Внешняя торговля РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Общетеоретические основы государственной политики в области внешней торговли………………………………5
1.1 Сущность внешнеторговой политики и её виды……………………….. 5
1.2 Инструменты внешнеторговой политики………………………………. 8
2 Анализ внешней торговли РБ……………………………………………… 14
2.1 Внешняя торговля РБ…………………………………………………….. 14
2.2 Беларусь и ВТО………………………………….……………………….. 29
3 Активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………… 38
Список использованных источников……………..………………………… 40

Работа содержит 1 файл

gotovaya_kursovayavjz 2.doc

— 369.50 Кб (Скачать)

Таким образом, 74,5% позиций Таможенного тарифа Беларуси не претерпело изменений, повышение пошлин затронуло 6,7% позиций, понижение – 18,8% от общего количества позиций.

В 2010-2011 годах под председательством  белорусской стороны проведено 12 заседаний Комитета по вопросам регулирования внешней торговли. В сфере таможенно-тарифного регулирования принято более 50 решений, касающихся изменений ставок ввозных таможенных пошлин, вопросов предоставления тарифных льгот и установлении тарифных квот, в том числе 12 решений по инициативным предложениям Республики Беларусь (об освобождении от таможенных пошлин гражданских самолетов, об установлении тарифных квот и их объемов на ввоз мясосырья в 2010 и 2011 годах, о снижении ставки ввозной таможенной пошлины на гепарин, установление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на железнодорожные вагоны и др.).

Нетарифные методы регулирования  международной торговли:

Нетарифные методы регулирования  – механизм государственного регулирования, включающий экономические (кроме таможенного  тарифа), административные и технические условия и заключающийся во введении количественных и иных ограничений, с помощью которых государство оказывает непосредственное воздействие на субъектов внешнеэкономической деятельности, определяет структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных поставок, так и от возможностей дефицита отечественных товаров на данном рынке. 

Итак, наиболее интенсивной  формой нетарифного регулирования  являются количественные ограничения.

Количественные ограничения - административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешённых к экспорту или импорту.

Наиболее распространённой формой количественных ограничений  является квота или контингент. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объёма продукции, разрешённой к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определённый период.

Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путём её лицензирования, когда государство выдаёт лицензии на импорт или экспорт ограниченного объёма продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, например, когда государство предоставляет право какому-либо импортёру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (генеральная лицензия). Существует также практика автоматического лицензирования, когда для ввоза или вывоза определённых товаров требуется получить лицензию, что позволяет государству осуществлять наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры.

При распределении лицензий страны используют различные методы, которые весьма разнообразны:

  • аукцион - продажа лицензий на конкурсной основе. [1, с.63]. Государство предоставляет лицензию компании, предложившей за неё наивысшую цену. Считается самым экономически эффективным и более дешёвым методом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар;
  • система явных предпочтений- без каких-либо предварительных заявок и переговоров правительство предоставляет импортные лицензии наиболее авторитетным фирмам, причём в объёме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта накануне введения квот. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот;
  • "затратный метод": выдача лицензий фирмам, имеющим большее количество производственных мощностей и других ресурсов, что ведёт к их неэффективному использованию в виде избыточных инвестиций в неиспользуемое оборудование в расчёте на получение большого количества лицензий.

Эмбарго - наиболее жестокая торгово-политическая мера нетарифного  характера, признанная международной  практикой. Эмбарго - в международной торговле - запрет на импорт или экспорт определенных товаров или валютных ценностей. Запреты могут применяться как отдельными, так и несколькими государствами на основе международных согласований и решений, как правило, в рамках ООН. [8, с. 224]

Целью введения эмбарго  является ни получение экономических выгод, а оказание давления на страну для достижения определённых политических целей. С этой точки зрения успех эмбарго более вероятен в том случае, если:

во-первых, страна, вводящая эмбарго, имеет возможность относительно безболезненно сократить объём  своего экспорта;

во-вторых, у страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность спроса на импорт, то есть сильно зависит от внешней торговли;

в-третьих, если вводимые санкции неожиданны и масштабны.

