Торгово-экономический Cоюз Беларуси с Россией: анализ состояния, перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности торгово-экономического союза России и Белоруссии, изучение истории становления Союзного государства, анализ структуры и динамики экспортно-импортных отношений, рассмотрение перспектив экономического и политического развития российско-белорусских отношений.
Исходя из целей курсовой работы, задачами являются исследования:
- сущности и перспектив формирования союза;
- экспортно-импортных отношений в 2011 и 2012 гг.;
- проблем и перспектив развития торгово-экономического союза Беларуси и России.

Работа содержит 1 файл

курсовая торговый союз беларуси и россии.docx

— 491.93 Кб (Скачать)

Состояние экономики с точки  зрения ее жизнеспособности характеризуется  комплексом показателей, важнейшими из которых являются: оценка ресурсного потенциала и возможности его  эффективного использования; соответствие капитала и труда требуемому уровню; конкурентоспособность экономики; целостность территории и экономического пространства; способность противостояния внешним и внутренним угрозам  для обеспечения социальной стабильности.

При построении Союзного государства  обеспечение экономической безопасности становится важным направлением экономической  политики. В ней фокусируется вся  сложность процессов, которые происходят в союзных странах в ходе внутренних реформ и экономической трансформации  на переходе от одной общественно-политической системы к другой. Она, по существу, становится непременным условием устойчивого  развития, чтобы обеспечить защищенность гражданина и общества в Союзном  государстве.

Необходимость создания такого государства  заключается в том, что от союзных  стран на современном этапе требуется  объединение их потенциалов для  решения поставленных экономических  задач. Отвлечение сил и средств  на нейтрализацию существующих угроз  затрудняет достижение стратегической цели и при определенных условиях может сделать достижение цели невозможным. Укрепление экономической безопасности Союзного государства подчиняется  задаче создания таких внутренних и  внешних условий, при которых  обеспечивалось бы благополучие и устойчивое поступательное развитие личности, общества и экономики как в России, так  и в Белоруссии.

 

1.3 Политические предпосылки  образования Союзного государства

 

С точки  зрения определенных военно-политических кругов, в российском руководстве  объединение России с Белоруссией  представляет собой адекватный ответ  на запланированное расширение НАТО на восток и предоставляет в распоряжение России военно-стратегическое предполье  на западе. Однако, это осложняет  формирование особых отношений между  Россией и НАТО: при выдвижении российских войск, возможно, с ядерными компонентами, к белорусско-польской границе под вопросом окажутся обязательства  НАТО не размещать на территории стран–кандидатов на вступление ядерное оружие и иностранные  войска, т.е. протест России против продвижения  военной инфраструктуры НАТО на восток стал бы менее убедителен, если бы Москва продвинула свою военную инфраструктуру на запад.

Для Белоруссии объединение с Россией в военно-политическом плане означает следующее: Россия берет  на себя обслуживание и уничтожение  оружия, находящегося на территории Беларусии; обеспечивает демонтаж и вывод российского ядерного оружия и стратегических ракетных вооружений с территории Белоруссии; Россия становится мощной силовой поддержкой в случае конфликтных ситуаций.

У стран  – непосредственных соседей Белоруссии на двустороннем уровне растет недоверие  к новому объединению. Симптоматичен  в этом смысле необычный шаг президентов  Польши, Литвы и Украины — заявление  от 20 ноября 2005 г., в котором они выразили глубокую озабоченность происходящем в Белоруссии и призвали уважать права и гражданские свободы. Стратегическое сближение России и Белоруссии в сочетании с установлением авторитарного режима три соседние страны воспринимают как источник повышенного риска для собственной безопасности и стабильности.

С военно-политической точки зрения объединение России и Белоруссии представляет собой крупный шаг вперед и оказывает сдерживающее влияние на вход европейских стран в блок НАТО. В некоторой степени это объединение сказалось на заключении договора между Россией и НАТО, касающегося неразмещения ядерного оружия и войск блока на территории стран-участниц. [15]

Процесс единения Белоруссии и России происходил в условиях дальнейшего  обострения геополитического противоборства в мире. В современной международной  обстановке геополитическая значимость союза еще в большей степени  возрастает. Скорейшее развитие Союзного государства будет способствовать созданию условий для формирования многополярного мира, обеспечению стабильности и безопасности на евразийском континенте. Сегодня Белоруссия является самым  последовательным и надежным союзником  России в отстаивании ее национальных интересов на международной арене, обеспечении безопасности, суверенитета и территориальной целостности. В силу особого геополитического положения Республика Беларусь является своеобразным мостом между Европой  и Азией, наличие которого существенным образом укрепляет позиции России как великой евразийской державы.

