Даосизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:48, доклад

Описание работы

Даосизм, можливо, є найдревнішою і найглибшою, але і найбільш важкою для розуміння релігією у світі, хоча це швидше концепція життя і філософська система, ніж релігія в тому сенсі, як цей термін трактує західна людина. У своїй чистій формі даосизм містить багато що з того, що гідно усілякого схвалення. Він розвиває ті ж думки, що властиві і сучасній західній науці. Істотний і його внесок у розвиток медичних теорій. Затверджуючи необхідність гармонії з природою, даосизм доповнює конфуціанство, що проповідує гармонію в суспільстві.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 20.12 Кб (Скачать)

В основе учения даосизма лежит  принцип дао, который буквально  переводится как "путь", "дорога" (второе его значение — "метод" и "высший принцип"). Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает  все сущее». Досизм учит ,что жить в соответствии с Дао – это покорно следовать потоку жизни, не сопротивляясь ему. Другим принципом даосизма является у вэй, который зачастую определяется словом "пассивность" или понятием "плыть по течению". С ним тесно увязывается принцип дэ, т.е. добродетель, но не в смысле высокой моральной чистоты, а в смысле качеств, проявляющихся в повседневной жизни, когда принцип дао осуществляется на практике. Характер событий в мире определяется силами ян и инь. Мужское начало — ясность мысли, активность и возвышенность — считается присущим силам ян, тогда как женское начало — все слабое, темное и пассивное в жизни — приписывается действию сил инь. 
    Считается, что Лао-цзы родился в 604 г. до н.э. в провинции Хэнань и был сыном знатных родителей. Сначала он занимал должность архивариуса в Лояне, который в тот период был столичным городом, однако впоследствии Лао-цзы уединился и умер в своей деревне в 517 г. до н.э.  
     Начиная со II в. н.э. о Лао-цзы появилось много легенд. В одной из них, в частности, утверждается, что он был зачат лучом света, что мать носила его во чреве 72 года и на свет Божий он появился у нее через левую подмышку. Лао-цзы родился с седыми волосами, а долго жил благодаря помощи магических сил. 

Развитие религиозной  формы даосизма (Дао цзяо) было связано  с обрядами, врачеванием, изгнанием  злых духов и народными праздниками. Цель приверженцев даосизма (даосов) –  достичь гармонии с природой посредством  медитации, следуя Дао, путем, который  приводит к обретению благоденствия, процветания и долголетия (в последнем  даосизме – бессмертия).    Даосизм – это не просто пассивное созерцание. Труды Лао-цзы служили последующим поколениям религиозно настроенных мыслителей, старавшихся «превзойти пределы человеческого существования». Они стремились «украсть секрет неба и земли», вычленить из него тайну происхождения жизни, чтобы обрести бессмертие.   

Важнейшим текстом даосизма считается «Дао дэ цзин», где «Дао»  означает «путь», «метод», а «дэ» - «благодать», «благую мощь». Его авторство приписывают Лао-цзы. В книге предложена модель мира, в которой над всеми богами царит таинственная сила Дао. Например, секрет долголетия заключается в том, чтобы следовать Дао. Дао - всеобщее начало и правило, управляющее вселенной, природой и человеческим обществом. Дао присуща мощь (дэ), посредством которой она и проявляет себя.

Религиозный даосизм в  начале средних веков разделяется  на философское и религиозное  направление, что связано с крушением  империи Цино и Хань, войнами и  междоусобицами. В даосизм проникают  древние божества, и формируется  их иерархия; возрождается практика молитв и медитации, ведущих к бессмертию (сянь). Большое развитие получила и  алхимия (создание «золотой пилюли бессмертия»), совершенствовались практика йоги и  медитации. Этот новый даосизм стали  называть религиозным даосизмом (дао  цзяо), чтобы отличить его от учения Лао-цзы и Чжуан-цзы, стремящихся лишь к долголетию.

У китайцев долголетие ценится  как знак того, что человек идет по «Дао – пути неба и земли», подчиняется  естественному порядку вещей, принимая все радости и невзгоды как  должное. 

