Человек и магия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:53, реферат

Описание работы

Во все времена и у всех народов магия была непременным атрибутом жизни, о чем свидетельствуют летописи, предания, легенды. Она лежит в основании всех религий. Очевидно, что магия существует столько же, по меньшей мере, сколько существует человек. У людей, живших в древние времена, недостаток знаний и невозможность логически объяснить явления, происходящие возмещается чувственным восприятием. В связи с этим, богатое воображение, которому может позавидовать любой социальный человек нашего времени, рисовало невидимые образы, которым люди верили безоговорочно и посредством самовнушения получали в итоге желаемый результат, к сожалению не всегда положительный.

Содержание

Введение 3
1. Причины возникновения магии 4
2. Формы магии 7
3. Разновидность магии 10
4. Отражение магии в современном мире 14
5. Заключение 16
Литература 17

Работа содержит 1 файл

Религиоведение.docx

— 32.49 Кб (Скачать)

Содержание

Введение           3

1. Причины возникновения магии       4

2. Формы магии          7

3. Разновидность магии        10

4. Отражение магии в современном  мире      14

5. Заключение          16

Литература           17

Введение

 

В каждый период развития человечества формируется  научная картина мира, которая  отражает мир с той истинностью, которая доступна человеку. Кроме  этого картина мира содержит нечто  такое, что на данном этапе наукой не доказано, но есть некоторые представления и гипотезы, которые в будущем могут быть доказаны, а может быть и нет.

В древности  природа исследовалась силой  ума, а опыты игнорировались. Научные  обобщения строились на начальных  обобщениях, и в красочных картинах мира мирно уживались реальность и вымысел, который сейчас кажется несовместимым с мудростью древних. Однако многое в представлениях древних мистиков было верным и современные люди так или иначе порой возвращаются к тому, что казалось смешным и нелепым еще десятилетия назад. К таким представлениям относилось и понятие о магии.

Существуют  различные определения магии. Но все они неизменно отмечают одну ее особенность: в ее основе всегда лежит вера в сверхъестественные силы и в способность человека с помощью этих сил контролировать окружающий мир. Оккультные науки представляют собой целостную сферу мировой культуры. На протяжении не менее чем пяти тысячелетий она развивалась по собственным законам, находясь в едином контексте с иными областями интеллектуальной рефлексии человечества. Научная химия не могла бы возникнуть, не будь алхимии; что астрономия была не возможна без астрологии; что в оболочке оккультизма зародилась некогда психология. Все это верно, но хотелось бы подчеркнуть, что оккультизм не нуждается в оправданиях, и его право на существование определяется вовсе не тем, что когда-то он оказал помощь иному, рационалистическому знанию. Оккультизм существует и сам по себе интересен; он самоценен уже потому, что является одним из «вечных спутников человечества».

1.  Причины возникновения магии

 

Магия (от греч. mageia – колдовство, волшебство) – это обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также воображаемых духов и богов.

Магическое  действие, как правило, состоит из следующих основных элементов: материальный предмет (вещество), то есть инструмент; словесное заклинание – просьба или требование, с которым обращаются к сверхъестественным силам; определенные действия и движения без слов – обряд. Такое определение можно дать магии возникшей на заре времен.

Время возникновения  магии ученые относят к периоду первобытного общества, точнее – эпохе каменного века. Имеются данные, что магические обряды и верования существовали уже у неандертальцев, живших 80 – 50 тысяч лет назад. Первобытные люди, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это даст возможность убитым животным вернуться к жизни и тем самым умножит число этих животных.

Корни первобытной  веры в магию следует искать в материальных и общественных условиях жизни людей. Условия жизни наших предков были довольно суровыми и весьма трагичными. У людей той эпохи были простейшие орудия труда и охоты, сделанные из камня, кости, дерева.  
С такими орудиями трудно было найти постоянный источник питания. Поэтому первобытные люди часто оставались без добычи. А растительную пищу можно было добывать в определенные месяцы года. Все попытки обеспечить себя самыми необходимыми средствами к существованию в основном не приносили никакого результата. В результате чего у первобытного человека не было уверенности в завтрашнем дне, в своем будущем и будущем своих соплеменников. Отсутствие реальных средств, гарантирующих надежные и постоянные результаты производственной деятельности, и явились основными причинами того, что человек каменного века обратился к поискам иррациональных средств практического воздействия на природу. Подобными средствами явились магические ритуалы и обряды. Так экономическая неразвитость, слабость первобытного человечества, выразившаяся в практическом бессилии человека перед природой, и явились тем социальным фоном, на котором выросла вера в магию.

