Торгово-экономические отношения России и КНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 06:12, контрольная работа

Описание работы

В XXI век Китай и Россия вступили как две великие державы, как два стратегических партнера, стоящих перед лицом сходных задач. Масштабный рост геополитического влияния КНР делает китайский фактор одним из важных ключевых компонентов долгосрочного политического глобального и регионального прогнозирования.

Работа содержит 1 файл

к.р..docx

— 53.78 Кб (Скачать)

      Исходя  из вышеизложенного, можно утверждать, что у России отсутствует четкая концепция политического курса  в отношении воссоединения Китая. Однако политические и экономические  ставки России, поставленной перед  выбором "или те, или другие", сделаны на материке. Все же Россия могла бы, соблюдая принятые обязательства  перед КНР.

      Проект  нефтепровода "Россия-Китай" является крупнейшим на настоящий момент китайско-российским проектом, его реализация имеет огромное значение для содействия развитию отношений  стратегического партнерства и  сотрудничества между РФ и КНР. Китай "обладает колоссальным потребительским  рынком нефти".

      После 2010 г эта цифра может достичь 30 млн. тонн. Таким образом, Россия будет обеспечена стабильным рынком сбыта, а Китай стабильным источником нефти.

      Важным  итогом развития китайско-российских связей за последние годы является утверждение конструктивных отношений  стратегического сотрудничества. Это - новая современная модель межгосударственных отношений, благодаря которым закреплены уже достигнутые результаты и  вместе с тем будут предприниматься  новые шаги для развития сотрудничества в различных сферах. Основа их весьма прочна. Конкретно это проявляется  в следующем:

      а) Неизменна общая тенденция к  постоянному углублению отношений  между двумя странами.

      б) Решение проблем, оставленных историей, устранило препятствия  на пути развития китайско-российских связей.

        Имеется в виду, прежде всего,  решение «в основном» территориального  спора, что геополитически гарантирует  долголетнюю дружбу между двумя  государствами. «Дальновидная позиция  и взаимопонимание, достигнутое  Китаем и Россией по вопросам, оставленным историей, обеспечивают  чрезвычайно успешное развитие  отношений между двумя странами  и способность сохранения им  долгосрочной стабильности».

      в) Гарантия долгосрочной жизнеспособности двусторонних отношений, основанных на равенстве.

      Одна  из самых главных особенностей китайско-российских отношений заключается в том, что с самого начала в основание  их создания и развития были положены 5 принципов мирного сосуществования. Когда закладывались отношения  конструктивного партнерства, с  российской стороны было дано недвусмысленное  разъяснение, что оба государства  являются полностью независимыми и  что больше не будет разделения на «старшего и младшего братьев». В  своих отношениях стороны уважают  единство и территориальную целостность  друг друга, а также проявляют  внимание к безопасности партнера. В международной сфере они  стремятся к здоровому развитию международных отношений, выступают с многочисленными инициативами в целях создания нового международного порядка.

      Что касается сферы экономики, то здесь  они активизируют сотрудничество и  вместе с тем занимают позитивные позиции в отношении экономической глобализации. Благодаря утверждению и развитию равноправия между КНР и Россией, их отношения явно вступают в новый исторический этап, на котором они могут усиливать двустороннее сотрудничество и одновременно взаимодействовать в важных международных вопросах.

      Потенциал отношений стратегического партнерства  между Китаем и Россией не исчерпан, эти страны как постоянные члены  Совета безопасности ООН и великие  державы, обладающие глобальным влиянием, должны играть еще большую роль в  международных делах. Ощущается  необходимость их сотрудничества во многих вопросах в ходе развития ситуации после окончания холодной войны:

      а) Предстоят многие годы сотрудничества в продвижении глобальной многополярности  и создании нового международного порядка.

