Ислам: доктрина, канон, культовая практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:42, реферат

Описание работы

Ислам является третьей по времени возникновения «мировой религией». Ислам возник в VII в. н. э. на Аравийском полуострове, заселенном в то время семитскими племенами - предками нынешних арабов, которые, согласно библейской версии и мусульманской традиции, ведут свое происхождение от праотца Авраама.

Работа содержит 1 файл

Ислам Реферат.docx

— 44.80 Кб (Скачать)

  4. Обязательным для мусульман является догмат о вечности и несотворенности Корана. Любое высказывание, содержащиеся в Коране, имеет священный характер, потому что эта книга не столько творение людей, сколько божественное слово.

  5. Мусульманин должен верить в то, что существуют ангелы и злые духи (джинны). Все они сотворены Аллахом и выполняют Его волю. Наиболее близкими к Богу ангелами считаются Джабраил, Михаил, Исрафаил и Азраил. В обязанность Джабраила входит передавать божественные повеления, Михаил должен наблюдать за механизмом Вселенной, Исрафаилу следует трубить в специальный рог, давая сигнал о пришествии Страшного суда, Азраил являет собой страшного ангела смерти. Один ангел, который не хотел повиноваться Аллаху, известный под именем Иблис (дьявол, шайтан), был проклят Богом. Всесильный Бог мог бы расправиться с непокорным Иблисом, но решил его оставить до Страшного суда, с тем чтобы он искушал людей, испытывая крепость их веры, стойкость к соблазнам, несовместимым с исламом.

  6. Обязательной для последователей ислама является вера в божественное предопределение - вера в то, что Аллах заранее предначертал судьбу каждого человека.

  7. Мусульмане должны верить в конец света, в то, что в последний день мира мертвые воскреснут и каждый из людей получит воздаяние: грешники будут мучиться в аду, а праведники блаженствовать в раю.

  Культовая сторона мусульманства так же проста, как и его догматика. Она  основывается на пяти «столпах ислама». Первый из них - принцип исповедания - сводится к тому, что нужно произнести широко известную и часто употребляемую  формулу: «Нет Бога, кроме Аллаха, и  Мухаммед-пророк Его». Произнося эту  формулу, человек становится покорным Аллаху и должен соблюдать остальные  обязанности правоверного.

  Вторым  «столпом ислама» является молитва (намаз) каждодневный пятикратный ритуал, от которого освобождаются лишь больные, немощные и малые дети.

  Мусульманин должен молиться на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед  сном. Перед молитвой производится обряд очищения (частичное или  полное омовение). В том случае, если под рукой нет воды (например, в пустыне) можно очиститься песком. Для того, чтобы правоверные за своими делами не забывали о молитве, при мечетях воздвигаются высокие  минареты, откуда специальные служители - муэдзины - громкими голосами возвещают о том, что наступило время исполнять одну из важнейших обязанностей мусульман.

  Третьим «столпом ислама» считается пост (ураза). В исламе существует лишь один обязательный пост, который длится целый месяц (рамазан). В течение  этого месяца правоверные с рассвета до заката солнца не имеют права  ни есть, ни пить, ни развлекаться. После  заката солнца они могут есть и  пить, но весьма умеренно, уделяя главное  внимание благочестивым размышлениям об Аллахе. Так как мусульманский  лунный год имеет всего 354 дня, пост может приходиться не только на короткие зимние дни, но и на длинные жаркие дни лета, он может совпадать и  с полевыми работами. Однако закон  неумолим: правоверные обязаны с  утра до вечера работать без еды  и воды, причем за нарушения поста  предусмотрены суровые наказания.

  Четвертый «столп ислама» - милостыня (закят) Каждый имущий мусульманин обязан раз в  году делиться своими доходами, выделяя  часть их в пользу бедных. Кроме обязательного закята, в исламе существует дополнительная милостыня - садака. Это добровольные подаяния нищим, а также на богоугодные нужды (строительство мечетей, больниц и т.д.). Милостыня воспринимается как очистительный ритуал для имущих и позволяет поддерживать существование самым бедным членам мусульманских общин.

  Пятым «столпом ислама» является паломничество (хаджж). Считается, что каждый здоровый мусульманин хотя бы раз в жизни должен посетить святые места в Мекке и поклониться в Каабе. Паломничество - целый комплекс обрядов, включающий в себя семикратное обхождение Каабы, целование черного камня, быструю ходьбу между холмами Сафа и Марва, питье воды из священного колодца Замзам, стояние у горы Араф, бросание камней в долине Мина, принесение жертвы Аллаху. Те, кому удается совершить хадж, получают право называться хаджи и носить белую чалму.

