Ислам в России: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

В данном реферате предлагаю рассмотреть развитие ислама в России с времен Владимира Святославича, а также охарактеризовать ислам в нашей стране в XXI веке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………2
История развития ислама в России……………………………………………………………….6
Ислам в России: современность……………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………………………………........26

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 47.78 Кб (Скачать)

XX век

Отношения России и исламского мира исторически складывались достаточно противоречиво и сложно. Последняя  война Советского Союза проходила  на территории мусульманской страны – Афганистана. В то же время традиционно  между двумя сторонами, как считает  целый ряд известных специалистов, существовало и существует совпадение или значительная близость по многим стратегическим, геополитическим и  социокультурным ценностям.

Отношения СССР с мусульманскими странами, особенно после Второй мировой войны, развивались таким образом, что  с целым рядом из них (многие арабские страны, Афганистан) такие связи  определялись как «особые», «дружественные». В то же время мусульманский, и  особенно арабский мир особенно благодарен Советскому Союзу за поддержку законных и справедливых требований палестинского  народа. Палестинский вопрос – своего рода лакмусовая бумажка, по которой  исламский мир судит о позиции  того или иного государства или  о взглядах того или иного политика.

Масштабное сотрудничество было взаимовыгодным: Советский Союз получал из стран  исламского мира продовольственные  и промышленные товары, в которых  он остро нуждался и которые при  других обстоятельствах был бы вынужден покупать на Западе совершенно по другим ценам. В ответ СССР реализовывал в исламском мире различные проекты  научно-технического характера.

Динамика этого сотрудничества была такова, что в 1970-1980-е годы, в  контексте новых внешнеполитических тенденций, а также происходящих внутренних изменений в самом  советском обществе многие ведущие  политики и специалисты на Западе с заметной тревогой прогнозировали выход стратегического взаимодействия Советского Союза и исламского мира в начале ХХI века на принципиально новый уровень. В то же время, ввод советских войск в Афганистан под странным для многих в исламском мире лозунгом «интернациональной помощи» кардинально изменил эту ситуацию. Правящие круги, а тем более общественность большинства мусульманских стран, оценили этот шаг руководства Советского Союза как «объявление войны Исламу».

Российское руководство в 1990-е  годы, сделав ставку на «максимальное  сближение с Западом любой  ценой», практически растеряло остатки  того влияния, которое имел Советский  Союз в исламском мире. Более того, конфронтация между новой Россией  и исламским миром усилилась  и из-за исламофобских установок.

Кризис в российско-исламских  отношениях стал еще более заметен  в ходе развития чеченского конфликта, возникшего как важный компонент  борьбы за власть в России, как метод  целенаправленного воздействия  на эту борьбу, а также на процесс  передела бывшей общегосударственной  собственности. Неспособность бывшего  российского руководства найти  политическое решение чеченского узла привела к дальнейшему кризисному витку. Началась реализация сценариев  «управляемых конфликтов» для усиления влияния на внутриполитические процессы в Российской Федерации. В том  числе преследовалась цель максимально  препятствовать сближению России с  исламским миром.

Несмотря на то, что чеченский  конфликт изначально не носил характера  межконфессиональной конфронтации, нашлись силы, которые попытались представить этот кризис как «новую агрессию России против Ислама». Эта  негативная тенденция была в определенной степени сломлена в 2003 году, когда  наметилось улучшение отношений  России с целым рядом ведущих мусульманских стран. В октябре этого же года глава российского государства впервые в истории присутствовал в Куала-Лумпуре на заседании важнейшего межгосударственного института Исламского мира – Организации Исламская конференция.

В 1992 году решением VI съезда мусульман России и европейских стран СНГ переименовано в Центральное Духовное Управление мусульман России и европейских стран СНГ. Председатель – Верховный муфтий Шейх уль Ислам Талгат Таджуддин (является единственным в России хранителем волоса пророка Мухаммеда; Шейх уль Ислам – высший исламский сан, в мире этот титул носят четыре человека).

В России в настоящее время последователи  ислама проживают практически во всех субъектах Федерации и принадлежат  к 40 этносам России. А основными  регионами распространения ислама на территории Российской Федерации  являются Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Сибирь, Северный Кавказ, крупные города – Москва, Санкт-Петербург и ряд других. Большая часть мусульман России проживают в девяти республиках: Адыгея, Башкирия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Татария, Чечня.

В 1937 году мусульмане составляли 5,9 процента, в 1989 году – 7,9 процента, в 1994 году –  более 8 процентов населения Российской Федерации. В настоящее время, по экспертным оценкам отечественных  специалистов, количество этнических мусульман в России 14,5 миллионов  – примерно 12 процентов населения  страны (5 миллионов нелегальных  иммигрантов и сезонных рабочих  исповедуют ислам), а к 2030 году численность  российских мусульман может достичь 30 млн. человек.

 

 

 

 

 

 

 

Ислам в России: современность.

