Вооруженные конфликты и озера Хасан и реки Халхин-Гол

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 10:22, реферат

Описание работы

Целью моей работы является выявление причин вооруженных конфликтов у озера Хасан и реки Халкин-Гол, а также их влияние, как на русско и советско-японские, так и на международные отношения. Поскольку этот период является началом одних из самых острых в истории русско-японской дипломатии взаимоотношений. Для достижения этой цели в этой работе были поставлены следующие задачи, изучение и анализ конфликтов у озера Хасан и реки Халкин-Гол в контексте советско-японских взаимоотношений в конце 30-х гг. 20 в. А также выявление последствий на дальнейшие двусторонние отношения и на мировую политику в целом.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Вооруженный конфликт у озера Хасан 3
1.1. Предпосылки конфликта у озера Хасан 3
1.2. Военные действия у озера Хасан 6
1.3. Последствия конфликта у озера Хасан 7
Глава 2. Вооруженный конфликт у реки Халхин-Гол 8
2.1. Начало конфликта у реки Халкин-Гол 8
2.2. Боевые действия на реке Халхин-Гол 9
2.3. Последствия конфликта на реке Халхин-Гол 12
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Работа содержит 1 файл

рефератт.docx

— 44.75 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение 2

Глава 1. Вооруженный конфликт у озера  Хасан 3

1.1. Предпосылки конфликта у озера Хасан 3

1.2. Военные  действия у озера Хасан 6

1.3. Последствия  конфликта у озера Хасан 7

Глава 2. Вооруженный конфликт у реки Халхин-Гол 8

2.1. Начало  конфликта у реки Халкин-Гол 8

2.2. Боевые  действия на реке Халхин-Гол 9

2.3. Последствия  конфликта на реке Халхин-Гол 12

Заключение 13

Список  используемой литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний день в  вопросах внешней политики особое место  занимают российско-японские отношения. Япония является для нас одним из самых важных экономических и стратегических партнеров, однако урегулированию отношений между Россией и Японией препятствует тот факт, что между нашими странами до сих пор не подписан мирный договор. Истоки проблемы лежат в советско-японских отношениях 1938-1945 гг., которые до сих пор остаются не до конца изученным в истории дипломатии России. Эти события получили слабое освещение в исторической литературе в 1940-80-х гг.

Объектом исследования является история дипломатии СССР в конце 30-х гг. 20в., которая рассматривается  как начало одного из самых острых периодов во взаимоотношениях СССР и Японии.  Предметом исследования выступают советско-японские отношения в данный период времени.

Актуальность рассмотренной  темы безусловна, поскольку вопрос российско-советских отношений снова приобрел свою острую актуальность в связи с предъявлением японской стороной претензий относительно Курильских островов.

Целью моей работы является выявление причин вооруженных конфликтов у озера Хасан и реки Халкин-Гол, а также их влияние, как на русско и советско-японские, так и на международные отношения. Поскольку этот период является началом одних из самых острых в истории русско-японской дипломатии взаимоотношений. Для достижения этой цели в этой работе были поставлены следующие задачи, изучение и анализ конфликтов у озера Хасан и реки Халкин-Гол в контексте советско-японских взаимоотношений в конце 30-х гг. 20 в. А также выявление последствий на дальнейшие двусторонние отношения и на мировую политику в целом.

 

Глава 1. Вооруженный конфликт у озера Хасан

 

 

    1. Предпосылки конфликта у озера Хасан

 

Тридцатые годы, особенно их вторая половина, были отмечены неуклонным наращиванием живой силы и техники  по обеим сторонам линии, отделявшей советский Дальний Восток от Маньчжоу-го. В 1932—1937 гг. численность Квантунской  армии, дислоцированной в Маньчжоу-го, увеличилась в пять раз (только в 1938 г. этот показатель на основе продления  сроков военной службы поднялся на 50%), количество военных самолетов  — в три раза, артиллерийских единиц — в четыре раза, танков — более чем в десять раз. С 1937 по 1938 г. численность советских войск на Дальнем Востоке выросла на 105 тыс. человек (более чем в десять раз по сравнению с ранними планами), в два раза увеличились ассигнования на военное строительство.  
На основании показаний Г.С.Люшкова — начальника управления НКВД, бежавшего в Маньчжоу-го, японские аналитики пришли к заключению о значительном превосходстве Красной Армии в людях и вооружениях, что сильно обеспокоило военное руководство. Основанием для его беспокойства явились и дешифрованные телеграммы командования советских пограничных войск на Дальнем Востоке своему руководству с требованиями увеличить вдвое снабжение боеприпасами, а также разрешить занятие высоты Заозерной (по-китайски Чанкуфэн). Эта 150-метровая высота находилась к западу от озера Хасан. 

