Внешняя политика Китая в эпоху реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 10:51, реферат

Описание работы

Политика КНР - внутренняя и внешняя - нередко предстает на страницах самых разных изданий как некий архаичный антипод всевозможных модных построений, включающих помимо “постиндустриальности” “создание демократических институтов”, “открытого общества” и т.п.
Между тем китайская внешняя политика не только чутко реагировала на “постиндустриальность”, которую в Китае обычно называют “новой технологической революцией”, реже - “информационной революцией”. На мой взгляд, международная ситуация оказалась мощным рычагом приобщения КНР к достижениям научно-технического прогресса и в известном смысле - инструментом создания (сохранения) постиндустриальных заделов в китайском обществе. Более того, рискну заметить, что сама внешняя политика Китая содержит в себе некоторый элемент “постиндустриальности” - если под последней иметь в виду информационное и научное обеспечение международной политики. Только за последние восемь лет в КНР создано 22 научно-исследовательских института, занимающихся прогнозированием в различных областях знаний, включая внешнеполитическую проблематику. В этой части внешняя политика КНР, например, очень выгодно отличается от внешней политики позднего СССР и нынешней России - во многом ставшей одной из причин выпадания этой страны не только из состояния приближенности к постиндустриальной стадии, но даже и из режима простого промышленного воспроизводства.

Содержание

Введение
1. Парадигма китайской реформы – основа взвешенности внешней политики КНР
2. Китайская внешняя политика в начальный период реформ (рубеж 70-х-80-х годов): Поворот к реализму
3.80-е годы: курс на формирование диверсифицированной внешней политики
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 43.44 Кб (Скачать)

Таким образом, у Пекина для проведения политики военных угроз в отношении  стран региона нет пока ни реальных возможностей, ни соответствующей мотивации (если ее искусственно не создавать  или усиливать). Это, разумеется, не означает, что азиатско-тихоокеанским  странам не следует обращать никакого внимания на становление у своих  границ мощной военной державы и  не заботиться об обеспечении национальной безопасности. Но реакция на это  должна быть очень тщательно взвешена, чтобы не привести к региональной гонке вооружений и/или усилению напряженности в АТР.

У “китайской угрозы” есть целый  ряд аспектов помимо военного. Чаще всего упоминаемый - возможность доминирования КНР в экономике и политике АТР при сохранении руководством КПК контроля над положением в стране и обеспечении дальнейшего проведения реформ. Самое парадоксальное, что наиболее активно этот тезис отстаивается не в малых странах АТР, которые имеют много общего с КНР в структуре производства и номенклатуре экспорта и более уязвимы перед лицом крупных китайских конкурентов, а в самой мощной державе мира - США. При этом одним из основных показателей “угрозы” для американских товаропроизводителей объявляется растущий год от года многомиллиардный дефицит США в торговле с КНР[13] В 1996 г. он составил по американской статистике около 40 млрд. долларов, по китайским данным - около 10 млрд. долларов. - Asiaweek, 1997, vol. 23, № 13, p. 20. .

Но, во-первых, китайцы продают на американском рынке то, что в США  уже не производится или производится в небольших количествах. Во-вторых, зарабатывая значительные средства от продажи своей продукции в США, КНР получает возможность для закупок американских товаров (в частности, таких капитало- и трудоемких, как авиалайнеры[14] В конце марта этого года, например, в Пекине был подписан контракт о поставках в КНР 5 пассажирских самолетов “Боинг” на сумму 685 млн. долларов.- Asiaweek, 1997, vol. 23, № 13, p. 20.), обеспечивая занятость многим тысячам американских рабочих. Поэтому тезис об угрозе экономической безопасности странам АТР, в особенности США или Японии, не соответствует реальному положению вещей. Уместно подчеркнуть здесь, что именно китайский рынок сильно помог многим японским компаниям пережить последний экономический спад.

Следовательно, строить сегодняшние  и тем более завтрашние отношения  с Китаем на путях борьбы с “китайской угрозой” было бы серьезной ошибкой. Но и не замечать тенденции к превращению  КНР во все более мощную державу  тоже было бы неверно. Оптимум находится  где-то посередине между “политикой сдерживания” и “политикой умиротворения”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Альбер М. Капитализм  против капитализма - М., 1990

2. Бажанов Е.П. Актуальные  проблемы международных отношений. 

3. Бжезинский З. Великая  шахматная доска. - М., 2000.

4. Барановский В.Г. Политическая  интеграция в Западной Европе. - М., 1983;

5. Воронцов В.Б. Миссионеры  и их наследники. - М., 1986.

6. Глинский-Васильев Д.  Расширение НАТО - М: Центр Карнеги, 2000.

7. Гельбрас В.Г. Россия и Китай: вопросы собирания геоэкономических ресурсов. // История Китая / Меликсетова А.В. - М., 2002.

8. Избранные труды. В  3-х томах - М.: Научная книга, 2002.

9. Зинн Г. США в военные и послевоенные годы» - М. 2000.

10. Ильинский И.М. Главный  противник. Американская внешняя  политика и стратегия 1945-1950 гг. - М., 2006.

11. История США /В.Л.  Малькова - М.: «Наука», 1987.

12. Кортунов А. Вашингтон против освободившихся стран - М., 1996.

13. Панарин А.С. Реванш  истории: российская стратегическая  альтернатива в XXI веке. - М., 1998.

14. Рубинский Ю.И. НАТО и геополитика американского жизненного пространства

15. Сивачев Н.В., Язьков Е.Ф. Новейшая история США - М.: МГУ, 1972.

16. Уткин А.Н. Американская  империя - М., 2003.

17. Уткин А.Н. Американская  стратегия для XXI в. - М., 2002.

18. Энциклопедия нового  Китая. - М., 1989

Список используемой периодической литературы

1. Цит. по: Жэнь Бин. Открытость в сторону внешнего мира - основополагающая политика государства (Дуйвай кайфан ши исян цзибэнь гоцэ).- “Шицзячжуан ши цзяоюй сюэюань сюэбао”, Шицзячжуан, 1986, № 3, с. 3-4.

2. Beijing Review, 1988, vol. 31, N 23, June 6-12, p. 14.

3. Beijing Review, 1986, vol. 29, N 23, June 9, p. 15.

4. Beijing Review, 1987, vol. 30, N 3, August 31, p. 17.

5. The New York Times, 01.04.1997.

6. Japan Times, 04.04.1997.

7. Asahi Evening News, 21.03.1996.

8. The International Herald Tribune, 04.12.1996.

9. G.Segal. Introduction: A Changing China and Asian-Pacific Security.- In: Chinese Regionalism: The Security Dimension. / Ed. by R.H.Yang, J.C.Hu, P.K.H.Yu, A.N.D.Yang.- Boulder-San Francisco-Oxford.- 1994, pp. 12-13.


Информация о работе Внешняя политика Китая в эпоху реформ