Современные тенденции в развитии мировой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:14, реферат

Описание работы

Внешняя торговля является основной формой мировых хозяйственных связей. По динамике и стоимостным показателям она опережает рост мирового производства, движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей, что является одной из важнейших характеристик современной мировой экономики. Темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста основных сегментов мирового производства, в т.ч. промышленных товаров, минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.

Работа содержит 1 файл

аграрная политика.docx

— 30.25 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ФГОУ  ПО ВОЛГОГРАДСКАЯ ГСХА

 

Кафедра «экономическая теория и сельская кредитная  кооперация»

 

Дисциплина  «Аграрная политика»

 

 

 

Реферат

 

На тему: «Современные тенденции в развитии мировой торговли.»

 

 

 

 

Выполнила: студентка

                                                       гр Бух 22          Ли А. П.

 

                                                         Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2011

Современные тенденции  в развитии мировой торговли

Внешняя торговля является основной формой мировых хозяйственных связей. По динамике и стоимостным показателям  она опережает рост мирового производства, движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей, что  является одной из важнейших характеристик  современной мировой экономики. Темпы прироста международных экспортно-импортных  операций превышают темпы роста  основных сегментов мирового производства, в т.ч. промышленных товаров, минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.

Повышение значения торговли в мировой экономике, а также  ее интенсивное развитие обусловлены  объективным процессом глобализации и усилением взаимозависимости  большинства стран мира. Интенсификации мирового товарообмена способствовал  значительный прогресс в развитии международного разделения труда.

В результате глобализации экономика возрастающего числа  стран и регионов становится органичной частью мирового рыночного хозяйства, включается в мирохозяйственные связи. Рушатся институциональные, юридические и технологические барьеры, разделяющие национальные хозяйства. Силы сцепления берут верх над силами отталкивания. Экономически мир обретает черты целостности в планетарном масштабе. Во всемирном хозяйстве расширяется сфера действия общих экономических законов (интернациональной стоимости, глобальной конкуренции и др.) и функциональных взаимосвязей (дальнейшее развитие международной специализации и кооперирования и др.).

Международная сфера экономики  развивается быстрее внутреннего производства. Существенно увеличилась открытость национальных экономик - их втянутость в систему международного разделения труда. Возрастает часть национального производства (ВВП), идущего на экспорт, а также внутреннего потребления, покрываемого за счет импорта. Увеличивается значение внешних (экзогенных) факторов развития национальных хозяйств. Их судьбы все более определяются внешнеэкономической средой.

Одно из важнейших проявлений глобализации - растущая либерализация (смягчение) торгово-политического режима в системе международных экономических отношений - сначала в отношении товарных рынков, потом - рынков услуг, капиталов, затем фондовых рынков. На очереди либерализация рынков рабочей силы. На путь либерализации внешнеэкономической деятельности становится все большее количество стран.

Несмотря на общую тенденцию  либерализации международного обмена товарами, услугами и капиталом, каждое государство сохраняет определенные инструменты регулирования экспорта и импорта. Их целью является защита отечественных производителей, особенно в период структурной перестройки и преодоления кризисных затруднений, укрепление национальной безопасности - сохранение стратегических отраслей, гарантирующих непрерывность воспроизводственного процесса (энергетика, транспорт, связь и т.п.), и обороноспособности страны, получение встречных уступок от партнеров в торговле, а также обеспечение бюджетных поступлений. В то же время протекционизм повсеместно является средством проведения структурной политики, а не решения фискальных проблем. В современных условиях наблюдается не столько противостояние идеологии свободной торговли (либерализации) и протекционизма, сколько оптимальное сочетание этих двух инструментов хозяйственного регулирования в интересах максимально эффективного включения национальной экономики в мирохозяйственные связи. Пропорции и формы подобного сочетания в данный момент определяются прагматичными национальными интересами страны.

Наряду с глобализацией  активно развивается другая форма  интернационализации - регионализация - организация производства и рынка в определенном географическом пространстве. Почти все страны - члены ВТО являются участниками одной или нескольких региональных торгово-экономических группировок. Регионализация, с одной стороны, представляет определенный этап на пути к глобализации; с другой - особые интересы участников региональных объединений ослабляют согласованные в рамках международных экономических организаций механизмы регулирования и препятствуют глобальной экономической интеграции. Регионализация - основа формирования экономического полицентризма в мире.

