Стратегия Европа 2020

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:45, доклад

Описание работы

Исследование политики государства в экономической сфере имеет важное значение. Необходимость государственного вмешательства в рыночные механизмы хозяйствования обусловливают необходимость теоретического обоснования сущности, содержания, роли и места экономической политики в обществе. Политика – это политический курс, осознанно проводимая политическая линия или стратегия. Экономическая политика – процесс реализации общественных интересов, сформированных в контексте определенных ценностей и потребностей

Работа содержит 1 файл

евроинтеграции. Стратегия ЕВРОПА 2020.docx

— 40.96 Кб (Скачать)

 

ЕВРОПА 2020: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ  ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 Исследование политики  государства в экономической  сфере имеет важное значение. Необходимость государственного вмешательства в рыночные механизмы хозяйствования обусловливают необходимость теоретического обоснования сущности, содержания, роли и места экономической политики в обществе. Политика – это политический курс, осознанно проводимая политическая линия или стратегия. Экономическая политика – процесс реализации общественных интересов, сформированных в контексте определенных ценностей и потребностей. [1 с. 16]

Разработкой политики следует  считать процесс определения  целей, при-оритетов, задач, количественных и временных характеристик, конкретных ис-полнителей и необходимых ресурсов. Разработка экономической политики – это принятие государственных решений, связанных с законодательным процессом (парламент) и оперативным управлением со стороны органов исполнительной власти (правительство). Разработка экономической политики государства заключается в ее научном обосновании, учете необходимости обеспечения социально-экономической стабильности и развития страны. Это предполагает научное определение целей, задач и приоритетов, отражающих потребности и интересы общества, выбор механизмов и инструментов ее практической реализации. Сложности разработки экономической политики обусловливают необходимость соблюдения определенных требований, которым должны удовлетворять этот процесс и содержание самой политики [1 с. 19].

Так, публичные документы, раскрывающие содержание политики (про-граммы, планы), не могут иметь сугубо формального идеологического значения. Это должны быть реальные действенные политические документы, сви-детельствующие о понимании политиками своей ответственности за последствия решений, которые они принимают. Изменение содержания экономической политики основывается на изменениях законодательных и нормативных актов и документов [1 с. 19].

Так, в марте 2010 года была одобрена новая европейская стратегия экономического развития на ближайшие 10 лет – «Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста».

За 2008-2010е года Европа, да и весь мир, столкнулись с тяжелейшим экономическим кризисом со времен Великой Депрессии. В результате Европа сделала шаг назад в экономическом плане и в общем развитии ЕС. Высокий уровень безработицы, медленный экономический рост, возрастающий уровень внешнего долга – такие проблемы выделяет ЕС на сегодняшний день. Несмотря на то, что экономическая ситуация начинает выправляться, она пока остается нестабильной. Все это происходит на фоне участия Европы в решении долгосрочных общемировых задач: глобализация, нехватка природных ресурсов, изменение климата, старение нации [2].

По глубокому убеждению  лидеров ЕС, только совместные действия всех государств-членов помогут Европе успешно выйти из кризиса. Стратегия  «Европа 2020» раскрывает европейскую  социально-экономическую концепцию 21-ого века. Стратегия дает понять, как Европа собирается выходить из кризиса  и как повернуть сегодняшнюю нестабильность в сторону разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста и развития. Для достижения необходимых результатов Европе понадобится усиление управления экономикой [3].

 «Европа 2020» устанавливает три основных фактора укрепления экономики [5]:

- Разумный рост: развитие экономики, основанное на знаниях и инновациях.

- Устойчивый рост: создание экономики, основанной на целесообразном использовании ресурсов, экологии и конкуренции.

- Всеобъемлющий рост: способствование повышению уровня занятости населения, достижение социального и территориального согласия.

ЕС ставит перед собой  определенные цели к 2020 году. Это [4] :

- 75% населения в возрасте  от 20 лет до 64 лет должны быть  трудоустроены.

- 3% ВВП ЕС должно быть  инвестировано в исследования  и разработки.

- Достижение целей энергетической  политики и политики по поводу  изменения климата (включая 30%-ное снижение загрязнения окружающей среды).

- Доля учеников, бросивших  школы, не должна превышать  10%. Не менее 40% молодежи должы иметь высшее образование.

