Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:39, курсовая работа
Проблемы и перспективы развития торгово-экономических отношений Казахстана с Китаем приобретают актуальность в условиях реформирования казахстанской экономики и глобализации мирового хозяйства, которые диктуют возрастающую взаимозависимость и взаимодействие национальных экономик. Теоретический анализ современного состояния внешнеэкономических связей Казахстана с основными торгово-экономическими партнерами является, с нашей точки зрения, фундаментальной основой формирования национальной внешнеэкономической доктрины.
Базой 
для проведения в Синьцзян-Уйгурский 
автономный район (СУАР) эффективных 
экономических реформ становится создание 
благоприятного климата для привлечения 
инвестиций, прежде всего - в областях 
энергетики и добывающей промышленности. 
Именно развитие этих отраслей – ключевой 
пункт развития всего района. Однако, 
из-за экономических особенностей и 
характеристик, регион является прямым 
конкурентом соседей – 
В связи 
с этим, необходимо рассмотреть заявленные 
(не говоря о незаявленных!) планы 
и проекты экономической 
Китай 
в данном случае предлагает собственную 
модель интеграции в регионе – 
интеграцию как интернационализацию, 
взаимодополняемость 
В теоретическом плане с начала 1980-х и на протяжении 1990-х гг. китайские политологи пересмотрели ряд концептуальных установок и «табу» по отношению к внешней среде (к оценке внешнеполитических и внешнеэкономических проблем и перспектив собственного государства). Так, были выделены две основные тенденции мирового развития – регионализация и глобализация. Обе тенденции так или иначе были выгодны КНР: государство начало искать рычаги и механизмы безболезненного вхождения в мировое хозяйство, в том числе в рамках ВТО. Одним из первых практических механизмов стал механизм поставки товаров в ЦА и далее – в Россию и страны Европы под маркой «сделано в Кыргызстане», после его вступления в ВТО. Существенное теоретическое «открытие» китайских исследователей состояло в том, что регионализация в ряде случаев может иметь форму интернационализации. Для КНР ставилась первоочередная задача - «создание специализированных интернациональных экономических районов», где интеграция должна проходить по принципу «дополняемости экономик». Говоря о таком явлении, как интеграция, необходимо подчеркнуть, что стороны (в большей степени КНР, в меньшей – Республика Казахстан) в исследованиях широкого доступа склонны переоценивать важность экономической интеграции, тем более в отношении друг друга. Акцент, опять-таки, делается на экономической «взаимодополняемости экономик РК и КНР». Для китайской экономики «дополняемость» на практике значит приобретение и сырья, и рынков сбыта. В рамках такой экономической политики Китай может «законсервировать» политические проблемы в СУАР и продолжать говорить, что «права человека» имеют, главным образом, вид обеспечения экономических прав. Создание специальных экономических зон, а также совместных предприятий преимущественно с китайским капиталом – вот первоначальный этап развития отношений с соседними регионами. На надгосударственном уровне этот процесс должен обеспечиваться политикой в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), что фактически и происходит, когда заявляется о новом, экономическом измерении в функционировании ШОС, а также на двусторонней основе.
Процесс 
подготовки и реализации планов «интеграционной 
открытости» начался еще с 
конца 1980-х – начала 1990-х гг., с 
момента обретения 
Надо отметить тот факт, что с китайской стороны интеграционные проекты одновременно рассматривались на различных уровнях – на государственном и местном. Что касается местного, то уже в 1993 году Комитет науки и техники СУАР представил проект «совместного межгосударственного освоения», в качестве главного пункта которого выделялось создание «растянутых» свободных зон в районе казахстанско-китайской границы «Инин – Джаркент», а также свободной приграничной зоны «Боро-Тала» в Китае и «Дружба» в РК.
В 1996 г. 
китайская сторона вновь 
В этот 
же период (1998 г.) появился и проект «Межгосударственной 
зоны ускоренного развития экономики», 
предложенный сотрудниками Отдела по 
науке и технике посольства КНР 
в РФ. С российской стороны в 
проекте должны были принять участие 
Республика Алтай, Алтайский край, со 
стороны Казахстана – Восточно-Казахстанская 
область, со стороны Монголии – Баруун 
аймак. Китай был представлен 
Синьцзян-Уйгурским автономным районом. 
Предполагалось создать четырёхстороннюю 
комиссию для определения механизмов 
функционирования такой зоны (в частности, 
создание режима наибольшего 
Идеи 
интеграции для КНР «на Западе» 
пришли, в том числе и из России. 
В 1998 г. в обиходе российской прессы 
и региональных властей появился 
термин «Большой Алтай» для обозначения 
уникального природного комплекса 
на стыке границ четырёх государств. 