Крупные изменения претерпела товарная структура международной торговли. Важнейшими из них стала интенсификация товарооборота готовых изделий при относительном сокращении международного обмена сырьем. С 1950 г. по 1995 г. доля готовых изделий и полуфабрикатов в мировом экспорте возросла с 9 до 78%, а сырья - снизилась соответственно с 61 по 22%. В настоящее время промышленные изделия преобладают в экспорте почти всех стран мира с рыночной экономикой, кроме африканских. В пределах основной тенденции наблюдаются значительные различия в динамике торговли отдельными группами товаров. Резко снизилась доля продовольствия - с 25% в 1950 г. до 8,2% в 1996г. Этому способствовала значительная интенсификация национального сельскохозяйственного производства в развитых странах: в результате возросла степень их самообеспеченности продовольствием. Крупнейшим поставщиком аграрной продукции на мировой рынок являются США. Сельскохозяйственный экспорт стал мощным инструментом внешней политики этой страны. Значительно упал в мировом экспорте удельный вес промышленного сырья - с 20% в 1960 г. до 4,4% в 1996 г. Сказались как снижение материалоемкости производства, так и изменения в структуре потребительского спроса в развитых странах - увеличился спрос на товары длительного пользования. В лучшем положении оказалась группа топлива - в 1950 г. ее доля в мировом экспорте составляла 10%, к началу 80-х годов в связи с бурным ростом цен на нефть в результате энергетического кризиса она превысила 20%, а к 1996 г. вновь снизилась до 8,4%. Ситуация на рынке топлива характеризуется, с одной стороны, растущим использованием энергетического сырья в химии и на транспорте; с другой стороны, снижением энергоемкости производства в промышленности и противоречиями между странами - экспортерами нефти, ведущими к снижению цен.

В результате этих процессов  изменилась роль центра и периферии в мировом экспорте. На развивающиеся страны приходится менее половины экспорта товаров, а без экспорта топлива - всего 30%. Исключение составляют нефть, натуральный каучук, какао, кофе, бананы, олово, чай, сахар, бокситы, медь, марганцевая руда, хлопок. Отсюда возрастание зависимости развивающихся стран от импорта продовольствия и промышленного сырья из развитых государств. Одновременно сохраняется большая зависимость последних от поставок топлива из развивающихся стран.

 

 

Дальнейшему увеличению международного товарообмена способствовали значительная либерализация внешнеторговой политики развивающихся стран, расширение масштабов  торговли между ними и, кроме того, сохранение благоприятной конъюнктуры  на рынках промышленной продукции во многих развивающихся и новых  индустриальных странах. Существенное значение имела также революция  в области информационных технологий и средств телекоммуникаций. Стоимость  экспорта офисного и телекоммуникационного  оборудования с начала 1990-х гг. практически  удвоилась и достигла в 1998 г. почти 15% общей стоимости мировой торговли.

Важным фактором роста  мировой торговли является существенный рост реэкспорта промышленных товаров, изготовленных в развивающихся  странах с использованием компонентов  и материалов, импортируемых в  соответствии системами торговых соглашений.

В последние годы произошли  существенные изменения в структуре  мировой торговли. В частности, значительно  возросла доля услуг средств связи и информационных технологий, в то же время сокращается доля торговли сырьевыми товарами и сельскохозяйственной продукцией.

Определенные изменения  происходят и в географическом распределении  мировой торговли. Постепенно растет торговля развивающихся стран, но особенно быстрыми темпами увеличиваются  объемы товаропотоков из новых индустриальных стран.

Среди стран с переходной экономикой более динамично развивается  внешняя торговля Китая, что позволило  стране войти в десятку крупнейших торговых держав мира.

Вместе с тем по-прежнему значительная часть мирового товарооборота - около трети мировых экспортно-импортных  операций - приходится на ведущие промышленно  развитые страны (США, Германию и Японию). В число крупнейших торговых стран  мира входят Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия.

 

 

тенденцией мирового рынка продовольствием является неуклонное снижение доли сельскохозяйственных и продовольственных товаров в общем мировом товарообороте при одновременном абсолютном росте экспорта и импорта этих товарных групп. За три последние десятилетия ХХ в. произошло снижение доли сельскохозяйственных товаров в структуре мировой торговли с 16,6 до 7,5 %, т.е. в 2,2 раза, а продовольствия – с 13,1 до 5,1 %, т.е. в 2,6 раза. Такое относительное снижение объясняется, прежде всего устойчивым, более интенсивным ростом торговли товарами других групп на душу населения.

