Региональная политика стран-членов ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:40, доклад

Описание работы

Политические задачи .Для характеристики задач региональной политики необходимо разделить 15 стран ЕС на четыре большие группы: Четыре так называемые «интегрированные» страны -Ирландия, Греция, Португалия и Испания). Перечисленные страны традиционно являются наиболее слаборазвитыми странами Европейского Союза -в этих государствах расположены самые бедные регионы на территории ЕС);

Работа содержит 1 файл

Региональная политика стран.docx

— 27.94 Кб (Скачать)

Региональная  политика стран-членов ЕС 

Политические  задачи .Для характеристики задач региональной политики необходимо разделить 15 стран ЕС на четыре большие группы: Четыре так называемые «интегрированные» страны -Ирландия, Греция, Португалия и Испания). Перечисленные страны традиционно являются наиболее слаборазвитыми странами Европейского Союза -в этих государствах расположены самые бедные регионы на территории ЕС);

Данную группу образуют Германия и Италия. Этих страны характеризуются большими внутренними  различиями — между севером и  югом Италии, а также между «старыми»  и «новыми» землями Германии;

Данная группа представлена территориями Финляндии  и Швеции. Этим государствам можно  дать следующую характеристику: низкая плотность населения, обусловленная  суровым климатом и большой удаленностью населенных пунктов друг от друга;

Австрия, Франция, Дания, Бенилюкс и Соединенное Королевство. Главные региональные проблемы, возникающие  в этих странах, обычно связаны со структурными изменениями экономики, а также с проблемами занятости  населения.

В «интегрированных»  странах региональная политика проводится в условиях слабого развития национальной экономики по сравнению с другими  странами-членами ЕС, то есть особое внимание уделяется проблемам национального  экономического развития, решению же проблем регионального развития отводится второстепенная роль. Например, в Ирландии региональная политика не выделяется в качестве самостоятельного направления развития экономики. Первостепенное значение отводится развитию национальной промышленности, хотя и предпринимаются  шаги, на­правленные на установление равномерности регионального развития. В Португалии была разработана четкая региональная политика на период 1994 — 99 гг. Данная политика характеризовалась недостаточностью обеспечения финансовыми ресурсами, в то время как ЕС финансировал проекты по развитию национальной конкурентоспособности в области промышленности. Что касается Испании, то здесь наибольшее внимание уделяется проблеме сбалансированного развития регионов. Конституционный закон Испании гласит, что общественные власти должны «способствовать созданию условий, благоприятствующих более равномерному распределению доходов», а для обеспечения реализации принципа солидарности государство должно «осуществлять контроль за ус­тановлением справедливого и адекватного уровня экономического равновесия между различными частями страны».

Вторая группа стран -Германии и Италии), как уже было сказано ранее, характеризуется высокой степенью различия относительно развития отдельных регионов. Конституции этих стран подчеркивают принципы справедливого развития, уделяя тем самым большое внимание вопросам региональной политики. Согласно статье 3 Конституции Италии государство обязано «устранять все препятствия к эффективному участию всех граждан в экономическом, социальном и политическом развитии страны». Конституция Германии подчеркивает необходимость «создать одинаковые условия для работы и жизни людей во всех частях страны». Таким образом, в качестве первостепенной задачи региональной политики выделяется обеспечение возможности для структурно слабых регионов принимать активное участие в социально-экономическом развитии страны путем минимизации влияния негативных факторов, которые связаны с положением этих регионов. Региональная политика нацелена на укрепление экономического роста структурно слабых районов. Для достижения данной цели создаются долгосрочные и конкурентоспособные рабочие места, позволяя при этом стабилизировать ситуацию на региональном рынке труда и облегчить проведение структурных преобразований.

В отношении  региональной политики скандинавских  стран можно сказать, что ее главным  направлением является решение Проблем  удаленных северных территорий, хотя большое внимание уделяется равномерному развитию регионов по стране.

Политика, проводимая в Швеции, направлена на формирование самостоятельного развития отдельных  регионов в области экономики, уделяя при этом внимание развитию экономически силь­ных и активно развивающихся компаний в наиболее слабо развитых регионах. Необходимо также сделать акцент на следующем факторе, который предполагает равноправие в политике страны.