6 июля 1938 г. на высоте  появились несколько конных советских  пограничников и начались фортификационные работы. 11 июля там оказалось уже сорок красноармейцев, а 13 июля—еще десять.  
Граница в этом районе не была демаркирована. Поэтому за каждой из сторон фактически оставались те высоты, которые занимали их войска. Поскольку на Заозерной японцев не было, командующий японской армией в Корее генерал К.Коисо первоначально не придал особого значения донесению о появлении советских пограничников. 

Но в то время японские войска готовили наступление на резиденцию китайского правительства в г. Ухань, и у генерального штаба в Токио не могла не вызвать подозрений активизация Красной Армии вблизи стыка границ СССР, Маньчжоу-го и Кореи. Было решено проверить, не кроются ли за этими действиями планы вмешательства в японо-китайскую войну.  
Не исключено, что и определенные японские политические круги, связанные с военными, усмотрели в происходившем шанс заработать ответными шагами внушительный политический капитал. С этой целью министр иностранных дел К.Угаки, проконсультировавшись с военным министром С.Итагаки, дал указание посольству Японии в Москве осуществить дипломатический демарш.  
15 июля поверенный в делах Японии в СССР Х. Ниси потребовал от советского правительства отвести войска с Заозерной, являвшейся, по его словам, “частью территории Маньчжоу-го” — государства, дружественного Японии и находящегося под ее покровительством. 20 июля с аналогичным заявлением к наркому иностранных дел М.Литвинову обратился срочно вернувшийся из поездки по странам Западной Европы посол Японии в СССР М.Сигэмицу. Он указал, что “японское правительство, вновь изучив этот вопрос на основании имеющихся у него данных, пришло к заключению о принадлежности этого района Маньчжоу-го. К тому же маньчжурское население утверждает, что на высоте, о которой идет речь, оно отправляло религиозные обряды”.  
В обоих случаях, ссылаясь на русско-китайский Хунчунский протокол 1886 г. и приложенную к нему карту, советские дипломаты квалифицировали как неоправданные японские утверждения о том, что Заозерная расположена за пределами территории СССР и что советские войска, заняв ее, нарушили государственную границу Маньчжоу-го. 

Той же точки зрения придерживаются все советские историки, которые  писали об этом конфликте, за исключением  В.Сафронова (он считает, что причиной эскалации конфликта послужили  действия отряда советских пограничников  по охране Заозерной и Безымянной (по-китайски Сячаофэн), предпринятые 9-10 июля 1938 г. по приказу командования в ответ на проведение японскими  войсками в районе, прилегающем к  сопкам с запада, фортификационных и разведывательных мероприятий, а  также эвакуации местного населения. Правда, вопрос об обоснованности претензий  сторон в отношении нарушения  линий границы им не рассматривается). Но как же эти историки не обратили внимания на одно важное обстоятельство? Ведь и в обычно охотно цитируемых или пересказываемых ими материалах Токийского трибунала говорится, что  “по утверждению СССР граница  проходила по гребню сопок” между  рекой Тумень-Ула (Туманган) и западным берегом озера Хасан. Иначе говоря, даже по советской интерпретации Хунчунского протокола нашей стороне принадлежала только восточная половина сопок (высот) Заозерная и Безымянная, а советские пограничники заняли их вершины целиком. 

Надо также отметить, что  в самом протоколе ни Заозерная, ни Безымянная поименованы не были. Это дало японцам основания утверждать, что линия границы на приложенной  к Хунчунскому протоколу карте (линия “А” на карте, помещаемой здесь) пересекает не две упомянутые сопки (высоты), а другие сопки, расположенные  гораздо южнее, причем первой в их ряду является указанная на “хунчунской” карте сопка № 52. С точки зрения японской стороны, линию границы  следовало прокладывать от сопки  № 52 по меридиану на север. При этом сопки Заозерная и Безымянная оказывались к западу от пограничной  линии, т.е. на территории Маньчжоу-го. 

