Формирование канона Нового завета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Для христианина Библия является самой важной книгой из всех существующих на земле. Её почитают, и она является наиболее авторитетной книгой. Известно, что библия написана разными авторами в разное время, и писалось на протяжении сотни лет. Она делится на «Новый и Ветхий Завет». В этой работе мы будем разбирать Новый завет, а точнее формирование «канона» Нового завета.

Содержание

Введение
Основная часть
А. Обзор литературы о каноне
Литература о каноне до20 века
Литература о каноне после 20 века
Б. Формирование канона
Подготовительный период
Различные влияния на развитие канона
Книги, входившие в канон лишь в определённом месте в определённое время: апокрифическая литература
Закрытие канона.
В. Исторические и Богословские аспекты, проблемы канона
Трудности определения канона в древней церкви
Проблемы канона в наши дни
Вывод

Работа содержит 1 файл

Канон курсовая.docx

— 38.03 Кб (Скачать)

 

ДУЗ «Библейский колледж  ХВЕ»

 

 

 

Курсовая работа по теме:

ФОРМИРОВАНИЕ  КАНОНА НОВОГО ЗАВЕТА

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

1 курса ДО

Петрашевский Артём Игоревич

Куратор:

Калоша Павел Александрович

 

 

 

Минск – 2010

План:

  1. Введение
  2. Основная часть

А. Обзор литературы о  каноне

  • Литература о каноне до20 века
  • Литература о каноне после 20 века

Б. Формирование канона

  • Подготовительный период
  • Различные влияния на развитие канона
  • Книги, входившие в канон лишь в определённом месте в определённое время: апокрифическая литература
  • Закрытие канона.

В. Исторические и Богословские аспекты, проблемы канона

  • Трудности определения канона в древней церкви
  • Проблемы канона в наши дни
  1. Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для христианина Библия является самой  важной книгой из всех существующих на земле. Её почитают, и она является наиболее авторитетной книгой. Известно, что библия написана разными авторами в разное время, и писалось на протяжении сотни лет. Она делится на «Новый и Ветхий Завет». В этой работе мы будем разбирать  Новый завет, а точнее формирование «канона» Нового завета.

«Канон (греч. κανών) — неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека.

Исследователи выводят происхождение  греческого термина «канон» от западно-семитского слова qānoeh/ḳānu, «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины.»

Kanon - правило (греч.). Таким образом, "канонические книги" - это книги "правильные". С ранних пор слово "канон" стало носить и довольно сильную церковную окраску, что придает термину "канонические" книги не только "правильность" но и "церковность". В современном значении "канонические книги" можно расшифровать как "книги, признанные церковью как откровение Божье", книги, обладающие непререкаемым авторитетом в церкви»1

«Слово «канон» происходит от греческого «kanon», означающего «трость», «жезл» или «аршин», что в переносном смысле значит «стандарт» или «мерило», поскольку этими предметами пользовались для измерения. В грамматике это слово означало список правил; в хронологии — таблицу дат; а в литературе — список трудов, принадлежащих данному автору. Таким образом, «канон Платона» означает ряд трактатов, которые считаются подлинно принадлежащими ему»2.

В средние века вопросом о числе книг, составлявших Новый  Завет, задавались редко. Правда, в эпоху  Возрождения и Реформации возникали  редкие дискуссии об авторстве Послания к Евреям, некоторых Соборных посланий и Апокалипсиса, но даже тогда никто  не осмеливался всерьез оспаривать их каноничность. Лютер посчитал четыре книги Нового Завета (Послание к  Евреям, Послание Иакова, Послание Иуды и Апокалипсис) менее значимыми, чем остальные, но ни он, ни его последователи  не отважились исключить их из своего перевода.

«Однако к концу XV века сомнения относительно канона вызвали к жизни подъем деистского движения. Одним из его ярких лидеров в Англии был Джон Толанд (1670—1722), который родился ирландским католиком и стал протестантом в шестнадцать лет, Толанд умел ставить вопросы так, чтобы их могла воспринимать основная читательская масса. Рука об руку у него шли апология, культа разума и ниспровержение церковных авторитетов.

