Человек и магия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:53, реферат

Описание работы

Во все времена и у всех народов магия была непременным атрибутом жизни, о чем свидетельствуют летописи, предания, легенды. Она лежит в основании всех религий. Очевидно, что магия существует столько же, по меньшей мере, сколько существует человек. У людей, живших в древние времена, недостаток знаний и невозможность логически объяснить явления, происходящие возмещается чувственным восприятием. В связи с этим, богатое воображение, которому может позавидовать любой социальный человек нашего времени, рисовало невидимые образы, которым люди верили безоговорочно и посредством самовнушения получали в итоге желаемый результат, к сожалению не всегда положительный.

Содержание

Введение 3
1. Причины возникновения магии 4
2. Формы магии 7
3. Разновидность магии 10
4. Отражение магии в современном мире 14
5. Заключение 16
Литература 17

Работа содержит 1 файл

Религиоведение.docx

— 32.49 Кб (Скачать)

В оборонительной (профилактической) магии С.А. Токарев  выделял два вида.

Отгоняющей (апотрепеической) магии суть сводится к желанию отогнать, отпугнуть  враждебные силы и влияния. Для этого носили амулеты, талисманы, обереги; применяли различные жесты, звуки (звон металла, стрельба, огонь, дым, магические круги и линии, плевки, дутье) и т.д. Сюда же относятся действия, имеющие своей целью уклониться от контакта с враждебными силами, спрятаться от них (ритуальное закрывание головы, лица и т.п.).

Другой  разновидностью профилактической магии  являлись обряды и ритуалы очищения от воображаемых злых влияний, проникших  в тело человека, его жилище, скот и т.д. Очищения достигали разными приемами и способами: посредством ритуального омовения, окуривания, поста, употребления снадобий, кровопускания и т.д.

В соответствии со сферой применения магии и целям, которые она преследует, выделяют целый ряд ее видов.

Исторически первичным видом колдовства можно считать хозяйственную, промысловую  магию. Это связано с тем, что  магия сама по себе возникает, как  иллюзорное средство преодоления практической слабости первобытного человека.

Подобные  магические обряды существовали у многих народов.  
Один из таких обрядов у камчадалов описал русский путешественник  
С.П. Крашенинников. Этот обряд являлся частью осеннего промыслового праздника и состоял в том, что из съедобной травы и рыбы изготовлялась фигура кита, которая под звуки бубнов и барабанов была растерзана и съедена всеми участниками церемонии. Затем то же самое было сделано и со слепленной из сладкой травы фигурой волка, которую один из охотников застрелил из лука, а другие растерзали и съели.

Можно вспомнить  и о «пляске бизонов» у североамериканских индейцев: ее участники, обряженные в шкуры бизонов и с оружием в руках, игравшие роль охотников и дичи, верили, что пляска привлечет стада бизонов под удары их копий и стрел. Пляска продолжалась многие часы, нередко сутки.

С переходом  к земледелию магические обряды исполняются, чтобы воздействовать на силы природы  и добиться от земли хорошего урожая.

Иногда  главным содержанием земледельческой  магии было ритуальное убийство людей. Так, у индейского племени пауни был такой обряд: молодую обнаженную женщину ставили на пьедестал, вокруг которого находились вооруженные луками воины. В определенный момент все они вместе выпускали в девушку свои стрелы. После этого ее тело рубили на куски и зарывали их на поле, а кровью поливали посевы.

Страшным  бедствием для земледельцев была засуха, наводнение и другие стихийные  бедствия. Вот почему появились многочисленные магические обряды, имевшие своей целью влиять на погоду и составившие отдельный вид магии: метеорологическую, или магию погоды. Здесь наиболее распространенными являлись обряды вызывания дождя. Вот как «вызывали» дождь колдуны центрально-австралийского племени вонкогуру. Двое «заклинателей дождя» по очереди зачерпывали заколдованную воду в деревянное корыто и разбрызгивали ее в разные стороны, производя при этом пучками перьев шум и шорох, имитируя тем самым звук падающих капель дождя.

Некоторые обряды метеорологической магии  предназначены вызывать солнечный  свет. Колдуны острова Флорида, совершавшие этот обряд, привязывали листья и прутья определенной породы дерева к концу бамбукового шеста и держали его над огнем, раздувая его и произнося одновременно магическое заклинание, переходящее на огонь, а с него на листья. Затем шест укреплялся на верхушке дерева, ветер должен был сдуть с него чары и унести их вдаль, ожидалось, что после этого засияет солнце.

В древние  времена колдовские обряды сопровождали буквально каждый производственный процесс, при этом магические верования тесно переплетались с верными наблюдениями над природой.

