Ислам в России: история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

В данном реферате предлагаю рассмотреть развитие ислама в России с времен Владимира Святославича, а также охарактеризовать ислам в нашей стране в XXI веке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………2
История развития ислама в России……………………………………………………………….6
Ислам в России: современность……………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………………………………........26

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 47.78 Кб (Скачать)

Ислам в России: история и современность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………………………2

История развития ислама в России……………………………………………………………….6

Ислам в России: современность……………………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………………………………………22

Список литературы…………………………………………………………………………………........26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,

Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд,

Но нет Востока, и Запада нет, что – племя, родина, род,

Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает? 

«Баллада о Востоке и Западе»,

Р. Киплинг

Ислам (в переводе с арабского означает смирение и покорность) – одна из трех древнейших фундаментальных религий, наряду с буддизмом и христианством. Зародился Ислам в древней Аравии в 7 веке нашей эры, основателем религии был Пророк Мухаммед, а первыми последователями учения стали мусульмане. В те далекие времена, мир Востока, раздираемый постоянными междоусобными войнами, требовал спокойствия и умиротворения. Человек погружался в сумрак пороков и вел жалкий нечестивый образ жизни, он утрачивал свою священную роль. Именно тогда в первоисточниках зародилось великое чистое учение Ислама. Мухаммед являлся уникальным образцовым мусульманином, живущим достойной и чистой жизнью, придерживающегося справедливости, смирения и милосердия и пробуждающего своей улыбкой в сердцах людей все самое доброе. Именно на этих аспектах строится истинное правильное учение. Чтобы отправиться по единственному прямому пути, требуется огромный объем тяжелого труда и борьбы. Серьезной проблемой для исламского мира является отношение к секуляризму. С одной стороны, имеется немало влиятельных мусульманских государств, в которых правят светские режимы и светское законодательство. Наиболее яркий пример такого государств – Турция, где даже пришедшая к власти исламская партия – Партия справедливости и развития – не стала предпринимать никаких попыток изменить конституцию страны, гарантирующую светский характер ее государственности. С другой стороны, существует поддерживаемая некоторыми консервативными исламскими режимами тенденция рассматривать секуляризм как угрозу для исламского мира. На Западе охотно поддерживают утверждение о том, что ислам противостоит секуляризму. Наиболее осторожные аналитики говорят, что секуляризму и либеральной демократии противостоит не исламский мир вообще, а политический ислам. Некоторые политики считают, что он как объединяющая идеология образует «четвертый полюс» в мировом порядке, или «зону веры», центр которой расположен на Ближнем Востоке. Но, подобно тому, как весь исламский мир нельзя отождествлять с одной, весьма консервативной тенденцией, точно так же нельзя говорить как об антиподе общества с высоким уровнем религиозности о секуляризме вообще: в качества такового выступает агрессивный секуляризм.

Отношения между исламским миром  и Западом не так давно были отравлены публикацией карикатур  на Пророка Мухаммеда сначала  в датской, а затем в некоторых  других газетах. Недавно карикатуры были напечатаны снова, в ответ на сообщения о готовившемся покушении на журналиста. Показательно, что реакция на повторную публикацию карикатур в мусульманских государствах была не столь острой, как в первый раз. Не было многочисленных нападений на посольства и массовых беспорядков. Почему? Видимо, на этот раз большинство людей поняли, что их хотят спровоцировать на противоправные действия, представить «нецивилизованными», в очередной раз обвинить в неприятии демократии и свободы слова. При этом ряд государств решил бойкотировать датские товары, что является вполне соответствующей международным нормам реакцией, хотя и вряд ли плодотворной. Можно предположить, что конфликт между требованием уважать религиозные ценности, священные для верующих, и стремлением обеспечивать либеральные свободы (под прикрытием которых могут отстаиваться нормы, не приемлемые верующими, причем не только мусульманами) далеко не исчерпан.

И в данном реферате предлагаю рассмотреть  развитие ислама в России с времен Владимира Святославича, а также охарактеризовать ислам в нашей стране в XXI веке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития ислама в  России

Став третьей, самой молодой  из молодых религий после буддизма и христианства, ислам сразу заявил о себе как политическая и военная  сила. Он оказал огромное преобразовательное воздействие на арабские племена, которые, объединенные исламом, основали свою громадную империю. Также, как и православие, ислам насчитывает на современной территории России тысячелетнюю историю, включающую торговые и военные противостояния с православием, вассальные зависимости (как православных стран от мусульманских, так и наоборот), периоды торговли и мирного сосуществования.