Не является секретом, что любые  попытки сближения и объединения  народов бывшего Советского Союза  встречают жесткое противодействие  западных геополитических конкурентов. Все годы становления Союзного государства  Белоруссии и России осуществляется его целенаправленная дискредитация. В первую очередь это касается Белоруссии, в отношении которой  предпринимаются беспрецедентные  шаги по дискриминации ее политического  и экономического курса, осуществляется постоянное давление на руководство  суверенной республики. [4, с.3]

Но, несмотря на это, с образованием Союзного государства создаются  реальные предпосылки дальнейшей интеграции России и Белоруссии в единое общеевропейское  пространство, качественного укрепления их позиций на международной арене. Таким образом, обе страны выигрывают от сближения как в экономическом, так и в политическом плане.

 

    1. Перспективы образования союза России и Белоруссии

 

Перспективы союза России и Белоруссии стали одной из наиболее важных проблем, обсуждаемых аналитиками. И это  неудивительно, поскольку отношение  к «братской республике»  является для россиян важным критерием при оценке адекватности самой российской власти.

В принципе, существует четыре сценария сближения России и Белоруссии:

1) полное поглощение,

2) продолжение нынешнего сближения  на базе союзного договора,

3) сближение по типу ЕС,

4) самостоятельное развитие с  надеждой объединиться когда-нибудь  в «Соединенных Штатах Европы».

Поглощение Россией Белоруссии по образцу объединения Германии было бы наиболее эффективным и приемлемым вариантом для народов обеих  стран. Разумеется, это повлекло бы за собой серьезные экономические  издержки для России, однако, когда  речь идет о стремлении братских народов  к объединению, не следует измерять гармонию народных настроений экономической  алгеброй. От такого развития событий  более всего выиграл бы белорусский  народ, так как для него закончилась  бы эпоха экономической экзотики и неосталинской риторики. Впрочем, этот вариант является и наименее вероятным, поскольку белорусская  правящая элита к нему совершенно не готова — для нее он равнозначен потере средств к существованию.

Продолжение движения в логике нынешнего  союзного договора совершенно неприемлемо  для России. Этот сценарий справедливо  было бы назвать «ремонтом», т. е. состоянием неустойчивости и неопределенности, из которого участники ремонта могут  извлекать личную пользу: ремонт всегда выгоден строителям. Расхождение  таможенных тарифов, множественность  валютных курсов, цены на энергоносители — эти и многие другие неурегулированные вопросы вредят союзу, однако выгодны отдельным участникам «строительства». Практика многих лет ремонта продемонстрировала его полную неэффективность — не только экономическую, но и политическую. Если посмотреть на эволюцию политических институтов России и Белоруссии, на произошедшие изменения в экономическом законодательстве двух стран, то нельзя не поразиться тому, как же далеко они разошлись друг с другом за годы сближения.

Объединение в «Соединенных Штатах Европы» может рассматриваться  в качестве стратегической перспективы, однако этот сюжет не имеет прямого  отношения к текущим проблемам  и среднесрочным перспективам российско-белорусского союза.

Наконец, существует сценарий сближения, опирающийся на опыт западноевропейской интеграции, который становится весьма популярным. Строго говоря, опыт ЕС не может быть транслирован на российско-белорусские отношения непосредственно. Тому есть несколько причин. Во-первых, в ЕС объединялись народы, разделенные столетиями вражды и войн, тогда как в случае России и Белоруссии речь идет о народах, живших в составе единого государства. Во-вторых, в ЕС первоначально входили примерно равные по экономическому потенциалу страны. В-третьих, европейские страны имели примерно идентичные экономические и политические институты, тогда так в России и Белоруссии они различны и за прошедшие годы эволюционировали в противоположных направлениях. В-четвертых, реальная интеграция экономик наших стран уже сейчас гораздо ближе, чем была в послевоенной Западной Европе.

Следовательно, специфика отношений  России и Белоруссии сама по себе еще  не позволяет сделать однозначный  вывод относительно перспектив использования  опыта ЕС. Одни факторы создают  предпосылки для более быстрой  и более глубокой интеграции, другие, напротив, тормозят этот процесс.

