Шенгенская зона и сотрудничество

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:39, реферат

Описание работы

Каждое государство имеет собственную территорию, а значит и свои границы. Несмотря на многочисленные войны и территориальные переделы, межгосударственные границы в ходе истории продолжали укрепляться, а пограничный контроль – усиливаться. Это соответствовало объективным потребностям суверенных государств, но сдерживало международное общение, хозяйственные, культурные и другие связи друг с другом народов разных стран.

Содержание

История Шенгенского соглашения и Шенгенского законодательства
Шенгенская зона и текущий состав
Шенгенская виза и её категории
Включение Шенгенских правил в правовую систему ЕС

Работа содержит 1 файл

Shengenskaya_zona.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

 

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСТИТ ИМ. ДАЛЯ

 

ИНСТИТУТ ЮРИСПРУДЕНЦИИ  И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 

 

 

 

Кафедра «ПРАВОВЕДЕНЬЕ»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

На тему: «ШЕНГЕНСКАЯ ЗОНА И СОТРУДНИЧЕСТВО»

 

 

 

                                                                            Студентка      Охременко В.А.

                                                                                                               группа 101

            

                                                                              Преподователь Фоменко Д.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Луганск

2012

 

 

ПЛАН

 

 

  1. История Шенгенского соглашения и Шенгенского законодательства
  2. Шенгенская зона и текущий состав
  3. Шенгенская виза и её категории
  4. Включение Шенгенских правил в правовую систему ЕС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   Каждое государство имеет собственную территорию, а значит и свои границы. Несмотря на многочисленные войны и территориальные переделы, межгосударственные границы в ходе истории продолжали укрепляться, а пограничный контроль – усиливаться. Это соответствовало объективным потребностям суверенных государств, но сдерживало международное общение, хозяйственные, культурные и другие связи друг с другом народов разных стран. Для пересечения границ от иностранцев все чаще стали требовать специальное разрешение – визу, получить которую вместе с прочими необходимыми документами обычно стоит немалого времени, денежных средств и даже психологической устойчивости, выдержки и самообладания перед лицом неизбежных бюрократических процедур. Однако со второй половины XX века, прежде всего под влиянием интеграционных явлений в экономике, переходящих теперь в глобализацию, постепенно набирает силу обратный процесс: межгосударственные границы начинают «открываться», сначала немного, затем все больше. Наивысшей точки своего развития он достиг в Европе, в рамках организации Европейский союз.

1. ИСТОРИЯ ШЕНГЕНСКОГО  СОГЛАШЕНИЯ И ШЕНГЕНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

         Шенге́нское соглаше́ние — соглашение об отмене паспортно-визового контроля на границах ряда государств Европейского союза, изначально подписанное 14 июня 1985 года пятью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Германией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года и прекратило существование 1 мая 1999 года, будучи замещено Шенгенским законодательством ЕС.

      При создании Европейского экономического сообщества среди основных целей его существования было заявлено создание общего рынка, что подразумевало достижение так называемых Четырёх свобод: перемещения товаров, услуг, людей и капиталов. Ради свободы перемещения товаров и услуг в 1958 году был создан Таможенный союз, а также приняты многочисленные иные соглашения. Тем не менее, свобода перемещения людей оставалась стеснённой. Хотя гражданам государств ЕЭС не требовались визы для взаимных поездок, сохранение паспортного контроля означало необходимость получать паспорта и потери времени при прохождении границ. Соглашение о постепенном отказе от пограничного контроля было подписано 14 июня 1985 года представителями Бельгии, Люксембурга, Нидерландов,  Франциии ФРГ на судне «Принцесса Мари-Астрид» посреди Мозеля, в месте схождения границ Люксембурга, Франции и ФРГ и получил название по ближайшей к этому месту деревне Шенген. Точка схождения границ именно этих трёх стран была выбрана в связи с тем, что аналогичное законодательство об отмене паспортного контроля к тому времени уже применялось странами Бенилюкса. Изначально договор существовал независимо от других структур европейской интеграции, в частности из-за того, что между европейскими странами не было консенсуса по вопросу об отмене пограничного контроля. В исходном варианте соглашение предусматривало только постепенную замену паспортного контроля на визуальное наблюдение за индивидуальными транспортными средствами, которые могли бы не останавливаться на границах, а лишь проследовать с пониженной скоростью. В 1986 году был принят Единый Европейский акт, поставивший цель создать единый рынок в Европе в срок до 31 декабря 1992 года. Началась разработка Договора об образовании Европейского союза, который был позже принят в Маастрихте. Договор учреждал понятие гражданства Европейского союза. Граждане ЕС отныне получали неотъемлемое право перемещаться по всей территории ЕС. Рост подвижности населения ставил вопрос о необходимости постепенного полного отказа от пограничных процедур на внутренних границах ЕС.