Страны северной Европы не проводят столь активную региональную политику, так как проблема неравномерного развития регионов не так актуальна. Наибольшее внимание уделяется привлечению инвестиций во внутренние районы. В данной области  региональная политика является по большей  части процессом промышленной реструктуризации регионов. Политика регионов в области  «конкурентоспособности» является составной частью подхода в рамках политики «возрождения» и имеет  ярко выраженную цель улучшения конкурентоспособности  отдельных регионов.

Если проанализировать положение в 15 странах Европейского Союза, то можно заметить, что региональная политика практически во всех странах  направлена на создание условия, которые  по­зволяют регионам полностью реализовать имеющийся у них потенциал и тем самым увеличить их вклад в развитие национальной экономики. Можно сказать, что это и является главной задачей региональной политики стран-членов ЕС. Важным отличием между этими странами является существование ярко выраженного обязательства, позволяющего обеспечить равенство регионов.  

Политические  принципы стран-членов ЕС .В странах ЕС выработаны следующие политические принципы, необходимые для достижения поставленных целей в области региональной политики:

Выработка надежной законодательной базы для достижения последовательности и прозрачности проводимой политики. Региональная политика неизбежно включает в себя выбор  слаборазвитых районов для выделения  необходимых финансовых ресурсов. Данный выбор должен осуществляться в соответствии с существующим законодательством, Для проведения политики в области  развития регионов вырабатываются основные законодательные нормы, подкрепленные  более подробными рабочими директивами, создавая тем самым законодательные  рамки для принятия и обоснования политических решений. Например, в Германии такие директивы содержатся в «Структурном плане» -Rahmenplan) и согласованы федеральным правительством и правительствами земель, и действуют в рамках «Совместной оперативной группы» -GA, Gemeinschaftsaufgabe);

В качестве одного из основополагающих принципов региональной политики выделяется следующий: выделение необходимой помощи регионам, которые претерпевают структурные изменения. Также наибольший акцент делается на привлечение дополнительных инвестиций, нежели на долгосрочное субсидирование;

Региональная  экономика предполагает активное развитие рыночных отношений. В качестве одного из основополагающих направлений такой  политики выделяется усовершенствование структуры рыночных отношений. Целью  является создание надежных и привлекательных  возможностей получения работы, а  именно создание рабочих мест. Данное направление политики находит под­держку в Директорате по политике рыночных отношений в странах ЕС. Необходимо подчеркнуть, что существует небольшой  ряд исключений, которые не подчиняются  правилам рыночной ориен­тации. К подобным исключениям можно отнести случаи, где проведение региональной политики имеет внеэкономическую мотивацию;

Данный принцип  региональной политики характеризует  ее пространственную направленность. Ограниченность бюджетных источников финансирования требует необходимость  выбора между районами, нуждающимися в помощи. Для получения финансовой поддержки необходимо четко обосновать критерии выбора района. В соответствии с «Директивами ЕС по оказанию помощи нацио­нальным регионам»:

— методология  определения района была четкой и  объективной, чтобы позволить Европейской  Комиссии оценить ее достоинства;

— указанные  показатели должны быть объективными, существенными, подкрепленными надежными  статистическими источниками;

— политика должна проводиться в отношении соответствующих  целостных территориальных единиц.

Региональная  политика предполагает наличие скоординированного политического подхода. В странах  Европейского Союза в решении  этих проблем принимает участие  Европейская Комиссия — частично через деятельность Директората  по региональной политике, а также  через контролирующие функции Директората  по политике рыночных отношений. Для  обеспечения эффективного развития экономики определенного региона  требуется финансовая поддержка  не только государственных органов, занимающихся региональной политикой, но и помощь широкого спектра лиц  и организаций, заинтересованных в  таком развитии.  
 
 

Структура управления.

Государственное устройство страны определяет уровень  децентрализации или делегирования  полномочий в области региональной политики.