      В совместном заявлении стороны выступили  с инициативой развития нового порядка. Однако реализовать эту инициативу в короткие сроки невозможно, учитывая прежде всего то обстоятельство, что  США с удвоенной энергией стремятся  создать однополюсный мир, оказывают  колоссальное давление на Россию в  Европе и Азии и одновременно сдерживают Китай. А Западная Европа и Япония оказывают поддержку США в  создании международного порядка под  эгидой Запада. Борьба между многополярностью и однополярностью, т.е. между представлениями  Китая и России, с одной стороны, и Западом, с другой, относительно будущей мировой ситуации будет  принципиальной проблемой, подразумевающей  длительную борьбу между Востоком и Западом. Вместе с тем будет углубляться процесс глобальной многополярности и продолжаться борьба за создание справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка». Нынешние же условия таковы, что США и другие западные державы обладают силовым превосходством,

      б) Китай и Россия имеют важные общие  интересы в АТР.

      Этот  регион после распада СССР приобрел для России большую, чем прежде, значимость. Особенно после расширения НАТО на Восток, когда эта организация  оказалась у российского порога. Дальний Восток стал для РФ «зоной безопасности», а Азия - ее «стратегическим  тылом». Экономические интересы России также сместились на Восток, и ускорение  развития восточных районов встало на повестку дня. Стратегическое положение  в АТР для России явно становится все более важным.

      Китай - это крупная азиатская держава. Политическое и экономическое положение, ситуация в области безопасности в Азии имеют для КНР жизненно важное значение. Обеспечение политической стабильности и экономического развития этого региона имеет для него непреходяще важное значение.  25На пороге нового столетия положение в  АТР осложнилось. Острие обновленного договора безопасности между США  и Японией нацелено на азиатских  соседей. Еще большую угрозу несет  для безопасности КНР, России, Кореи  и других стран замышляемый Соединенными Штатами план ПРО. В этих условиях стратегическое сотрудничество Китая  и России имеет долгосрочные совместные цели.

      в) Далеко не исчерпан потенциал сотрудничества двух стран в области экономики.

      4 тыс. км. общей границы создают   условия для тесного сотрудничества  Китая и России в области  экономики. В настоящее время  между ними прогрессирует тенденция  к росту политических связей, тогда как экономические отношения отстают от них. Правительства обеих стран предпринимают ряд мер, чтобы в этой области складывалась новая ситуация. Если говорить об условиях, существующих в обеих странах, то Россия обладает достаточно хорошей индустриальной базой, стоит на передовом в мире научно-техническом уровне, располагает чрезвычайно богатыми природными ресурсами и высококачественными научно-техническими кадрами. Китай в результате политики реформ и открытости также располагает многими благоприятными возможностями для сотрудничества с другими государствами: с одной стороны, он имеет емкий рынок для зарубежных товаров, а с другой, возможности для экспорта целого ряда товаров и в первую очередь продукции легкой промышленности и бытовой электроники. Эта взаимодополняемость в области экономики создает необычайно благоприятные условия для расширения торговли и экономического взаимодействия между Китаем и Россией.

      г) Модель китайско-российских отношений  стратегического  сотрудничества имеет  долгосрочные перспективы для развития.

      За  почти 10 лет развития отношений между  КНР и Россией выявилась очень  успешная модель, характеризующаяся  несколькими важными особенностями:

      Во-первых, исходным моментом, лежащим в основе этих отношений, являются интересы страны. 

      Во-вторых, обе стороны добиваются международных  условий мира и развития, вместе работают над созданием стабильного  окружения, чтобы каждой сосредотачивать  усилия для развития своей экономики.

      В-третьих, стороны проявляют взаимное уважение в области политики, сотрудничают в экономике, уважают суверенитет  и национальное достоинство друг друга.

      В-четвертых, создаваемые двумя странами партнерские  отношения не являются союзом, они  также не направлены против третьих  стран, не представляют угрозы для какого-либо государства, а активно отстаивают дело мира и безопасность данного  региона.