В абсолютном выражении в  русле длительных тенденций конъюнктуры  мирового рынка продовольствия правомерно говорить не только о неуклонном росте  мировой торговли сельскохозяйственным сырьем и готовыми продуктами, но и  об относительном увеличении торговли по сравнению с производством. Главной  причиной таких изменений послужили  рациональные технологические сдвиги в пищевой промышленности стран  мира, неравномерность товарных инноваций  и объемов производства в отдельных  государствах, разные темпы роста  потребления в зависимости от демографических показателей и  уровня доходов.

Общемировой тенденцией к  глобализации экономики международной  торговли продовольствием-сырьем и  готовыми продуктами принадлежит особая роль в формировании все более  тесного взаимодействия между элементами мировой продовольственной системы. По оценкам аналитиков ФАО, около  четверти производимого в мире продовольствия в сыром или переработанном виде поставляется за пределы страны происхождения.

В целом на мировом сельскохозяйственном и продовольственном рынках превалирует  тенденция к либерализации при  значительном усилении протекционизма в отраслях, в наибольшей степени  затронутых современной волной научно-технического прогресса. По прогнозам, эта тенденция  сохранится и в ближайшее десятилетие (см. таблицу).

Прогноз эффектов от либерализации торговли

сельскохозяйственными товарами к 2020 г.

Страны (по классификации

Международного института

продовольственной политики)

Общий объем

прибыли,

млрд долл.

Доля в объеме

сельскохозяйственного

производства, %

Доля в

ВВП, %

Всего в мире

35,7

3,0

0,07

Развитые страны

14,2

3,0

0,04

США

4,3

2,5

0,03

ЕС

4,2

3,0

0,03

Япония

3,0

22,3

0,04

Развивающиеся страны

21,5

3,0

0,14

Латинская Америка

3,0

2,1

0,07

Западная Азия/Северная Африка

2,3

5,9

0,13

Африка к югу от Сахары

4,4

10,4

1,03

Китай

3,6

1,3

0,11

Другие страны Восточной  Азии

2,4

36,7

0,18

Индия

2,1

1,9

0,14

Другие страны Южной Азии

1,3

3,3

0,36

Юго-Восточная Азия

2,5

3,5

0,15


Современные продовольственные  рынки постоянно прибывают в  переходных неравновесных состояниях. Их участники обладают уникальной информацией  о месте и обстоятельствах  своей деятельности, которая недоступна другим участникам и государственным  органам регулирования. Положение  участников и ситуация на рынке постоянно  меняется, что вынуждает каждого  из них принимать решения о  поведении их на рынке на основе имеющейся у него определенной и  часто недостоверной информации.

В последние годы особенно заметен рост взаимосвязей продовольственных  с другими товарными рынками. Имеется тенденция увеличения зависимости  годовой динамики продовольственных  рынков от рынков нефти и золота. Регулируя определенные стратегические рынки, можно добиться желаемой динамики и на продовольственных рынках.

По прогнозам ОЭСР на ближайшие 20 лет, в наиболее развитых странах произойдут изменения в структуре потребления и качества продуктов питания. На первое место в мировом экспорте выйдут США, Австралия и Новая Зеландия, потеснив страны ЕС. Ряд развивающихся стран в Восточной Азии и Восточной Европы превратится в нетто-импортеров сельскохозяйственных продуктов, следовательно, у крупных стран-производителей появятся новые рынки сбыта.

В результате ослабления протекционистских  мер страны ОЭСР будут постоянно  увеличивать импорт, что может  заставить эти страны провести структурную  перестройку своего сельского хозяйства. Сдерживать дальнейшее наращивание  мирового производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия будут  ограниченность как в развитых, так и в развивающихся странах площадей земель, пригодных для ведения сельского хозяйства, что связано с высоким уровнем урбанизации и необходимостью сохранения лесных массивов, водных ресурсов и сокращением финансирования сельскохозяйственного производства.

Анализ развития брэндов  за последние десятилетия позволяет  сделать вывод о глобализации этого процесса. Тенденции глобализации рынка и брэндов на нем противостоит укрепление позиций национальных марок, больше соответствующих ценностям  местных потребителей.

Необходимо отметить, что  за последние годы в развитии брэндов  наметились две противоположно направленные тенденции. С одной стороны, продолжают развиваться глобальные брэнды, имеющие  преимущество в отлаженных технологиях  продвижения на региональные рынки  и укрепления на них своих отношений  с потребителями, а также в  мощной продовольственной базе и  каналах дистрибуции. С другой стороны, появляются и успешно развиваются  национальные брэнды, лучше знающие  местные условия. Глобальные брэнды постепенно ослабевают, о чем свидетельствует  общее снижение рыночной стоимости  крупнейших международных брэндов.

Информация о работе Современные тенденции в развитии мировой торговли