Теоретические основы международной торговли. Современные тенденции развития международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является изучение как теорий раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, так и объективных закономерностей развития мировой торговли, в том числе мировой торговли России.

Основные задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды;

2.Определить основные направления товарных потоков между странами и факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке;

3. Проанализировать место России в мировой торговле.

Содержание

Введение

Глава I. Теории международной торговли

1.Классические теории международной торговли
2.Современные теории международной торговли
Глава II. Международная торговля на современном этапе развития

2.1 Понятие и закономерности развития мировой торговли

2.2 Структура и основные товаропотоки международной торговли на современном этапе развития

Глава III. Внешняя торговля Российской Федерации

3.1 Особенности торговли России на современном этапе

3.2 Место России в международной торговле

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Междун торговля.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

       В 1990 г. американский экономист М. Портер опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран», изданное в 1993 г. на русском языке под названием «Международная конкуренция».

       Теория М. Портера фокусирует внимание на тех конкретных свойствах отдельных наций, которые являются предпосылками успеха национальной промышленности в международной конкуренции на характеристиках экономической среды, политики правительств.

       М. Портер создал оригинальную теорию конкурентного преимущества страны. Центральное место в его концепции занимает идея так называемого национального ромба, раскрывающего 4 главных свойства («детерминанта») экономики, формирующих конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны. Детерминанты конкурентного преимущества – характеристики наиболее значимых источников конкурентного преимущества компаний обрабатывающих отраслей промышленности.

  1. Фактор условия (наличие в стране основных факторов производства);
  2. Условия внутреннего спроса, вызывающих эффект масштаба (спрос определяется для развития фирмы, спрос на конкретные товары и услуги, оказывает определенное влияние на конкурентные преимущества, за счет эффекта масштаба);
  3. Наличие смежных и поддерживающих отраслей (состояние и уровень обслуживающих и близких отраслей и производств, обеспечение соответствующим оборудованием, наличие тесных контактов с поставщиками);
  4. Стратегии структуры фирмы и её место во внутриотраслевой конкуренции.

       Перечисленные детерминанты образуют национальный «ромб», представляющий собой систему, компоненты которого взаимно усиливают друг друга. «Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны.15

       В эту схему также включается случайные события и действия Правительства, которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентное преимущество страны.

       Для разных стран характерно разное сочетание этих факторов, в соответствии с которыми Портер выделяет 4 стадии жизни цикла страны:

  1. Стадия факторов производства (factor – driven economy) - страны, находящиеся на этой стадии, конкурируют за счет использования конкурентных преимуществ, связанных с факторами производства, более дешевой рабочей силой;
  2. Стадия инвестиций (investment – driven economy) – конкурентоспособность экономики базируется на инвестиционной активности государства и национальных фирм. Рост инвестиций приводит к созданию новых факторов и развитию современной инфраструктуры;
  3. Стадия нововведений (innovation – driven economy) – Повышение разнообразного потребительского спроса в связи с ростом личных доходов, повышения уровня образования;
  4. Стадия богатства (prosperity – driven economy) – спад производства, движимой силой экономики служит уже достигнутое изобилие.16

       Таким образом, теория конкуренции связывает включение страны и отдельной фирмы в мировую торговлю с условиями конкуренции, преимущества в конкурентоспособности своих товаров, поступающих на внешний рынок. Острая конкуренция на внутреннем рынке стимулирует выход фирмы за границу, способствуя поиску ею внешних рынков. Концепции независимости взаимозависимости и зависимости, помогают объяснить структуру мировой торговли и торговую политику стран.

     Теория  предпочтения сходства

       Все рассмотренные ранее теории международной торговли объединяет то, что в них источник сравнительных преимуществ связан с характеристиками производства. Экспортная специализация страны обуславливается присущими ей минимальными издержками производства. Американский экономист С. Линдер полагает, что в международной торговле промышленными товарами направления товаропотоков зависят от характеристик спроса не меньше, чем от предложения. Он выдвинул гипотезу о том, что набор (ассортимент) товаров, производимых в отдельной стране, не совпадает с разнообразием потребностей её потребителей. Международная торговля является средством получения недостающего ассортимента товаров. Основываясь на этом предположении, можно указать, какие страны будут наиболее вероятными торговыми партнерами, т.е. иметь преобладающий удельный вес во взаимной торговле. Очевидно, решающую роль здесь будет играть сходство уровней жизни и соответствующих им жизненных стандартов. Потребители в таких странах стремятся потреблять товары схожего ассортимента и качества, что и объясняет преобладание во внешней торговле промышленно развитых стран торговых партнеров из стран того же уровня экономического развития.

