Индуизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

Индуимзм - одна из самых древних и влиятельных религий в мире. Само название этой религии говорит о том, что она напрямую связана с Индией, хотя термин «индуизм» не индийского происхождения. Он - от персидского названия реки Инд. Некоторые исследователи считают индуизм не одной целостной религией, а синтезом ряда родственных друг другу религиозных идей, когда-либо проникавших в Индию с сотнями различных культурных, социальных и племенных групп. Поэтому трудно дать краткое и точное определение индуизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………3
1. Индуизм………………………………………………………6
1.1 Основные характеристики индуизма……6
2. Особенности вероучения, культа и философских воззрений индуизма…8
2.1 Особенности индуизма. Касты……………………………………………8
2.2 Главные символы индуизма……………………………………………..11
2.3 Основные положения и священные книги индуизма……………12
2.4 Сверхъестественные существа в индуизме. Боги и демоны…………13
2.5 Загробная жизнь и карма………………………………………………..17
2.6 Философия индуизма……………………………………………………..19
3. Основные направления индуизма: вишнуизм и шиваизм………………22
3.1 Вишнуизм………………………………………………………………….22
3.2 Шиваизм……………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………29

Работа содержит 1 файл

РЕЛИГ контр2.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Согласно вероучению индуизма, боги бессмертны. Но есть два исключения. Первым исключением является Ганеша, а вторым - Кама. Кама умер, испепелённый огненным лучом разгневанного Шивы. Но потом по просьбе Парвати Шива сделал так, чтобы Кама родился второй раз.

 

 

 

2.5 ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ И КАРМА

 

Загробная жизнь в индуизме имеет два этапа. Первый этап называется сансарой. Второй - выходом из сансары. Буквальный перевод слова “сансара” с санскрита звучит как “странствование”. Наряду с санскритским термином “сансара” для обозначения первого этапа загробной жизни в литературе используются также французское слово “реинкарнация” и русское - “перерождение”. По своей сущности это переселение души из одного тела (после его смерти) в другое.

Механизмом сансары является карма (“поступок”, “деяние”). Карма - это закон перерождения, согласно которому при преобладании хороших поступков человек получает хорошее перерождение, при преобладании плохих - плохое перерождение. Индуисты в связи с этим говорят: какова карма - такова и сансара. Если у вас хорошая карма, то будет хорошая сансара. Хорошее перерождение - это тело здорового, богатого человека со счастливой судьбой. Плохое перерождение - это тело или растения, или животного, или человека больного, бедного и несчастного. По воззрениям индуистов преступник в одной из следующих жизней становится жертвой того преступления, какое он совершил. Вор будет обворован, насильник - изнасилован, убийца - убит. Специфичными этапами сансары является пребывание душ людей в раю (для праведников) или в аду (для грешников). После временного блаженства или временных мучений души возвращаются в земную жизнь. Ад обозначается термином “нарака”. Считается, что ад имеет несколько отделений (называют следующие цифры: несколько тысяч, 50, 28, 21, 7 и 3) Чаще всего называется цифра 7, и в этой связи сторонники индуизма говорят и пишут о “семи кругах ада”. В каждом последующем отделении ада мучения становятся более сильными. Попавших в ад изнуряют бессонницей, сбрасывают в реки с нечистотами, заставляют обнимать раскалённое железо, дают на растерзание зверям, птицам и змеям, разрывают на части, варят в кипящем масле, сжигают в пылающей яме... При этом несчастные остаются живыми, для того чтобы продолжать мучиться дальше, пока не окончится срок, определённый их плохой кармой. В какое именно отделение направить душу умершего, каким мукам его подвергнуть, решает владыка царства мёртвых, бог Яма. Второй этап загробной жизни для грешников - это попадание в последнее (чаще всего: в седьмое) отделение ада. Дело в том, что пребывание в последнем отделении ада выходит за пределы сансары. Сюда направляют самых закоренелых грешников. Из предыдущих отделений ада души грешников рано или поздно, но возвращаются в земную оболочку. Из последнего отделения возврата нет. Здесь души грешников находятся до конца “дня Брахмы” а с наступлением “ночи Брахмы” уничтожаются.

Второй этап загробной жизни для особо заслуженных праведников обозначается термином “мокша” (“избавление”, “освобождение”). Мокша по своему существу - это слияние душ особо заслуженных праведников с душой Брахмана. Это слияние означает выход из сансары и понимается как высшее и вечное блаженство.

 

 

 

2.6 ФИЛОСОФИЯ ИНДУИЗМА

 

Европейский термин "философия" в индуизме не имеет единого и однозначного эквивалента. Ему соответствуют понятия брахма видья (знание абсолютного), даршана (интеллектуальное, духовное видение), анвикшики (рефлексивное исследование). Основной формой существования и развития теоретической мысли были даршаны. Они делятся на ортодоксальные (признающие авторитет вед) и неортодоксальные. Обычно выделяют 6 ортодоксальных школ: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта и миманса. Неортодоксальные школы в индуизме - локаята и адживика. Становление даршан и их развитие происходило в ситуациях диспута, полемики друг с другом, а также с буддистами и джайнами. Даршаны не столько противоречили друг другу, сколько дополняли друг друга. Внутри же себя каждая даршана развивалась в традиции истолкования и комментирования базового текста.