Нетарифное регулирование  международной торговли может осуществляться при помощи различных финансовых методов торговой политики. Наиболее распространёнными среди них являются  субсидии.

Субсидия - денежная выплата, направленная на поддержку отечественных  производителей и косвенную дискриминацию  импорта.

По направлению действия субсидии бывают:

  • внутренние - предусматривает бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными;
  • экспортные - предусматривает льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортёрам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортёры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

В соответствии с правилами  ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Если они всё-таки используются, то импортирующими странами разрешено принимать ответные меры путём взимания компенсационных импортных пошлин.

По характеру выплат субсидии делятся на:

  • прямые - непосредственные выплаты экспортёру после завершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода
  • косвенные - скрытое дотирование экспортёров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и др.

 В последнее время  изменились формы стимулирования  экспорта. В значительной мере они перенесены в область производства. Вместо прямых дотаций при реализации помощь предоставляется путем финансирования государством научно-исследовательских и конструкторских разработок.

Распространённой формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг.

Демпинг – недобросовестная ценовая конкуренция на внешнем рынке, при которой товары одной стороны поступают на рынок другой страны по цене ниже, чем они продаются на внутреннем рынке экспортера или производителя. [15, с.314]

Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортёр получает субсидию. Во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортёр, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путём снижения цены и расширения объёма продаж. Такого рода дискриминации в ценах возможны, если рынок сегментирован, то есть затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путём перепродажи товара из-за высоких цен транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

Выделяют несколько  форм демпинга:

  • спорадический демпинг, связанный с формированием у экспортёра случайного излишка продукции. Происходит тогда, когда внутренние объёмы производства товара превышают ёмкость внутреннего рынка и перед компанией встаёт дилемма - либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок;
  • преднамеренный демпинг - используется крупной фирмой как средство для того, чтобы разорить своих конкурентов, захватить контроль над рынком и в итоге ввести монопольно высокие цены;
  • постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой;
  • взаимный демпинг - встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.

Антидемпинг представляет собой инструмент, применяемый в  соответствии с правилами и принципами ВТО, которые базируются на том, что  свободная торговля обеспечивает реализацию правила о естественных конкурентных преимуществах государства и таким образом способствует достижению общего благосостояния, но не запрещает применение специальных ограничительных инструментов для защиты внутреннего рынка от недобросовестной торговой практики. 

 

 

2 Анализ внешней торговли  РБ

 

2.1 Внешняя торговля РБ

 

 

Экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние  рынки. Практика современного мирового развития внешнеэкономических связей наглядно показала, что эффективная  внешнеэкономическая деятельность государства возможна только в условиях проведения многовекторной международной политики, обеспечивающей диверсификацию внешней торговли товарами и услугами. Так, важнейшие условия нормального функционирования открытой экономики — обеспечение растущих рынков сбыта для продукции, а также бесперебойных и по взаимоприемлемым ценам поставок энергоресурсов, укрепление экономической безопасности страны.

По итогам исследования Всемирного банка ”Ведение бизнеса“ (Doing Business)  в 2010 году среди 183 государств Республика Беларусь заняла 68 место  в рейтинге, улучшив свою позицию на 14 пунктов по сравнению с 2008 годом. Кроме того, по итогам отчетов «Ведение бизнеса 2009» и «Ведение бизнеса 2010» Беларусь вошла в первую десятку стран-реформаторов условий ведения бизнеса (в т.ч. при осуществлении международной торговли).  

По показателю «Международная торговля» в 2010 году Республика Беларусь улучшила свою позицию и переместилась  на 128-е место (137-е в 2008 году). Положительная  динамика стала результатом работы, проводимой Правительством Республики Беларусь совместно с государственными органами и организациями, по улучшению условий ведения внешней торговли. 

Республика Беларусь имеет благоприятное экономико-географическое положение, находясь в центре Европы на перекрестке важнейших торгово-коммуникационных систем между экономически развитыми западноевропейскими странами и регионами Евразии, обладающими богатейшими природными ресурсами.