13-14 марта в столице Сенегала (Дакар) прошла XI встреча в верхах в рамках Организации Исламская Конференция   (ОИК), в которой принял участие министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Россия входит в ОИК на правах наблюдателя. О непростой процедуре вхождения в эту организацию и о том, что дало России членство в ОИК, мы разговариваем с первым послом России в этой международной исламской организации В.В. Поповым.

– Хотя религия в нашей стране отделена от государства, религиозные  организации, часто исходя из интересов  общества, инициируют важные государственные  вопросы. В связи с этим, на Ваш  взгляд какова роль Совета муфтиев  России в том, что наша страна начала процесс вступления в ОИК?

– Первые контакты с этой организацией начались еще в 90-х годах. Произошел  обмен письмами между председателем  Совет муфтиев России шейхом Равилем  Гайнутдином и президентом Ирана Хатами когда Иран выполнял функции председателя ОИК.

Необходимо так же учитывать, что  эта межгосударственная организация  единственная в своем роде сформированная на религиозной основе, на базе исламской  солидарности почти 40 лет тому назад  и ни в одной другой религии  такой структуры нет. ОИК объединяет 57 государств, расположенных на четырех  континентах. Международный вес  организации в последнее время  быстро возрастает. ОИК занимается защитой интересов мусульман, координируя  позиции исламских государств по важнейшим международным вопросам.

Совет муфтиев России настойчиво проводил линию на установление контактов  с ОИК, но ОИК – межправительственная организация, поэтому конкретные действия по налаживанию сотрудничества с  ней могли предпринять только органы государственной власти. Однако Совет муфтиев России, благодаря своей активной позиции создал благоприятную атмосферу, в которой проходила проработка вопросов, связанных с возможным вступлением России в ОИК.

– Что предшествовало вступлению России в ОИК и, исходя из каких соображений это было сделано?

– Ясно, что Россия в основном, православная страна. Было много сторонников, но было и много противников вступления России в ОИК – и у всех их были свои аргументы. Ситуация складывалась так, что у нас в 90-ые года начались интенсивные контакты с ОИК: в  Москву приезжали даже Генсеки организации, но речь на встречах шла в основном об освобождении наших военнопленных  попавших в руки афганских полевых  командиров.

Постепенно, после бурных 90-х жизнь  стала возвращаться в обычную  колею и по мере того, как она  нормализовывалась, становилась яснее роль ислама в России. Здесь можно выделить три основных фактора:

Ø ислам пришел в Россию раньше христианства и мусульмане России – ее коренные жители (часть русской элиты имела мусульманские корни);

Ø происходил синтез культур. Русские никогда не жили одни на своей территории и поэтому произошел симбиоз – взаимопроникновение культур, который дал исключительно позитивные результаты. Кроме этого увеличивалось и число мусульман в стране. В конце 90-х начался своеобразный духовный ренессанс традиционных религий России, люди потянулись к религиозным знаниям. Естественно у российских мусульман возрос интерес к жизни своих единоверцев за рубежом, начали укрепляться связи с мусульманами других государств. Президент В.В. Путин ясно видел в ходе своих поездок по стране, что мусульмане – коренные граждане страны, ислам в России – вторая религия после православия. Христиане и мусульмане веками жили в России бок о бок и взаимодействовали и это сотрудничество надо беречь как зеницу ока.

Следует так же учитывать, что после 11 сентября 2001 года интерес к исламу резко повысился, и начались дискуссии о его месте в мире. Все эти факторы привели к тому, что после многочисленных визитов в разные мусульманские страны и бесед с мусульманскими политиками президент сделал вывод о необходимости укрепления связей с исламским миром. С этой целью Россия обратилась с просьбой о вступлении в ОИК на первых порах в качестве наблюдателя.

Началось серьезное обсуждение данного вопроса внутри страны и  за рубежом. В 2002 году впервые в МИДе был создан пост посла по связям с ОИК и образована группа по исламскому фактору. В августе 2003 года В.В. Путин, находясь с официальным визитом  В Малайзии, выступил с инициативой  вхождения в ОИК на правах наблюдателя. Скажем прямо, не все аплодировали, но Путин если принял решение, то аргументировано  его защищает и твердо проводит в  жизнь. Он говорил, что российские мусульмане должны почувствовать себя частью мусульманской  уммы, должны иметь свободу связей со своими единоверцами. После этой инициативы малазийцы пригласили его на саммит ОИК в качестве гостя.

Саммит ОИК состоялся в Куала-Лумпуре  в октябре 2003 года, Путин выразил  готовность поехать и выступить  на саммите. В.В. Путин предложил  сотрудничать на равноправной основе, протянул исламскому миру руку дружбы подчеркнув, что сложение наших возможностей и усилий способно стать важнейшим фактором мировой политики. Речь была настолько яркой и содержательной, что зал неоднократно взрывался аплодисментами. Результаты не заставили себя ждать: на саммите была принята резолюция, призывающая к расширению сотрудничества и взаимодействия ОИК с Россией, начались более интенсивные контакты. Впервые, в Москву с официальным визитом прибыл наследный принц королевства Саудовской Аравии (нынешний король). Это был сложный дипломатический марафон, который привел к позитивным результатам, многие из которых будут еще более очевидны с течением времени. Это было поистине историческое событие. Правда понадобилось еще немало усилий для того, чтобы 30 июля 2005 года Российская Федерация официально получила статус наблюдателя в ОИК. (Были противники этого как внутри страны так и за рубежом, но, в конце концов ОИК приняла единогласное решение относительно нашего вступления в эту организацию на правах наблюдателя: обо всех перипетиях этого сложнейшего процесса я расскажу позже.)