Санкхья (размышление, число, исчисление) разрабатывала систему онтологического дуализма. В качестве двух вечных начал выделялась единая и изменчивая материя - природа (пракрити), которая является основой мира, и вечные неизменные духовные сущности (пуруши), воплощенные в живых существах. При нарушении равновесия трех сил (гун) пракрити разворачивается в целый ряд типов сущего (таттв), которых в санкхье насчитывается 25. Школа остается бездеятельным зрителем этих материальных процессов. Школа разрабатывала также пути духовного освобождения (отделенность духа от продуктов пракрити) и способы правильного познания. Санкхья явилась теоретическим фундаментом йоги.

Восьмиязвенная йога - одна из ортодоксальных даршан (вообще же слово йога имеет в санскрите до 20 значений). Как философская школа йога опирается на Йога-сутры Патанджали (II-III вв. до н. э.). Он суммирует многовековой опыт практики развития йоги и дает его осмысление. Йога-даршана разработала 8 стадий, ведущих к духовному освобождению: 1) отказ от 5 видов неправедного поведения; 2) соблюдение 5 непреложных правил; 3) правильная поза для сосредоточения; 4) управление дыханием; 5) отвлечение органов чувств от их объектов; 6) сосредоточение внимания; 7) созерцание объекта, удерживаемого вниманием и 8) просветление.Все движение системы направлено от изначального разрыва между духовной сущностью человека и космической целостностью абсолюта к наиболее концентрированному воплощению человеческой природы. Йога достигла большой глубины в трактовке психологических категорий.

Основателем ньяи (способ, метод, рассуждение) считается автор Ньяя-сутр Готама (III - II вв. до н. э.). В центре интересов школы - методология мышления, развившегося позже в логику. В теории познания ньяя признает четыре типа простых актов познания. Ложное знание понимается как принятие одного объекта за другой.

В системе традиционного образования ньяя считается одним из фундаментальных предметов, наряду с грамматикой. Без ее освоения трудно понимать индийские философским тексты.

Новая ньяя (навья-ньяя) основана в XIII в. Логиком Гангешей. Школа занимается исключительно методологией и техникой дискурсивного мышления.

Главным предметом рассмотрения школы вайшешика была реалистическая онтология. В учении о бытии выделялись два пласта (космологический и рефлексивный). Детально разработана также атомистическая теория материи.

Миманса (или пурва миманса - первое или раннее исследование) изучала и обосновывала ритуал, восходящий к ведийской традиции. Миманса сложилась на гребне брахманизма как религии жертвоприношения и составила его саморефлексию и философское осмысление. Миманса - единственная даршана, которая не интересовалась освобождением от сансары.

Главная тема веданты и ее направлений - соотнесение абсолютного и мира, абсолютного и человека, пути освобождения от сансары и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНДУИЗМА: ВИШНУИЗМ И ШИВАИЗМ

 

3.1 ВИШНУИЗМ

 

Вишнуизм, одно из двух главных (наряду с шиваизмом) течений в индуизме, распространено главным образом в Северной Индии. Вишнуиты почитают Вишну как верховного всемогущего Бога.

Вишнуизм как самостоятельное направление в индуизме оформился примерно в V--VII вв. Его истоки возводят к Ведам, а иногда и к более архаичному протоиндийскому периоду. В Ведах Вишну - незначительное божество, один из соратников Индры в его демоноборческих подвигах. Его главное деяние - три шага, которыми он охватил всё мироздание. Это деяние обычно соотносится с солярностью Вишну или трактуется космогонически как установление тройственного пространства мира (земли, неба и промежуточного пространства).

В послеведийский период эволюция мифологического образа Вишну идёт по двум основным линиям: усиливается монотеистическое начало и происходит циклизация разнообразных мифов, складывающихся в единый мифоритуальный комплекс.

Начиная с брахманического периода роль Вишну возрастает. Он отождествляется с жертвоприношением как с одной из космогонических сил. В Упанишадах (завершающей части Вед) намечается связь Вишну с идеалом конечного освобождения от тягот бытия. Так произошёл переход к иной стадии в развитии вишнуизма, наиболее подробно отображённой в эпосе Махабхарата, где мифологический образ Вишну становится сложным и многоплановым, приобретая черты и качества популярных культов и становясь божеством общеиндийского масштаба. В сферу его культа втягиваются различные локальные божества и верования. Они становятся аватарами (воплощениями) Вишну.