Если рассматривать  пример «интегрированных» стран, то в Ирландии, Португалии и Греции используется централизованный подход относительно вопросов региональной политики. В Греции практически всю ответственность  за проведение региональной политики возложена на Министерство национальной экономики. В 1989 была предпринята попытка  передачи ответственности за сравнительно небольшие проекты на территориальный  уровень. Однако внедрение такой  практики столкнулось с проблемой  отсутствия необходимого опыта на местах. Индустриальная политика в Ирландии осуществляется через государственные ведомства -IDA-Ireland и Enterprise Ireland), которые подотчетны Министру предпринимательства и занятости. В Португалии вся ответственность за проведение региональной политики возложена на Генеральный директорат по региональному развитию Министерства планирования и регионального развития. Это характеризует Португалию как централизованное унитарное государство.

Структура управления Италии и Германии коренным образом  отличается от структуры управления «интегрированных» стран. Это также  находят свое отражение в уровне проведения региональной политики: например, в Германии ответственность за проведение региональной политики возложена на земли, а большинство элементов  итальянской системы носят централизованный характер. В Италии направления региональной политики со временем претерпели различные изменения, например, закон, касающийся вопросов реформы государственной административной системы -Legge Bassanini) выделяет в качестве одной из четырех основных задач децентрализацию деятельности, которая проводится в настоящее время центральным правительством. В Германии в качестве основной функции федерального правительства в области региональной политики выделяют в установлении партнерских отношений с землями в рамках GA -Совместной оперативной группы). Комитет по планированию определяет состав GA, разрабатывает проект ежегодного Генерального плана, а также приоритеты регионального развития. Проект Генерального плана содержит в себе меры и условия оказания необходимой помощи районам, карта районов, которые нуждаются в ней. Финансирование данной региональной политики осуществляется в равных долях с двух сторон: с одной стороны, Федеральным правительством и землей — с другой стороны. Администрации земли несет ответственность за осуществление региональной политики.

В Финляндии  Министерство внутренних дел несет  ответственность за формирование региональной политики: координирование региональной политики, подготовка законодательства в данной области, определение проблемных районов и т.д. Ответственность  за проведение региональной политики возложена на различные центральные  министерства. Поскольку Регионы  Финляндии принимают отдельные  решения -в рамках небольших проектов), так как основные решения принимаются централизовано.  

В Швеции сформировалась следующая система, при которой  региональная администрация осуществляет общенациональные директивы. Министерство промышленности и торговли занимает главенствующее место во всей системе. При этом министерстве созданы подразделения, в компетенцию которых входит разработка региональной политики в  отношении слаборазвитых районов, контроль за проведение политики и  осуществление связи с Европейской  Комиссией. Разработкой стратегией развития регионов занимаются Административные советы графств -CAB). Для осуществления своей политики они получают ассигнования из бюджета.  

Страны Северной Европы отличаются большим опытом в  области проведения региональной политики:  

— централизованный подход во Франции и в Люксембурге;  

— Нидерланды и  Соединенное Королевство, которым  присуща большая степень децентрализации;  

— федеративная система Австрии и Бельгии.  

Во Франции  Министр отвечает за региональную политику, основанную на рекомендациях, полученных от CIALA -межведомственный комитет по оказанию поддержки), также в его  компетенцию входит принятие решений  относительно стимулирования регионального  развития. DATAR — головная организация по развитию регионов во Франции. Согласно основополагающему Закону от 1995 года, политика регионального развития определяется на национальном уровне, а проводится совместно с местными властями.  

В Люксембурге  решения относительно проведения региональной политики принимаются совместно  Министром экономики и Министром  финансов. Данные решения принимаются  исходя из рекомендаций, полученных от Консультативной Комиссии.

В Нидерландах  Министерство экономики и администрации  провинций являются основными ведомствами, которые занимаются вопросами региональной политики. Министерство экономики несет  ответственность за проекты по оказанию помощи регионам с объемом инвестиций свыше 10 млн. флоринов. Остальные менее  крупные проекты осуществляются децентрализованно.

Информация о работе Региональная политика стран-членов ЕС