Таможенный союз, проб леммы предпринимателей и пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 06:27, статья

Описание работы

Формирование таможенного союза трех стран – Белоруссии, Казахстана и России, это итого работы нашего Президента – Назарбаева Н.А.. Экономики наших стран исторически связались так, что любые административные барьеры между нашими странами отрицательно сказываются в интересах общества и государства во всех трех странах. И первым таким барьером являлись таможенные границы между нашими странами. Наш президент предложил начать процесс путем устранения первого барьера - всех таможенных формальностей между нашими странами.

Работа содержит 1 файл

Таможенные союз, методы формирование, проблемы ,пути решения.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Этап  2. Доставка грузов до места таможенной очистки грузов. 

      В соответствии с таможенным законодательством, при перемещении грузов, находящихся под таможенным контролем с приграничных пунктов пропуска до места назначения, мерами обеспечения соблюдения таможенного транзита являются:

   1) обеспечение уплаты таможенных  пошлин, налогов в отношении иностранных  товаров;

   2) таможенное сопровождение;

   3) установление маршрута перевозки  товаров.

  Если в части обеспечения уплаты таможенных пошлин все нормы прозрачны и ясны, то в части сопровождения и установления маршрута перевозки возникают проблемы как для перевозчиков, так и для получателей груза.

     На  практике, для того чтоб выйти под  таможенным сопровождением формируется  караван из нескольких  транспортных средств. Перевозчикам приходится ожидать ,пока сформируется караван и эти  ожидания длятся в течении одного –двух суток.

     А процессы установления маршрута не отрегулированы, что приводит к многообразию толкования и применения данной нормы сотрудниками таможни в приграничных пунктах  пропуска. Пожелает таможенник отправить  транспортное средство прямым маршрутом  или отправить груз через Гималаи. Все зависит от настроение таможенника, от поведения перевозчика и т.д.

     Следует отметить, что таможенные границы  ТС расширились до масштабов трех государств, следовательно, расстояния между таможенными органами отправления  и назначения увеличились многократно. И мера обеспечения доставки товаров в виде сопровождения существенно влияет на расходы по перевозке.

     В качестве решения, которое позволит сократить расходы, уменьшить сроки  доставки грузов и т.д. предлагается    внедрить автоматизированную системы в рамках ГЧП, задачей которой должно обеспечение автоматизированного контроля перемещения таможенных грузов по территории  Казахстана.

     В части нормы по сопровождению  необходимо, чтобы данная мера применялась в виде исключения определяемых на основе системы управления рисками либо при наличии нарушении законодательства ТС со стороны перевозчика, или иной подобной информации.

     А нормы в части «установления  маршрутов перевозки товаров» исключить»

     Необходимо  отметить данное решение применимо по отношению к автомобильным видам транспорта и что полная автоматизация процессов контроля доставки товаров позволит исключить требование по помещению грузов в места временного хранения в течение ограниченного срока времени. 
 

Этап  3. Помещение грузов  в места временного хранения  

     До  введения в действие Таможенного  кодекса Таможенного союза, участникам внешнеэкономической деятельности (УВЭД)  предоставлялось ряд альтернативных решений  при доставке грузов до места их таможенной очистки.  С  января 2010 года все товары, находящиеся под таможенным контролем обязаны доставляться в места временного хранения. При этом жестко регламентированы сроки помещение грузов в СВХ с момента их прибытия в места таможенного контроля: «Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия».

     В сумме все эти нормы привели:

1. к  увеличению затрат для УВЭД;

2. к  потерям выгод от применения  процедуры предварительного  и  периодического таможенного декларирования.

      Эти же факторы явились одной из причин, которые повлияли на увеличение затрат, срыва сроков реализации государственной Программы  формированного индустриального развития и других программ.

      В качестве решения, которое позволит решить задачу по минимизации временных и финансовых затрат УВЭД в процессах таможенной очистки грузов предлагается внедрить нормы, которыми определить что УВЭД, обеспечивающие предварительное информирование и уплату таможенных платежей и налогов в отношении перемещаемых грузов предоставляется привилегии:

1) по  перемещению в приграничных пунктах пропуска транспортных средств с грузами по зеленому коридору;

2)  исключения таможенного сопровождения грузов;

3) разрешению  помещать грузы, находящиеся под  таможенным контролем на свои  склады до завершения их таможенного  оформления. 
 

Этап  4. Таможенное оформление грузов 

     По  результатам Исследований для оформления грузов в таможенные органы необходимо представить следующее количество документов:

    • по импорту – свыше 17;
    • по экспорту – свыше 15;
    • при транзите  - 3 основных и 4 дополнительных

     Процедура оформления грузов требует выполнения следующего количества отдельных бизнес процессов:

    • при импорте - 21 (см. рис 1);
    • при экспорте – 17 (см. рис 2);
    • при транзите  -  19 (см .рис.3)

       При чем эти процессы, во многих  случаях,  связанны с контролем  со стороны  различных государственных органов и во многих  случаях требует представления одного и того же пакета документов.