Вопросы об аутентичности некоторых книг Нового Завета стали предметом публичного обсуждения в атмосфере резкой полемики. Тон спорам задало место из другой книги Толанда — "Жизнь Джона Мильтона" (The Life of John Milton, London, 1698), в которой он оспорил авторство Eikon Basilike, сборника духовных размышлений, якобы написанных королем Карлом I незадолго до казни2. Толанд воспользовался случаем, чтобы намекнуть: если люди ошиблись здесь, то они могли ошибаться и определяя достоверность памятников раннехристианской литературы, включая книги Нового Завета. Отпор был дан в проповеди 30 января 1699 г., которую произнес перед палатой общин преподобный Офф-спринг Блэколл (Blackall), один из капелланов короля Вильгельма, впоследствии епископ Эксетерский. Он обвинил Толанда в том, что своей книгой тот сеет соблазн. Проповедник сказал, что "благочестивые намерения его слушателей искоренить пороки и безнравственность ни к чему не приведут, если сами основы религиозных откровений будут так открыто подвергать клевете, подрывать и тем ослаблять"»3. «Одним из курьезов в истории изучения канона стала позиция Уильяма Уистона (W. Whiston, 1667—1752). Этот эксцентричный и эрудированный ученый, сменивший в 1703 г. сэра Исаака Ньютона на кафедре математики (Lucasian Chair) в Кембридже, заявил, что в канон Нового Завета нужно включить Апостольские постановления. Во втором томе своей книги "Возвращение к изначальному христианству" (Primitive Christianity Reviv'd, London, 1711) он приводит греческий и английский тексты восьми книг этих церковных правил (ныне их появление обычно относят ко второй половине IV века); в третьем томе (около 700 страниц) он пытается доказать, что "эти книги — самые главные в каноне Нового Завета, поскольку священные христианские правила или постановления сообщил в Иерусалиме и на горе Сион наш Спаситель своим одиннадцати апостолам, собравшимся там после Его воскресения". Уистон был убежден и в подлинности "Третьего послания к Коринфянам"»4 Так же «крупный протестантский историограф Жак Баснаж де Беваль Q. В. de Beuval, 1653-1723) посвятил проблеме канона главу в своей "Истории Церкви от Христа до наших дней". Он находит, что в первые три века христианства не существовало определения о границах новозаветного канона. Местные церкви имели право включить в канон или отвергнуть ту или иную книгу. Эта свобода особенно заметна у Восточных церквей, нередко исключавших из канона Апокалипсис.

 Далее рассмотрим литературу  после XX века. «Первым значительным событием XX века в изучении канона стали труды египтолога Иоганна Лейпольдта (J. Leipoldt). В 1907—1908 гг. он издает двухтомную историю новозаветного канона1, в которой описывает его развитие от начала до конца XIX века. Он исходит из предположения, что основу новозаветного канона составили первые христианские апокалипсисы, поскольку пророки и их послания пользовались особым уважением»5. Ко второй половине XX века в Европе набирает силу интерес к определенным богословским аспектам канона. Вначале он выражался в новом взгляде на отношения между Писанием и Преданием в ранней Церкви. Доктор Эллен Флессеман ван Леер (Ε. Ε van Leer) сделала обзор всего, что сказали об этом мужи апостольские и апологеты, а также Ириней и Тертуллиан. Р. П. С. Хансон (R. Р. С. Hanson) продолжил эту работу, остановившись на трудах Оригена. Кроме упомянутых в предыдущем абзаце монографий Аппеля и Охлига, важной в богословском отношении стала работа Дима, который пытался определить достоверность канона, и Франка, рассматривавшего "значение формирования канона". По Франку, "основания Св. Писания Нового Завета присутствуют в Дидахе (ок. 100 лет по Р. X.)". Таким образом, можно сделать вывод, что правильность формирования канона всегда ставилось под сомнение, и всегда были те кто это опровергал, но как правило все кто ставил канон под сомнение терпели крах, так как основывались на личных убеждениях и не достоверной информации.

    1. КЛИМЕНТ РИМСКИЙ

При просмотре литературы во время подготовительного периода можно выделить, что писанием был Ветхий завет, например Климент Римский в своих работах ссылался в основном на Ветхий завет, писав «Писание говорит», но так же он и упоминает слова Иисуса и Павла. Из его работ можно сделать вывод что, для Его Священным Писанием был Ветхий завет, но и слова Иисуса, Павла имели также не оспаримый авторитет.

    1. ДИДАХЕ

 В Дидахе, мы находим две цитаты из Ветхого Завета (Мал 1:11-14 и 14:13; Зах 14:5 и 16:7), две из Нового, обе — из Матфея, и одно, вероятно, из неизвестной апокрифической книги (1:6: "Сказано, пусть милостыня запотеет в руках ваших, пока вы не узнаете, кому подаете"). Вот цитаты из Матфея: "Не молитесь как лицемеры, но как Господь заповедал в своем Евангелии, молитесь так, "Отче наш, сущий на небесах... ибо Твоя власть и слава вовеки" (8:2, из Мф 6:5 и далее) и "Никто да не ест и не пьет вашу евхаристию, кроме тех, кто был крещен во имя Господа; ибо к этому применимы слова Господа: "Не давайте святыни псам" (9:5, из Мф 7:6). Кроме них в Дидахе есть три изолированные ссылки на то, что Господь заповедал в Евангелии (9:34, 15:3 и 4), и слышны отголоски некоторых новозаветных книг. Анализ этих упоминаний показывает, что главным источником, из которого автор почерпнул свои знания наставлений Иисуса, было Евангелие от Матфея. Вместе с тем очевидно, что ему известны и устные предания.