  Мусульманские богословы иногда к пяти «столпам ислама» добавляют шестой - священную войну с неверными (джихад, или газават). В Коране данное предписание сформулировано достаточно четко. В течение 8 месяцев в году (4 месяца считают запретными) следует воевать с многобожниками, истреблять их и захватывать их имущество. Благодаря представлению о том, что участие в священной войне освобождает от всех грехов и обеспечивает человеку в случае его гибели место в раю, идея джихада приобрела в исламе чуть ли не абсолютную ценность. Нередко целые страны и народы приносились в жертву этой идее. Под знаменем джихада велись не только захватнические, но и освободительные войны. Под этим знамение в XX в., развернулись многочисленные освободительные движения. Наряду с перечисленными принципами ислам предписывает своим правоверным ряд дополнительных обязанностей (например, обряд обрезания) и налагает на них множество запретов. Так, мусульманам запрещается пить вино, есть свинину, изображать людей и животных и т.д.

  Один  из главных атрибутов ислама составляют праздники. Среди самых почитаемых мусульманами праздников выделяется ураза-байрам - радостный праздник разговения, который  посвящен окончанию постного месяца. Он длится 3-4 дня: после общей молитвы  устраивается богатая трапеза, раздаются  милостыня и подарки, посещают друзей и могилы предков. Через 70 дней после  окончания поста отмечается - курбан-байрам праздник жертвоприношения животных в  память о том, как Ибрахим собирался принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. В дни праздника мусульмане обязаны принести жертву (курбан), т.е. зарезать при чтении соответствующей молитвы овцу, корову или верблюда. Существует поверье, будто на спине животного, принесенного в жертву, минуя мост Сират, перекинутый над адом, правоверный сможет последовать в рай. Если же человек уклонится от принесения жертвы, то считается, что ему не удастся преодолеть Сират и он свалится в ад. Праздник этот отмечается весьма торжественно: совершается особое богослужение в мечети, читаются проповеди, в домах готовятся обильные угощения. В дни праздника мусульмане посещают могилы своих предков, молятся за них и раздают милостыню. Обычными являются денежные и иные подношения в пользу мечети, святых лиц и святых мест.

  Широко  празднуется мусульманами день рождения Мухаммеда, день его путешествия  в Иерусалим, а также пятница, которая отмечается еженедельно  и чтится так же, как у иудеев суббота, а у христиан воскресенье. Молитвы, ритуалы, торжественные церемонии, проводимые в праздничные дни, с  точки зрения ислама, есть коллективное духовное спасение мусульман.

  Ислам уделяет большое значение семье - основной ячейке мусульманского общества. Женская религиозность рассматривается  им как одна из основ, на которых  держатся исламские ценности в обществе. Религиозная женщина, прежде всего, мать, - хранительница исламских  традиций в семье. Тесная связь матери с детьми и ее авторитет служат также источником воспроизводства  исламского мировоззрения у нового поколения, и сохранения культурного  наследия ислама.

  Ислам признает три вида брака: постоянный брак, временный брак и брак с  наложницами. В настоящее время  главным образом практикуется постоянный брак.

  Временный брак постепенно уходит из практики и  сохраняется, главным образом, в  отдельных местностях Ирана, где  проживают последователи шиизма.

  Ислам негативно относится к безбрачию  и монашеству. Что касается развода, то, согласно мусульманскому праву, он отличается своей легкостью и  отсутствием каких-либо формальностей. Мужчине без всякого объяснения достаточно сказать жене три раза; «Ты для меня не жена» или «Клянусь Аллахом, твоя спина для меня, как  спина моей матери» и т.д., и  уже считается, что развод состоялся. По исламу практикуется четыре основных вида разводов: развод баны (окончательный); развод раджа (с возвращением мужа к  жене) - муж при этом разводе на теряет права примириться с женой и возвратиться в семью; развод хаал (путем подкупа мужа женой) - жена вознаграждает мужа материально за предоставленную им свободу; развод мубарат (посредством отречения). Этот развод до некоторой степени схож с разводом хаал, однако между ними есть и различие. В обоих случаях при разводе муж получает от жены вознаграждение ( материальное) за согласие на развод. Однако если при разводе хаал инициатива принадлежит жене и муж соглашается лишь с условием получения материального вознаграждения, то при разводе мубарат оба они согласны на развод, но муж первым ставит условия и требует материального вознаграждения. Во всех случаях развода, кроме тех, которые обусловлены физическими и умственными недостатками мужа, права женщины и мужчины почти равны. Однако женщины часто не желают поднимать вопрос о разводе, потому что общественное мнение может истолковать этот поступок как безнравственный. В мусульманских семьях разводы бывают крайне редко.

  Исключительно важное место в исламе занимают запреты  и дозволения. Запреты ислама пронизывают  собой все области жизни мусульман. Все они имеют определенную социальную и религиозную направленность. Так, в исламе существуют запреты на торгово-финансовые сделки. Незнание тонкостей шариата  может принести в частности, ущерб  российским экономическим сетям при заключении торговых договоров со странами мусульманского мира, ибо запреты ислама специально касаются осуществления торговли между мусульманами и немусульманами. Следует обратить внимание на шесть канонизированных случаев запрещения торговых сделок. Это купля и продажа «нечистот» (к числу «нечистот» шариат относит свинину, алкогольные напитки и т.д.), узурпированных товаров; продажа предметов, не являющихся собственностью продающего; торговые дела, связанные с запретной, азартной игрой (кумар); сделка, в которой имеется момент ростовщичества (риба); продажа «смешанных» товаров, продуктов, отделить которые друг от друга невозможно (например, масла, смешанного с другим жиром).