Китай быстро включился в процесс, 
и с 2000 г. начались переговоры на уровне 
региональных администраций на российском 
Алтае, поддерживались необходимые 
экономико-политические контакты, появились 
предложения о хозяйственном 
освоении региона. Идея понравилась 
всем, и встал практический вопрос 
о строительстве транспортного 
коридора из России (напомним, что у 
России на Алтае существует 55-километровая 
граница с Китаем, так называемый 
«западный участок»). «Большой Алтай» 
включал в себя следующие регионы: 
с российской стороны участниками 
такого рода сотрудничества становились 
Алтайский край и Республика Алтай, 
с казахстанской – Восточно-
Параллельно 
китайская сторона делала ставку 
на двусторонние переговоры. Так, «первой 
китайской ласточкой» стало формирование 
необходимой приграничной инфраструктуры. 
Причем китайская сторона должна 
была в короткие сроки стать лидером 
интеграции. По предложению китайской 
стороны начал прорабатываться 
вопрос о создании казахстанско-китайской 
зоны свободной приграничной торговли. 
По поручению Правительства 
Для нас же наиболее интересны именно вопрос интеграции, собственные планы интеграции КНР в мировую экономику и экономику Центральной Азии (географически СУАР ближе и доступнее из ЦА, чем из Центрального Китая). Для КНР «реформы» и «открытость» (даже некий набор «открытостей») выразились именно в регионализации экономики. В настоящее время происходит процесс формирования новых принципов «открытости» и «интеграции», что может перевернуть все существующие «западные» и «восточные» теории интеграции.
Итак, основные 
положения «интеграции по-
Стратегия 
открытости предполагает не только глобализацию 
китайской экономики, но и ее регионализацию. 
Последняя должна проводиться в 
двух направлениях – внутреннем и 
внешнем. В первом случае Китай делится 
на 7 экономических районов, которые 
должны специализироваться на определенных 
видах промышленного 
Стратегия 
глобализации китайской экономики 
подразумевает вхождение 
Суть 
концепции «регионализма вовне» 
заключается в создании региональных 
интернациональных 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Стратегическое партнерство Казахстана и Китая в энергетической сфере.
В последние 
годы Китай становится одним из важнейших 
экономических игроков на  мировых 
и региональных рынках. Казахстан 
строит взаимоотношения с крупнейшей 
экономикой мира на основе взаимопонимания, 
сопряжения интересов и областей 
сотрудничества, стратегического партнерства. 
Китай в силу географического 
фактора является для Казахстана 
естественным и основным партнером. 
Как заявил президент Н. Назарбаев 
в Послании народу Казахстана 1 марта 
2006 года: «Казахстан исходит из того, 
что альтернативы взаимовыгодным связям 
с динамично развивающимся 
Энергетика 
является ключевым фактором, влияющим 
на внутреннюю и внешнюю стратегию 
развития каждого суверенного 
Экономические 
интересы Китая в Казахстане тесно 
связаны с его энергетической 
политикой, со стремлением превратить 
казахстанские нефтеносные зоны 
в постоянный и надежный источник 
топлива для растущей китайской 
экономики. Это подтверждается тем, 
что Китай уже в течение 
нескольких лет удерживает пятую 
позицию в списке крупнейших инвесторов 
казахстанской экономики, причем подавляющая 
их часть целенаправленно идет именно 
в нефтегазовую отрасль. При этом 
данные демонстрируют пока ограниченный, 
несравнимый с реальным инвестиционным 
потенциалом Китая объем 
Таким образом, в лице Казахстана Китай видит поставщика сырьевых и топливных ресурсов для своей динамично развивающейся экономики, требующей с каждым годом все больше ресурсов.
Нефть. 
В настоящее время 
Главными потребителями нефти выступают Китай и Индия, на долю которых приходится около 79% роста потребления энергии в мире. Эти страны и в перспективе в возрастающей мере станут определять основные тенденции развития энергетических мировых рынков, а также спрос и предложение на нефть . По прогнозам специалистов, уже к 2011 году Китай станет самым крупным потребителем энергии на планете. К этому времени потребность его в нефти составит 350 млн. т, а производство очищенной нефти – 200 млн. т. Зависимость от импорта составит порядка 40%. К 2020 году ежегодное потребление нефти здесь возрастет до 500 млн. т, причем дефицит составит порядка 240 млн. т в год.
В настоящее 
время в Китае внутренний спрос 
на нефть на 30% покрывается за счет 
импорта. При этом следует отметить, 
что экономика Китая не уязвима, 
хотя зависит от импорта нефти. Это 
объясняется особенностями 
Поскольку основным поставщиком нефти в КНР являются страны Среднего Востока и Африки, особенную озабоченность у Китая вызывает неоднозначная геополитическая ситуация в этих регионах мира, способная повлиять на бесперебойную поставку энергоносителей. Возросла и сохраняется нестабильность на Ближнем Востоке, выступающем в настоящее время нефтяным донором Китая. Около 12% нефтяного импорта КНР приходится на Иран, и в случае осложнения ситуации в Персидском заливе, Китай может быть отрезан от этого источника энергии. Определенную угрозу энергетической безопасности Китая несет стремление США установить контроль над морскими коммуникациями, по которым осуществляется доставка нефти в Восточную Азию.
Возрастание 
в ближайшей перспективе