Всемирная Торговая Организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучить вопрос о новом международном учреждении – ВТО.

Предметом исследования явились история создания ВТО и отношения России с ВТО.

Объект - Всемирная Торговая Организация.

Задачи курсовой работы:

1.Познакомиться с историей создания, развития ВТО, ее структурой, механизмом принятия решений.
2.Изучить цели, принципы, функции ВТО.
3.Выявить основные преимущества и проблемы ВТО.
4.Рассмотреть путь вступления России в ВТО.
5.Осознать значение вступления России во Всемирную торговую организацию.

Работа содержит 1 файл

ВТО.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Введение 

     Всемирная Торговая Организация – «World Trade Organization» начала действовать с первого января 1995 года. Ее создание – результат сложных и многоплановых международных торговых переговоров, в которых участвовало 125 государств. Переговоры, проводившиеся в рамках ГАТТ, получили название Уругвайский раунд (переговоры были открыты в городе Пунта-дель-Эсте, Уругвай, в сентябре 1986 года, почему и получили это название).

     Всемирная Торговая Организация – это организационный  межгосударственный механизм, задача которого обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в сфере международной торговли товарами и услугами.

     Актуальность  выбранной темы состоит в том, что настоящая работа дает представление о сложном международном межгосударственном механизме, на основе которого развивалась международная торговля в предшествующие десятилетия и который в новом качестве становится основой для развития международного  обмена товарами и услугами ближайшего десятилетия. На базе этого международного механизма построены или будут построены торгово-политические режимы подавляющего большинства стран мира, которые уже сейчас применяются в жесткой форме к экспорту и импорту России.

     Цель  настоящей работы – изучить вопрос о новом международном учреждении – ВТО.

     Предметом исследования явились история создания ВТО и отношения России с ВТО.

     Объект - Всемирная Торговая Организация.

     Задачи  курсовой работы:

  1. Познакомиться с историей создания, развития ВТО, ее структурой, механизмом принятия решений.
  2. Изучить цели, принципы, функции ВТО.
  3. Выявить основные преимущества и проблемы ВТО.
  4. Рассмотреть путь вступления России в ВТО.
  5. Осознать значение вступления России во Всемирную торговую организацию.

     В настоящей работе использовалась литература по междунородно-экономическим отношениям, периодические издания – журналы и газеты, а также интернет-ресурсы.

 

1. Образование Всемирной Торговой  Организации

1.1 История  создания и развития 

       Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны [1,c.67].

      ГАТТ призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.

   Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли [14,c.63].

   Официально  ВТО образована на конференции в  Марракеше в апреле 1994 года, поэтому  Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением. Место расположения - город Женева, Швейцария, в ВТО входит 153 страны (23 июля 2008г.) Бюджет составляет 169 миллионов швейцварских франков на 2005 год (примерно 130 миллионов долларов США),штат секретариата: 600 сотрудников, главой является генеральный директор [1,c.169].

       Соглашение о ВТО и входящие в него договоренности предусматривают, что страны-члены ВТО должны были провести взаимные переговоры о снижении барьеров в торговле товарами и услугами. Перечни этих обязательств также входят в качестве составной части в общий пакет договоренностей.

       Контура пакета договоренностей Уругвайского раунда в самом общем виде могут быть очерчены перечнем документов, приложенных к Заключительному акту и составляющих его содержание. Одновременно этот перечень дает представление о своеобразной «архитектуре» пакета договоренностей, родившейся в итоге сложного компромисса, достигнутого буквально в последние дни и даже часы переговоров. Перечень дается в том виде, в котором пакет документов был представлен 15 апреля 1994 года Совещанию министров в городе Марракеше и затем передан странам-участницам переговоров для принятия.

       Центральное место в пакете соглашений занимают следующие группы документов:

- Соглашение об учреждении ВТО, включающее три главных правовых документа:

- Соглашения, создающие новую редакцию ГАТТ как часть ВТО (ГАТТ-1994) и интегрирующие в это новое ГАТТ ряд договоренностей и соглашений (часть из которых имелась ранее, но в новой редакции);

- Генеральное соглашение по Торговле Услугами (ГАТС), которое является второй составной частью ВТО;

- Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности – третья составная часть ВТО [2,c.291].

       Доля стран – членов ГАТТ/ВТО в мировой торговле товарами неуклонно возрастала: в 1948 г. на них приходилось 60,4%, а в 2000 г. – уже 90,7% мирового экспорта товаров, по мировому импорту товаров – соответственно 52,9 и 92,0%. С учетом принятия в ноябре 2001 г. на конференции ВТО в Дохе (Катар) в состав этой организации КНР и Тайваня доля стран – участниц ВТО в мировой торговле товарами увеличивается почти до 95%.

   Можно сказать, что на протяжении этих пяти десятилетий в значительной мере была преодолена тенденция к усилению протекционизма, господствовавшая в период между двумя мировыми войнами, а частично и после второй мировой войны. Результатом явился динамичный рост международной торговли - с 1948 по 2000 г. мировой экспорт товаров увеличился с 346 миллиардов долларов до 6 346 миллиардов долларов, то есть более чем в 18 раз. Его среднегодовой темп (около 7%) более чем в 1,5 раза опережал темп роста мирового производства (около 4%) [3].

   Однако ВТО не только увеличила свою долю в мировой торговле товарами – она распространила свою деятельность на международную торговлю услугами, а также связанные с торговлей права интеллектуальной собственности, инвестиционные меры. После Уругвайского раунда (1986–1994 гг.), когда была создана ВТО, она базируется уже не только на ГАТТ (в редакции 1994 г.), но и на ряде других соглашений – Генеральном соглашении по торговле услугами (GATS –ГАТС), соглашениях по связанным с торговлей правам интеллектуальной собственности (TRIPS – ТРИПС) и инвестиционным мерам [11]. 

1.2 Цели, принципы, функции ВТО 

       Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования  преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

       В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим принципам:

       1. Отсутствие дискриминации в торговле. Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

       2. Снижение торговых (протекционистских) барьеров. Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

       3. Стабильность и предсказуемость условий торговли. Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

        4. Стимулирование конкурентоспособности в международной торговле. Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

       5. Льготы в международной торговле для менее развитых государств. Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО, являются:

- предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;

- взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений;

- транспарентность торговой политики;

- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

       6. Принцип национального режима. Данный принцип устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

       7. Принцип зашиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количественные ограничения (квоты), стандарты;

       8. Общее запрещение количественных ограничений импорта. Такие ограничения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами. Исключение составляют случаи применения количественных ограничений в целях защиты платежного баланса и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего производства;

       9. Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В данном случае предусматриваются «изъятия» и применение «защитной оговорки». «Изъятия» означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами. «Защитная оговорка» предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.

       10. Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев. Предусматривается, что региональные торговые группировки могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть ликвидированы. В зоне свободной торговли каждая страна-член проводит свою собственную внешнеторговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. В случае таможенного союза устанавливается единый таможенный тариф для третьих стран. Региональная интеграция призвана дополнять многостороннюю торговую систему.

       11. Специальные условия для развивающихся стран предусматривают поощрение оказания помощи развивающимся странам и обеспечение им более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также освобождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров. По итогам Токийского раунда было принято положение о предоставлении развивающимся странам режима всеобщей системы преференций (ВСП), которая допускает специальный торговый режим для наименее развитых стран.

Информация о работе Всемирная Торговая Организация