Первобытные люди были убеждены, что посредством  исполнения магических обрядов они  вступают в контакт со сверхъестественной силой, могущей защитить их от стихий природы, от всех злых сил и существ, помочь в достижении той или иной практической цели, которую они не в состоянии достичь посредством реальных приемов и средств. Конкретные формы колдовства создавались каждым родом, племенем, общиной самостоятельно, результатом чего явилось бесчисленное многообразие магических ритуалов и обрядов. Ученые описали и систематизировали буквально тысячи колдовских ритуалов и верований, бытовавших у разных народов в разные времена.

Человек пытался внушить животному, что  именно он ждет от него. Он перевоплощался в будущую добычу, надевал маску  зверя, подражал его повадкам, поведению, которые знал превосходно. Охотники собирались в потайном месте, наряжались, устраивали магические пляски, церемонии, «настигая» добычу и «убивая» ее. Очевидно, без таких вот священнодействий племя не рисковало начинать охоту. Очевидно и другое: весь обряд в мельчайших подробностях передавался следующему поколению как самое ценное достояние.

Так же как  процедура охотничьего колдовства, из рода в род переходили амулеты  и талисманы, различные предметы, будто бы обладающие необыкновенными силами воздействия на окружающий мир, способные приносить удачу и здоровье.

Первобытные люди, выделившиеся из животного мира и еще тесно с ним связанные, не умели провести четкую границу  между собой и природой. Им казалось, что они находятся в тесном родстве со всем окружающим миром – камнями, деревьями, животными. Они были уверены, что все эти предметы в то или иной мере помогают им.

 

2. Формы магии

 

Возникнув в первобытную эпоху человечества, магия не оставалась неизменной на протяжении веков, а принимала различные формы. Одной из развитых ее форм является фетишизм.

Данная  разновидность магии основывалась на вере человека в сверхъестественные свойства различных, на первый взгляд обыкновенных, предметов. Фетишем мог  стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, части тела животного (зубы, клыки, кусочки шкуры, высушенные лапки, кости и т.д.). Позднее появились изготовленные из камня, кости, дерева, металла фигурки. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет, и если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой. В противном случае его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.

Фетишем иногда становилась часть чего-то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т.д.). фетиш мог быть просто рисунком и даже татуировкой на теле.

Особая  группа фетишей связана с распространенным у многих народов мира культом предков. Их изображения (идолы) – человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например, в Китае.

Фетишизм  тесно переплетался с другими  формами магии, в первую очередь, с тотемизмом.

Тотемизм («от-отем» на языке североамериканских индейцев означает «его род») – система  представлений о магическом родстве  между группой людей (обычно родом) и тотемом – мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает от голода, холода, болезней и смерти.

Каждый  род носил имя своего тотема, но могли быть и более «специализированные» тотемы. Например, все мужчины племени считали своим предком одно животное или растение, а у женщин был другой тотем.

В представлениях древних греков следы тотемизма  хранят мифы о кентаврах, часто встречающиеся мотивы превращения людей в животных и растения.

Важное  значение люди придавали амулетам. Пользоваться силой молитв или магических слов мог только специально обученный жрец, поэтому вскоре слова стали вырезать на амулете, придавая тем самым двойную силу.

Фигурки ладей или животных с соответствующими магическими словами также использовались для защиты людей от злых сил. Но эти фигурки, сделанные из воска можно было использовать и для нанесения вреда изображенному на них человеку. Впоследствии, восковые фигурки стали основным инструментом черной магии.

Еще одной  формой магии является оккультизм.