       Следует ещё раз подчеркнуть, что положение теории предпочтения сходства относятся исключительно к торговле промышленными товарами. Что касается международной торговли сырьем или сельскохозяйственной продукцией, то её географическая структура вполне отвечает положениям теории Хекшера – Олина.17

     Теория  «внешнеторгового мультипликатора»

       В соответствии с этой теорией эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода,на размер занятости, потребления и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями. Он может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

       Однако не всегда наращивание экспорта приводит к благоприятному результату. Быстрое наращивание экспорта сырья приводит к такому падению мировых цен на этот продукт, которое перекрывает положительный эффект от экономического роста.

       Особое внимание следует обратить на последствия развития внешней торговли для экономики страны при изменяющемся предложении факторов производства.18

     Теорема Рыбчинского

       В 1955 году английский экономист Т. Рыбчинский обратил внимание на то, что рост производства в одной отрасли экономики может негативно воздействовать на состояние производства в другой отрасли.

       Дальнейшие исследования подтвердили первоначальную гипотезу, и установленная взаимосвязь получила название «теорема Рыбчинского», из которой следует, что растущее предложение одного из факторов производства стимулирует непропорционально больший рост производства и доходов в той отрасли, для которой этот фактор используется относительно более интенсивно, и сокращение производства и доходов в той отрасли, в которой этот фактор используется относительно менее интенсивно.19

       Из теоремы Т. Рыбчинского вытекает, что разработка новых месторождений, например нефти и газа, может затормозить развитие других отраслей, в частности обрабатывающей промышленности. И наоборот, активные капиталовложения и рост квалификации рабочей силы в быстрорастущей экономике с развитой внешней торговлей могут привести к сокращению добычи сырья и обусловить рост зависимости от его импорта.

     Теория  эффекта масштаба

       В начале 80-х гг. П. Крюгман, Р. Дризе, Г. Хафбауэр и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.

       Суть теории эффекта масштаба заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

       Согласно этой теории многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того чтобы этот эффект массового производства был реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, она позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. В результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.

       Теория эффекта масштабности производства также не является универсальной, поскольку рассматривает лишь часть номенклатуры внешней торговли.20 Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Соответственно меняется структура рынков. Они становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, ТНК, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.21

       Таким образом, можно отметить, что в рамках современных подходов к объяснению внешнеторговых потоков учитываются возможности новой, непрерывно развивающейся техники и технологии. Крупносерийные специализированные производства обеспечивают более радикальное снижение издержек на единицу выпуска, так как увеличивается объем выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, связанная с массовым производством. 

 

      Глава II. Международная торговля на современном этапе развития 

     2.1 Понятие и закономерности развития мировой торговли 

     Основой экономических отношений в мировом  хозяйстве является внешняя (международная) торговля. Материальной базой её развития выступает все более углубляющееся  международное разделение труда, которое  объективно обусловливает связь отдельных территорий и стран, специализирующихся на производстве той или иной продукции.22 В литературе часто дается следующее определение: «Международная торговля - сфера международных товарно-денежных отношений по обмену продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран, совокупность внешней торговли всех стран мира».23 Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира.

     Структурные сдвиги, происходящие в экономике  стран под влиянием НТР, специализация  и кооперирование промышленного  производства, усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям ВТО, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста.24

     Международная торговля все сильнее влияет на экономику  каждой страны. Из того, что производится в стране, все большая часть  идет на экспорт, а в объеме потребления  все большую роль играет импорт. Таким образом, совокупный объем экспорта и импорта растет, хотя их физические и стоимостные характеристики могут испытывать значительные колебания во времени.

     Международная торговля взаимовыгодна, так как  ведет к специализации и обмену. Выгода извлекается из разницы в издержках в разных странах, из лучшего размещения ресурсов. Во-вторых, она позволяет получить экономию от масштаба.

     Международная торговля характеризуется тремя  основными показателями: товарооборотом, товарной структурой и географической структурой. Объём мировой торговли (мировой товарооборот) подсчитывается путем суммирования только объема экспорта в долларах США и в ценах ФОБ экспорта.

     Под термином «внешняя торговля» понимается торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг.25 В чем состоят выгоды от внешней торговли для её участников? Эта проблема исследовалась уже в рамках меркантилизма – направление экономической мысли XVI – XVII вв. Наиболее известными представителями этого направления были английские экономисты У. Стаффорд, Т. Мен. Меркантилисты полагали, что внешняя торговля необходима стране для накопления золота, которое считалось главным источником богатства нации. Поэтому меркантилисты выступали за расширение экспорта и всемирного ограничения импорта.

       Виды внешней торговли: торговля готовой продукцией, торговля машинами и оборудованием, торговля сырьем, торговля услугами.

       Показателями, отражающими участие страны в международной торговле, являются экспортная и импортная квота.

Информация о работе Теоретические основы международной торговли. Современные тенденции развития международной торговли