Валютная политика Центрального Банка Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ валютной политики, проводимой Центральным Банком Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотрение статуса Банка России, выявление выполняемых им функций;

2. Выявление сущности валютной политики государств, анализ ее общих задач и функций;

3. Рассмотрение основных направлений валютной политики, проводимой Центральным Банком Российской Федерации.

Содержание

Введение 2

1 Валютная политика Центрального Банка Российской Федерации 4

1.1 Роль и задачи валютной политики ЦБ РФ 4

1.2 Реализация валютной политики Центральным Банком Российской Федерации 10

1.3 Эффективность валютного регулирования Центрального Банка Российской Федерации 16

1.4 Политика валютного курса на 2011 год 18

Заключение 23

Список используемых источников 24

Работа содержит 1 файл

Содержани13.docx

— 47.93 Кб (Скачать)

     - ссуды коммерческим банкам и  государству под залог коммерческих  векселей (акцептован солидными  банками), казначейских векселей, государственных  облигаций и других ценных  бумаг;

     - учетные операции - покупка центральным  банком векселей у государства  и банков. Покупка векселей у  коммерческих банков называется  переучетом, так как при этом  происходит вторичный учет, вторичная  покупка векселей, которые коммерческие  банки купили у своих клиентов. Разница между суммой, которую  центральный банк платит коммерческому  банку при покупке векселя,  и суммой, которая будет получена  с должника по векселю при  наступлении срока его погашения,  образует доход банка. Ставка, по которой центральный банк  предоставляет ссуды коммерческим  банкам и переучитывает их  векселя, называется официальной  учетной ставкой, или учетной  ставкой центрального банка.

     Важной, а нередко главной целью покупки  центральным банком государственных  ценных бумаг является регулирование  ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.

     Государственный долг России почти целиком образовался  в результате прямого кредитования государства центральным банком. Однако Законом о центральном  банке РФ (Банке России) предусмотрено, что последний может предоставлять  кредит министерству финансов лишь путем  покупки у него ценных бумаг3.

     1.2 Реализация валютной политики  Центральным Банком Российской  Федерации

 

     Валютное  регулирование - широкое понятие, включающее в себя установление соотношение  внутренней валюты и важнейших иностранных  валют, обращение иностранной валюты внутри страны, международные расчеты, систему обязательных платежей в  валюте, влияние валютного регулирования  на экономическую динамику и прочее.

     Со  вступлением в силу новой редакции Федерального закона «О валютном регулировании  и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ валютное законодательство России в целом приведено в  соответствие с требованиями современного международного экономического сотрудничества.

     Основными принципами валютного регулирования  и валютного контроля в Российской Федерации согласно статье 3 Федерального закона «О валютном регулировании и  валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. являются:

     1) приоритет экономических мер  в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования;

     2) исключение неоправданного вмешательства  государства и его органов  в валютные операции резидентов  и нерезидентов;

     3) единство внешней и внутренней  валютной политики Российской  Федерации; центральный банк валютный  политика

     4) единство системы валютного регулирования  и валютного контроля в Российской  Федерации;

     5) обеспечение государством защиты  прав и экономических интересов  резидентов и нерезидентов при  осуществлении валютных операций.

     Валютное  регулирование основывается на валютном законодательстве, являющемся системой норм, регламентирующих порядок проведения валютных операций и определяющих права  и обязанности юридических и  физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными  ценностями.

     Целями  валютного регулирования являются:

  1. поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;
  2. обеспечение и защита права собственности на валютные ценности;
  3. установление и реализация определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пределами государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;
  4. регламентация международных расчетов;
  5. обеспечение желаемого (интеграционного или изоляционного) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком;
  6. создание и обеспечение функционирования органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля.

     Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определил  валютное регулирование в качестве одного из инструментов государственной  денежно-кредитной политики. Как  инструмент денежно-кредитной политики валютное регулирование может быть реализовано двумя методами:

     1) административными: изданием обязательных  к исполнению всеми участниками  валютных отношений нормативных  правовых актов, устанавливающих  порядок совершения валютных  операций, в том числе посредством  валютных ограничений;

     2) экономическими: проведением уполномоченным органом политики процентных ставок, операций на открытом рынке, валютных интервенций и прочих мер.

     Использование методов зависит от конкретной макроэкономической ситуации.

     Функции Центрального банка России по валютному  регулированию состоят в следующем:

     · вводит ограничения для коммерческих банков на объемы привлечения кредитов из-за границы;

     · устанавливает им максимальные размеры  валютного, процентного и курсового  рисков;

     · управляет валютными резервами находящимися на его балансе;

     · определяет сферу и порядок обращения  иностранной валюты на территории страны;

     · проводит все виды валютных операций;

     · регулирует валютный рынок;

     · регулирует курс рубля к иностранным  валютам;

     · осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков, вводит единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций;

     · готовит и публикует статистику валютно-финансовых операций Российской Федерации по принятым международным  стандартам.

     Важной  составляющей валютного регулирования  является политика валютного курса. Каждая национальная валюта имеет денежную стоимость в другой валюте, которая  называется валютным курсом. Валютный курс - это цена национальной валюты, выраженная в иностранной валюте. Валютный курс позволяет соизмерить национальную российскую валюту (российский рубль) с иностранной валютой.

