов на 6,6 млрд. долл. Интерес у бизнесменов вызвали новые возможности развития инфраструктуры в рамках Таможенного союза - транспорт и особенно логистика, строительство, туризм. Не остались без внимания перспективные бизнес-проекты в промышленности и сельском хозяйстве, инновации в энергоэффективные и возобновляемые источники энергии, экологию [26].

  Развитие транспортных коммуникаций всегда имело основополагающее значение в общественном прогрессе, в обеспечении связи между различными регионами мира, в формировании торговых и деловых отношений. Республика Беларусь по своему географическому положению распложена на перекрестке основных транспортных направлений, связывающих Западную Европу с Востоком, регионы Черноморского побережья со странами Балтийского моря. Этот потенциал должен быть использован в интересах республики как одно из важных и необходимых условий экономического и социального развития городов и территорий. Вместе с тем это и большая ответственность для страны, которая должна обеспечить качественный, безопасный и выгодный транзит зарубежных грузов и пассажиров через свою территорию [25, с. 71].

  В едином транспортном комплексе значимость автомобильных дорог для социального и экономического развития страны очень высока: 83% всех грузовых и 93% пассажирских перевозок осуществляется автомобильным транспортом. В настоящее время Республика Беларусь обладает хорошо развитой дорожной сетью. Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 63,5 тыс. км, из них 15,5 тыс. км – дороги республиканского значения и 48 тыс. км – дороги местного значения. На 1000 км2 территории приходится 305 км дорог общего пользования [27].

  В Республике Беларусь проводится целенаправленная работа по развитию проходящих по ее территории трансъевропейских транспортных коридоров. В дорожной отрасли реализуется государственная программа «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы. Основными приоритетами программы определены: улучшение транспортно-эксплуатационного состояния существующих дорог; обеспечение устойчивых транспортных связей; дальнейшее развитие международных транспортных коридоров; реконструкция наиболее грузонапряженных участков и аварийных мостов. Приоритетами также являются: повышение безопасности дорожного движения, ликвидация участков грунтовых дорог, внедрение систем маршрутного ориентирования, улучшение информации для водителей, а также качества инженерных обустройств (дорожные знаки, ограждения, разметка и др.) [25, с. 71].

  Недостаточность финансирования приводит к ухудшению состояния автомобильных дорог, что в свою очередь оказывает влияние на работу автомобильного транспорта, рентабельность работы организаций, особенно в сельской местности, условия жизни сельского населения, прежде всего в области здравоохранения, образования и коммунально-бытового обслуживания.

  В сфере автодорожного хозяйства можно использовать следующие варианты привлечения инвестиций:

– передача в эксплуатацию дорог частным компаниям, на основе договора о выполнении работ. В обязанности  такой управляющей компании будут  входить производство ремонта автомобильных  дорог, осуществление содержания дорог  в течение установленного срока, взимание платы за пользование автомобильной  дорогой и погашение предыдущего  и последующего кредитов, привлеченных для ее развития;

– строительство и сдача  в эксплуатацию частными компаниями отдельных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад и т.п.) и отдельных  участков дорог с дальнейшим переходом  последних в государственную  собственность. При этом компания берет  на себя обязательства по содержанию объекта в надлежащем состоянии  в течение определенного срока [25, с. 72].

  В Республике Беларусь в последние годы произошли значительные позитивные перемены в формировании туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам. Таким образом, сегодня в Республике Беларусь создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма, которая в достаточной степени развита, но требует больших затрат на обновление и совершенствование [25, с. 73].

  С целью рационального использования сферой туризма национального культурного наследия и наиболее ценных природных комплексов разработана государственная программа возрождения историко-культурного и природного наследия республики «Золотое кольцо Беларуси», проектом которой предусматривается создание многоточечной специальной экономической зоны туристско-рекреационного типа.

  В рамках данной программы государство планирует привлечь внимание и средства национальных и зарубежных инвесторов к объектам природного и исторического наследия, которые принадлежат Беларуси и пока не переданы в частную собственность. Наиболее эффективным способом управления данными объектами видится концессия. В сфере туризма и отдыха будут проявляться экологические и социальные аспекты взаимоотношений в системе «концедент-концессионер-общество», так как туристические объекты являются визитной карточкой страны и формируют общее впечатление о государстве [25, с. 73].

  Концессионный механизм сотрудничества государства и частного сектора в данной сфере должен предусматривать:

– предоставление права  на управление существующими объектами  туристической инфраструктуры (дома отдыха, санатории, турбазы и т.п.) для повышения уровня предоставляемых  услуг;

– создание концессионных  предприятий на базе памятников природы  и архитектуры, имеющих международное  значение;

– предоставление концессии  на объекты лесного и водного  хозяйства с целью развития охотничьего  и рыболовного туризма [25, с. 73-74].

Также в настоящее время  в рамках Национальной жилищной программы  осуществляется реформирование жилищно-коммунального  хозяйства (ЖКХ). Сфера ЖКХ по своим  отраслевым характеристикам связана  с предоставлением услуг по текущему функционированию жилищного фонда, его капитальному ремонту и проведению мероприятий по благоустройству  придомовых территорий. Особенности  ЖКХ обусловлены, прежде всего, наличием доли муниципальной собственности и социальной направленностью деятельности всех субъектов отрасли.

  Основной проблемой развития жилищно-коммунального хозяйства Беларуси является обеспечение финансирования его воспроизводства. В настоящее время функции управления и финансирования отрасли децентрализованы, и произошло это путем передачи основных фондов в коммунальную собственность, а также приватизации гражданами значительной части государственного и общественного жилищного фонда. Общие темпы и неравномерность развития основных фондов отрасли за счет капитального ремонта и нового строительства в отдельных населенных пунктах требуют совершенствования экономических отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг. Плата за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание и коммунальные услуги, предоставляемые по фиксированным тарифам, средства местных бюджетов, включая доходы от сдачи в аренду нежилых помещений, доходы от прочих потребителей коммунальных услуг, предоставляемых по договорным ценам, в целом недостаточны для обеспечения простого воспроизводства в отрасли [25, с. 74].

  Среди прочих приоритетными задачами в сфере ЖКХ являются:

– совершенствование системы  управления жилищно-коммунальным хозяйством;

– проведение демонополизации  и развития конкурентной среды;

– внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий.

  Субъект, который в современных условиях мог бы взять на себя ответственность за модернизацию и развитие коммунального сектора, не без помощи государства, - это крупный бизнес. Коммунальная сфера, ее объекта и обслуживающие их предприятия по причине стабильного спроса и низкой эластичности потребления их продукции могут быть весьма привлекательны для бизнеса. Полная оплата жилищно-коммунальных услуг населением создает финансовые предпосылки для частных инвестиций в ЖКХ. Высокая степень износа основных фондов все же не является серьезной преградой, а скорее означает для инвестора возможность получения большей экономии и отдачи от инвестиций. Основные проблемы здесь связаны со стабильностью «правил игры», гарантирующих окупаемость инвестиций и возможность работы на период действия договора. В этом случае целесообразно применение успешного международного опыта. Методика взаимодействия власти и бизнеса на основе государственно-частного партнерства разработана в 1998 году Всемирным банком. Такие формы взаимодействия, как аренда, концессия и приватизация, наиболее эффективны для ЖКХ [25, с. 74-75].

Информация о работе Проектное финансирование