Сказанное, однако, не должно закрывать  дискуссию о необходимых шагах  по формированию реального российско-белорусского союза. Политические обстоятельства, препятствующие этому союзу, могут отпасть, и  тогда интеграция возобновится.

Россия может и должна помочь братскому народу пройти свою часть  пути. В самой же России весьма искаженно  понимают эту помощь, предоставляя белорусскому правительству комфортные финансовые условия для существования — будь то дешевые энергоресурсы или кредитование бюджета. Между тем, как свидетельствует практика десятков стран (в том числе посткоммунистических), дешевые ресурсы не только не способствуют решению назревших проблем, но, напротив, тормозят преобразования.

Помощь нужна Белоруссии, прежде всего, в виде четкой политической позиции  России и ее руководства относительно условий и направлений сближения  двух стран, в виде технической помощи в осуществлении стабилизационных мероприятий и структурной реформы, в виде поддержки российского  бизнеса, готового инвестировать в  Белоруссию. И только в данном контексте  имеет смысл обсуждать реальные возможности применения опыта формирования ЕС для создания союза России и  Белоруссии. [1]

 

 

1.5 Союз Белоруссии и России

 

Cоюз Беларуси и Росси - межгосударственное интеграционное объединение, обладающее международной правосубъектностью в рамках предоставленных ему полномочий, образованное РФ и Республикой Беларусь (РБ) 2 апреля 1997 г.

 Первоначальное  выделение в рамках Содружества  Независимых, Государств глубоко  интегрированной политически и  экономически общности двух государств  произошло 2 апреля 1996 г., когда был  заключен Договор об образовании  Сообщества Беларуси и России. При этом стороны опирались  как на объективное единство  их исторической судьбы, так и  на волю народов к дальнейшему  сближению, выраженную в итогах  майского  референдума в Беларуси  и в октябрьских (1995) решениях  палат ФС. Органы Сообщества (Высший  Совет, Исполнительный Комитет,  Парламентское Собрание)предприняли  усилия по объединению социально-экономических  потенциалов двух государств, функционированию  единого таможенного пространства. Было начато создание межгосударственных  структур с едиными органами  управления, в том числе - Таможенный  комитет, Пограничная служба, Гидрометеорологический комитет Сообщества.

 В  январе-марте 1997 г. совместная  рабочая группа разработала проект  Договора о Союзе Беларуси и России. Однако в результате серьезного политического противодействия согласованный и парафированный документ был разделен на проект небольшого Договора (подписан 2 апреля 1997 г.) и проект Устава Союза. Уточненный переговорными группами по результатам всенародного обсуждения Устав был подписан в Москве 23 мая 1997 г. ФЗ Российской Федерации от 10 июня 1997 г. № 89-ФЗ "О ратификации Договора о Союзе Беларуси и Устава Союза Беларуси и России" был принят Государственной Думой и одобрен Союзом Федерации, а позднее в 1999 г. был подписан договор о создании Союзного государства (Приложение А).

 Договором  и Уставом определены задачи  Союза: 

а) обеспечение  прав граждан государств-участников Союза;

б) обеспечение  равенства прав граждан Союза  в получении всех видов образования  и медицинской помощи, трудоустройстве, оплате труда и других областях;

 в) принятие  правовых актов Союза: создание  правовой системы Союза: согласование  действий в процессе развития  законодательства государств-участников;

 г) создание  и регулирование общего рынка  в области энергетики, транспорта и связи;

д)обеспечение  свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах границ Союза;

е) проведение единой таможенной политики, включая  обеспечение единства управления таможенным делом;

 ж) обеспечение  благоприятных условий для функционирования единого научного, технологического и информационного пространства, проведения согласованной структурной политики, реализация совместных научных и технологических программ;

з)обеспечение единого подхода в правовом регулировании интеллектуальной собственности;

 и) координация  деятельности в сфере валютного  регулирования;

 к) введение  единых стандартов, правил бухгалтерского  учета: ведение единой статистики:

 л) разработка, утверждение и исполнение бюджета Союза;

 м) использование имущества Союза;

 н) контроль  за исполнением принятых решений,  включая исполнение бюджета Союза; 

о) введение символики Союза.

 

 Высшим  органом Союза Беларуси и России является Высший Совет, в который входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств- участников Союза, а также председатель Исполнительного Комитета Союза с правом совещательного голоса.

Информация о работе Торгово-экономический Cоюз Беларуси с Россией: анализ состояния, перспективы развития