На территории современной России первые мусульмане (купцы из Халифата) появляются уже в VIII – IX веках благодаря интенсивной торговле с Востоком; в этот период на Руси ходят арабские монеты. По свидетельству председателя Совета муфтиев Равиля Гайнутдина «Ислам пришел на нашу землю раньше, чем крещение Руси – на территории Дербента (Дагестан) уже в VIII веке была построена мечеть».[1] Независимые мусульманские государства на территории России существовали тысячу лет – с Волжской Булгарии до окончания Кавказской войны; весь этот период мусульмане жили и на территории христианских государств – русских княжеств и феодальных республик, Великого княжества Литовского, Московского государства, Российской империи. В исламский период Золотой Орды (1312—1480) христианские княжества находились в вассальной зависимости от мусульманских улусов и ханств. После объединения русских земель Иваном III и его преемниками часть мусульманских ханств стала находиться в зависимости от православной монархии, а часть была аннексирована Российским государством. С этого времени ислам становится религией большого числа поданных российского монарха.

На территорию России (а именно в Дагестан) ислам был принесен в результате арабской экспансии  во второй половине VII века. Однако первоначально он не получил здесь широкого распространения, так как горцы не хотели принимать силой навязываемую им веру. Процесс утверждения ислама в Дагестане активизируется в результате миссионерской деятельности арабских проповедников и охватывает довольно длительный период с X по XVIII век.

Владимир Святославич, «выбор вер» и ислам

В 980-е годы, по «Повести временных  лет», послы Владимира Святославича и сам князь вели переговоры о принятии ислама, однако в итоге остановились на христианстве, пришедшем из Византии. Знаменита фраза, якобы сказанная Владимиром по поводу исламского запрета на спиртное: «Веселие Руси есть пити, не можем без того жити», в летописи также есть достаточно резкий в подробностях рассказ о якобы «нечистоплотности» булгар-мусульман, переданный Владимиру послами. Очевидный легендарный и тенденциозный колорит этих подробностей заставлял новых историков вообще ставить эпизод «выбора вер» под сомнение, но данные восточных источников о посольстве в Хорезм с просьбой о принятии ислама правителя по имени Буладмир свидетельствует, что сам факт этих контактов достоверен.

Волжская Булгария (922—1241 гг.)

Государство Волжская Булгария (современная Татария) располагалось в Среднем Поволжье и Прикамье, возникло в X веке. Торговало с Арабским халифатом и Византией, имело военное и торговое соперничество с Киевской Русью. В 919 правитель Волжской Булгарии отправил посольство к багдадскому халифу с предложением прислать духовенство для перехода страны в ислам; Волжскую Булгарию посетил с посольством Ибн Фадлан, оставивший ценные записки о Поволжье. В 922 году хан Алмуш объявляет ислам в качестве государственной религии Волжской Булгарии. В 1241 году Волжская Булгария была покорена татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды.

Исламский период Золотой Орды (1312—1430-е)

В 1312 году ислам как государственную  религию[2] приняла Золотая Орда (Улус Джучи) – одно из государств-преемников империи Чингисхана, расположенное на значительной части территории современной России (Поволжье, Кавказ, Сибирь). Кроме того, с 1240-х годов (то есть со времени, когда Орда ещё была веротерпимым государством при традиционной монгольской религии элиты) вассалами Орды были православные княжества Северо-Западной, а до XIV века и Южной Руси; верховный сюзерен княжеств Северо-Западной Руси (великий князь Владимирский) до рубежа XIV и XV веков назначался ханом Орды, выдававшим ему ярлык на княжение.

Похожие исламские страны-улусы, преемники  империи Чингисхана, в которых  впоследствии был принят ислам, существовали и на территории России и стран  СНГ:

- Чагатайский улус (1224—1370 гг.) –  современные Узбекистан, Таджикистан, Семиречье в Казахстане;

- Узбекский улус (XIII—XV века) – современные Казахстан, Узбекистан и Западная Сибирь.

Мусульманские страны после распада  Золотой Орды (1430—1783 гг.)

В 1430 году Золотая Орда распалась  на Большую (1433—1502 гг.) и Ногайскую (XIV—XVIII века) Орду, а также ряд независимых ханств. На современной территории России существовали следующие исламские страны:

- Казанское ханство (1438—1552 гг.) – Среднее Поволжье (Россия);

- Астраханское ханство (1459—1556 гг.) – Нижнее Поволжье (Россия);

- Сибирское ханство (XV—XVI века) – Западная Сибирь (Россия);

- Крымское ханство (1443—1783 гг.) –  Краснодарский край (Россия).

Большая Орда, считавшая себя правопреемником  Золотой Орды, претендовала на суверенитет  над Московским государством. Традиционно  концом последних следов вассальной зависимости считается Стояние  на Угре – 1480 год, вскоре после которого Большая Орда была разгромлена Крымским ханством и утратила самостоятельность.

С конца XV века начинаются попытки московских великих князей установить контроль над Казанью. После взятия Казани князьями Владимиром Старицким и Александром Горбатым-Суздальским и последовавшего насильственного крещения тысяч казанцев Иваном Грозным булгарам была оставлена вторая столица (совр. Уфа). В 1552 году Иван IV Грозный покорил Казанское, а в 1556 Астраханское ханства. Постепенно и другие исламские государства были присоединены к православной царской Руси и России военным путём.