 

4. Отражение магии в современном мире

 

Магические  ритуалы легли во основу всех религий  мира. Так, христианская церковь включила многие магические церемонии в свой культ, переделав их на свой лад. Первоначально христиане заимствовали из магических церемоний и языческих мистерий древности два таинства – причащение и крещение. Затем возникли и другие – миропомазание, исповедь, брак и священство. Обычай дуть на младенца, на воду, масло, чтобы придать им благодать и одновременно отогнать сатану, плевать на сатану во время крещения также есть пережиток древней веры – веры в то, что человеческое дыхание и слюна обладают особой колдовской силой. Обряды купания новорожденного в воде, окропления его водой известны у народов Древней Мексики, Китая, Японии, Тибета, Новой Зеландии, Африки.

В современном  обществе магия используется в большинстве  случаев для развлечения людей. Например, гадания на картах стали  доступны всем, хотя раньше были лишь прерогативой посвященных, жрецов. Или же искусство  факиров. Ради развлечения публики, они могут усилием своей воли прорастить посаженое зерно, побег быстро увеличивается в размере. В Древней Индии факиры были особым слоем населения, живя довольно замкнуто от остальных. Теперь же их умение можно наблюдать повсеместно.

Также современный  человек не знал бы некоторых наук не выдумай человек магию. Например, древние египтяне хорошо знали движение небесных тел, и на основе этого они  положили начало астрологии. Они также  ввели понятие счастливых и несчастливых дней.

Без алхимии не было бы возможным возникновение и дальнейшее развитие химии. Даже Ньютон не брезговал изучать древние трактаты по алхимии и ставить по ним свои эксперименты.

Современная медицина некоторые свои препараты  позаимствовала от древних колдунов. Так, например, травяные настои, включение компонентов, которые использовались древними знахарями, в состав лекарств.

Кроме того, современный человек использует различные магические предметы, даже не задумываясь об этом. Те же камни-амулеты, всяческие талисманы. При этом он будет уверять, что магии не существует, все это выдумки, возникшие в древние времена.

Однако  и сейчас находятся профессиональные колдуны и ведьмы. Они используют те же методы, что и были до них. Те же предметы, те же снадобья. Так, у одного африканского колдуна обнаружили тайник с талисманами, в нем насчитывалось их около 20 тысяч. Этот своеобразный музей достался ему по наследству, и старик тщательно пополнял его.

Современные жители острова Пасхи не начинают работу, не принеся в жертву особым образом запеченную курицу, не приступают к серьезному делу, не задобрив духов традиционными церемониями, плясками в их честь, молитвенным пением. На каждом шагу заклинания, счастливые талисманы, советы с духами умерших предков.

В современном  мире наука и научное представление  о мире являются как бы основой  всего того, на что опирается современный  человек. Поэтому очень важно  понять, какое место в современной  картине мира занимают ненаучные, мистические  знания. Иногда их толкуют как нашествие антинауки, хотя эти понятия приходят к людям из древности. Разум многообразен, и поэтому не следует высокомерно отбрасывать эти линии поиска, которые не сочетаются с научными представлениями о мире, т.к. они имеют многотысячелетнюю традицию и добавляют яркие краски в современную картину мира. Построение Каббалы, тексты Библии и Корана, вера и астрология – выполнены и сохранены в веках. Это не наука, но иные формы освоения мира.

Заключение

 

Во все времена и у всех народов магия была непременным  атрибутом жизни, о чем свидетельствуют  летописи, предания, легенды. Она лежит в основании всех религий. Очевидно, что магия существует столько же, по меньшей мере, сколько существует человек. У людей, живших в древние времена, недостаток знаний и невозможность логически объяснить явления, происходящие возмещается чувственным восприятием. В связи с этим, богатое воображение, которому может позавидовать любой социальный человек нашего времени, рисовало невидимые образы, которым люди верили безоговорочно и посредством самовнушения получали в итоге желаемый результат, к сожалению не всегда положительный.

Вся история литературы пронизана  интересом к магии как к  фундаментальному элементу человеческой жизни. И каждая историческая эпоха  давала собственные образы мага и  его практики, соответствующие их реальной социальной роли, с одной стороны, и отношению к магии со стороны иных форм сознания – с другой.

В нашу эпоху научно-технического прогресса люди по-прежнему не в  силах объяснить положительные  результаты, например, нетрадиционной медицины. Человек ежедневно, не задумываясь  о том, пользуется сотнями магических обрядов: постучать по дереву, плюнуть через плечо, не целоваться через порог, пожелать чихнувшему здоровья даже не подозревая об их магическом происхождении.

 

Литература

 

  1. Большая советская Энциклопедия. – М.: 1954.
  2. Папюс. Практическая магия. – М.: «Renaissance», 1991 г.
  3. Шах Идрис. Магия Востока. – М.: Центрполиграф, 2000 г.
  4. И.И. Жерневская. Л.В. Шарманова. Куда ведет аллея сфинксов. – Лениздат, 1990 г.
  5. М. Соммерс. История колдовства. – Мн.: ТетраСистемс, 2002 г.
  6. Б. Малиновский. Наука и религия. – Мн.: Высшая школа, 1998 г.

 


Информация о работе Человек и магия