Внешняя торговля РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли………………………………5
1.1 Сущность внешнеторговой политики и её виды……………………….. 5
1.2 Инструменты внешнеторговой политики………………………………. 8
2 Анализ внешней торговли РБ……………………………………………… 14
2.1 Внешняя торговля РБ…………………………………………………….. 14
2.2 Беларусь и ВТО………………………………….……………………….. 29
3 Активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………… 38
Список использованных источников……………..………………………… 40

Работа содержит 1 файл

gotovaya_kursovayavjz 2.doc

— 369.50 Кб (Скачать)

1 Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли

 

1.1 Сущность  внешнеторговой политики и её  виды

 

 

Под внешнеторговой политикой  понимается целенаправленное воздействие  государства на торговые отношения  с другими странами. Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь  от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Существует два основных направления реализации внешнеторговой политики: политика свободной торговли; протекционизм.

1. Свободная торговля.

Свободная торговля (либерализация) - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок. [8, с.192]

Однако это не влечет полного устранения государства  от влияния на данное направление  хозяйственной деятельности: им разрабатываются и заключаются договоры и соглашения с другими странами с тем, что бы предоставить своим хозяйствующим субъектам максимальную выгоду с учетом действующего международного законодательства и существующей практики.

Сторонники этой политики утверждают, что сравнительная эффективность дает  больше выгод от свободы торговли, чем от её ограничения. Либерализация способствует международной специализации страны, облегчает развитие конкуренции и удешевляет товары для потребителей.

Республика Беларусь в 1992 году начала процесс заключения соглашений о свободной торговле со своими торговыми партнерами. В настоящее время действуют двусторонние межправительственные соглашения о свободной торговле с Азербайджаном, Арменией, Кыргызстаном, Таджикистаном, Казахстаном, Молдовой, Россией.

Республика Беларусь также является участником Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (с изменениями от 02.04.1999), подписанного в рамках СНГ.

С 31 марта 2009 г. применяется межправительственное Соглашение о свободной торговле между Республикой Беларусь и Республикой Сербия.

В связи с формированием  Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации начата работа по унификации торговых режимов с третьими странами. Она ведется единой переговорной делегацией, в которую входят представители всех государств – членов Таможенного союза.

На сегодняшний день согласованы единые режимы торговли с Сербией и Черногорией. Продолжается работа по унификации условий торговли со странами СНГ и Грузией. Идет подготовка нового многостороннего Договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ.

После формирования Таможенного  союза «тройки» многие государства  выразили заинтересованность в установлении с Таможенным союзом преференциального режима – режима свободной торговли.

Режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ)

Режим наиболее благоприятствуемой нации предполагает установление в  международных договорах и соглашениях  положений, при которых каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне не менее благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству. РНБ устанавливается на взаимной основе путем заключения много- и двусторонних международных договоров.[16]

Список стран, в торгово-экономических  отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, определен в приложении 3 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007 г. №699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин». 

2. Протекционизм. 

Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков.  Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары. [8, с.193]

Однако протекционизм  имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

В своем крайнем проявлении протекционизм принимает форму  экономической автаркии, т.е. стремление ограничить импорт только теми товарами, выпуск которых в данной стране невозможен. Экспорт не допускается в той мере, в которой обеспечивает необходимый импорт. Политика автаркии в чистом виде не проводится.

Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития государства. Иногда имеет место одновременное проведение политики свободной торговли и политики протекционизма, но в отношении разной продукции. Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции. При этом государство нередко использует инструменты внешнеторговой политики, выбирая в каждой конкретной ситуации то или иное их сочетание.  [8, с. 193]

 

1.2  Инструменты  торговой политики

 

 

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Основными инструментами во внешней торговли являются демпинговые (антидемпинговые), защитные, таможенно-тарифные и нетарифные меры регулирования.

Тарифные методы регулирования  международной торговли:

Наиболее распространёнными средствами регулирования внешней торговли служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств), защита национальных производителей (главным образом, в трудоемких отраслях).

Таможенный тариф в  узком смысле представляет собой  перечень товаров, облагаемых таможенными  пошлинами, применяемыми данной страной  к импортируемым товарам, систематизированный  в соответствии с товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности. Однако понятие таможенного тарифа в широком может быть определено, как инструмент внешнеторговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком, и как конкретная ставка таможенной пошлины. [1, с. 36]

Для международной практики характерны простые и сложные  тарифы. Простой тариф предусматривает  для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, применяемую в независимости от страны происхождения товара. Сложный тариф предусматривает по каждому товару две и большее число ставок таможенных пошлин, дифференцирую условия торговли в зависимости от торговых режимов. Сложный таможенные тариф во внешнеторговой политике используется наиболее часто, так как позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары высокими пошлинами в целях воздействия на импорт, или предоставлять льготы другим государствам, развивая с ним тесное экономическое сотрудничество. Чем сложнее структура тарифа, тем эффективнее его применение в протекционистских целях.[8,  с. 200]

Таможенный тариф любой  страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, используемых для  налогообложения ввозимой или вывозимой  продукции.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными  органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. [15, с. 312]

Таможенные пошлины  выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • защитную, относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Тарифная эскалация - повышение уровня таможенного обложения  товаров по мере роста их обработки.

Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения  от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции.

Тарифная эскалация  в развитых странах стимулирует  производство сырья в развивающихся  странах и консервирует технологическую  отсталость, поскольку только сырьевой продукцией, таможенной обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существующей тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько  экономических эффектов, среди них  следует отметить следующие:

Эффект доходов, который  представляет собой объём увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как размер импорта страны после введения тарифа, умноженный на размер таможенной пошлины. Эффект доходов не представляет собой потерю для экономики страны, но является потерей для потребителей, поскольку их доходы изымаются государством в доход бюджета. Происходит перемещение доходов из частного в государственный сектор;

Эффект передела представляет собой перераспределение доходов  от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом. Вычисляется  как разность между дополнительной прибылью, получаемой производителями в результате введения импортного тарифа, и его дополнительными издержками на производство дополнительного количества товара.

Эффект защиты показывает экономические потери страны, возникающие  в результате необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. По мере того как растёт защита внутреннего рынка с помощью тарифов, всё больше количество ресурсов, не предназначенных специально для производства данного товара, задействуется для его производства. Это приводит к наиболее высоким издержкам производства по сравнению с теми, которые страна понесла бы, покупая товар по более низкой цене у иностранного поставщика. Эффект защиты возникает в результате того, что более эффективные в производстве иностранные товары замещаются на внутреннем рынке менее эффективными в производстве местными товарами.

Эффект потребления  возникает в результате того, что  сокращается потребление товара в результате роста его цены на внутреннем рынке.

В связи с началом функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с 1 января 2010 года на таможенной территории государств-членов Таможенного союза применяются единые меры таможенно-тарифного регулирования. 

Формирование ЕТТ ТС (единый таможенный тариф таможенного союза) как единого инструмента торговой политики Беларуси, Казахстана и России осуществлялось с учетом уровня унификации таможенных тарифов государств-членов Таможенного союза, объемов импорта конкретных товаров, чувствительности ставок ввозных таможенных пошлин для отдельных отраслей промышленности, а также международных обязательств сторон.

На момент вступления в силу ЕТТ ТС (по состоянию на 01.01.2010) из около 11 170 десятизначных товарных позиций ставки ввозных таможенных пошлин сохранились на уровне Таможенного тарифа Республики Беларусь по около 8300 позициям. Понижение ставок затронуло 2100 товарных позиций, повышение – около 750 позиций.

Информация о работе Внешняя торговля РБ