Роль технического прогресса в международных экономических отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:20, доклад

Описание работы

Международная передача технологии — межгосударственное перемещение научно-технических достижений на коммерческой или безвозмездной основе. В подавляющем большинстве случаев технология выступает одним из развитых факторов производства, которые, как известно, обладают большей способностью к международной мобильности по сравнению с основными. В основе развития технологии лежит технический прогресс. Существует множество определений и методов анализа технического прогресса. Наиболее популярную модель технического прогресса разработал английский экономист Джон Хикс.

Работа содержит 1 файл

материалМЭО.docx

— 52.41 Кб (Скачать)

 

Механизмы технической помощи

 

В зависимости от количества стран, участвующих в проекте, выделяется двустороннее и многостороннее техни ческое содействие.

Двустороннее ТС осуществляется по соглашениям между правительства  ми страны-донора и страны — получа теля помощи. В бюджетах большинства развитых стран предусматриваются спе циальные средства на оказание технического содействия развивающимся странам. Обычно это не очень значи тельные суммы, которых хватает на консультации в узких областях, в развитии которых могут быть заинтересованы сами страны-доноры. В большин стве случаев техническое содействие на двусторонней основе предусматривает некоторое участие страны-получателя в финансировании проектов. Однако во многих случаях такая техническая помощь оказывается абсолютно бесплат но для получающей страны или по очень льготным, субсидированным це нам. В экономической и финансовой сферах наиболее типичными формами технической помощи на двусторонней основе являются подготовка и перепод готовка кадров, предоставление компь ютерной техники, электронных систем учета и управления, средств банковских коммуникаций, направление экспертов- резидентов.

Многостороннее ТС включает осуществление совместных проектов ТС несколькими странами в отношении  одной страны — получателя. В  этом случае страны — поставщики ТС на основе многостороннего договора пре доставляют отдельные компоненты тех нологии или технологического обору дования. К разряду многостороннего относится и ТС по линии международных организаций, финансируемое за счет взносов стран—членов программы оказания технического содействия другим членам, которые в ней нуждаются. Техническая помощь от лица международных организаций обычно выражает ся либо в командировании экспертов в конкретных областях в нуждающиеся страны, либо в приглашении специа листов из развивающихся стран в штаб- квартиры международных организаций или в их учебные центры и проведение там консультаций и семинаров. Международные организации могут командировать своих штатных сотрудников, которые обладают экспертными знаниями в определенных областях, либо попросить правительства своих стран-членов подыскать специалиста из числа национальных кадров, который мог бы быть командирован на определенный срок за счет международной организации в развивающуюся страну.

 

Одной из первых международных организаций, которая стала оказывать техническую помощь развивающимся странам, стала Программа развития ООН ( United Nations Development Prog ram — UNDP ). Большие программы технической помощи осуществляют МВФ, Мировой банк, ОЭСР и практически все другие международные организации.

 

Итак, международное техническое  содействие предусматривает предоставление развитыми странами развивающимся странам содействия в сферах технологии процессов, продуктов и управления. Оно включает передачу знаний, опыта, технологии, технологически емкой продукции, обучение кадров. Техническое содействие предоставляет ся в виде безвозмездных технологичес ких грантов или проектов финансиро вания развития технологии совместно со страной-получателем на двусторонней или многосторонней основе, включая содействие через международные организации.

 

3глава рекомендации

2. Планирование технического  развития предприятия (фирмы) 

 

Задача планирования НТП  состоит в том, чтобы обеспечить развитие народного хозяйства, отраслей и предприятий (фирм) на качественно  новой основе – развитие на основе интенсификации производства. Для ее решения планирование НТП должно быть основано на следующих принципах: целенаправленности, комплексности, непрерывности  и научности.

 

Целенаправленность предполагает сосредоточение финансовых, материальных и трудовых ресурсов на решении важнейших  задач развития науки и техники. Непременное условие – четкое определение цели, которая должна быть достигнута в планируемом периоде. При этом капитальное строительство, внедрение новой техники, материально-техническое  обеспечение не являются самостоятельными объектами планирования. Они становятся средствами достижения цели и предусматриваются  в плановом документе.