     В результате:

     1) непосредственно  для подготовки импортной декларации на товары необходимо, по крайней мере, 13 документов. Однако для получения этих документов в свою очередь нужно еще получить другие дополнительные документы, число которых свыше 40;

     2) непосредственно  для подготовки экспортной декларации на товары необходимо, по крайней мере, 12 документов. Однако для получения этих документов в свою очередь нужно еще получить другие дополнительные документы, число которых доходит до 50.

     Сам этап таможенного оформления, в свою очередь делится  на этапы:

  1. Подготовка разрешительных документов для перемещения грузов. Хотя этот этап проводится, в основном,  до момента перемещения грузов через таможенную границу.
  2. Подготовка, подача  грузовой таможенной декларации вместе с пакетом документов.
  3. Контроль и проверка таможенных документов  в таможенных органах
  4. Досмотр груза
  5. Завершения таможенной очистки и выпуск груза

     По  первому и второму этапу НЭП «Атамекен» продвигает рекомендации по внедрению рекомендации ЕЭК ООН № 33 «Механизм единого окна». Надо отметить, что в этом направлении уже подготовлена программа и мы надеемся, что с 2014 года предприниматели в части получения разрешительных документов и оформления грузов в таможенных органах будут работать через информационную систему «Единое окно в экспортно-импортных операциях».

     По  третьему этапу, в процессе контроля и оформления ГТД в таможенных органах, основной проблемой, с которой сталкиваются УВЭД, является таможенная стоимость и методы ее определения таможенными органами. В своем отчете Исследований эксперты RTLC USAID указали:

   «Основным методом определения таможенной стоимости товаров является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами, т.е. фактическая стоимость по контракту.

   Лишь  в случае невозможности использования  основного метода последовательно  применяется каждый из перечисленных  методов. При этом каждый последующий  метод применяется, если таможенная стоимость товаров не может быть определена путем использования предыдущего метода. Только по заявлению декларанта методы вычитания и сложения стоимости применяются в обратной последовательности.

   Однако, в нарушение указанной схемы  определения стоимости товаров, несмотря на наличие полного пакета документов, подтверждающих контрактную стоимость товара, таможенные органы стараются принять шестой резервный метод («условной цены») определения стоимости, т.е. применяют условные цены согласно информационному справочнику, делая это путем применения всевозможных административных рычагов воздействия (в основном через таможенных представителей), которые вынуждены подавать корректировку таможенной стоимости. Тогда как определение Резервного метода согласно статьи 107 КоТД прописано следующим образом: «если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 101, 103 - 106 (т.е. предыдущими методами) настоящего Кодекса, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на таможенной территории таможенного союза, путем использования способов, совместимых с принципами и положениями настоящего Кодекса».

   Большинство участников ВЭД вынуждены принять условия и методы определения стоимости товаров во избежание простоев транспорта и товаров на складах временного хранения, срывов сроков поставки товаров. Таким образом, многие участники ВЭД принимают условные цены, которые в несколько раз выше фактической уплаченной продавцу цене товара, что приводит к увеличению размера взыскиваемых таможенных платежей и налогов.

   Данное  обстоятельство отражается в конечной цене продукта, товара, поставляемого  на рынки страны».

   В качестве решений, которые позволят исключить проблемы  определения таможенной стоимости возможно применение следующих решений:

   1. Принятие тарифной политики,   по которой ставки определять  не в процентном отношении  к таможенной стоимости, а весовых  и количественных параметрах

   2. В рамках ГЧП создать автоматизированную систему формирования и единого банка данных по производителям товаров  и стоимости их реализации на условиях FOB склад производителя. Данную автоматизированную систему интегрировать с информационной системой Министерства финансов, подразделения которого являются основными пользователями этой информации. Сам процесс взаимодействия обеспечить по принципу полного исключения человеческого фактора при формировании и обмене информацией по банку данных цен на товары производителей.

   При этом необходимо дополнительно нормативно определить, что в случае не согласия с ценой, заявленной декларантом, дополнительной информацией для анализа достоверности заявленной цены для контролирующих органов являются сведения по банковским операциям оплаты за поставленный товар.

   Необходимо  отметить, что во многих странах  органом, обеспечивающим формирование, ведение и сопровождение банка данных цен производителей товаров являются Торговые промышленные палаты (далее- ТПП) . С учетом того, что   ТПП Казахстана уже наладил тесные и успешные взаимоотношения с ТПП многих стран мира, эту задачу можно выполнить в кратчайшие сроки. 
 

Этап  4. Таможенные проверки грузов в течении 5 лет, после их таможенной очистки. 

     В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и Республики Казахстан «Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.»

     В этом процессе предприниматели столкнулись с проблемой, когда после завершения таможенной очистки грузов, уплаты всех таможенных платежей и налогов и передача оформленных товаров  для их использования на территории Казахстана,  по результатам таможенной  выставляются уведомления об уплате таможенных платежей и налогов, неверно начисленных при первоначальном оформлении. На практике таможенными органами, в основном,  дополнительное уведомление для УВЭД об уплате  платежей поступают в случаях, когда толкование той или иной нормы налогового, таможенного кодекса  или международного договора понимается неоднозначно. Подобная ситуация, к примеру, сложилась в процессе применения норм Налогового кодекса Республики Казахстан. 

Информация о работе Таможенный союз, проб леммы предпринимателей и пути решения