        В 1990 году теми же пятью государствами была подписана Конвенция о введении в действие и применении Шенгенского соглашения. Именно этой конвенцией было предусмотрено создание Шенгенской зоны с полной отменой регулярного паспортного контроля, унифицированной визовой политикой для владельцев обычных паспортов, полицейским и судебным сотрудничеством. Соглашение заработало в 1995 году для семи стран (к первоначальным участникам присоединились Испания и Португалия).

       1 мая 1999 года вступил в силу Амстердамский договор, внесший изменения в Европейский союзный договор. В соответствии с V разделом обновлённого договора положения Конвенции о введении в действие и применении Шенгенского соглашения были включены в законодательство ЕС. Соответствующий раздел европейского законодательства заместил Шенгенское соглашение и получил собирательное название Шенгенского законодательства. Новые члены ЕС не подписывают Шенгенское соглашение как таковое: они обязываются исполнять Шенгенские правила как часть законодательства ЕС, которое они должны принять целиком при вступлении. Изменения в Шенгенское законодательство вносятся не в соответствии с условиями, которые были определены в исходном соглашении, а в рамках законодательной процедуры ЕС.

2. ШЕНГЕНСКАЯ  ЗОНА И ТЕКУЩИЙ СОСТАВ

       Шенгенская зона включает в себя двадцать семь европейских государств, присоединившихся к одноимённому соглашению, подписанному в городе Шенген (Люксембург) в 1985 году. В плане международных путешествий Шенгенская зона действует во многом подобно единому государству с пограничным контролем на внешней границе — при въезде и выезде из зоны, но без пограничного контроля на внутренних рубежах государств, входящих в эту зону.

        Существовавшая изначально отдельно от Европейского союза нормативно-правовая база Шенгенской зоны была инкорпорирована вединое законодательство сообщества при вступлении в силу Амстердамского договора в 1999 году, хотя Шенгенская зона официально включает и четыре страны, не входящие в ЕС: Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн, а также де-факто включает ещё три европейских микро-государства: Монако, Сан-Марино и Ватикан, которые также не являются членами ЕС. Кроме того, со стороны еще одной страны: Андорра, отсутствует внутренний пограничный контроль на границах со странами шенгенской зоны. Все страны Европейского союза, кроме Великобритании и Ирландии, обязались войти в Шенгенскую зону, и все, кроме Румынии, Болгарии и Кипра, уже сделали это. На данный момент зона охватывает площадь в 4 312 099 км², на которой проживают свыше 400 млн человек. Шенгенские правила подразумевают устранение пограничного контроля на внутренних границах между государствами, вошедшими в зону, и одновременно укрепление пограничного контроля с третьими государствами, граничащими с зоной. Также страны обязуются вести единую политику в отношении временно въезжающих лиц (включая единую Шенгенскую визу), вести согласованный контроль на внешних границах и развивать трансграничное полицейское и судебное сотрудничество. Для удостоверения личности в аэропортах, отелях или при полицейском контроле может требоваться паспорт или идентификационная карта государства-члена ЕС. В исключительных случаях при наличии угрозы внутренней безопасности или общественному порядку (например, при проведении важных политических саммитов или спортивных соревнований) пограничный контроль на внутренних границах между некоторыми странами Шенгенской зоны может восстанавливаться на ограниченный срок до 30 дней.