  Очень подробно разработаны в канонах шариата пищевые запреты. Большинство этих запретов уходит своими корнями в доисламскую эпоху. Например, запрет употреблять свинину существовал еще в древнем Египте и среди иудеев. О пищевых запретах говорится во многих сурах Корана и хадисах - изречениях пророка Мухаммеда. В одном из хадисов отмечается: «Бог запретил употреблять в пищу кровь, мертвечину, алкогольные напитки, свинину».

  Нельзя  не упомянуть о запретах ислама использовать золотую и серебряную посуду. Эти  запреты связаны с раннеисламской доктриной, порицающей черезмерное  увлечение земными благами и  богатством. Золотые украшения, драгоценная  золотая утварь всегда были доступны лишь состоятельным слоям общества и вызывали зависть и раздражение  среди масс неимущих. Считалось, что  такое положение может привести к разладу в мусульманском  обществе. По мнению мусульманских  идеологов, чрезмерное земное богатство  ослабляет стремление верующего  к исполнению религиозных обязанностей и любовь к загробному миру.

  Важное  социально-политическое и нравственное значение имеют запреты ислама в  семейно-брачных вопросах. Ислам, например, запрещает мужчинам вступать в брачный  союз с определенными категориями  женщин. Запрещено жениться на матери, родной сестре, теще. Мусульманка по шариату не имеет права выходить замуж ни за кафира (неверного), ни за человека чужого Священного Писания (христианина  или иудея). Мусульманин же имеет  право жениться на христианке или  иудейке.

  Среди запретов ислама особое место занимает недопущение к священным местам иноверцев. Классическому исламу неведомо разрешение посещать молитвенные дома и другие священные места туристам, тем более немусульманам. Мечеть в исламе имеет строгое назначение - только для молитвы и служения Богу. Естественно, в наши дни эти  запреты до определенной степени  ослаблены. Сейчас многие мечети - уникальные архитектурные и исторические памятники  ислама в Египте, Турции, Иране и  других местах - превращены в объекты  туристических посещений. Однако священную  область Саудовской Аравии - хиджаз, где находятся священные города мусульман Мекка и Медина, и в наше время посещать немусульманам строго запрещено. В основе этого запрета лежат два фактора: понятие о «нечистоте» и «осквернении» и запрещение для молитвенных домов каких-либо доходов. По представлению мусульман, христиане и иудеи являются последователями единого Бога - «людьми Священного Писания», однако, так как они употребляют алкогольные напитки, свинину (кроме иудеев) занимаются ростовщичеством и т.д., то считаются «оскверненными».

  Все юридические, нравственные и культурные предписания, определяющие поведение  верующих и считающиеся обязательными  для всех мусульман, сведены в  единую систему под названием  шариат (арабск. «шариа» - прямой, правильный путь), Источником шариата и его  составной части - мусульманского права (фикх) являются Коран и Сунна. Шариат начал оформляться в VIII в. и включил такие нормы, которые регулируют государственные, имущественные, семейно-брачные, гражданские и другие взаимоотношения мусульман.

  Первоначально все действия мусульман разделялись  на два вида - запретные (харом) и  одобренные (мустахиб). К моменту  окончания формирования шариата  все деяния мусульман были разделены  на пять категорий фарэдействия, выполнение которых считалось обязательным, суннат - их выполнение желательно, мухоб - добровольные действия, макрух - желательные действия, харом - строго запрещенные виды действия.

  По  шариату устанавливаются пищевые  нормы, запрещается игра на музыкальных  инструментах, украшение дома художественными  картинами и скульптурными изображениями  человека и животных, вступление в  брак с иноверцами, не принявшими ислам и т. п. В настоящее время многие из этих запретов утратили свою силу.

  З. Основные направления  ислама. Первоначально ислам представлял собой целостное образование, однако это продолжалось недолго. Смерть Мухаммеда в 632 г. поставила вопрос о том, кто должен стать его заместителем (халифом). Ближе других к пророку по родственным связям был его двоюродный брат Али, муж Фатимы дочери Мухаммеда) и отец двух любимых внуков Мухаммеда - Хасана и Хусейна. Однако первым халифом избрали не его, а АбуБекра - старейшего сподвижника Мухаммеда, участника переселения из Мекки в Медину. Вторым халифом стал Омар, которого назначил своим преемником Абу-Бекр. Третьим взошел на престол халифа Осман, принадлежавший к богатому курайшитскому роду Омейядов.

Информация о работе Ислам: доктрина, канон, культовая практика