- Сокращение числа людей,  находящихся в опасности оказаться  за чертой бедности, на 20 млн.

Для того, чтобы государства-члены смогли адаптировать стратегию «Европа 2020» к своей конкретной ситуации, Европейская Комиссия предлагает государствам трансформировать цели ЕС в свои национальные стратегии [3].

Цели отражают основную суть разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста, но они не являются исчерпывающими, ЕС ставит перед собой большое  количество задач в ходе выполнения стратегии «Европа 2020». Для скорейшего развития и достижения поставленных целей ЕС считает приоритетными  следующие 7 направлений деятельности [3] :

- «Инновационный Союз» для улучшения условий и возможностей финансирования исследований и инноваций, чтобы гарантировать, что инновационные идеи будут использованы в товарах и услугах, что будет способствовать экономическому  росту и созданию новых рабочих мест.

- «Движение Молодежи» для усиления результативности образовательных систем и способствования привлечению молодых людей на рынок труда.

- «План развития цифровых технологий в Европе» для ускорения повсеместного развития высокоскоростного интернета и предоставления возможностей участия в общем цифровом коммерческом пространстве для частных физических и юридических лиц.

- «Целесообразное использование ресурсов в Европе», чтобы сделать экономический рост независящим от ресурсов, способствовать переходу на экономику с низким содержанием углерода, увеличить использование источников возобновляемой энергии, провести модернизацию транспортного сектора и обеспечить разумное использование источников энергии.

- «Индустриальная политика, направленная на глобализацию» для улучшения предпринимательской среды, в особенности для среднего и малого бизнеса, для поддержки развития мощной и устойчивой промышленной  базы для повсеместной глобализации.

- «План по развитию новых способностей и увеличению количества рабочих мест», чтобы произвести модернизацию рынков труда, дать людям возможность получать новые знания и навыки, чтобы увеличить возможность трудоустройства, улучшения соотношения спроса и предложения на рынках труда, включая трудовую мобильность.

-«Европейская политика против бедности», чтобы социальное и территориальное взаимодействие было распространено на всей территории и достижения в сфере экономического развития и занятости населения помогали понижать уровень бедности по всему ЕС [2]. 

Семь основных направлений  деятельности, изложенные выше, являются приоритетными как для ЕС, так  и для государств-членов. Политические, экономические и социальные инструменты  ЕС, в особенности Внутренний рынок, финансовые рычаги, инструменты внешней  политики, будут задействованы в  устранении препятствий и достижении целей «Европы 2020». 

Кроме этого необходимо усилить  управление экономикой. Две основные опоры «Европы 2020» [3]:

1. решение тематических  задач, отмеченных выше,  соединяя приоритеты и основные цели;

2. помощь государствам-членам  в разработке своих стратегий  развития.

Осуществления второй опоры  предполагает разработку единых руководящих  принципов по каждому направлению  деятельности, направление рекомендаций европейским государствам, введение мер воздействия в случае отсутствия у государства-члена адекватной реакции на ситуацию, предоставление отчетов по проведению стратегии  «Европа 2020» и оценка эффективности  использования норм «Пакта о стабильности и процветании» [3].

Совет ЕС будет являться центральным узлом стратегии  «Европа 2020», Европейская Комиссия будет отслеживать продвижение  к целям, координировать политики государств-членов, вносить необходимые предложения  для управления процессами и продвижения  первоочередных задач. Европейский  Парламент станет движущей силой  стратегии, действующий в качестве законодателя по вопросам основных приоритетных направлений деятельности и в  качестве силы, объединяющей граждан, выражающих мнение по поводу проводимой политики. Этот подход, основанный на кооперации органов власти ЕС также должен распространяться на комитеты, национальные парламенты, национальные, региональные и  местные власти, социальные силы, и на все заинтересованные стороны и гражданское общество в целом, таким образом, чтобы задействовать в процессе реализации стратегии как можно больше сил Европы [2].

Рассмотрим детальнее  факторы укрепления экономики и  основные направлления деятельности «Европы 2020».

 

РАЗДЕЛ 2.

ФАКТОРЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ  И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЕВРОПЫ 2020»


2.1.       Разумный рост – экономика, основанная на знаниях и инновациях

Разумный рост в понимании  ЕС означает усиление взаимодействия научных знаний, исследований и инноваций  с экономическим ростом и развитием  ЕС. Этот фактор укрепления экономики  включает в себя повышение качества образования, повышение качества проведения исследований, поддержка распространения  инновационных технологий и знаний по всему ЕС, увеличивая доступа  к информации и технологиям общения, а также гарантируя, что инновационные  технологии будут использоваться в  целях достижения глобальных социальных целей [3].

Приоритетные направления  деятельности:

  • «Инновационный Союз» Задача этого направления – перенацелить исследования, разработки и инновации на сегодняшние основные проблемы общества, такие как изменение климата, целесообразное использование энергии и ресурсов, демографические проблемы и проблемы здравоохранения.
  • «Движение молодежи» Целью этого направления является увеличение международной привлекательности европейского высшего образования и повышение качества образования и обучения на всех уровнях в ЕС, сочетая вместе совершенство и равенство, с помощью предоставления обучающимся и обучающим возможности передвижения в пределах ЕС, улучшения ситуации в сфере занятости молодых специалистов.
  • «План развития цифровых технологий в Европе» Целью этого направления является получение устойчивой экономики и социальных благ путем создания Общего Цифрового Рынка ЕС, основанного на высокоскоростном интернете и совместимых приложений с возможностью широкополостного доступа для всех граждан ЕС к 2013 году, а также обеспечение увеличения скорости пользования интернетом  к 2020 году, а кроме того увеличение на 50% и более количества частных лиц, подключенных к интернету со скоростью более 100 Мбит/с [2].

Действия в этом направлении  откроют инновационные возможности  европейских государств, улучшат  результаты образовательного процесса, помогут в развитии экономических  и социальных преимуществ цифрового  общества. Все процессы должны осуществляться на уровне ЕС, национальном, региональном и местных уровнях.

 

2.1. Устойчивый рост – продвижение идеи более целесообразного использования природных ресурсов, улучшения экологической обстановки и конкурентоспособности в экономике.

Устойчивый рост означает построение экономики на основании  целесообразного использования  ресурсов, устойчивой и конкурентоспособной  экономики, используя лидерство  Европы в разработке новых процессов  и технологий, включая экологически чистые технологии. Такой подход должен привести Европу к малозагрязненному, наполненному природными ресурсами  миру. Фактор устойчивого роста станет основой еще более углубленного экономического, социального и территориального  сплочения наций ЕС [3].

Приоритетные направления  деятельности:

1.       «Целесообразное использование ресурсов в Европе»

Цель этого направления  деятельности заключается в поддержке  движение в направлении целесообразного  использования ресурсов и низко-углеродной экономики, которая эффективно использует все возможные ресурсы. Необходимо отделить экономический рост от использования  ресурсов и экономики, поддерживать идеи сохранения энергии [3].

На уровне ЕС Европейская  Комиссия будет работать в следующих  направлениях [2]:

- мобилизовать финансовые  рычаги ЕС, как составную часть  инвестиционной политики, которая  совмещает вместе ЕС, национальные  публичные и частные фонды;

- улучшить основные принципы  действия инструментов рынка  торговля ценными бумагами, налоги  и сборы в области энергетики, государственная помощь);

-вносить предложения  относительно уменьшения использования  углерода в транспортном секторе  в поддержку возрастающей конкуренции  в этой области;

- ускорить внедрение стратегических  проектов для решения основных  проблем ЕС;

- закончить построение  единого энергетического рынка  и ввести в действие Стратегический  План Использования Энергетических  Ресурсов, который строится на  идее использования возобновляемой  энергии.

- выступить с инициативой  обновления европейских сетей,  включая трансевропейскую энергетическую сеть, а также поддержать проекты создания инфраструктуры в балтийском, балканском, средиземноморском и евразийском регионах;

- одобрить и внедрить  пересмотренный план по целесообразному  использованию энергии и внедрить  программу по целесообразному  использованию ресурсов;

- определить основные  направления деятельности в области  структурных и технологических  изменений, необходимых для достижения  к 2050 году низкоуглеродной, благоприятной для окружающей среды экономики, целесообразно использующей ресурсы.

Информация о работе Стратегия Европа 2020