– Как в этой работе помогало мусульманское  духовенство?

– Мы работали бок о бок с  Советом муфтиев России: мы постоянно  согласовывали наши позиции. В государственной  делегации в мусульманские страны отныне включаются представители мусульманского духовенства, мусульманских регионов. Мы вместе с Советом муфтиев России выдвинули идею проводить каждый год в особняке МИД России прием  для послов мусульманских стран  по случаю мусульманского нового года. Мы ввели эту традицию с 2003 года. В 2006 году была создана группа стратегического видения «Россия – исламский мир», во главе с Е.М. Примаковым и М.Ш. Шаймиевым. В ее состав входят несколько премьер-министров и министров иностранных дел исламских государств, несколько известных религиозных деятелей. Эта группа уже провела три заседания: Москве, Казани, Стамбуле, четвертое будет в конце этого года в Джидде. Председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин – непременный участник всех наших мероприятий. Недавно центр арабских и исламских исследований и совет муфтиев России совместно подготовили сборник документов и материалов «Россия и ОИК» (презентация состоялась в Москве и Казани). Следует подчеркнуть, что визиты мусульманского духовенства в различные мусульманские страны, способствуют укреплению авторитета России среди зарубежных мусульман.

– Россия как страна, которая претендует на особую роль в мире, какие цели преследует, вступая в ОИК?

– Цели многообразны. Если те демографические  тенденции, которые имеются сейчас, сохранятся, то через 20-25 лет треть  населения нашей страны будут  составлять мусульмане. И для того чтобы мусульмане чувствовали себя свободно, у них должны быть нормальные связи с единоверцами. Мы начинаем координацию действий с исламским  миром по важнейшим вопросам экономики. В ближайшие 10-15 лет продолжится  столкновения Запада и исламского мира. Здесь много раздражителей. Существуют реальные проблемы: палестинский вопрос отравляет всю систему международных  отношений уже шестьдесят лет, а  сейчас добавился иракский кризис, к этому надо добавить проблему Афганистана  и Пакистана. Талибы возвращаются: они  уже контролируют, чуть ли не треть  территории страны, я уже не говорю про Филиппины, Таиланд, Сомали. В  Европе свои проблемы: 20 миллионов мусульман  не интегрированы в европейское  сообщество, многие сложности сопровождает решение проблемы вхождения Турции в Евросоюз. Ближайшее время будет тяжелым для Запада, потому что его экономические позиции слабеют, а мусульмане быстро набирают силу. В этот период доходы от нефти возрастут многократно. Это уже величайшая финансовая мощь. В мусульманских странах появилась совершенно другая элита. Это новые люди, которые овладели западной культурой и знают свою цивилизацию. Они четко представляют как укреплять свои страны, они знают что хотят (например, основателя современного малазийского чуда Мохатхира Мухаммада, профессор Экмеледдина Ихсаноглу). Посмотрите насколько эффективно действует президент исламского Банка Развития саудовец Мухамммад Али. Все это неординарные люди, но, к сожалению, на Западе не все это еще до конца понимают. Кто может обеспечить примирение исламского мира и Запада? Как можно решить, например палестинскую проблему? Единственный, кто может решить эту проблему – это мы. У нас хорошие отношения с исламским миром, мы пользуемся его доверием. ХХI век показал, что силой нельзя решить ни одну проблему. Ситуация в мире стремительно меняется. Нужно искать компромисс. Мы можем сыграть центральную роль в обеспечении этого компромисса, потому что мы понимаем лучше и Запад, и Восток. Мы – не часть Запада, мы – не часть Востока. Россия может сыграть выдающуюся роль, но вместе с другими странами. У нас уникальный опыт сосуществования разных религий, культур, а характер российской цивилизации прекрасно демонстрирует Казанский кремль, где рядом стоят и Мечеть Кул-Шариф и христианский храм. Сама русская цивилизация – это симбиоз культур.Главный итог – это изменение подходов к отношениям с исламским миром. Взять недавние визиты Президента Путина в ряд мусульманских государств – как укрепляется сотрудничество между нами: мы запускаем саудовские спутники, строим железную дорогу в Саудовской Аравии. Связи с Турцией, Алжиром, Египтом, ОАЭ, Оманом, Малайзией, Ираном, Индонезией и многими другими странами расширяются на глазах. Представьте себе, 20 лет назад государство было против любой религии, а теперь какие сдвиги произошли. Мы укрепляем связи с новой элитой мусульманских стран. Это результат того, что изменилось отношение к сотрудничеству с исламским миром в обществе.

Информация о работе Ислам в России: история и современность