     На  формирование валютного курса оказывает  влияние целый ряд факторов. В  России в настоящее время валютный курс формируется на валютном рынке  главным образом под влиянием соотношения спроса и предложения  на конкретные валюты. Фиксирование (установление) курса национальной валюты принято  называть валютной котировкой или котировкой валюты. При расчетах доходов и  расходов государственного бюджета, для  всех видов платежно-расчетных отношений  государства с хозяйствующими субъектами и гражданами, для целей налогообложения  и бухгалтерского учета, для таможенных целей применяется курс рубля, котируемый Центральным банком РФ. Центральный  банк РФ на основе рыночного курса  валют, складывающегося на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), ежедневно (кроме выходных и праздников) осуществляет фиксирование официального курса некоторых свободно конвертируемых валют к рублю.

     В 2009 году курсовая политика реализовывалась  Банком России в рамках режима управляемого плавающего валютного курса и  была направлена на обеспечение стабильности национальной финансовой системы. 23 января 2009 года Банк России завершил начатую 11 ноября 2008 года масштабную постепенную корректировку границ технического коридора, определяющего допустимые колебания стоимости бивалютной корзины (операционного индикатора Центрального Банка РФ, который включает в себя $0,55 и EUR 0,45). Предельные границы допустимых колебаний валютного курса были установлены на уровне 41 рубля и 26 рублей за бивалютную корзину. В последствии они были официально отменены, и по оценкам экспертов, с осени 2010 года действующие границы плавающего коридора находятся в районе 33 рублей (нижняя граница) и 37 рублей (верхняя граница). В 2011 году коридор, как неоднократно отмечали представители ЦБ РФ, может быть расширен еще.4

     Также в 2009 году, в соответствии с модифицированным механизмом реализации курсовой политики, Центральный Банк начал использовать плавающий операционный внутридневной коридор допустимых значений стоимости бивалютной корзины, границы которого корректируются в зависимости от объема совершенных интервенций банка России. Ширина указанного коридора первоначально составляла 2 рубля, с июня 2009 года была увеличена до 3 рублей5.

     В целом, изменение курса рубля, происходившее  с февраля 2009 года, компенсировало значительную часть девальвации, произошедшей в  конце 2008 - начале 2009 года. На 31 декабря 2009 года стоимость бивалютной корзины составила 36,16 рубля, что на 11,7 % ниже максимального уровня, достигнутого 5 февраля 2009 года, и на 3,9% выше аналогичного показателя на конец 2008 года Там же.. За следующий 2010 год стоимость бивалютной корзины снизилась на 1 рубль 7 копеек, или чуть менее чем на 3%6.

     Анализируя  динамику курсов доллара США и  евро к рублю и показатели биржевых торгов за 2010 год, можно сделать вывод, что рубль завершил посткризисный рост. Так, в первые месяцы 2010 года рубль укреплялся, а стоимость бивалютной корзины снижалась, в то время как в предыдущие два года рубль снижался как к доллару, так и к евро. За 2009 год доллар вырос на ММВБ на 99,5 копейки, или на 3,4%. Евро поднялся на 1 рубль 89,5 копейки, или на 4,56%. В 2008 году доллар вырос на 4 рубля 66 копеек (на 19%), евро - на 5 рублей 69 копеек (на 15,8%). Стоимость бивалютной корзины, которая в конце 2009 года была чуть выше отметки в 36 рублей, постепенно снижалась, дойдя до 33,4 рубля в конце апреля и начале мая. В этот момент стоимость бивалютной корзины опустилась до минимума с осени 2008 года. Этот момент и стал переломным в динамике рубля. В последующие месяцы стоимость бивалютной корзины стала понемногу подрастать, осенью рост ускорился, и в первых числах ноября корзина приближалась к 36,5 рубля, максимальному уровню с декабря 2009 года, после чего скорректировалась вниз и завершила год немного выше уровня 35 рублей - примерно на рубль ниже уровня начала года, но более чем на 1,5 рубля выше достигнутого в мае минимума.

     Тенденция к восстановлению рубля после  девальвации конца 2008 - 2009 года исчерпала  себя к началу лета: в июне представители  ЦБ РФ объявили, что по их оценкам, период посткризисного укрепления курса рубля завершен. Так, первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев сказал, что участникам рынка не стоит рассчитывать на безусловное сохранение тенденции к укреплению рубля. "Мы полагаем, что период быстрого восстановительного укрепления рубля в основном завершился, мы вступили в период большой волатильности и непредсказуемости курса", - отметил он7.

1.3 Эффективность валютного регулирования   Центрального Банка Российской  Федерации

 

     Эффективной системой валютного регулирования  является валютная интервенция. В Федеральном  законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» валютные интервенции причислены к основным инструментам денежно-кредитной политики Банка России. Под ними понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарные спрос и предложение денег. Согласно материалам МВФ (Международного валютного фонда), интервенции обычно проводятся в форме покупки или продажи иностранной валюты центральным банком или фондом стабилизации валюты во внутренних сделках с коммерческими банками.

     Принципы  курсовой политики, требуемые МВФ:

  1. государству следует избегать манипулирования валютными курсами или международной валютной системой для предотвращения действенной стабилизации (корректировки) платежного баланса или для получения несправедливого преимущества в конкуренции с другими государствами-членами МВФ;
  2. государству в случае необходимости следует проводить интервенции на валютном рынке для противостояния его дезорганизации, которая может характеризоваться, в числе прочего, беспорядочными краткосрочными колебаниями обменного курса его валюты;
  3. государствам-членам следует принимать во внимание в своей политике интервенций интересы других государств-членов, том числе интересы стран, валюту которых они используют для интервенций;
  4. государству-члену следует избегать курсовой политики, ведущей к внешней нестабильности8.

     Руководство  МВФ «О принципах политики  интервенций» рекомендует использовать  интервенции для снижения волатильности валютного курса, но никак не для регулирования его уровня.

Информация о работе Валютная политика Центрального Банка Российской Федерации