В формировании даосизма значительную роль сыграли и такие древние  мыслители,  например Ле-цзы и автор труда «Хуайнань-цзы», а также школа «Пути истинного единства» и более поздние школы – «Высшей чистоты» и «Пути совершенной истины».

В современном Китае чисто  религиозный даосизм сходит на нет, а из некогда крупных школ сохранились лишь две: «Путь совершенной истины» и «Путь истинного единого». В религиозном даосизме (Дао цзяо) особое значение придавалось поискам бессмертия. К бессмертию шли чрез медитации, ритуальную практику, алхимию и философию.

Направление даосизма (Дао  цзяо) складывалось из деятельности многочисленных сект, групп и школ. Так в 12 веке, в основном сформировался канон  даосских текстов «Дао Цзан». В некоторых  школах основное внимание уделяется  достижению гармонии космических потоков  инь и ян при помощи ритуального  действа; другие больше внимания уделяют  занятиям медитативной практикой, дыхательными упражнениями и экспериментами по установлению контроля над разумом и телом. В среде китайцев, сохраняющих  верность традициям, религиозный даосизм  и сегодня играет организующую роль во многих народных празднествах, а  служители культа по прежнему практикуют врачевание и обряд изгнания бесов: изгоняют злых духов, стремятся установить контроль над опасным переизбытком силы Ян, чтобы таким образом сохранить  гармонию на космическом, социальном и  индивидуальном уровнях.Однако управление энергетическими потоками и обретение бессмертия доступны лишь немногим адептам и учителям.        Бессмертие трактуется буквально – обретение нетленного тела, состоящего из некой субстанции, либо символически – как достижение внутренней свободы и раскрепощенности духа.

Духовное обновление   

 Помимо праздников в честь  бесчисленных святых, бессмертных  и героев, даосская религия обращает  большое внимание на отправление  основных обрядов жизненного  цикла (рождение детей, и в  первую очередь сыновей, свадьбы,  похороны), а также соблюдение  постов: «тутаньчжай» (пост грязи  и угля), «хуанлучжай» (пост желтого  талисмана). Важная роль отводится  празднованию Нового года (по  лунному календарю).   

  Даосизм обращает особое внимание на поддержание и сохранение мужской и женской энергий. Даосы, как и Буддисты, придают большое значение ритуальному чтению канона. Они верят, что так достигается моральное совершенствование и духовное обновление не только религиозной общины, но и общества в целом. Кроме того, участники обряда упражняются в медитации и созерцании религиозных символов. Ритуал помогает сконцентрировать внимание на главном в даосизме – на установлении равновесия сил инь и ян и на достижения гармонии с природой.    Даосизм основан на слиянии человека с природой.  Чтение канона тоже играет огромную роль, так как считается, что всем его участникам и покровителям гарантировано признание заслуг в духовном мире. Чувство красоты и желание достичь слияния с Дао продолжает питать эту религию и сегодня.   

 Даосизм оказал сильное влияние  на литературу, искусство, а также  на иные сферы китайской культуры  и науки; он до сих пор  пронизывает все китайское общество. Некогда закрытое мистическое  учение перешло на уровень  бытового сознания. Например, вся  китайская медицина – иглоукалывание, дыхательная гимнастика и прочее  – вышла из даосской практики. Даосизм дал жизнь многим направлениям  народной медицины в Китае.  Даосизм по-прежнему имеет своих  приверженцев в Китае, а также  во Вьетнаме и на Тайване,  однако точное их число установить  невозможно, ведь участвующий в  даосских магических обрядах  китаец может быть преданным  буддистом. По очень приблизительной  оценке, к концу 20 века наиболее  ревностных даосов насчитывалось  около 20 млн. человек.   