 

В планировании развития науки  и техники принцип целенаправленности так и не нашел широкого применения. В большинстве отраслевых научно-исследовательских  институтов планировались не цель или  результат исследований, а их процесс. Выполнением задания считалось  расходование отпущенных средств на проведение работы.

 

Аналогичная картина имела  место в планах объединений и  предприятий по использованию научно-технических  достижений. Обычно формулировка заданий  начиналась со слов «освоение» или  «внедрение». Показатель объема использования  новшеств не является конечной целью  научно-технического прогресса.

 

Использование принципа целенаправленности обеспечивает при значительной экономии средств сокращение сроков решения  поставленных задач.

 

Комплексность планирования – это совокупность мероприятий, образующих единую детерминированную  систему. Этот принцип требует учета, с одной стороны, всех факторов, оказывающих  воздействие на решение поставленной задачи, а с другой – всех последствий  полученных результатов на окружающие объекты.

 

Непрерывность планирования состоит в последовательно-параллельном отражении заданий по всему циклу  «исследование – производство». Стадии цикла «исследование –  производство» планируются в  различных направлениях. Даже в условиях объединений и предприятий при  решении проблем технического развития задания по разработкам предусматриваются  в одних разделах финансово-технического плана, а по освоению их результатов  – в других. Это является одной  из основных причин перерывов в осуществлении  работ между отдельными стадиями.

 

Сущность научности планирования заключается в том, что для  достижения намеченной цели из множества  имеющихся выбирается оптимальный  вариант. Научность планирования ориентируется прежде всего на проведение исследований и разработок, отвечающих перспективным направлениям развития науки и техники, а также на быстрейшее освоение отечественных и мировых научно-технических достижений в производстве.

 

Одной из особенностей программ является их межведомственный характер. Лишь на основе объединения усилий различных отраслей, организаций  можно наилучшим образом распределить и сконцентрировать ресурсы для  достижения единой цели. Объединение  усилий машиностроения, отраслей, производящих конструкционные материалы и  использующих технику, создает наилучшие  возможности для планирования и  учета полного объема затрат на достижение заданной цели и всех видов эффекта.

 

Под программы в первую очередь выделяются государственные  финансовые, трудовые и материально-технические  ресурсы, лимиты капиталовложений на строительно-монтажные  работы.

 

Единое руководство –  еще одна отличительная черта  программы. Его формы могут быть различны. Управление программой может  осуществлять головная организация, наделенная правом определять цели составных частей программы, распределять ресурсы между  соисполнителями и финансировать  работы. Она получает право определять ответственных исполнителей. Основой  отношений разработчика и потребителя  при этом становится межотраслевой  или отраслевой наряд-заказ.

 

Другой способ единого  руководства – создание координационного органа или назначение головной организацией из числа высококвалифицированных  специалистов научного руководителя для  выполнения программы, наделенного  широкими полномочиями.

 

Принципиально новым этапом развития программно-целевого управления является создание временной НПК, консорциумов на определенный и заранее установленный  срок.

 

К числу преимуществ программного управления относится сокращение длительности процесса «исследование – производство» за счет уменьшения объема взаимных увязок и согласований и параллельного выполнения работ.

 

Одной из форм планирования НТП является план технического перевооружения производства.

 

Основной задачей плана  развития предприятия является разработка комплекса мероприятий по повышению  технического и организационного уровня производства на основе широкого использования  достижений науки, техники и передового опыта.

 

План технического развития и организации производства включает следующие разделы:

 

1) освоение производства  новых видов и повышение качества  выпускаемой продукции;

 

2) внедрение прогрессивной  технологии, механизации и автоматизации  производственных процессов;

 

3) совершенствование управления, планирования и организации производства;

 

4) внедрение научной организации  труда (НОТ);

 

5) капитальный ремонт основных  фондов;

 

6) научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы;

 

7) основные технико-экономические  показатели уровня производства  и выпускаемой продукции.