    1. ПАПИЙ ИЕРАПОЛЬСКИЙ

Одним из первых, кто проявил  интерес к ранним христианским писаниям наравне с устной традицией, был  Папий, епископ Иераполя во Фригии, городе, где христианская церковь  появилась благодаря усилиям  Епафраса, одного из соратников апостола Павла. Этот автор более всего известен как создатель труда в пяти книгах, озаглавленного Толкования Слов Господних (Λογίων κυριακών εξηγήσεις), от которого, к сожалению, уцелели небольшие фрагменты. Из предисловия явствует, что Папий хотел изучить подробно жизнь Христа по живой традиции, шедшей от Его учеников. После замечания о том, что его не столько заботило количество доступных источников, сколько их качество, то есть соответствие истине, он продолжает:

 

 

«Если появлялся кто-нибудь, кто был последователем пресвитеров20, я исследовал слова пресвитеров, что говорил Андрей, или Петр, или Филипп, или Фома, или Иаков, или Иоанн, или Матфей, или кто другой из учеников Господних и что говорили Аристион и пресвитер Иоанн, ученики Господа. Ибо я не думал, что сведения из книг помогут мне так же, как речь живущих и по сей день людей»6. Отсюда можно сделать вывод, что слова Господа Папий брал не только из письменных источников, ни и из устной традиции.

    1. ПОСЛАНИЕ ВАРНАВЫ

Для Варнавы Писание — это то, что мы называем Ветхим Заветом, включая некоторые книги, не входящие в иудейский канон. Большая часть встречающихся у него совпадений с синоптической традицией ограничивается простыми предложениями, которые могли быть известны христианину той поры из устной традиции. Единственный случай использования формулы "как написано" вводит фразу "много званых, но мало избранных". Объясняется это обычным небрежением к Новому Завету. С другой стороны, если трактат написан незадолго до 130 г. или сразу же после него, то главная его цель отнюдь не предполагала частое цитирование новозаветных книг; конечно, лишь в том случае, если ему действительно были известны многие из них. При любых обстоятельствах мы ничего, или почти ничего, не можем почерпнуть здесь, чтобы узнать о развитии новозаветного канона.

Писаний мужей апостольских сохранилось относительно немного  — в общей сложности они  составили бы том приблизительно такого же объема, что и Новый  Завет. Кроме Пастыря Ерма, Дидахе и Толкований Папия, все они написаны в форме посланий по типу Павловых. Следует подчеркнуть, что эти  произведения появлялись не как плод богословских изысканий, но по велению  религиозного чувства. Они содержат не вероучительный анализ, а скорее прямые свидетельства веры и призывы  к святости. Мы не ждем того, что в  таких документах обнаружатся какие-либо дискуссии о каноничности, но находим  в них свидетельства, по большей  части разбросанные по текстам, о  существовании той или иной книги, которая впоследствии была причислена к Св. Писанию Нового Завета.

РАЗЛИЧНЫЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ КАНОНА

Теперь рассмотрим деятельность нескольких движений заставивших христиан уточнить какие книги авторитетны. Одни обстоятельства оказывавшие давление, были политические или культурные, другие несли религиозный характер.

    1. ГНОСТИЦИЗМ

«Одним из главных противников христианства был гностицизм. Это была философско-религиозная доктрина, которая параллельно развивалась с христианством в течении первых четырёх веков от Р.Х. В то время существовало несколько разновидностей гностицизма, но для большинства из них характерно убеждение, что избранные души, будучи божественными искрами, временно плененными физическим телом в результате катастрофы, предшествовавшей появлению космоса, могут обрести спасение через особый гнозис (γνώσις — "знание") своего происхождения и предназначения. Цель обширной гностической литературы — не только разъяснить верующим происхождение и устройство видимого мира и возвышающихся над ним миров невидимых; в ней говорилось, и это самое важное, о средствах, с помощью которых человек может победить силы тьмы и возвратиться в сферу высшего Бога»7.

Гностици́зм (от gnosis (др.-греч. γνώσις) — «знание, познание, познавание») — религиозное направление, возникшее  в начале нашей эры и включающее в себя множество различных учений, нередко противоречащих друг другу, но объединённых общим принципом: творцы и приверженцы этих учений считали  себя носителями великого тайного знания — Гнозиса. В основе гностических учений лежало противопоставление духовного  мира материальному, который рассматривался как порождение, воплощение тёмных сил, уз духовности. Демиург, творец материального  мира, объявлялся богом тёмных сил, в отличие от истинного Бога, Отца, Высшей Силы, которого демиург не ведал. Этот Бог, как высший эон, стоит во главе высшего, нематериального  мира. Из этого же мира происходят и  некоторые люди, вернее, их духовная сущность, заключённая на Земле в  материальную оболочку; это, разумеется, носители Гносиса. С целью освободить их, спасти, воссоединить с высшим миром  их духовное начало, является на землю  Христос или иной спаситель, происшедший  от истинного Бога.

«Гностицизм состоит из многих систем веры, которые объединили элементы, взятые от азиатских, вавилонских, египетских, греческих и сирийских языческих религий, из астрологии, также из иудаизма и христианства.

Движение и его литература были по существу стерты с лица земли  к концу V столетия христианскими  борцами с ересью и римской  армией. Однако гностические верования  в настоящее время испытывают возрождение во всем мире.

Информация о работе Формирование канона Нового завета