Торгово-экономическое сотрудничество России и Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:51, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является анализ современного состояния экономического сотрудничества России и Китая.
В связи с поставленной целью были обозначены следующие задачи:
выявить основные направления сотрудничества в сфере экономики между странами;
дать характеристику особенностей Китая и китайской экономики;
проанализировать товарооборот и финансовые отношения между Китаем и Россией;
провести анализ основных направлений сотрудничества в сфере экономики в настоящий период;
обозначить перспективы развития экономического сотрудничества России и Китая.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы международного экономического сотрудничества
1.1 Международное экономическое сотрудничество
1.2 Международное разделение труда
1.3 Сущность внешнеторговой политики
Глава 2. Современное состояние экономического сотрудничества
России и Китая (на примере Хабаровского края)
2.1 Современные внешнеторговые отношения Китая
2.2 Сотрудничество Хабаровского края и КНР
2.3 Программы сотрудничества КНР и Дальнего Востока
Глава 3. Перспективы развития экономического сотрудничества
России и Китая
3.1 Основные сферы развития сотрудничества России и Китая в будущем
3.2 Проблемы сотрудничества с Китаем и перспективы их решения
Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Работа содержит 1 файл

торгово-экономическое сотрудничество России и Китая.doc

— 331.50 Кб (Скачать)

       В основу теории сравнительных преимуществ положена идея о существовании различий между странами в условиях производства. В соответствии с этим предполагается, что в любой стране при любых природных и климатических условиях в принципе существует возможность наладить производство любых товаров.

       Теорией сравнительных издержек доказывается выгодность специализации не только в условиях абсолютного преимущества одной стороны перед другой в производстве какого либо определенного товара, но даже в тех условиях когда такое преимущество отсутствует.

       Когда с издержками ниже международного уровня не может быть произведен ни один товар, то по какому-то одному товару превышение этого среднего уровня будет наименьшим. На производстве именно этого товара, более выгодно в сопоставлении с издержками на другие товары, и следует специализироваться. Даже в этом случае специализация будет давать экономический эффект. Предусматривается и обратная ситуация. В условиях преимущественного положения страны в производстве нескольких товаров ей следует специализироваться в выпуске лишь одного, по которому это преимущество максимально.

       Сформулированный  в работах Рикардо-Торренса закон  сравнительных издержек лишь постулировал принципы международного разделения труда. Дж.Стюарт Милль в свою очередь доказал два основных положения:

  1. естественное стремление к международной производственной специализации ведет к установлению равновесия в выгодах, получаемых от этой специализации;
  2. условия полной или частичной специализации определяются неравенством в доходах, получаемых от производства.

       В результате идея конкурирующего равновесия дала теоретическое обоснование  положения Рикардо-Торренса и раскрыла механизм его действия.1

       Какие факторы оказывают влияние на развитие международного разделения труда?

       Прежде  всего – необходимость повышения производительности труда, достижение наивысшей эффективности производства, стремление к снижению издержек производства.

       Главное в процессе развития международного разделения труда – это то, что  каждый участник этого процесса ищет и находит экономический интерес, выгоду от своего участия в международном разделении труда.

       Реализация  преимущества международного разделения труда в процессе международного обмена любой страны при благоприятных условиях дает: во-первых, получение разницы между международной и внутренней ценой экспортируемых товаров и услуг; во-вторых, экономию внутренних затрат из-за отказа от национального производства при использовании более дешевого импорта.

       При рассмотрении мирового хозяйства как  системы можно с полным основанием утверждать, что международное разделение труда является тем объединяющим началом, которое создало эту систему мирового хозяйства.

       Предполагается, что производство промышленно развитых стран во все большей степени  будет ориентироваться на внешних потребителей, а внутренней спрос – на импорт. В развивающихся странах предполагается сравнительно быстрое, по преимуществу экстенсивное, расширение внутреннего рынка.

       Процесс развития международного разделения труда  ставит проблему необходимости его  измерения.

       Российские  экономисты предлагают для измерения  международного разделения труда ряд  коэффициентов. Среди них: удельный вес экспорта в общем объеме произведенной  продукции; удельный вес отрасли  в общей стоимости экспорта; темпы  роста отраслей специализации по сравнению с темпами роста всей промышленности страны.