 

В первом разделе предусматриваются  мероприятия по созданию и освоению выпуска новых видов продукции, снятию с производства устаревшей продукции  и повышению качества выпускаемых  изделий, их сертификации.

 

Во второй раздел включаются мероприятия по внедрению прогрессивных  технологических процессов, нового высокопроизводительного оборудования, комплексной механизации и автоматизации  производства, модернизации действующего оборудования. Совершенствование управления, планирования и организации производства предусматривает проведение комплекса  мероприятий, направленных на повышение  уровня специализации и диверсификации производства, совершенствование организационных  структур, механизации и автоматизации  управления и планирования на основе применения ЭВМ.

 

Планирование и внедрение  НОТ включают мероприятия по совершенствованию  разделения и кооперации труда, организации  и обслуживанию рабочих мест, внедрению  передовых методов и приемов  труда, совершенствованию системы  нормирования и оплаты труда.

 

Научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы планируются в связи с разработкой  новых видов продуктов, машин, оборудования, эффективных средств механизации  и автоматизации производственных процессов, передовых технологий.

 

Разработка плана технического развития и организации производства должна опережать разработку всех остальных  разделов плана предприятия, так  как этот раздел является обоснованием многих его показателей.

 

По всем мероприятиям, включаемым в план, определяются затраты, необходимые  для их выполнения, назначаются исполнители  и сроки выполнения, рассчитывается экономия условно-годовая и до конца  года, определяется влияние мероприятий  на увеличение мощностей, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли, повышение технико-экономического уровня производства выпускаемой продукции.

 

Увязка плана технического развития с другими его разделами  осуществляется при помощи показателей, характеризующих экономию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, полученных в связи с внедрением организационно-технических мероприятий.

 

Общее ускорение научно-технического прогресса требует быстрой разработки и внедрения новшества в качестве защиты от морального старения 1.Эти  же обстоятельства требуют разработки научной идеи, новой технологии в  различных направлениях для поиска наиболее рационального и перспективного решения , для получения производственных методов или продуктов, пригодных для использования в разных отраслях.

Своеобразие современного этапа научно-технического прогресса в также в том, что ключевое значение приобретают фундаментальные науки. Это объясняется рядом причин, в том числе и экономическими.

1) Во-первых, скорость появления  новых изобретений способствует  увеличению скорости морального  износа уже имеющейся техники  и технологии. Следующее за этим  обесценение постоянного капитала  вызывает значительный рост издержек , падение конкурентоспособности. Поэтому глубокая научная проработка природы используемых процессов, общих принципов организации различных видов материи становится условием для совершенствования уже существующих технологий или быстрой их замены новыми. Этот интерес к фундаментальной стороне научных и технических знаний настолько серьезен, что во многом определяет организационные формы инновационного процесса, способы взаимодействия науки и производства.

2) Во-вторых, новые технологии не  представляют собой изолированные,  обособленные потоки. В целом  ряде случаев они связаны и  обогащают друг друга. Но для  их комплексного использования  также необходимы фундаментальные  разработки, открывающие новые сферы  применения новейших процессов,  принципов, идей.

3) В-третьих, современный научно-технический  прогресс дает возможность альтернативных  путей развития и применения  одной и той же научно-технической  идеи в разных отраслях с  весьма различным результатом  с точки зрения эффективности.  Риск неточного выбора направления  разработки чрезвычайно велик  и может привести к утрате  позиций на рынке, потери самостоятельности  перед лицом более удачливого  конкурента. Фундаментальная разработка  должна дать “видение” вариантности  нововведения и ориентиры для  их оценки. При равенстве затрат  на НИОКР результаты могут  быть весьма различны.

 

3.2 Регулирование НТП

 Меры воздействия государства  в области инноваций можно  подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание “кейнсианского” подхода к государственной экономической политике, пред-полагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.

Информация о работе Роль технического прогресса в международных экономических отношениях