к. XVI – XVIII вв.

В царском указе 1681 г. Ивана V, отношение к магометанству меняется в связи с принятием доктрины православного государства. В XVII – XVIII вв. шариат становится важным регулирующим фактором семейно-брачных и межличностных отношений мусульман. Утверждаются мусульманские праздники, мусульманские обряды, сопровождающие важнейшие события жизни человека (рождение, достижение зрелости, смерть).

Татары-мусульмане участвовали в  освобождении России от поляков в 1612 г. Семь татарских мурз подписали  грамоту об избрании на престол Михаила  Романова, поддержав, таким образом, идею единого Российского государства. В 1716 г. по повелению Петра I был сделан русский перевод Корана. В 1722 г. появилось первое в России научное исследование по Исламу Дмитрия Кантемира.

Центральное Духовное Управление мусульман  России (ЦДУМ) образовано в 1788 году Высочайшим Указом Императрицы Екатерины II как Оренбургское магометанское духовное собрание. Оно должно было осуществлять контроль над духовной жизнью всех российских мусульман, началось встраивание духовных лиц Ислама в сословную структуру империи. В конце XVIII берет свое начало особый период территориального роста России. Главным его содержанием стало включение в состав государства огромных территорий, заселенных преимущественно мусульманами. Юрисдикция ОМДС с тех пор ограничилась внутренними областями, а для окраин стали создаваться свои органы управления духовными делами новых мусульманских подданных империи. Общий надзор за жизнью российских мусульман осуществлял Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел, который в своей деятельности был обязан придерживаться «принципа полной терпимости, насколько такая терпимость может согласовываться с интересами государственного порядка».

Последним регионом с преобладающим  мусульманским населением, вошедшим в состав России, был Туркестанский  край, включавший в себя часть казахской  степи и среднеазиатские ханства. Безусловно, политика империи в отношении Ислама во внутренней России значительно отличалась от окраин. Тем не менее, представляется полезным остановиться на ее основных принципах и динамике в Центральноазиатском регионе.

XIX – сер. XX вв.

Новый этап в освоении Средней Азии начинается в середине следующего столетия и связан с покорением Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Конфессиональная ситуация здесь была иной. В отличие от степи, Ислам в ханствах имел многовековую историю и действительно являлся духовной основой социально-политических и экономических отношений в регионе. В целом, несмотря на лояльность к Исламу, имперская власть все-таки настороженно относилась к мусульманам. Более того, особенности геополитического положения Средней Азии, населенной практически исключительно последователями Мухаммеда, превращали его не просто в очаг этноконфессиональной напряженности, а делали религиозный вопрос одним из важнейших в региональной политике.

С 1831 г. начало функционировать Таврическое  магометанское духовное правление  в Крыму. А сразу по завоеванию Ташкента в 1865 г., первый военный губернатор Туркестанской области М. Г. Черняев  принял на себя обязательство сохранять  в неприкосновенности Ислам и  все его институты и, в обмен  на лояльность мусульманских религиозных  деятелей, не вмешиваться в его  деятельность. В 1867 г. в Средней Азии было создано Туркестанское генерал-губернаторство. В Ташкент прибыл К.П. Кауфман. Активный русификатор в Северо-Западном крае, где он также был генерал-губернатором и всячески поощрял массовый переход  католиков в Православие, новый  главный начальник Туркестана в  отношении мусульман стал проводить  политику «игнорирования» Ислама (политикой  позитивного нейтралитета).

В 1872 г. возникли Суннитское и Шиитское духовные управления на Кавказе (после 1917 года преобразовано в Центральное  Духовное Управление мусульман). Но для того, чтобы решить поставленные проблемы, требовался единый центр. Действительно, не прошло много времени, как возник такой политический центр. В августе 1905 года представители большинства мусульманских областей России провели первый съезд мусульман в Нижнем Новгороде на корабле «Густав Струве». Съезд утвердил создание организации «Итифаги-муслимин» («Союз мусульман»). Это собрание, завершившееся принятием решения, состоящего из пяти положений, стало основой политической структуры, объединяющей мусульман России.

В первые годы Советской власти религиозная  активность духовенства в стране сохранялась. Антирелигиозная борьба в стране в середине 30-х приняла  воинствующий характер; разрушались  культовые здания, сократилась численность  мусульманских общин. Было обвинено в антисоветской деятельности и  арестовано почти все мусульманское  духовенство, многие из них расстреляны  или умерли в местах заключения. В 1944 году Центральное Духовное Управление мусульман разделено на 4 независимых  управления и переименовано в  Духовное Управление мусульман Европейской  части СССР и Сибири.

Информация о работе Ислам в России: история и современность