В 2010 году основными торговыми  партнерами Беларуси по экспорту были: Россия (39%),  Нидерланды (11%), Украина (10%), Великобритания (3,9%), Латвия (3,7%), Польша (3,5%); по импорту- Россия (51,8%), Германия (6,9%), Украина (5.4%), Китай (4,8%), Венесуэла (3,3%), Польша (3,1%).

Внешний оборот товарами Беларуси за 2010 год достиг 60, 168 млрд. долларов и увеличился по сравнению с 2009 на 10,2 млрд. долларов или на 20,5%. Экспорт составил 25,284 млрд. долларов и возрос на 3,9 млрд. долларов или на 18,4% импорт-34, 884 млрд. долларов и возрос на 12%. Сальдо внешней торговли отрицательное и составляет 9,600 млрд. долларов. (таблица 1)

Значительный рост экспорта произошел в IV квартале 2010 г. В октябре  экспорт составил 2,3 млрд. долларов, в ноябре – 2,3 млрд. долларов, в декабре  – 3 млрд. долларов. (рисунок 1)

На рисунке 1 отражена динамика  экспорта в 2010 году по месяцам.

 

Рисунок 1 – динамика экспорта в 2010 году по месяцам1

 

 

Но рассмотрим основные показатели внешней торговли РБ в  динамике за ряд лет.

Объем внешней торговли РБ в 2010 году увеличился на 18083 млн. долларов США, почти в 1,5 раза по сравнению  с 2006 годом. Экспорт увеличился на 5550 млн. долларов США, импорт- 12533 млн. долларов США.

Следует отметить, что  экспорт в страны  СНГ растет более быстрыми темпами. Так, если за пять лет общий экспорт увеличился в 1,3 раза, экспорт в страны вне  СНГ — почти в 1,1 раз, то поставки в страны  СНГ возросли в 1.6 раз. В результате, если в 2006 г. на страны СНГ приходилось 43,6% общего экспорта Беларуси ,то к 2010 г. их доля увеличилась до 53,9%. Соответственно, доля стран вне СНГ уменьшилась с 56,4%  до 46,1%. (таблица 1)

Что касается импорта, то с 2006 г. по 2010 г. импорт в страны СНГ вырос в 1,4 раза, в страны вне СНГ — в 1,8 раз (общий импорт республики увеличился в 1,6 раза). Как итог — доля стран СНГ в общем импорте снизилась с 64,9 до 58,9%, а доля стран вне СНГ увеличилась с 35,1 до 41,1% .

Основным и наиболее приоритетным направлениям торговли для  республики остается Российская Федерация. Объем внешней торговли с Россией  составлял 46,6% от общего в 2010 году (39% белорусского экспорта и 51% импорта).

В таблице 1 представлены основные показатели внешней торговли  Республики Беларусь за 2006—2010 гг. в млн. долларов США.

 

 

Таблица 1 - Основные показатели внешней торговли РБ за 2006-2010 гг. в млн. долларов США2

 

 

2006

2007

2008

2009

2010

Объемы внешней

торговли РБ

42085

52968

71952

49873

60168

  • экспорт товаров

19734

24275

32571

21304

25284

  • импорт товаров

22351

28693

39381

28569

34884

  • сальдо

-2617

-4418

-6810

-7265

-9600

Со странами СНГ

23121

30237

40317

27540

34172

  • экспорт товаров

8609

11221

14360

9316

13639

  • импорт товаров

14512

19016

25957

18224

20536

  • сальдо

-5903

-7795

-11597

-8908

-6900

Из них с Россией

19944

26084

34059

23444

28035

  • экспорт

6845

8879

10562

6718

9954

  • импорт

13099

17205

23507

16726

18081

  • сальдо

-6254

-8326

-12955

-10008

-8127

Со странами вне СНГ

18964

22731

31635

22333

25996

  • экспорт товаров

11125

13054

18211

11988

11648

  • импорт товаров

7839

9677

13424

10345

14348

  • сальдо

3286

3377

4787

1643

-2700

Информация о работе Внешняя торговля РБ