       Очевидно, каждый из названных показателей  может быть использован для характеристик тех или иных аспектов участия страны во внешнеэкономических связях. В зависимости от степени важности того или иного аспекта в процессе конкретного анализа на первый план может выйти тот или иной показатель.2

       Главным направлением развития международного разделения труда стало расширение международной специализации и  кооперирование производства.

       Международная кооперация (МК) и международная специализация (МС) являются формами международного разделения труда, а так же выражают его сущность.

       Международная специализация производства (МСП) развивается  по двум направлениям – производственному  и территориальному. В свою очередь, производственное направление подразделяется на:

       а) межотраслевую;

       б) внутриотраслевую;

       в) специализацию отдельных предприятий.

       Территориальная МСП включает специализации:

       а) отдельных стран;

       б) группы стран;

       в) регионов на производстве определенных товаров и их частей для мирового рынка.

       К числу основных видов международной  специализации производства относятся:

  1. Предметная (производство продуктов);
  2. Подетальная (производство частей компонентов продуктов);
  3. Технологическая или стадийная специализация (т.е. осуществление отдельных технологических процессов, например: сборка, покраска и т.д.)

       Другая  форма международного разделения труда – международное кооперирование производства (МКП). Ее объективной основой является растущий уровень развития производительных сил, а также процесс устойчивых производственных связей между обособившимися самостоятельными предприятиями независимо от того, происходит ли он внутри страны или на международной арене.

       Все более полное и последовательное обоснование из общего производства на предприятии отдельных стадий технологического процесса, выпуска составных частей конечного продукта и передача его “частичным” предприятиям означает существенный прогресс в разделении труда в промышленности. Это способствует ускорению кооперационных процессов.

       Как определенная система отношений, производственная кооперация характеризуется сферой, областью деятельности и методом сотрудничества.

       Совместные  предприятия это так называемая интегрированная кооперация, получившая широкое распространение во всем мире. При такой организационной форме объединяется капитал нескольких участников для реализации отдельных взаимосогласованных целей. 
 
 

       1.3 Сущность внешнеторговой  политики  

     Внешнеторговая  политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

       Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.

       Поскольку хозяйство всех стран в той  или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли.

       Внешнеторговая  политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

       Основные  цели внешнеторговой политики:

  • изменение степени и способа включения данной страны в МРТ;
  • изменение объема экспорта и импорта;
  • изменение структуры внешней торговли;
  • обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией.)
  • изменение соотношения экспортных и импортных цен.

     Исторически сложились два противоположных  вида внешнеторговой политики: протекционизм  и свободная торговля.

       В зависимости от того входит ли государство  в какие-нибудь интеграционные экономические образования ее внешнеторговая политика может быть:

  • Автономной (самостоятельной, односторонней);
  • Конвенционной (выработанной совместно с рядом государств);
  • Автономно-конвенционной.

     В зоне свободной торговли государства  обычно разрабатывают конвенционную ВТП, но по отношению к третьим странам она может быть и другой.

       В зависимости от масштабов вмешательства  государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику, политику свободной торговли и умеренную, сочетающую элементы той и другой в различных пропорциях.

       Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или  вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.

       Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. При этом обеспечиваются благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются торговые сделки, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

       Проведение  политики свободной торговли позволяет  получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

       Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

       Протекционизм система ограничений импорта, когда  вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары

       Он  может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.

       Относительно  открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно регистрационный характер.

       Средний уровень таможенных пошлин рассчитывается только для тех товаров, импорт которых  подлежит таможенному обложению. Он рассчитывается как средняя ставка импортной пошлины, взвешенной по стоимостному объему импорта, на который она накладывается.

       Средний уровень нетарифных ограничений  рассчитывается как стоимостная доля импорта/экспорта, подпадающая под эти ограничения, с учетом интенсивности их применения.

       В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, однако никогда не принимала ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали "отгораживаться" друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися - экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой - товары традиционного экспорта.

Информация о работе Торгово-экономическое сотрудничество России и Китая