 

 

 

 

1.2. Военные действия у озера Хасан

 

После этих событий советские  части 118сп , 119сп и 120сп 40-й СД были приведены  в боевую готовность. Считалось, что  оборона в пересечённой болотистой местности невозможна, так как это мешает стягиванию советских частей к месту событий. 24 июля 3-й батальон 118сп 40-й СД был переброшен к озеру Хасан. 29 июля японские войска, численностью до 150 солдат, пользуясь туманной погодой, захватили сопку Безымянная, но к вечеру советские пограничники отбили высоту. На следующий день японцы вновь предприняли попытку захвата Безымянной и Заозёрной, но пограничники с помощью прибывшего 3-его батальона 118 СП 40-й СД отбили атаку. 31 июля 1938 года К. Ворошилов приказал привести в боевую готовность Приморскую Армию и Тихоокеанский флот. В этот же день японские войска, предприняв новую атаку, заняли сопки. 1 августа, рано утром в район озера Хасан прибыл весь 118сп, а до полудня 119-й и 120-й сп 40-й СД. 1 августа между В. Блюхером и Главным военным советом состоялся разговор по прямой линии, где Сталин резко раскритиковал Блюхера за командование операцией. 2 августа советские войска безуспешно атаковали высоты. Вечером прошел приказ: отойти с вершины Пулеметной на склон и новых атак не предпринимать. 3-го августа в районе боевых действий сосредотачивалась 32-я СД, танковая бригада и корпусная артиллерия. 4 августа КДФ Штерн отдал бoевой приказ № 1: 6 августа 1938г, после авиационной и артиллерийской подготовки 32-й СД с севера и 40-й СД с юга зажать и уничтожить противника между сопкой Заозерная и озером Хасан и восстановить государственную границу. Вечером 6 августа в 17:00 после авиационной и артиллерийской подготовки части 39ск под командованием Г. Штерна и 118-й стрелковый полк 40-й дивизии перешли в наступление и к ночи захватили сопку Заозерная. Несмотря на постоянные атаки японских войск в следующие дни, 9 августа 32-я стрелковая дивизия 39ск заняла высоту Безымянная, а врага отбросили за границу. На следующий день японские войска опять предприняли атаку, но безуспешно. Тем временем, в Москве посол М. Сигэмицу предложил мирные переговоры по решению конфликта.

 

1.3. Последствия конфликта у озера Хасан

 

Потери советских войск  составили 960 погибших и 2752 раненых, а  также 527 заболевших.

Из числа погибших:

погибло на поле боя — 759;

умерло в госпиталях от ран и болезней — 100;

пропало без вести — 95;

погибло в небоевых происшествиях — 6.

Японские потери, согласно советским данным, составили около 650 убитых и 2500 раненых.

В результате боёв у озера  СССР защитил свои границы, задача была выполнена. В послевоенное время  события назывались «блестящей операцией», «разгромом японских агрессоров», хотя, когда В. Блюхер был позже арестован, ему инкриминировались, в частности, ошибки в командовании и то, что он «не сумел или не захотел по-настоящему реализовать очищение фронта от врагов народа» (позже были добавлены обвинения в шпионаже в пользу Японии и другие). Хотя в то же время 40-я стрелковая дивизия была награждена орденом Ленина, 32-я стрелковая дивизия и Посьетский пограничный отряд — орденами Красного Знамени, 26 бойцам было присвоено звание Героя Советского Союза, около 6,5 тыс. человек награждены орденами и медалями

После распада СССР некоторые историки пытаются пересмотреть значение Хасанских событий. Тем не менее, советская армия получила опыт военных действий с японскими войсками, успешно применённый потом на реке Халхин-Гол в следующем году и в Манчжурии в 1945 году.

Глава 2. Вооруженный  конфликт у реки Халхин-Гол

 

 

2.1. Начало конфликта у реки Халкин-Гол

 

Неудачные действия Красной  армии на Хасане побудили японцев  устроить новую пробу сил в  следующем году в районе Номонган у монгольской реки Халхин-Гол. Монгольско-китайская  граница в районе реки Халхин-Гол  до 1939 года ни разу не демаркировалась. Здесь была пустыня, ни для одной  из сторон не представлявшая большого интереса. В начале мая 1939 года монгольские  пограничные патрули перешли  на восточный берег Халхин-Гола и  продвинулись до местечка Номонган. По названию этого местечка, где произошли  первые вооруженные столкновения, советско-японский конфликт 1939 года в Японии именуется  «Номонганским инцидентом». В СССР же в ходу было словосочетание «события на реке Халхин-Гол».