Оккультизм (от лат. occultus – тайный, сокровенный) – это общее название для учений, «теоретически» обосновывающих наличие магических (волшебных, сверхнатуральных) сил в человеке и космосе, недоступных для простых смертных, но доступных для «посвященных», прошедших особую инициацию и тренировку. В состав оккультизма входили такие «тайные» науки, как астрология, мантика, или гадание (хиромантия, физиогномика и т.п.), спиритизм, герметическая (по имени легендарного основателя оккультизма – Гермеса Трисмегиста, образ которого явился результатом соединения образов египетского бога Тота и греческого бога Гермеса – вестника божественной мудрости), медицина и другие. Впервые речь об оккультизме заходит в эпоху поздней античности, когда в I – IV веках нашей эры в Александрии была создана обширная оккультная литература, получившая название герметической.

В основе оккультизма лежат «принципы» и  «законы» первобытной магии. Оккультисты  лишь систематизировали древнейшие магические представления, основанные на принципе: подобное вызывает подобное (симпатическая магия), часть заменяет целое (контагиозная магия).

В тайны  оккультных наук посвящались не многие. Не даром ее нередко называли Scientia Occulta – Наука сокровенная. Процесс посвящения и дальнейшего духовного развития человека мог длиться всю жизнь. Непосвященный человек никогда бы не смог понять текстов, написанных оккультистами. Зачастую они облекались в иносказательную форму.

Египетская  магия, возникнув в додинастические  времена, стала основой религии. Она существовала в двух разновидностях: с одной стороны, ею пользовались во благо живых и мертвых, с другой – она являлась орудием тайных заговоров и призвана была наносить вред тем, против кого она применялась.

В целом, египетская магия, а также некоторые культы египетской культуры, была принята не только соседствующими с Египтом государствами, но ее распространение достигло даже таких отдаленных мест, как Британия, Галлия, Германия.

С возникновением сложных высокоразвитых монотеистических религиозных систем типа христианства, иудаизма, ислама, буддизма магические ритуалы стали их неотъемлемым элементом.

 

3. Разновидность магии

 

Существуют  различные классификации магических обрядов и церемоний. Одной из наиболее полных типологий колдовских обрядов является классификация, разработанная известным советским этнографом и религиоведом С.А. Токаревым в его работе «Сущность и происхождение магии». Он предложил различать магические ритуалы по степени сложности, по направленности магического акта, по технике действия, по сфере применения и по целям, которые данный ритуал преследует.

В зависимости  от общей направленности магического  действа  
С.А. Токарев выделяет две группы магии: агрессивные (или протрептические) и защитные, оборонительные (или профилактические).

Если  первые своей целью имеют перенесение  тем или иным способом магической силы на объект, то вторые имеют обратную цель: отстранить, отогнать вредные  магические влияния, защититься от их действия.

В составе  этих двух крупных магических направлений ученый выделяет типы магии, которые отличаются друг от друга по технике передачи магической силы или защиты от нее.

В протрептической  магии простейшим способом передачи магической силы был непосредственный контакт, соприкосновение источника, носителя этой сверхъестественной силы с объектом, на который было направлено колдовство. При этом носитель магической силы был различным: это и неодушевленный предмет (амулет, талисман), и человек (например, сам колдун).

Более сложным, с психологической точки зрения, является так называемая инициальная (начинательная, трансмиссионная, инцепционная) магия. Суть ее остается, как и в предыдущем типе, той же: магическое действие направлено на сам объект колдовства. Однако ввиду недосягаемости этого объекта, производилось только начало желаемого действия, а само же его окончание и появление ожидаемого результата возлагалось на магическую силу.

В отличие  от этих двух видов магии, следующие  два вида протрептической магии  характеризуются тем, что в них  действие сверхъестественной силы направляется не непосредственно на объект, а  на его заместителя, и только через него – на сам объект волшебства. В качестве заместителя может быть какая-нибудь часть объекта колдовства (отрезанные волосы, обрезки ногтей, слюна и т.п.) или же просто предмет, побывавший с ним в контакте (часть одежды, след ноги и т.п.). В другом случае в качестве заместителя, посредством которого сверхъестественная сила будет действовать на объект, выступает подобие или изображение этого объекта. У многих народов колдуны изготовляли маленькие деревянные, глиняные, восковые и т.д. фигурки, изображавшие врагов, и пронзали их, полагая, что тоже самое постигнет и самих врагов.

Информация о работе Человек и магия