Энергия ци

Даосизм рассматривает тело человека как сумму энергетических потоков организованной субстанции ци, которая аналогична крови или  «жизненной силе». Потоки энергии ци в теле соотносятся с потоками энергией ци в окружающей среде и  подвержены изменениям. В концентрированной  форме энергия ци представляет собой  некое семя, называемое цзин. Этот термин иногда служит для обозначения половых  гормонов, но может относиться и  к гораздо более тонкой сфере  сексуальной энергии, проявляющейся  в виде эмоциональных и психических  реакциях. Ци представляет собой вдыхаемый  воздух,(позднее дух – пневму) и даже некую тончайшую субстанцию духа, разума или сознания – шэнь. Даосизм указывает на тесную связь между телом, разумом и окружающей средой. Из этого постулата следует многие принципы китайской медицины и различных психофизических практик. Управление энергией ци получило направление в дыхательной гимнастике. Концентрируясь, человек должен был свою энергию ци, соединить с природной энергией ци. Гимнастика позволяла усовершенствовать свою внутреннюю энергию ци, для достижения долголетия и увеличения возможностей человека. Гимнастика тай-цзицюань воплощает принципы, сформированные в «Дао дэ цзин», важнейшим тексте даосизма. Она призвана обеспечивать концентрации энергии цзин для того, чтобы противостоять противнику, опираясь на силу земли и энергию ци неба.

Медицина, тоже используя  энергию ци, восстанавливает организм с помощью иглоукалывания. Создавались  манускрипты (атласы) в которых были показаны меридианы – невидимые  линии, вдоль которых течет кровь и энергия ци. Через эти каналы питаются жизненно важные органы, и поддерживается баланс сил инь и ян.  Эти атласы считались реликвиями и сохранялись вдали от любопытных глаз.

Ритуалы и обряды 

Для религии даосизм характерны красочные празднества, культ предков, вера в мир духов и магические ритуалы, связанные со всеми сферами  жизни  - от покупки дома до лечения недугов. В этой религии существуют разного рода обряды, праздники и собрания. Принадлежность к определенному роду или семье здесь символизирует ритуалы жизненного цикла и жертвоприношения предкам, а связи человека с обществом - празднование Нового года, ритуалы обновления и многочисленные культы, которые посвящены важнейшим божествам.   

Смысл многочисленных религиозных  обрядов и ритуалов - стремление достичь гармонии фундаментальных  сил - инь и ян в природе, человеке и обществе. В домах для защиты от злых духов вывешивались амулеты  с изображением символов инь и  ян в окружении восьми триграмм (триграммы - это восемь комбинаций из прерванных инь и сплошных ян линий.) Особенно популярны они были перед празднованием  китайского Нового года, когда люди старались очистить свои дома от влияния  силы инь и обеспечить покровительство  силы ян на весь предстоящий год.   В конце января - начале февраля китайцы начинают подготовку к встрече Нового года. В домах делают генеральную уборку, развешивают везде украшения красного цвета (считается, что они приносят счастье), дарят детям новую одежду и игрушки. 

Празднование Нового года продолжается несколько дней. Магазины и различные предприятия не работают, люди гуляют на улице, устраиваются фейерверки. Символом мощи небес и высшего  проявления силы ян является летящий  по небу дракон. Вообще, согласно народным поверьям, драконы являлись повелителями дождя и могли принимать самые  разные обличья, например, превращались в облака, прекрасную женщину или  источник. Одним из важных практических элементов, связанных с повседневной религиозной жизнью людей является фэн-шуй ( или геомантия). Фэн-шуй – это умение определять благоприятные для живых и умерших места обитания, где свободно движутся потоки жизненной энергии ци. Советы по выбору наиболее благоприятных мест дают геоманты, пользующиеся большой популярностью. Дома и поселения должны возводиться по этим правилам, взаимодействие которых порождает мир во всем многообразии его форм и обеспечивает гармонию сил инь и ян. Наиболее известными и популярными божествами в даосизме являются Цзао-ван и Шоусин.

Цзао-ван - это божество домашнего  очага, он и его супруга постоянно  присматривают за жизнью членов семьи. Согласно поверью, результаты своих  годовых наблюдений они докладывают  в Новый год на небеса государю Юйди. В народной религии Юйди - верховный  владыка, которому подчинена вся  вселенная: земля, небо, подземный мир, а также все духи и боги. 

Шоусин - божество долголетия. Его изображали в виде старика, держащего  в одной руке посох, к которому привязана тыква - горлянка (символ процветания потомства) и бумажный свиток (символ долголетия), а в другой руке - персик, также являющийся символом долгой жизни, внутри которого сидит вылупившийся птенец. 


Информация о работе Даосизм