Японских и маньчжурских войск на спорной территории сначала  не было. После вторжения сюда монгольских  пограничников командование Квантунской  армии решило продвинуться к реке Халхин-Гол, чтобы удержать за собой  оспариваемые земли. Жуков уже в 1950 году следующим образом оценил японские намерения на Халхин-Голе: «Думаю, что с их стороны это  была серьезная разведка боем. Японцам  важно было тогда прощупать, в  состоянии ли мы с ними воевать». А в первой своей статье о Халхин-Голе, появившейся еще в 1940 году, он отметил, что плацдарм на Халхин-Голе должен был прикрыть будущую стратегическую магистраль: «По плану японского  генштаба, через район Номун-Хан  — Бурд-Обо должна была быть проложена  железная дорога Халунь — Аршан  — Ганьчжур, обеспечивающая питание  войск, действующих против Монгольской  Народной Республики и Забайкалья».

В перерастании мелких стычек пограничников в полномасштабный  военный конфликт оказались заинтересованы, прежде всего, японцы. Они стремились установить границу по Халхин-Голу, чтобы прикрыть стратегическую железную дорогу. Однако далеко идущих планов оккупации, в случае успеха на Халхин-Голе, Монголии и советского Забайкалья, у Японии в тот момент не было. Операция на монгольской границе была организована по инициативе командования Квантунской армии. Штаб императорской армии в Токио в принципе был против отвлечения сил с основного фронта на юге, против Китая. Наступление на Халхин-Голе мыслилось как локальная акция, и военное руководство в японской столице сознательно устранилось от планирования и проведения операции.

Японские генералы рассчитывали, что из-за отдаленности района боев от железных дорог и жизненных  центров СССР советская сторона  не пойдет на дальнейшую эскалацию  конфликта, а согласится принять  японскую версию начертания монголо-маньчжурской границы. Но Сталин не собирался отступать  перед японскими требованиями, хотя большой войны со Страной восходящего  солнца в ту пору он тоже не хотел.

 

2.2. Боевые действия на реке Халхин-Гол

 

11 мая 1939 года части  23-й японской пехотной дивизии  устремились в глубь территории  Монголии в направлении реки  Халхин-Гол. В этом районе им противостоял только полк монгольской кавалерии. По договору от 12 марта 1936 года Советский Союз обязался защищать территорию МНР как свою собственную. С этой целью в Монголии находился 57-й особый корпус Красной Армии (12,5 тыс. человек, 109 орудий, 186 танков, 266 бронеавтомобилей, 82 самолёта), но в районе конфликта советских войск не было. В спешном порядке удалось собрать и перебросить на автомобилях к месту боёв батальон пехоты, роту сапёров и несколько артиллерийских батарей. Этим войскам пришлось занять оборону у сопки Номонхан-Бурд-Обо, озера Буир-Нур и реки Халхин-Гол и сдерживать первый натиск наступающего противника.

К началу боевых действий советская  авиация в Монголии была представлена 100-й смешанной авиабригадой (70 иап, 150 сап). Вскоре из Забайкалья была переброшена 23-я авиабригада (38 сбап, 22 иап). В  конце мая начались первые воздушные  бои, показавшие превосходство японской авиации. Этому способствовала и  то обстоятельство, что буквально  накануне отправки в Монголию было репрессировано всё рукводство 22 иап (включая командиров эскадрилий). 29 мая в Монголию была направлена группа опытных лётчиков: испывтателей и  участников боёв в Испании и Китае  во главе с заместителем начальника ВВС РККА Я.М.Смушкевичем. Уже в июне обстановка в воздухе изменилась коренным образом. Противник начал нести крупные потери. 22 июня состоялся состоялся крупнейший воздушный бой того времени. 120 японских самолётов встретились в воздухе с 95 советскими истребителями. Бой продолжался 2,5 часа. Японцы потеряли 31 самолёт, наша авиация - 11. 27 июня японцам в последний раз удалось достичь крупного успеха - сбить 17 самолётов и ещё 2 уничтожить на земле, потеряв 6 своих. В последующих боях победа неизменно доставалась советским пилотам. 5 августа 1939 года батальоннный комиссар М.А.Ююкин впервые в истории отечественной авиации совершил таран наземной цели (его сослуживцем был Н.Ф.Гастелло, совершивший аналогичный подвиг в начале Великой Отечественной войны).

Информация о работе Вооруженные конфликты и озера Хасан и реки Халхин-Гол