Текущий состав:

  1. Австрия     28 апреля 1995
  2. Бельгия      19 июня 1990
  3. Болгария    1 января 2007
  4. Венгрия      1 мая 2004
  5. Германия    19 июня 1990
  6. Греция         26 марта 2000
  7. Дания           25 марта 2001
  8. Исландия     19 декабря 1996
  9. Испания       25 июня 1991
  10. Италия         17 ноября 1990
  11. Латвия        1 мая 2004
  12. Литва           1 мая 2004
  13. Лихтенштейн   28 февраля 2008
  14. Люксембург     19 июня 1990
  15. Мальта              1 мая 2004
  16. Нидерланды      19 июня 1990
  17. Норвегия      19 декабря 1996
  18. Польша           1 мая 2004
  19. Португалия     25 июня 1991
  20. Словакия       1 мая 2004
  21. Словения       1 мая 2004
  22. Финляндия    19 декабря 1996
  23. Франция        19 июня 1990
  24. Чехия              1 мая 2004
  25. Швейцария     16 октября 2004
  26. Швеция          19 декабря 1996
  27. Эстония           1 мая 2004

3.ШЕНГЕНСКАЯ  ВИЗА И ЕЁ КАТЕГОРИИ

        Шенгенская виза - виза, выдаваемая одной из стран стран Шенгена и позволяющая посещать все страны шенгенского визового союза. Оформляется на бланке "евровизы", которая сама по себе не обязательно является шенгенской. Для того, что бы виза была шенгенской, в верхней строчке должно быть указано, что она действительная для стран Шенгена. Впечатывается это на национальных языках.

     Категории виз унифицированы по всем странам ЕС.

  • Категория A. Аэропортовая транзитная виза. Выдаётся тем, кто совершает авиаперелет транзитом через страну-участницу законодательства ЕС в сфере визовой политики и безопасности (Шенгенского законодательства). Она подразумевает под собой разрешение на пребывание в транзитной зоне аэропорта страны-участницы, но не даёт права перемещения внутри страны.

  Этот тип является обязательным для граждан следующих государств: Афганистан, Бангладеш, Гана, Ирак, Иран, Демократическая Республика Конго,Нигерия, Пакистан, Сомали, Шри-Ланка, Эритрея, Эфиопия.

Государства-участники  имеют право распространять требование наличия аэропортовой визы для проследование  через международные аэропорты  на своей территории на граждан иных государств. В частности, граждане Российской Федерации должны иметь визу этого типа для проследования через аэропорт на территорииФранции при условии прибытия в него прямым рейсом з Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Египта, Молдавии, Турции или Украины.

Требование наличия  аэропортовой визы не распространяется на тех, кто:

    • имеет действительную шенгенскую визу,
    • имеет действительную национальную визу или вид на жительство, выданные членом ЕС или государством-участником законодательства ЕС в сфере визовой политики и безопасности,
    • имеет действительный вид на жительство, выданный Андоррой, Канадой, Сан-Марино, США или Японией, при условии, что этот документ гарантирует безусловное право возвращения в соответствующую страну,
    • имеет действительную визу государства-участника ЕС или Европейской экономической зоны, Канады, США или Японии, или возвращается из соответствующей страны сразу после того, как таковая виза была использована,
    • является членом семьи гражданина ЕС,
    • имеет дипломатический паспорт,
    • является членом экипажа воздушного судна, обладающим гражданством государства-участника Чикагской конвенции о международной гражданской авиации.
  • Категория B. Транзитная виза, действительная для одного, двух или, в исключительных случаях, нескольких въездов с целью проследования через территорию одного из государств-участников в третье государство. Срок транзита не превышает 5 дней.

Этот тип визы не выдаётся гражданам государств, которым предоставлено  право безвизового пребывания на территории стран-участниц Шенгенского  законодательства. С 5 апреля 2010 года визы категории B не выдаются для Шенгенской зоны, однако по-прежнему выдаются для стран и территорий, не входящих в неё.

  • Категория С. Краткосрочная виза, действительная для одного или нескольких въездов, причем общая продолжительность пребывания не может превышать трех месяцев (90 дней) из всякого полугодия (180 дней) на всей территории стран-участниц Шенгенского законодательства.

Этот тип визы не выдаётся гражданам государств, которым предоставлено  право безвизового пребывания на территории стран-участниц Шенгенского  законодательства. Виза категории C, выданная государством, полностью применяющим Шенгенское законодательство, даёт право въезжать и перемещаться по всей Шенгенской зоне (кроме виз LTV, см. ниже). Виза категории C, выданная государством, частично применяющим Шенгенское законодательство, даёт право въезжать и перемещаться только по территории этого государства. Странами Шенгенской зоны с 5 апреля 2010 года визы категории C выдаются и для транзита.

Информация о работе Шенгенская зона и сотрудничество