В Бхагавата-пуране называются 24 аватары, из них наиболее популярны 10: в виде рыбы, черепахи, вепря, человеко-льва, карлика, Парашурамы (легендарного брахмана-воителя), Рамы, Кришны, Будды и Калки. К VI в. представления об аватарах оформляются как целостная концепция. Главный смысловой мотив всех аватар - освобождение земли от груза грешников и поддержание праведников. Основы концепции аватар отражены в Бхагавад-гите - ключевом тексте индуизма. Аватары других богов рассматриваются в вишнуитских школах как бытийно вторичные, производные от монистического бога Вишну.

На рубеже новой эры складывается религиозная доктрина бхагаватизма, воплотившаяся наиболее выразительно в Бхагавад-гите. На смену безличному Абсолюту - началу и основе вселенной пришёл личностный Бог, к которому адепт испытывает всепоглощающую эмоциональную привязанность. Важной частью бхагаватизма стало почитание аватар, особенно Рамы и Кришны. Отождествлением Вишну и Кришны завершилось в основных чертах формирование собственно вишнуитской идеологии.

Эмоциональная преданность (бхакти) адепта Вишну и его основным аватарам получила культовое оформление и вылилась в самостоятельное направление в вишнуизме. Оно зародилось на дравидском юге в VIII-IX вв. и известно главным образом благодаря культовой поэзии 12 поэтов-альваров. Созданный ими грандиозный поэтический комплекс «Налайира тиввияп пирабандхам» («Божественные гимны из четырёх тысяч стихов») стал своеобразной «вишнуитской ведой». В их культовой поэзии содержится ряд теологических и философских идей. Многие храмовые ритуалы и праздники в Южной Индии до сих пор сопровождаются пением гимнов альваров.

Северное бхакти, зародившееся позже южного (примерно в XIV-XV вв.), в своей основе имело почитание двух аватар - Рамы и Кришны. Особенно значимым в последующей истории индуизма было влияние вишнуитского проповедника - гуру Рамануджи (XII в.). Его последователями были Рамананда и Кабир (XV в.). Вишнуитская традиция бхакти сохраняла и развивала представление о «явлении» божества своему адепту.

Поэт-мистик Кабир, считающий себя последователем Рамананды, основал секту кабир-пантхи. Как и все бхакты, он отрицал значение внешней обрядности: общение с божеством целиком вовлекалось в сферу эмоциональных переживаний, мистических озарений и т. п. По представлениям вишнуитов Бог дарует освобождение от уз сансары, откликаясь не на ритуальный жест, а на зов любящего и преданного сердца бхакта. Демонстрируя любовь и единение перед лицом божества, вишнуиты устраивали собрания, торжественные шествия, коллективные посещения храмов. Наиболее адекватной и угодной Богу формой проявления религиозного чувства считалась песня, гимн (киртаны и бхаджаны).

Вишнуитские общины были открыты для всех и отменяли кастовые запреты, но отмена соблюдалась лишь во время некоторых ритуальных церемоний. В целом же разобщённость и замкнутость общин уподобляла их кастам. С XVII в. вишнуитские общины стали превращаться в образования, где вера в личного Бога наложилась на общепринятый индуистский стандарт, образовав ещё один вариант вероучения в рамках, допускаемых традицией.

В период кризиса и распада Могольской империи различные направления бхакти легли в основу антимогольских выступлений. Позже, в религиозно-реформаторских течениях XIX в. получили дальнейшее развитие заложенные в бхакти реформаторские идеи.

Основная форма почитания божества у вишнуитов называется пуджа. Она может иметь как домашний, так и храмовый характер. Пуджа совершается обычно перед освящённым изображением божества. Она начинается с гимнов и жестов, приглашающих Вишну или его аватару. Затем изображению божества подносят воду для символического омовения и ароматические вещества, его украшают цветами, воскуривают благовония, раскачивают светильники и т. п. В качестве жертвоприношения подносят еду и цветы. Угодными Вишну и всему кругу божеств, с ним связанных, считаются листья и ветви деревца туласи. Из его древесины делают и вишнуитские чётки - туласи-мала. Деревцо туласи и само по себе является объектом почитания вишнуитов; ему совершают возлияния, читают молитвы и мантры, поют гимны, танцуют вокруг него. Равнозначным пудже считается исполнение прославляющих божество гимнов. Первостепенное значение придаётся джапе - повторению имени божества или соответствующей мантры (магического заклинания). Нередко джапа и сама по себе приравнивается к пудже.

Священными для вишнуитов являются чёрные камни - шалаграмы (аммониты, речная галька, окаменевшие ракушки); они считаются воплощениями самого Вишну.

Из вишнуитских храмов наиболее известны два храма - «Вишну на змее Шеше» в Тамилнаде и Керале. Бомльшая часть вишнуитских храмов посвящена Кришне. Храмовые ритуалы, как праздничные, так и ежегодные, отличаются по всей стране большим разнообразием.

Информация о работе Индуизм