      Для углубленного развития китайско-российских отношений необходимо укреплять  согласованность в политической сфере и добиваться новых прорывов в подходах к некоторым проблемам. В связи с постоянными изменениями  обстановки постоянно корректируются и отношения между крупными державами. Развитие китайско-российских отношений  также должно соответствовать складывающейся ситуации. Кроме того, они должны также быть еще более практичными. В последние годы между странами заключено много соглашений, однако, в ходе реализации некоторых из них  не были достигнуты поставленные цели.

      1)  в области стратегического сотрудничества  двум странам необходимо дальнейшее  укрепление доверия, согласование  механизма развития отношений  со многими странами. Новые моменты,  выявившиеся в международных  отношениях в последние годы, состоят в том, что между  крупными державами постоянно  корректируются отношения. В этом  есть позитивная сторона, но  есть и негативный фактор. Например, в общественном мнении России  проявляется подозрительность и  опасения, когда у КНР развиваются  связи с другими государствами,  особенно когда улучшаются китайско-американские  отношения. В таких случаях  некоторые представители российской  общественности демонстрируют опасения, будто это «затрагивает интересы  России», считая, что развитие  отношений КНР и США приведет  к «втягиванию» Китая в проектируемую  США стратегическую систему и  для России сложится неблагоприятное  положение.

      2) в области внешней политики  необходимо полностью использовать  созданный двумя странами механизм  регулярных встреч на высшем  уровне, чтобы он непрерывно играл эффективную роль. В последние два года одним из важных результатов этих контактов и связи по «горячей линии» в чрезвычайных ситуациях является обсуждение в любое время важных проблем двусторонних отношений и международных инцидентов, согласование по ним политики. Такого рода механизм консультаций в условиях крупных изменений в современной международной обстановке особенно важен.

      И Китай, и Россия являются объектами  прессинга по различным проблемам  и ситуациям со стороны западных стран во главе с США. Однако в  связи с развитием процесса экономической  глобализации оба государства и  той или иной степени занимают идентичную политику в отношении  Запада.

      3)  в экономической сфере правительства  двух стран уже проявили большую  активность, однако, по-прежнему лишь  достижение еще большего взаимопонимания  в наших подходах и политике  даст возможность активнее мобилизовывать  потенциал сотрудничества. Проблем  в области экономического взаимодействия  между Китаем и Россией довольно  много, но много и возможностей  для их устранения:

      «Взаимодополняемость» в торгово-экономических связях не проявляется в должной мере, при этом препятствия в подходах являются важным сдерживающим фактором. Всем ясно, что Россия обладает невиданными  природными ресурсами. Ее энергетические и лесные ресурсы и другие полезные ископаемые недостаточно освоены. Все  эти богатства находятся в  сибирских и дальневосточных  районах, расположенных вблизи Китая. У Китая же – изобилие рабочей  силы и возможностей освоения природных  богатств. В настоящее время в  экономическом сотрудничестве западных стран с Китаем в очень большой  степени используется многочисленная и дешевая китайская рабочая  сила.

      4)  в военной сфере. Торговля военной  техникой между КНР и РФ  также подвержена сильному лимитированию  из-за воздействия политики и  концептуальных подходов. Если снять  эту проблему, то можно добиться  значительного прогресса. Россия  обладает военной наукой и  техникой глобального порядка  и вот уже несколько лет  поддерживает в этой области  определенные контакты с Китаем. Однако, у нее очень много опасений, касающихся обменов в военной  области, и здесь она лимитирована  политически. Отдельные представители  российской общественности постоянно  прокламируют концепцию «китайской  угрозы», и поэтому все это  сильно ограничивает сотрудничество  России с Китаем в области  военной техники и вооружений. Между тем для этих двух  стран данная область сотрудничества  таит громадный потенциал и,  в то же время, взаимовыгодна.   

Глава 3. Перспективы развития торговых отношений РФ И КНР 

      В конце сентября 2010 Москва и Пекин завершили строительство нефтепровода Сковородино — Дацин мощностью 15 млн твг и подписали соглашение о поставах в Китай 30 млрд м3 в год российского газа.

Информация о работе Торгово-экономические отношения России и КНР